Воспитательная система 7 класса

Доклад на заседании педагогического совета на тему: "Воспитательная система класса", в котором отражен опыт  педагогической деятельности на основе придерживаемых определений воспитания:     1)воспитание – это чувство, голос души и сердца;   2)воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии классного руководителя, воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели;  Цели воспитания — ожидаемые изменения в челов...
Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная система класса

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства,

чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить

жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? В Большом толковом словаре современного русского языка под ред. Д.Н. Ушакова термин Воспитание - это систематическое воздействие на развитие ребенка. В свободной энциклопедии Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. В Большом энциклопедическом словаре термин Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.

В своей педагогической деятельности я исхожу из таких определений воспитания:

1)воспитание - это чувство, голос души и сердца;

2)воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии классного руководителя, воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели;

Цели воспитания - ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где обучающемуся будет так же хорошо и уютно, как в семье. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель вместе с воспитателями играет одну из главных ролей.

Основная задача классного руководителя - быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении, хотя эту роль выполняют и воспитатели. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребёнок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь.

Чтобы понять, что его интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

«Стаж классного руководителя» у меня небольшой, всего два месяца, но за это время мне многое удалось увидеть. Конечно, был страх перед началом учебного года, когда меня назначили классным руководителем в этот класс. Я просыпалась по ночам, думала днём, как же я буду их воспитывать, когда там нет такого понятия, что слабого нужно защищать, а не давить на него и обижать, как происходило в этом классе по отношению к одноклассникам.

Некоторые обучающиеся этого класса не склонны к самоанализу, любят чувственные удовольствия, предпочитают силовые методы воздействия на одноклассников всем прочим способам взаимодействия.
Вместе с тем, склонны к совершению асоциальных поступков, часто испытывают трудности в межличностных контактах, налаживании взаимоотношений. Только очень узкий круг сверстников заслуживает их товарищеского расположения. Я думаю, вы догадались о ком идёт речь. (Валиуллин Р.)

В прошлом учебном году, на мой взгляд, они себя показали, как худшие из всех классов, в которых я преподавала свой предмет. Прежде чем начать урок русского языка или чтения, необходимо было провести воспитательную беседу на нравственную тему. Обязательно нужно было дождаться Валиуллина Рамиля, когда он возьмёт учебник или найдёт тетрадь. По ходу урока приходилось переключаться на разные темы: приводила примеры из жизни, что-то я им рассказывала, что-то у них спрашивала… Так, в основном, говорили такие учащиеся, как Валиуллин Р., Ахметзянов Ф., Гарифуллин Р., Семёнов И. Остальные тоже пытались что-нибудь сказать, чем-нибудь поделиться, но им не давали выговориться. Этот же Ахметзянов, Валиуллин выкрикивали на Козелкова, Нуриева и др.: «Да заткнись ты! Чё ты там врёшь!» или «Молчи вааще, а то я тебя урою на перемене!». То есть с ними нельзя было ни пошутить, ни рассказать что-либо про их сверстников.

Я не скажу, что в этом году всё так гладко. Бывает всякое. Учащиеся класса показывают невысокий уровень воспитанности. Ребята не всегда открыты, доброжелательны, щедры. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, не все могут оценить свою работу и проконтролировать своё поведение и свои действия. С большим трудом дети учатся сдерживать отрицательные эмоции, отдавать отчёт своим поступкам. Но оценить деятельность своих товарищей умеют.

Находясь на этапе становления системы, большое внимание уделяю укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы». Часто напоминаю им Правила жизни в классном коллективе:

  1. Быть настойчивыми в учёбе, труде, спорте.

  2. Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.

  3. Относиться к людским недостаткам терпимо.

  4. Добросовестно относиться к учёбе.

  5. Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!

  6. Добросовестно относиться к своим поручениям.

  7. Не отказывать в помощи одноклассникам.

  8. Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.

  9. Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!

Не всегда это придерживается, но если об этом говорить постоянно, то малая доля этого должна усвоиться.

