Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

"Описание материала: "Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Нехаевская средняя общеобразовательная школа. " "Тема внеурочного мероприятия: «Знакомые наши места – печаль Сталинградского края». "Вид: внеклассное мероприятие по литературе. " "Форма проведения: литературно – музыкальная композиция. " " Автор разработки " литературно – музыкальной композиции: " Щеренко Надежда Николаевна, " учитель русского языка и литературы " муниципального бюджетного " образовательного учреждения " Нехаевской средней " общеобразовательной школы " Нехаевского района, " Волгоградской области. " " " "Станица Нехаевская, 2013 год. "Методические комментарии. Разработка включает в себя конспект мероприятия, посвящённого годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом. Предназначена для учащихся старших классов. В подготовке и проведении мероприятия участвуют ведущие, чтецы, певцы, авторы собственных стихотворений. Презентация представляет собой видеоряд фотодокументов. "Планируемые результаты. "Предметные результаты: Осознанно воспринимать через художественные произведения и публицистику ход военных событий под Сталинградом в годы Великой Отечественной войны. Определять актуальность выбранных произведений. Выразительно читать стихотворения. Определять для себя цели и задачи подобных мероприятий. "Метапредметные результаты. Самостоятельно составлять план мероприятия, подбирать литературный материал, фотографии. Пользоваться при подготовке разными ресурсами (библиотеками, электронными ресурсами). Владеть монологической выразительной речью. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. "Личностные результаты. Чувства прекрасного – умение чувствовать выразительность речи, совершенствовать собственную речь. Любовь и уважение к Родине, к истории Отечества, гордость за великую победу под Сталинградом. Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. "Задачи мероприятия. 1.Вспомнить совместно с учащимися события Великой Отечественной войны. 2.Развивать потребность в изучении истории своей области, своей Родины, быть её истинным гражданином, хранить историческую память своего народа. 3.Формировать патриотизм, гражданственность, гордость за свою страну, за свой народ. "Подготовительная работа. 1.Подбор литературного материала к мероприятию. 2.Подбор стихотворений, песен, фотографий, статей, фактического материала по теме. 3.Подготовка презентации по теме. 4.Оформление класса к мероприятию. 5.Подготовка сценария к мероприятию. "Оснащение мероприятия. Интерактивная доска, компьютер, слайды с фотографиями, цветы, детские мягкие игрушки, свечи.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Нехаевская средняя общеобразовательная школа.

Тема внеурочного мероприятия: «Знакомые наши места - печаль Сталинградского края».

Вид: внеклассное мероприятие по литературе.

Форма проведения: литературно - музыкальная композиция.

Автор разработки

литературно - музыкальной композиции:

Щеренко Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного

образовательного учреждения

Нехаевской средней

общеобразовательной школы

Нехаевского района,

Волгоградской области.

Станица Нехаевская, 2013 год.

Методические комментарии.

Разработка включает в себя конспект мероприятия, посвящённого годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом. Предназначена для учащихся старших классов. В подготовке и проведении мероприятия участвуют ведущие, чтецы, певцы, авторы собственных стихотворений. Презентация представляет собой видеоряд фотодокументов.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Осознанно воспринимать через художественные произведения и публицистику ход военных событий под Сталинградом в годы Великой Отечественной войны.

Определять актуальность выбранных произведений.

Выразительно читать стихотворения.

Определять для себя цели и задачи подобных мероприятий.

Метапредметные результаты.

Самостоятельно составлять план мероприятия, подбирать литературный материал, фотографии.

Пользоваться при подготовке разными ресурсами (библиотеками, электронными ресурсами).

Владеть монологической выразительной речью.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты.

Чувства прекрасного - умение чувствовать выразительность речи, совершенствовать собственную речь.

Любовь и уважение к Родине, к истории Отечества, гордость за великую победу под Сталинградом.

Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Задачи мероприятия.

1.Вспомнить совместно с учащимися события Великой Отечественной войны.

2.Развивать потребность в изучении истории своей области, своей Родины, быть её истинным гражданином, хранить историческую память своего народа.

3.Формировать патриотизм, гражданственность, гордость за свою страну, за свой народ.

Подготовительная работа.

1.Подбор литературного материала к мероприятию.

