Программа внеурочной деятельности Траектория (5 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружка «Траектория»

на 1 год обучения

Возраст обучающихся: 10-11 лет










Учитель:

Темникова Татьяна Викторовна











2015-2016 учебный год





Пояснительная записка


Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной и исследовательской деятельности.

Рабочая программа "Траектория" составлена на основе авторской программы Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., Чураковой О.В. "Основы проектной деятельности школьника".

Программа "Траектория" предназначена для учащихся 5 классов, и рассчитана на 35 часов. Данная программа разработана на 1 год.
Цель данной программы - формирование проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.
Задачи:

  • Формировать у учащихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта.

  • Способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки школьника.

  • Помочь приобрести учащимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности.

  • Способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков.

  • Учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

  • Развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
    Программа кружка "Траектория" направлена на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. Итоговым продуктом курса "Траектория" является - готовый проект или исследовательская работа (по выбору учащегося).




Формы и методы обучения

Методы

Формы

Словесный (беседы, творческие выступления)
Литературный (использование специальной литературы, материалов периодической печати, отчеты об итогах работы)

Картографический (анализ карт, различных по содержанию)

Статистический (использование цифрового материала, графиков, диаграмм, обработка собранных данных)

Визуальное наблюдение (сбор информации путем наблюдений за объектами)

Исследовательский (проведение научных исследований, опытов)

Практический (при выполнении практических заданий)

лекционно-семинарские занятия

практические занятия

массовые мероприятия

самостоятельная работа учащихся

индивидуальная работа (научное консультирование по индивидуальным исследовательским темам, библиографическая помощь)

встречи, интервью

социологический опрос

Планируемые результаты

Результаты

Формируемые знания и умения

Средства формирования

Личностные

формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии
парно-групповой работы

Регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные

• умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;

• добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

• умение координировать свои усилия с усилиями других;

• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.



Содержание программы

5 класс (35 часов)

Тренинг - 18 ч

Занятие 1.

Тема: Что такое проекты.

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

Занятие 2.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 3.

Тема: Как мы познаём мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Занятия 4.

Тема: Школа почемучек.

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Занятия 5-6.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Занятия 7.

Тема: Что такое исследование? Методы исследования

Знакомство с понятием «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как люди используют результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).

Занятия 8.

Тема: Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Занятия 9

Тема: Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения

Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез.

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа.

Занятия 10.

Тема: Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям

Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок.

Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

Занятия 11

Тема: Учимся делать умозаключения и выводы

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Занятия 12.

Тема: Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное

Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Занятия 13.

Тема: Как делать схемы?

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.д. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».

Занятие 14.

Тема: Как работать с книгой?

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов.

Занятие 15.

Тема: Что такое парадоксы?

Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».

Занятие 16.

Тема: Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.).

Занятие 17.

Тема: Как планировать исследования и проекты

Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.

Занятие 18.

Тема: Как сделать сообщение о результатах исследования

Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Исследовательская деятельность- 10 ч

Занятие 19-20.

Тема: Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Занятие 21.

Тема: Экспресс-исследование

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.

Занятие 22.

Тема: Мини-конференция по итогам экспресс-исследования

С краткими сообщениями выступают только желающие.

Занятие 23.

Тема: Экскурсия-исследование

Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможности и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.

Занятие 24.

Тема: Мини-конференция по итогам экскурсии

Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.

Занятие 25.

Тема: Коллективная игра-исследование

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.

Занятие 26.

Тема: Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди».

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.

Занятие 27-28.

Тема: Сообщения о собранных коллекциях

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы.

Мониторинг исследовательской деятельности - 7 ч

Занятие 29-30.

Тема: Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Занятие 31-32.

Тема: Мини-конференция по итогам собственных исследований

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном.

Занятие 33-35.

Тема: Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам.





















Календарно-тематический планирование для 5 класса

п/п

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

Дата

проведения

В том числе

Виды деятельности

Теория

Практика

План

Факт


1. Тренинг (18 ч)






Понятие о проектах и исследовательс-кой деятельности учащихся. Презентация исследовательс-ких работ уча-щихся. Понятия: проект, проблема, информация Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные дейст-вия. Игра «Найди причину».

Выполнить зада-ния на проверку и тренировку наблюдательнос-ти.

Практические задания типа «Что сначала, что потом», «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений», «Как сделать сообщение».

1

Что такое проекты

1

03.09


+


2

Что такое проблема

1

10.09


+


3

Как мы познаём мир

1

17.09


+

+

4

Школа «почемучек»

1

24.09


+

+

5-6

Удивительный вопрос

2

01.10

08.10


+


7

Что такое исследование? Методы исследования

1

15.10


+


8

Наблюдение и наблюдатель-ность. Что такое эксперимент?

1

22.10


+

+

9

Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения

1

29.10


+

+

10

Как правильно классифицировать.

Что такое определения?

1

12.11


+


11

Учимся делать умозаключения и выводы

1

19.11


+

+

12

Как задавать вопросы?

