Рабочая программа творческого объединения «Умелые руки»

Программа представляет собой систему занятий с экологической направленностью, разработанною для детей младшего и среднего школьного возраста. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Программа предусматривает дополнительное ознакомление школьников с природой во взаимодействии: человек – природа – общество, углубленное знакомство с миром социального окружения ребенка.     Актуальность обусловлена созданием условий для развития ребенка, мотивов к познанию и творчеству; приобщение к общим человеческим ценностям; профилактикой ассоциативного поведения.       Внеучебная воспитательная работа в творческом объединении обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной  деятельностью т. к. организуется на добровольных началах, нет четкого ограничения, временим.      Приоритетной задачей курса является формирование у учащихся единого, целостного окрашенного  образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На основе происходит формирование в сознании детей  современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство уважения   к своему природному и социальному окружению.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Программа творческого объединения «Станем вол­шебниками»

для внеурочных занятий с учащими­ся

1 классов.


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью данного курса является гармоничное развитие уча­щихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

■ развить творческий потенциал детей средствами художе­ственного труда;

■ формировать прикладные умения и навыки;

■ воспитывать интерес к активному познанию истории ма­териальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Методологической основой курса является системно -деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по дан­ному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в со­ответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возмож­ности для самореализации и самовыражения, познания и рас­крытия собственных способностей, проявления инициативнос­ти, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

■ патриотизма - через активное познание истории матери­альной культуры и традиций своего и других народов;

■ трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

■ творческого отношения к учению, труду, жизни;

■ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художествен­ными ценностями материального мира, эстетической вы­разительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения кол­лективных художественных проектов);

■ бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, живот­ных и др.);

■ ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необхо­димости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, творческое объединение «Станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей для формирования це­лостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современ­ного школьника;

- развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенство­вание определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во вне­урочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Прог­раммой предусматриваются тематические пересечения с таки­ми дисциплинами, как математика (построение геометричес­ких фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, рас­чет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чте­ние и русский язык (внимательное отношение к слову, точ­ность формулировок, понимание значения и назначения инст­рукций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя раз­витие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуа­лизацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность вы­брать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с анало­гичными свойствами и качествами.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образова­тельного учреждения и возможностей современного школьни­ка. В программу включены задания, направленные на актив­ный поиск новой информации - в книгах, словарях, справоч­никах. Передача учебной информации производится различ­ными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, услов­ные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляет­ся за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учеб­ном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориента­ция содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружаю­щем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положи­тельного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобрета­тельность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Под­держанию интереса способствует то, что учебные пособия со­держат разного рода информацию, расширяющую представле­ния об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изобра­жение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы ра­боты и их последовательность, обучаясь при этом навыкам са­мостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и мето­ды, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача каждого занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее изве­стных приемов, а не точное повторение поделки, предложен­ной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учиты­вать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замы­сел. Следует организовывать работу по поиску альтернатив­ных возможностей, подбирать другие материалы вместо задан­ных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Также программа «Станем волшебниками» дополнена заданиями информационно-практического характера, связан­ными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные виды работы - от поиска информации до ведения собственной интернет-стра­нички на сайте Страна Мастеров (stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология».

Содержание программы рассчитано на 34 часа в каждом учебном году (1-4 классы).




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАССА (34 часа)

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

Раздел 1. Аппликация и моделирование - 11 часов

1

2

Аппликация из природных материалов на картоне

Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка

2

2

Аппликация из геометрических фигур

Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон

3

1

Аппликация из пуговиц

Пуговицы, картон

4

1

Мозаика из бисера и пайеток

Картон, бисер, блестки, бусины, пайетки

5

1

Аппликация из круглых салфеток

Салфетки для торта, картон

6

1

Динамическая открытка с аппликацией

Картон, цветная бумага

7

1

Моделирование из бумаги и проволоки

Белая бумага, гофрированная бумага, проволока

8

2

Выпуклая аппликация. Коллективная работа

Калька, гофрированная бумага, цветная бумага

Раздел 2. Работа с пластическими материалами (по книгам серии «Любимый образ») - 6 часов

1

1

Отпечатки на пластилине

Пластилин, картон

2

1

Рисование пластилином

Пластилин, картон

3

1

Обратная мозаика на прозрачной основе

Пластилин, прозрачные крышки

4

1

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе

Скорлупа фисташек, пластилин, веточки

5

1

Разрезание смешанного пластилина проволокой

Пластилин, тонкая проволока

6

1

Лепка из теста

Соленое тесто

Раздел 3 Оригами и аппликация из деталей оригами - 10 часов

1

1

Складывание из прямоугольника

Цветная бумага

2

1

Складывание из квадрата динамических игрушек

Цветная бумага

3

1

Складывание гармошкой

Цветная бумага

4

1

Аппликация из одинаковых деталей оригами

Цветная бумага

5

1

Оригами из фантиков и чайных пакетиков

Бросовый материал

6

1

Композиция из выпуклых деталей оригами

Цветная и белая бумага

7

1

Сказочные образы в технике оригами

Цветная бумага

8

1

Оригами из кругов

Цветная бумага

9

1

Архитектурные сооружения в технике оригами

Цветная бумага

10

1

Коллективные композиции в технике оригами

Цветная бумага

Раздел 4 Модульное оригами - 7 часов

1

1

Треугольный модуль оригами

Бумага цветная

2

1

Соединение модулей на плоскости

Бумага цветная и журнальная

3

1

Замыкание модулей в кольцо

Бумага белая

4

1

Объемные фигуры на основе формы «чаша»