2.Подбор стихотворений, песен, фотографий, статей, фактического материала по теме.

3.Подготовка презентации по теме.

4.Оформление класса к мероприятию.

5.Подготовка сценария к мероприятию.

Оснащение мероприятия.

Интерактивная доска, компьютер, слайды с фотографиями, цветы, детские мягкие игрушки, свечи.

Сценарий мероприятия.

На экране - фотография с изображением Сталинградской битвы.

Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

Выходят ведущие в строгих костюмах.

1 ведущий:

Помните!

Через века, через года - помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,- помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

(Роберт Рождественский).

2 ведущий:

Оборонительное сражение за Сталинград продолжалось 4 месяца: с 17 июля по 18 ноября 1942 года. 23 августа немецкий танковый клин, прорвав оборону ослабленных в боях частей Красной Армии, вышел к Волге. 25 августа 1942 года Сталинград был объявлен на военном положении. С 12 сентября бои шли уже в Сталинграде. Оборону города осуществляли части 62-ой (командующий - генерал В.И.Чуйков) и 64-ой (командующий - генерал М.С.Шумилов) армий.

Контрнаступление Красной Армии началось 19 ноября 1942 года мощной артиллерийской подготовкой, затем в дело были введены танковые и механизированные части.

Звучит негромко музыка.

На экране фотографии довоенного Сталинграда и города в руинах.

Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

Чтецы по одному выходят к доске (или на сцену).

Выразительное чтение стихотворения Долматовского «Сталинград» (посвящено А.Родимцеву).

Первый чтец:

Его мы любили таким -

Просторным, цветущим и стройным,

Весёлым, стеклянным, сквозным,

Работающим, спокойным.

Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

К нему подступила беда

Нежданно, как к горлу рыданье.

Забыть ли то утро, когда

Их танки прошли по окраине?

Второй чтец:

Он с воздуха разнесён,

Обстрелом с земли изувечен,

Разгромлен…И всё-таки он

Незыблем, прекрасен и вечен.

Третий чтец:

Мы любим наш город таким -

Суровым, бесстрашным и твёрдым,

Разбитым налётом ночным

И всё-таки светлым и гордым.

Любовь эта верой крепка,

Ей служит страданье основой.

Так любят отца-старика,

Так любят ребёнка больного.

Четвёртый чтец:

В сраженье за город родной

Достанется право любить нам.

За каждую улицу - бой,

За каждую улицу - битва.

Словам не изменим своим,

Пусть бой беспощаден и страшен.

Наш город! Ты будешь таким -

Просторным, прозрачным, живым,

Прекрасным, как в памяти нашей.

1942 год.

Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

Ведущий:

О том, как развивались трагические события того далёкого 1942 года, рассказывает в своём «Сталинградском дневнике» член военного совета Сталинградского военного округа А.С.Чуянов: «13 июля, 1942 год. Теперь уже ясно, война неумолимо приближается к Сталинграду. Принимаем решение об эвакуации скота, тракторов, комбайнов, всего ценного имущества, расположенных по правому берегу Дона».

Первый чтец:

«16 июля. Из Фроловского района сообщили о поимке двух парашютистов-диверсантов, у них обнаружены взрывчатые вещества, карта, где были отмечены места предполагаемых взрывов».

Второй чтец:

«17 июля. В Хопёрском, Нехаевском, Добринском районах скот перегнали на левый берег Хопра. На дальних подступах уже началась битва за Сталинград. 14 августа. Дни и ночи нахожусь в цехах на тракторном заводе. Надо больше танков. Сейчас они особенно нужны фронту».

Третий чтец:

«25 августа. В 3 часа 18 минут дня объявляется воздушная тревога. И сразу над центральной частью города появляются сотни тяжёлых бомбардировщиков гитлеровцев. Наши истребители мужественно бросаются в бой, но их слишком мало. Немцы сбрасывают то зажигательные, то тяжёлые фугасные бомбы. Кромешный ад. Дым пожарищ застилает полуденное солнце. Горят жилые кварталы, рушатся дома. Отовсюду доносятся стоны, крики раненых. У Сталинграда немцы сосредоточили большие группы танков, пехоты, сапёрные батальоны, артиллерию. Приказ гитлеровского командования - любой ценой полностью овладеть Сталинградом»

Четвёртый чтец:

«У убитого фашистского офицера найдено письмо. Вот что он писал 11 ноября: «Нам надо дойти до Волги ещё километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем войну за всю Францию. Мы уложили здесь больще солдат, но русские стоят, как каменные глыбы». Наконец-то доходит до гитлеровских вояк, что Сталинграда им не видать и что у Волги они могут только найти могилу».