Учимся выделять главное и второстепенное

1

26.11



+

13

Как делать схемы?

1

03.12



+

14

Как работать с книгой?

1

10.12



+

15

Что такое парадоксы?

1

17.12



+

16

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

24.12



+

17

Как планировать исследования и проекты

1

14.01



+

18

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

21.01



+


2. Исследовательская деятельность (10ч)






Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Прак-тические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

19-20

Тренировочное занятие по методике проведения само-стоятельных исследований

2

28.01

04.02


+

+

21

Экспресс-исследование

1

11.02



+

22

Мини-конференция по итогам экспресс-исследования

1

18.02



+

23

Экскурсия-исследование

1

25.02



+

24

Мини-конференция по итогам экскурсии

1

03.03



+

25

Коллективная игра-исследование

1

10.03



+

Выбор любой из описанных игр или разработать собственную. Се-минар, на котором дети сообщают о том, какие коллек-ции ими собраны.

26

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование

1

17.03


+


27-28

Сообщения о собранных коллекциях

2

31.03

07.04



+


3. Мониторинг исследова-тельской деятельности (7ч)






Дети выступают с короткими сооб-щениями по ито-гам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований.

29-30

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

2

14.04

21.04


+

+

31-32

Мини-конференция по итогам собственных исследований

2

26.04

05.05


+

+

33-35

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

3

12.05

19.05

26.05


+

+


ИТОГО

35







































Примерные критерии оценки результатов

итоговой проектной (исследовательской работы)


Критерии

Баллы

(от 0 до 3)

Соответствие

структуры

работы

конкурсным

требованиям

а) содержания

б) введения

в) обзора литературы

г) описания исследования

д) описания результатов исследования

е) выводов

ж) списка использованной литературы

з) рецензии

Содержание

раздела

«Введение»

а) постановка проблемы исследования,

б) обоснование актуальности выбранной темы исследования (ее научного и практического значения)

в) формулировка цели исследования

г) формулировка задач исследования

д) конкретизация объекта исследования

е) конкретизация предмета исследования

ж) формулировка собственной гипотезы

з) практическая значимость

е) особенность и новизна

Содержание раздела «Организация исследования»

а) указано место (район) проведения исследования; кто и когда (дата) его проводил

б) перечислены объекты исследования (наблюдения)

в) перечислены методы проведения исследования

г) подробно описана полностью оригинальная методика

Содержание раздела «Результаты исследования»

а) подробно изложены полученные результаты

б) проведен сравнительный анализ при первичном и вторичном исследовании

в) результаты проиллюстрированы (таблицами, рисунками, графиками, фотографиями и т.п.)

Содержание основного раздела

(теоретическая часть)

а) проблема рассмотрена с разных позиций, рассмотрены разные точки зрения

б) информация посредством работы с

научными источниками, информационными ресурсами и цифровыми образовательными ресурсами;

в) информация систематизирована и проанализирована

Содержание основного раздела

(практическая часть)

а) описаны все составляющие проекта

б) описано каждое изделие

в) приложены технологические карты

Содержание раздела «Экономическое обоснование» - для проекта

а) перечень материалов с указанием стоимости, норм расхода, цена одного материала

б) выбор материал обоснован

Содержание

раздела

«Выводы»

а) наличие краткой (по пунктам) формулировки результатов (выводы ставятся из количества задач)

б) результаты сопоставлены с собственной гипотезой

г) намечена перспектива для дальнейших исследований

Содержание

раздела

«Литература»

а) перечислены все использованные работы.

б) использованы научные источники

в) информационные ресурсы

г) цифровые образовательные ресурсы

Соответствие

оформления

работы

конкурсным

требованиям

а) правильное оформление титульного . листа

б) соблюдение технических требований (размеры кегля, полей, интервалов, нумерация страниц, разделов и подразделов, размещение заголовков)

в) оптимальный объем работы

г) правильное оформление ссылок

д) правильное оформление цитат

е) правильное оформление рисунков (графиков, диаграмм, схем и т.п.)

ж) правильное оформление таблиц

з) правильное оформление формул, символов

и) правильное оформление списка литературы

ИТОГО













































Учебно-методические средства обучения


Материально- технические условия

• Наличие ТСО: компьютера, мультимедийное оборудование, принтер, сканер, фотоаппарат.

• Оформительские принадлежности: фломастеры, гуашь, краски, клей, карандаши, ватманы.

• Наглядные пособия: таблицы, раздаточный материал, природный материал.

• Объекты для экспозиции.

Научно-методические условия

• Методическая и научная литература по проектной и исследовательской деятельности.

• Программа курса «ТРАЕКТОРИЯ».

• Взаимодействие со школьной и городской библиотекой.

• Использование ресурсов Интернет.

Список литературы

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.

  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.

  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. - 176 с.

  4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. - Москва, издательство «Аркти», 2006.

  5. А.С.Границкая. Научить думать и действовать. М. Просвещение, 1991 г.

  6. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. - Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).



© 2010-2022