- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час День народного единения
Классный час День народного единения
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Львова С.Н. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №11
Дзержинского района
города Волгограда
Классный час
Тема: «День народного единения».
4 класс
Автор-разработчик;
учитель начальных классов
высшей категории
Львова Светлана Николаевна.
День народного единения.
Классный час.
4 класс.
Цели:
-
дать представление учащимся о новом государственном празднике;
-
познакомить с новыми страницами нашей истории;
-
подвести детей к пониманию смысла праздника;
-
воспитывать бережное отношение к окружающим людям.
Оборудование;
-
Фотография памятника Минину и Пожарскому;
-
Ария из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»;
-
Репродукция картины Э.Лисснера «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»;
-
Слова Конфуция на доске: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием».
Ход урока.
-
Из истории вопроса.
В 2005 году был принят новый закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Один из этих дней -День народного единства, о котором мы сегодня с вами и поговорим.
-
Что вы знаете об этом дне?
-
Почему так называется этот праздник?
-
Давайте вспомним исторические события нашей страны, когда народы нашего государства были вынуждены обратиться к объединению.(образование Руси, принятие единой веры, Куликовская битва и т.д.)
Сегодня вы узнаете еще об одном историческом событии, когда многие разные народы многих областей России объединились для достижения единой цели.
Начало 17 века ознаменовалось мощной крестьянской войной в России, ожесточенной борьбой за власть, захватом русских земель внешними врагами на севере и западе (литовцы, шведы, поляки). После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия. У власти оказалась Боярская дума, которая состояла из 7 человек, за что получила название «Семибоярщина». Новое правительство больше опасалось возмущений со стороны своего народа, чем интервентов. Поэтому они тайно впустили поляков в Кремль, где хотели венчать на русский трон польского королевича. Так интервентам удалось захватить Москву.
В отличие от московских бояр русский народ упорно сопротивлялся захватчикам. Освобождение Москвы, изгнание захватчиков за пределы России, сохранение независимости страны- к этому стремились тогда патриоты. Было создано первое земское ополчение. Однако все его попытки оказались безуспешными.
Вполне естественно возникла мысль о единстве действий против общего врага. Эта идея нашла свое отражение в интереснейших документах тех лет- переписке жителей разных городов и районов государства.
Одно из них в 1611 году жители Казани и Казанского края отправили на Урал, в Пермь Великую. От имени «всяких людей Казанского государства» прозвучал призыв к объединению сил против интервентов. И что особенно знаменательно: призыв исходил как от русских людей, так и от татар, чувашей, марийцев, удмуртов.
Значит, защита от общей беды стало делом многих народов.
И Россия выдержала тяжкое испытание- интервенты были изгнаны, государственность сохранена.
Одним из главных событий того времени было освобождение Кремля от польских захватчиков. Под давлением народного ополчения из Нижнего Новгорода, из-за отсутствия продовольствия и какой-либо поддержки, оккупанты были вынуждены сдаться. Нужно ли удивляться, что смутное время надолго завладело умами, стало памятной страницей истории. 4 ноября 1612 года состоялся крестный ход с главной иконой Казанской Божьей Матери, которая встретилась на Красной площади с другой иконой- Владимирской Богоматерью. В 1613 году состоялись выборы царя. Им стал боярин Михаил Романов.
Через все летописи этого времени проходит патриотический сюжет о борьбе с интервентами в начале 17 столетия. Создаются такие летописи не только в Москве. Составленный тогда «Нижегородский летописец» среди особо примечательных событий под 1612 годом указал: «…пришел князь Дмитрий Михайлович Пожарский и нижегородские жители, всяких чинов люди, выбрали нижегородца посадского человека добраго Кузьму Минина и…собрали ратных людей много … из Нижняго пошли к Москве для очищения московского».
В 1804 году скульптор Иван Мартос начал работу над созданием памятника, посвященного героям этих событий. Только через 14 лет в центре Красной площади на народные деньги был установлен памятник, где Кузьма Минин указывал рукой на Кремль.
-
Что хотел выразить скульптор своим произведением?
В годы Советской власти памятник был передвинут к собору Василия Блаженного.
-
А что вы узнали о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском? (сообщения детей).
Кузьма Захарович Минин-Сухорук, новгородский староста, был отличным организатором. Главной его задачей было найти деньги, чтобы ратные люди ни в чем не нуждались. Каждый народ вносил свою лепту: кто-то предоставлял армию, кто-то давал деньги, провизию, одежду. Размер налога на эти цели составлял шестую часть всего имущества каждого горожанина. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский имел славную родословную. Его род был из Рюриковичей и исходил от Всеволода- Большое Гнездо. После ополчения служил воеводой.
Народные исторические песни восславили дела патриотов. В одной из них Кузьма Минин призывает жителей Нижнего Новгорода ополчиться на врагов, захвативших Москву:
Пойдем-ка мы сражатися
За матушку, за родну землю,
За родну землю, за славный город Москву.
По предложению Минина нижегородцы выбирают «Удалова молодца воеводушку.. князя Дмитрия по прозванию Пожарского». В песне описывается поход ополчения к Москве и освобождение Столицы. На штурм Кремля ратников вдохновляет обращение Пожарского «помолиться на святые на врата на Спасския» и идти в бой.
-
Посмотрите на репродукцию картины, которая передает настроение, желание русского народа об освобождении. Поделитесь своими впечатлениями.
-
А кто из вас слышал имя Иван Сусанин? Кто он? (сообщения детей).
В 1936 году русский композитор М.И. Глинка написал оперу «Жизнь за царя». Впервые простой крестьянин вышел на сцену как герой трагического произведения. Давайте послушаем из нее арию Ивана Сусанина.
-
Наше время.
На долгие годы этот праздник победы русского народа был забыт и оставался лишь в православном календаре.
-
А почему мы к нему вернулись? Какие события заставили нас задуматься? (борьба с терроризмом).
-
К каким последствиям это приводит? (люди озлоблены, ищут причину в людях другой национальности).
-
Что мы можем сделать, чтобы у нас не возникало чувство неприязни к людям другой веры, национальности?
Нам с вами нужно быть терпимыми к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, понимать и уважать личность другого человека независимо от каких-либо отличий.
-
Кто из вас может сказать, что он обладает всеми перечисленными качествами? Почему так думаете?
-
Сейчас мы проведем экспресс опрос.
-
Вызывают ли у вас неприязнь люди другой национальности?
-
Вызывают ли у вас неприязнь люди с другим цветом кожи?
-
Есть ли среди ваших друзей люди другой национальности?
-
Примете ли вы предложение о помощи у человека, который вам неприятен?
-
Как вы отреагируете, если у вас просят помощи, а у вас нет времени?
После опроса идет обсуждение ответов.
-
Итог урока.
-
Зачем нам нужно учиться правильному поведению?
-
Кто из вас решил научиться?
-
Что еще нового узнали из урока?
-
Закончить хочется словами великого философа, которые написаны на доске.
Литература. А.А. Преображенский «История раскрывает тайны», Москва «Детская литература», 1991год.