На экране фотография с изображением высоты №122, сражение за Мамаев курган.

Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

Песня «На безымянной высоте». Слова М. Матусовского, музыка В. Баснера.

Выходит группа девушек и юношей в солдатских гимнастёрках и пилотках. Выразительное чтение стихотворения Е. Долматовского «Высота».

Первый чтец:

Знакомые наши места -

Печаль Сталинградского края.

Дымится вдали высота,

По карте - сто двадцать вторая.

Туда мы смотрели не раз,

Кусая засохшие губы.

Врастали во впадины глаз

Бинокли и стереотрубы.

Второй чтец:

Мы видели только бугор

Да вражьих окопов бойницы

И не замечали, как с гор

Рассветное солнце струится.

Потом зазвенела зима,

Просторы степей побелели.

Нас ярость сводила с ума,

Когда мы на сопку глядели.

Первый чтец:

И вот громыхнуло «ура»,

В атаку пошли батальоны.

Крута перед нами гора…

Бегом на могучие склоны

По трупам фашистов, вперёд!

И - наша седая вершина!

Орудия, вросшие в лёд,

Осевшие набок машины…

Второй чтец:

Впервые заметили мы

Высокое небо над степью,

Хрустальные травы зимы,

Морозное великолепье.

Так вот как поёт и звенит

Донской удивительный ветер!

Как утренний воздух бодрит!

Как славно живётся на свете!

Так вот какова высота!

Ты раньше и ведать не ведал,

Какая вокруг красота,

Как взглянешь глазами победы.

1943 год.

Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

Группа учащихся исполняет песню «На Мамаевом кургане тишина», музыка Александры Пахмутовой, слова Виктора Бокова.

Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

Никифорова Наталья, ученица 10 класса читает стихотворение собственного сочинения «Как было много тех героев…»:

Как было много тех героев,

Чьи неизвестны имена,

Навеки их взяла с собою

В свой край неведомый война.

Война, ты проклята любовью,

Война - костёр, где жизни жгут,

Война - разлучница свободы,

Война! Тебя нигде не ждут!

И не забыть нам тех героев,

Погибших за свою страну,

И не забыть тех лет суровых

В цветущем, ласковом краю.

Белеют всюду обелиски,

Тропинки к ним меня ведут,

Тюльпаны пламенем пылают

И ветеранов молча ждут…

Они придут неторопливо,

В руках панамы теребя,

И по щеке течёт обильно

Солоноватая вода…

Присядут на скамью печально,

Повеет тихо ветерок,

Глаза солдатские туманны,

В руке дрожит, дрожит цветок…

Как много было тех героев,

Чьи неизвестны имена,

Навеки их взяла с собою

В свой край неведомый война…

Выходят ведущие.

Первый ведущий:

Из дневника Чуянова:

«20 ноября. Настал и наш час. Сегодня на рассвете Сталинградский фронт перешёл в наступление. Долго мы ждали этого дня».

«2 декабря. Немецкие солдаты чувствуют приближение конца и заговорили другим языком: «Эй, русс, мне холодно, давай менять автомат на шапку. Русс, обедать, давай мириться».

Второй ведущий:

«23 января. Дивизия полковника Батюка закончила штурм Мамаева кургана и разгромила фашистов, засевших на вершине кургана».

«27 января. Бредут в плен немецко-фашистские солдаты и офицеры. Грязные, вшивые, голодные, одетые в рваньё, подавленные тяжёлыми боями, измученные морозами».

Первый ведущий:

«31 января. Фельдмаршал Паулюс капитулировал».

«2 февраля. Войска Донского фронта начали последний штурм противника на территории Сталинградского тракторного завода. 33000 немецких солдат и офицеров сдались в плен. Разгром фашистских захватчиков под Сталинградом завершился».

