Классный час День народного единения

В 2005 году был принят новый закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Один из этих дней -День народного единства, о котором ведется речь в разработке этого классного часа. Эта тема в настоящее время очень актуальна. В истории нашей страны очень много событий, когда великий русский народ объединялся для решения общей цели. Данная разработка позволит окунуться в исторические события 1612 года, которые расскажут детям о важности объдинения разных народов многих областей России для изг...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №11

Дзержинского района

города Волгограда








Классный час



Тема: «День народного единения».


4 класс














Автор-разработчик;

учитель начальных классов

высшей категории

Львова Светлана Николаевна.



День народного единения.

Классный час.

4 класс.

Цели:

  • дать представление учащимся о новом государственном празднике;

  • познакомить с новыми страницами нашей истории;

  • подвести детей к пониманию смысла праздника;

  • воспитывать бережное отношение к окружающим людям.

Оборудование;

  • Фотография памятника Минину и Пожарскому;

  • Ария из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»;

  • Репродукция картины Э.Лисснера «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»;

  • Слова Конфуция на доске: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием».

Ход урока.

  1. Из истории вопроса.

В 2005 году был принят новый закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Один из этих дней -День народного единства, о котором мы сегодня с вами и поговорим.

  • Что вы знаете об этом дне?

  • Почему так называется этот праздник?

  • Давайте вспомним исторические события нашей страны, когда народы нашего государства были вынуждены обратиться к объединению.(образование Руси, принятие единой веры, Куликовская битва и т.д.)

Сегодня вы узнаете еще об одном историческом событии, когда многие разные народы многих областей России объединились для достижения единой цели.

Начало 17 века ознаменовалось мощной крестьянской войной в России, ожесточенной борьбой за власть, захватом русских земель внешними врагами на севере и западе (литовцы, шведы, поляки). После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия. У власти оказалась Боярская дума, которая состояла из 7 человек, за что получила название «Семибоярщина». Новое правительство больше опасалось возмущений со стороны своего народа, чем интервентов. Поэтому они тайно впустили поляков в Кремль, где хотели венчать на русский трон польского королевича. Так интервентам удалось захватить Москву.

В отличие от московских бояр русский народ упорно сопротивлялся захватчикам. Освобождение Москвы, изгнание захватчиков за пределы России, сохранение независимости страны- к этому стремились тогда патриоты. Было создано первое земское ополчение. Однако все его попытки оказались безуспешными.

Вполне естественно возникла мысль о единстве действий против общего врага. Эта идея нашла свое отражение в интереснейших документах тех лет- переписке жителей разных городов и районов государства.

Одно из них в 1611 году жители Казани и Казанского края отправили на Урал, в Пермь Великую. От имени «всяких людей Казанского государства» прозвучал призыв к объединению сил против интервентов. И что особенно знаменательно: призыв исходил как от русских людей, так и от татар, чувашей, марийцев, удмуртов.

Значит, защита от общей беды стало делом многих народов.

И Россия выдержала тяжкое испытание- интервенты были изгнаны, государственность сохранена.

Одним из главных событий того времени было освобождение Кремля от польских захватчиков. Под давлением народного ополчения из Нижнего Новгорода, из-за отсутствия продовольствия и какой-либо поддержки, оккупанты были вынуждены сдаться. Нужно ли удивляться, что смутное время надолго завладело умами, стало памятной страницей истории. 4 ноября 1612 года состоялся крестный ход с главной иконой Казанской Божьей Матери, которая встретилась на Красной площади с другой иконой- Владимирской Богоматерью. В 1613 году состоялись выборы царя. Им стал боярин Михаил Романов.

Через все летописи этого времени проходит патриотический сюжет о борьбе с интервентами в начале 17 столетия. Создаются такие летописи не только в Москве. Составленный тогда «Нижегородский летописец» среди особо примечательных событий под 1612 годом указал: «…пришел князь Дмитрий Михайлович Пожарский и нижегородские жители, всяких чинов люди, выбрали нижегородца посадского человека добраго Кузьму Минина и…собрали ратных людей много … из Нижняго пошли к Москве для очищения московского».

В 1804 году скульптор Иван Мартос начал работу над созданием памятника, посвященного героям этих событий. Только через 14 лет в центре Красной площади на народные деньги был установлен памятник, где Кузьма Минин указывал рукой на Кремль.

  • Что хотел выразить скульптор своим произведением?

В годы Советской власти памятник был передвинут к собору Василия Блаженного.

  • А что вы узнали о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском? (сообщения детей).

Кузьма Захарович Минин-Сухорук, новгородский староста, был отличным организатором. Главной его задачей было найти деньги, чтобы ратные люди ни в чем не нуждались. Каждый народ вносил свою лепту: кто-то предоставлял армию, кто-то давал деньги, провизию, одежду. Размер налога на эти цели составлял шестую часть всего имущества каждого горожанина. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский имел славную родословную. Его род был из Рюриковичей и исходил от Всеволода- Большое Гнездо. После ополчения служил воеводой.

Народные исторические песни восславили дела патриотов. В одной из них Кузьма Минин призывает жителей Нижнего Новгорода ополчиться на врагов, захвативших Москву:

Пойдем-ка мы сражатися

За матушку, за родну землю,

За родну землю, за славный город Москву.

По предложению Минина нижегородцы выбирают «Удалова молодца воеводушку.. князя Дмитрия по прозванию Пожарского». В песне описывается поход ополчения к Москве и освобождение Столицы. На штурм Кремля ратников вдохновляет обращение Пожарского «помолиться на святые на врата на Спасския» и идти в бой.

  • Посмотрите на репродукцию картины, которая передает настроение, желание русского народа об освобождении. Поделитесь своими впечатлениями.

  • А кто из вас слышал имя Иван Сусанин? Кто он? (сообщения детей).

В 1936 году русский композитор М.И. Глинка написал оперу «Жизнь за царя». Впервые простой крестьянин вышел на сцену как герой трагического произведения. Давайте послушаем из нее арию Ивана Сусанина.


  1. Наше время.

На долгие годы этот праздник победы русского народа был забыт и оставался лишь в православном календаре.

  • А почему мы к нему вернулись? Какие события заставили нас задуматься? (борьба с терроризмом).

  • К каким последствиям это приводит? (люди озлоблены, ищут причину в людях другой национальности).

  • Что мы можем сделать, чтобы у нас не возникало чувство неприязни к людям другой веры, национальности?

Нам с вами нужно быть терпимыми к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, понимать и уважать личность другого человека независимо от каких-либо отличий.

  • Кто из вас может сказать, что он обладает всеми перечисленными качествами? Почему так думаете?

  1. Сейчас мы проведем экспресс опрос.

  • Вызывают ли у вас неприязнь люди другой национальности?

  • Вызывают ли у вас неприязнь люди с другим цветом кожи?

  • Есть ли среди ваших друзей люди другой национальности?

  • Примете ли вы предложение о помощи у человека, который вам неприятен?

  • Как вы отреагируете, если у вас просят помощи, а у вас нет времени?

После опроса идет обсуждение ответов.

  1. Итог урока.

  • Зачем нам нужно учиться правильному поведению?

  • Кто из вас решил научиться?

  • Что еще нового узнали из урока?

  • Закончить хочется словами великого философа, которые написаны на доске.

Литература. А.А. Преображенский «История раскрывает тайны», Москва «Детская литература», 1991год.



© 2010-2022