На мой взгляд, класс начал меняться, пусть не такими темпами, которыми мне хотелось бы, но если мы (классный руководитель и два воспитателя) и дальше будем работать сообща в одном направлении, то результаты будут налицо. С воспитателями обмениваемся информацией о том, что произошло. Утром, зайдя в класс, в первую очередь спрашиваю у ребят: «У вас всё хорошо?», затем интересуюсь у Татьяны Николаевны или Эльвиры Радиковны. Если что-то произошло, она мне сообщает. Также и воспитатели, придя после выходного, спрашивают об обстановке в классе.

Большую помощь школе, а именно классному руководителю, воспитателям оказывают родители, которые играют немаловажную роль в становлении личности подростков. В нашей школе такие родители единицы, но их нужно беречь. Хорошие взаимоотношения сложились с теми родителями, которые интересуются жизнедеятельностью класса, учёбой и поведением своих детей. (Нуриевы, Мельниковы,Самигуловы, Козелковы, Васильевы, Итрины).

Как изменился Гарифуллин Рустем, когда начал общаться с папой и ночевать в его семье. Хотя ещё вначале сентября, когда я спрашивала у Рустема о папе, он говорил: «Зачем он мне? Я его не хочу видеть!». Конечно, в душу к Рустему я «не лезла», но по-тихоньку наблюдала за ним, как и за всеми остальными. Перед каникулами спросила и папу: «Как складываются у вас взаимоотношения с сыном?». На что папа ответил: «Всё нормально! Он (Рустем) сейчас уже играет с нашей маленькой дочкой». Но меня всё ещё что-то беспокоит. Что-то у них всё гладко получается… Возможно, мои волнения напрасны -понаблюдаем…

Про маму Рамиля говорить вам не нужно-вы итак знаете её хорошо. При разговоре с ней по телефону или лично я стараюсь не сразу жаловаться на поведение сына. И Рамиль иногда может быть послушным. В первое время, пытаясь дозвониться мне, она всегда использовала операцию «Звонок за ваш счёт». Об этом я говорила Рамилю, что это мне не нравится, чтобы его мама так не делала. Не могу сказать, как будет дальше, но больше таких случаев не было.

Примеров из жизни классного коллектива очень много. Ещё хотелось бы остановиться на одном - маме Семёнова Ивана, которая, ещё не пойму, сама врёт и учит этому Ваню или идёт на поводу сына, который долго не был дома, а как появилась такая возможность решает продлить выходные или устроить небольшие каникулы. Мамочка звонит нам и сообщает в первый раз, что у Вани болит горло. Я её благодарю за звонок и желаю скорейшего выздоровления Вани. Через неделю снова звонит мама Вани и говорит, что у него ветряная оспа, но через 5 дней Ваня приезжает чистый, без следов от зелёнки, со справкой, где исправлена дата, доказывая, что фельдшер не захотела выдавать другую справку. Я тут же связалась с фельдшерским пунктом, поговорила с фельдшером, которая действительно выдала справку с диагнозом фарингит. «Никакой ветрянки в деревне нет. Пусть она не врёт!»- сообщила мне возмущённый обманом и подделкой справки фельдшер. Я, конечно, не остановилась на этом, пошла до конца. Я позвонила маме Вани, спросив, почему она исправила число в справке? На что она мне ответила: «А что нельзя? Я не знала?»

То есть, воспитывая классный коллектив, мне приходится одновременно вести воспитательную работу с родителями некоторых обучающихся.

Вместе с воспитателем класса, Татьяной Николаевной, мы посетили семьи обучающихся, проживающих в Аксубаевском районе, ознакомились с жилищно-бытовыми условиями обучающихся, а заодно и проверили, чем они заняты в каникулярное время.

Работы впереди очень много. Над воспитанием коллектива нужно упорно работать. Усилить нужно и работу с дневниками. Как они это делают неохотно. Постараюсь продолжить работу в этом направлении, т.к. выбранная модель воспитательной системы класса помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем.

Завершить свой доклад хотелось бы словами В.Г.Белинского: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…»



© 2010-2022