Второй ведущий:

«После битвы я объехал весь город. Передо мной предстала страшная картина. Город - боец, город - герой был весь в развалинах. Кое-где ещё пылали пожарища. Заводы разрушены, на улицах складывают погибших солдат…»

«4 февраля. На площади Павших борцов состоялся митинг, посвящённый освобождению Сталинграда от фашистских захватчиков. Люди поклялись возродить, отстроить наш любимый город. Закончилась великая битва на Волге. Наступили дни возмездия фашизму, наступили дни, которые приведут к полному крушению фашистской Германии. Армия уходит, гонит фашистов на Запад, к Берлину».

Первый ведущий:

«А в разрушенный Сталинград возвращаются его жители. На площади Павших борцов встретил двух женщин, возвратившихся из-за Волги. Матери тащили за собой ручную тележку, на которой на скромном скарбе восседали трое ребятишек. Родные мои, как хочется, чтобы у вас как можно скорее была крыша над головой, чтобы вы поселились в новом прекрасном доме и ни в чём не ощущали нужды».

Им, славным защитникам нашей Родины, а также труженикам тыла Никифорова Наталья посвящает своё стихотворение «Весна 1945 года»:

Дожили, брат родной, мы до весны,

И умирать совсем уж не охота.

Вернуться надо всем живым с войны,

Война тяжёлая, суровая работа.

Летят по небу клином журавли,

Они спешат на Родину вернуться,

Они, как мы, устали от войны,

Скорее им, скорее улыбнуться…

Какая нынче утром тишина!

Осталось так немного до Победы!

А помнишь, как рыдала мать-земля,

Склоняясь над холодным телом?

Подснежник хрупкий тянет к свету лист,

И жизнь его сегодня лишь в начале,

А я страшусь услышать пули свист,

В котором много боли и печали…

Дожили, брат родной, с тобой мы до весны,

И умереть совсем уж не охота,

Но враг за так нам не оставит жизнь,

И в бой опять идёт пехота!

Первый ведущий:

Дети Сталинграда…Тяжёлая ноша легла на их хрупкие плечики в дни великой битвы на Волге. Многие из них потеряли самых близких для них людей - отцов и матерей. Лишённые родителей, крова, собранные в Дубовский детский дом, сироты должны были вернуться к жизни. Точнее, их надо было вернуть! Вернуть куском хлеба, терпением, бессонницей тех, кто заменил им отца и мать. Надо было научить их радоваться жизни, играть с куклами в мирные игры, а не в войну… Нужно было время, чтобы в детских глазах исчезло выражение испуга, и девочки и мальчики научились смеяться.

Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

О жизни детей-сирот вспоминает в книге «Дети Сталинграда» Лилия Сорокина.

Выходят ученики с куклами, мягкими игрушками в руках, присаживаются на стулья.

Ученик:

Из воспоминаний Олега Назарова, 5 лет: «Когда немец начал сильно бомбить Сталинград, мы сидели в разрушенном доме, но нам оттуда пришлось бежать в другой дом, где также не было окон, не было одной стены. Я был с мамой, папой, сестрёнкой меньше меня, с бабушкой и дедушкой. Когда мы бежали, ранило мою маму в ногу, и скоро она умерла. Я сидел около неё. Папа ушёл с красноармейцами, а я с бабушкой и сестрёнкой остался. Дедушка каждый день ходил за зерном на разбитый элеватор, мы его тёрли кирпичом и пекли пышки, а потом нечего было печь. Дедушка с бабушкой от голода умерли. Сестрёнку тётя взяла, а меня военный дядя привёз, где было много ребят. Нас накормили, одели, обули и привезли в Дубовский детский дом».

Ученица:

Из воспоминаний Лиды Орешкиной, 5 лет: «Мы с мамой жили в Городище. Когда немцы пришли, я была с мамой. Один раз мама взяла меня за ручку, и мы пошли с ней за хлебом. Когда мы шли по улице, то из одних ворот вышел немец. Он толкнул маму от меня, я осталась одна на улице. Маму он куда-то угнал. Я её ждала-ждала, так и не дождалась. Меня взял за ручку какой-то дедушка, и я у него жила. А маму свою я так и не видела. Когда Красная Армия освободила Городище, меня взяли в детский дом».

