Методическая разработка по теме Патриотическое воспитание

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Патриотическое воспитание младших школьников. (слайд 1)

Воспитание патриотической личности - одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям и культуре. В последние десятилетия в России всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

(Слайд 2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

(Слайд 3) Патриот - это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Изучая Стандарт второго поколения, мы нигде не увидели слово патриот, патриотическое воспитание, используются слова гражданин и гражданственность. Наверное, это правильно и более приемлемо к современной школе.

Согласно выше сказанному мы в своих классах проводим следующую работу: (Слайд 4) беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, осмыслить значимость определённых событий для истории России - Час размышления «Отечественная война 1812 года - 200 лет», (Слайд 5) час общения: «Блокада Ленинграда», (Слайд 6) «Олимпиада - 2014 года. История олимпийских игр». Учим любить и беречь свою семью и членов своей семьи. (Слайд 7) С этой целью проводили такие мероприятия как классные часы «Моя семья - мое богатство», «Тепло родного очага», составляли свою родословную. Учим уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников. Проводим Дни именинников с играми и поздравлениями. Дети с большим удовольствием заранее готовятся к таким дням: делают открытки, пишут поздравления и пожелания.

Уделять несколько минут гражданско - патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке и этому нам помогает наш учебно-методический комплекс «Перспектива». В учебниках хорошо подобран необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как - бы подводя его к нужному мнению. В результате мы побуждаем ненавязчиво каждого ученика изучать историю страны на уроках окружающего мира. (Слайд 8) На примере учебника А.А Плешакова и М.Ю Новицкой «окружающий мир» за 2 класс мы можем наблюдать почитание родной земли, природы, истории, ценности русского народа. Изучая темы «Осенние праздники», «Зимние праздники», «Весенние праздники» мы говорим с детьми о особенностях празднования Рождества в России, о любимом празднике «Масленица» и «Пасха». Изучая темы «Осенний, зимний и весенний труд» мы знакомим детей со старинной работой и заботой об урожае. Обсуждаем легенды и песни о березе - об одном из символов нашей Родины. На страницах учебников по окружающему миру есть рубрика «Из музейных коллекций», где нашим детям наглядно представлены иллюстрации музейных экспонатов. Отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве», «История Московского Кремля», «Путешествие по Санкт - Петербургу», «Путешествие по музеям мира» и т.д.

(Слайд 9) На уроках литературного чтения - через различные произведения. Ведь в этом учебнике много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Возьмём рассказ Леонида Пантелеева, (настоящие его имя и фамилия Алексей Иванович Еремеев), "Честное слово". Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Навсегда запомнят фразу: "Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек".

(Слайд 10) В учебнике математики: рубрика «Путешествие в прошлое», где дети, знакомятся с историей исчисления, историей дробей. Решая старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их развитием, с великими учеными, великими открытиями, великими путешественниками.

(Слайд 11) Уроки русского языка учат любить русский язык и русское слово. С помощью рубрик «Словесное творчество» и «Творческая переменка» мы знакомим детей с фразеологизмами и устойчивыми сочетаниями слов. Используем упражнения с заданиями составить рассказ по иллюстрациям «Русская изба», «Русская деревня» и т.д., таким образом знакомя их с нашей историей.

(Слайд 12) Так для воспитания патриотизма в работе мы используем народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась на уроках изобразительного искусства и технологии. Реальная история народа связана с повседневной, порой очень тяжёлой, работой. Многие произведения народного творчества и искусства раскрывают идеалы народа, воспевая в них трудолюбие. Воспитание требовательности к своему и чужому труду - важнейшая традиция русского народа.

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже несколько веков делают на Руси.

(Слайд 13) Не меньше славы досталось знаменитым дымковским игрушкам - нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Нельзя смотреть на них без улыбки…

(Слайд 14) Ах, как вкусно есть из сказочной посуды! Да ещё золотистой расписной ложкой. Красива хохлома! Не боится она ни жара, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

(Слайд 15) Гжель - белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета - белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

(Слайд 16) Это лишь фрагменты уроков по знакомству с народными промыслами. Гимназисты с удовольствием создают свои творческие работы. Лучшие мастера представляют их на школьных и районных выставках. В декабре, по традиции, проходит Неделя начальной школы, где организуются творческие мастерские, дети зачитывают доклады, используя свои поделки и рисунки для наглядности.

(Слайд 17) В начальном звене Гимназии мы проводим различные совместные внеклассные мероприятия, экскурсии: «Путешествия по станциям « Ко дню рождения Воркуты», «Юбилею Воркуты - 70 лет», «Блокада Ленинграда», «Города-герои», «Дети - герои войны», «Русские народные традиции», «Народные промыслы». Дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.

(Слайд 18) В целях воспитания любви к Родине, формирования чувства гражданина были организованы походы в музей воинской славы.

(Слайд 19) Одной из гордостью Гимназии является организация поездки гимназистов со 2 по 4 класс в санаторий «Дружба» город Пушкино, Московская область с ноября по декабрь 2013 года. Во время отдыха мы не однократно ездили в сам город Москва. Москва - огромный культурный центр, в котором можно посетить многочисленные музеи, выставки, побывать в театрах, увидеть красочные представления в цирках. (Слайд 20)Непосредственно знакомство с городом Москвой началось с экскурсии в музей «Космос», В музее собраны уникальные материалы времени, знамена, правительственные грамоты, фотографии космонавтов, копии спутников, космического оборудования и обмундирована. С помощью музейных средств мы продолжили приобщать детей к истинной культуре, сделав его творцом, а не потребителем.

(Слайд 21) Продолжением работы над гражданско-патриотическим воспитанием стало знакомство детей с главной достопримечательностью столицы - Красной площадью. Любовались видам, красотой архитектуры, бросали монетки, стоя на «нулевом километре». Данная поездка, на наш взгляд, вызвала у детей интерес к культуре и традициям столицы нашей Родины, вызвала чувство патриотизма.

(Слайд 22) Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания гимназистов является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе учителя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

(Слайд 23) Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому - то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования собрать воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

(Слайд 24) Спасибо за внимание!



© 2010-2022