Ученик:

Воспитатели, работавшие в то время в детском доме, вспоминают о том, как трудно им было возвращать детей к нормальной жизни. «Все эти Вали, Гриши, Коли, Томы перенесли на своих детских плечах тяжесть войны. Это дети Сталинграда, дети фронта, дети войны…» Дети были больные. Они только ели, мало играли. Иногда ходили на прогулку или слушали сказку. Воспитателей, заменивших им детство, которое хотели отнять у ребят фашисты, дети стали называть мамами.

Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

Ученица:

Из книги Сорокиной: «Дети поступали в детский дом чуть живыми, измождёнными. Некоторые даже не могли идти - их несли на носилках. Некоторые дети долгое время не разговаривали. По ночам их преследовали кошмары, и они кричали, в который раз переживая заново своё горе. Сколько надо было времени и усилий воспитателей, чтобы к детям вернулось детство, чтобы мальчики стали мальчиками, а девочки - девочками. И дети оттаяли, вернулись к жизни. Они стали смеяться, петь, рисовать, гонять мяч, вышивать. Короче говоря, делать то, что делают нормальные дети. Прошли годы…Детдомовцы нашли своё место в жизни. Они стали инженерами, учителями, врачами, многие работали на заводах Волгограда. Они встали к станкам, где трудились их отцы. Многие воспитанники работали в сельском хозяйстве. Они создали свои семьи, растили своих детей, радуясь, что у них есть настоящее счастье - жить под мирным небом».

Ученик:

Бывшие детдомовцы не забывают друг друга. Иногда они собираются вместе, привозят на встречи своих детей, рассказывают о своей жизни. Приезжают из разных городов в летний отпуск в Дубовку. И волнуются, то ли от радости, то ли от горьких воспоминаний. Всю ночь сидят на берегу Волги, вдыхая прохладный речной воздух. И говорят, говорят, говорят…Их воспоминаний о тех далёких годах, о войне хватит надолго, на всю оставшуюся жизнь. Войну не выбросить из памяти тех, кого она опалила. Мы должны помнить о ней ради наших детей и внуков, чтобы никогда не пришлось им терять своих близких и слышать взрывы бомб и снарядов.

Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

Ученица:

У нас в гостях удивительная женщина, заслуженный работник культуры, Мишарева Раиса Федотовна. Она родилась в Сталинграде, ей было четыре года, когда в её родной город пришла война. Давайте её поприветствуем и попросим рассказать, что она помнит о войне.

Учащиеся дарят Раисе Федотовне цветы.

Ученик:

Война против фашистского нашествия длилась 1418 дней и ночей. Эта военная буря завершилась великой победой нашего народа. А путь к великой победе начался под Сталинградом. В Сталинграде, под Ленинградом, на Кавказе победу приближали русские и узбеки, украинцы и таджики, белорусы, азербайджанцы, грузины - люди разных национальностей. Это им мы должны быть благодарны, что живём на Земле и встречаем очередную годовщину Победы под Сталинградом.

Звучит песня в исполнении группы учащихся «Не стареют душой ветераны». Слова Я.Белинского, музыка С.Туликова.

Ведущий:

Новое поколение, родившееся после войны, не забывает, какой ценой завоёван мир. Более 20-ти миллионов жизней унесла та страшная война. Если каждого погибшего вспомнить, почтить минутой молчания, то страна будет молчать 32 года…Так давайте, ребята, почтим память героев, защитников нашего Отечества, минутой молчания…

Внеклассное мероприятие «Знакомые наши места, печаль Сталинградского края»

Ученица держит в руке горящую свечу:

Люди!

Покуда сердца стучатся,-

помните!

Какою ценой завоёвано счастье,-

пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полёт,-

помните!

О тех, кто уже никогда не споёт,-

помните!

Детям своим расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

помните!

К мерцающим звёздам ведя корабли,-

о погибших помните!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт никогда,-

заклинаю,-

помните!

(Роберт Рождественский «Реквием»)

Звучит песня «Офицеры».

Офицеры

слова Е. Аграновича, музыка Р. Хозака

Из кинофильма «Белорусский вокзал»

перевод с аварского Н. Гребнева

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей и травой...

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещан и одним,

Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов -

Целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю...

Снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти,

Это те, кто в штыки поднимался как один,

Те, кто брал Берлин!

Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть!

© 2010-2022