Бумага цветная

5

1

Объемные игрушки

Бумага цветная

6

1

Дополнительные материалы на выбор с сайта Страна Мастеров (stranamasterov.ru)

Различная бумага






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творчес­кой деятельности, включающая социальные, учебно-познава­тельные и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования техно­логий и материалов, новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимос­ти творческой деятельности как одного из средств само­выражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспеш­ности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

- самостоятельно находить варианты решения творчес­кой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния художественно-творческой задачи с использованием учеб­ной и дополнительной литературы в открытом информацион­ном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интер­нета;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по раз­ным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с исследовательской задачей с использованием ре­сурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приемы художественно-твор­ческой деятельности в основном учебном процессе и повсе­дневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать парт­нерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

т развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способ­ности, сформировать познавательные интересы;

■ расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

■ познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

■ познакомиться с новыми технологическими приемами об­работки различных материалов;

■ использовать ранее изученные приемы в новых комбина­циях и сочетаниях;

■ познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инстру­ментов;

■ создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

■ совершенствовать навыки трудовой деятельности в кол­лективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

■ оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

■ достичь оптимального для каждого уровня развития;

■ сформировать систему универсальных учебных действий;

■ сформировать навыки работы с информацией.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Учебные пособия:

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. - Самара : Издательский дом «Фе­доров» : Издательство «Учебная литература, 2011. - 64 с.

Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабоч­ки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.

Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. -М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиоте­ка увлечений).

Интернет-сайт Страна Мастеров: stranamasterov.ru

Специфическое сопровождение (оборудование):

- проекционная техника;

- компьютеры.










Календарно - тематическое планирование

№ темы

п/п

Кол-во часов

Название темы

Дата план

Дата факт

1

1

Аппликация из различных природных материалов

2

1

Аппликация из листьев и цветов

3

1

Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов

4

1

Аппликация из геометрических фи­гур (части круга и прямоугольники

5

1

Аппликация из пуговиц

6

1

Мозаика из блесток и бисера

7

1

Аппликация из круглых салфеток

8

1

Динамическая открытка с аппликацией

9

1

Моделирование цветов из бумаги и проволоки

10

Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа

11

Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа


Работа с пластическими материалами 6 часов

12

1

Отпечатки на пластилине. Вспомним лето.

13

1

Рисование пластилином

14

1

Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты

15

1

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево

16

1

Разрезание смешанного пластилина

17

1

Лепка из соленого теста


Оригами и аппликация из деталей оригами 10 часов

18

1

Складывание из прямоугольника

19

1

Складывание из квадрата динамических игрушек

20

1

Складывание гармошкой

21

1

Аппликация из одинаковых деталей оригами

22

1

Орнаменты из фантиков и чайных пакетиков

23

1

Композиция из выпуклых деталей оригами. Новогодняя веточка

24

1

Сказочные образы в технике оригами. Дед Мороз

25

1

Оригами из кругов

26

1

Архитектурные сооружения. Домики и деревья в технике оригами

27

1

Моя улица. Панно из деталей оригами. Коллективная работа

Модульное оригами 7 часов

28

1

Треугольный модуль оригами

29

1

Замыкание модулей в кольцо. Снежинки

30 -31

2

Модульное оригами. Объемные игрушки. Клубника

32

1

Модульное оригами. Объемные игрушки. Птенчики

33

1

Поделки по выбору





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАССА (68 часов)

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

Раздел 1 Аппликация и моделирование (по книгам серии «Любимый образ») - 24 часа

1

2

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги

Журнальная бумага, картон

2

1

Аппликация из птичьих перьев

Перья, картон

3

1

Аппликация из кружев

Кружева, картон

4

1

Аппликация из ткани

Накрахмаленная ткань, картон

5

2

Аппликация из деталей оригами

Бумага, картон

6

2

Мозаика из ватных комочков

Вата, бумага, картон

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

7

2

Прорезная аппликация

Картон, различные материалы

8

2

Гофрированные цепочки

Гофрированная бумага, картон

9

1

Складывание гармошкой

Журнальная бумага

10

2

Выпуклая мозаика из плотной бумаги

Цветная бумага, картон

11

2

Моделирование из картона. Рамочка

Картон, цветная бумага

12

2

Моделирование объемного изделия из гофрокартона

Гофрированный картон

13

1

Моделирование из гофрированной бумаги

Гофрированная бумага

14

2

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки

Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока

15

1

Многослойное торцевание на плоскости

Гофрированная бумага, картон

Раздел 2. Работа с пластическими материалами (по книгам серии «Любимый образ») - 10 часов

1

2

Раскатывание и обрубовка пластилина

Пластилин

2

2

Выпуклая аппликация из пластилина

Пластилин

3

2

Торцевание на пластилине

Пластилин, гофрированная бумага

4

2

Разрезание слоеного пластилина

Пластилин, проволока

5

2

Лепка из теста

Соленое тесто

Раздел 3. Секреты бумажного творчества (по рабочей тетради «Волшебные секреты») - 18 часов

1

2

Обрывная аппликация

Бумага различная

2

1

Скручивание в жгут. Аппликации

Бумага гофрированная

3

2

Скатывание в комок. Мозаика

Бумага гофрированная и цветная

4

1

Гофрированный конструктор

Бумага цветная

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

5

1

Моделирование из полос

Бумага цветная

6

2

Плетение из бумаги. Аппликация

Бумага цветная

7

1

Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа

Бумага белая и цветная

8

2

Мозаика из плоских деталей оригами

Фантики, цветная бумага

9

2

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости

Картон, цветная бумага

10

1

Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа

Бумага различная

11

1

Оригами из кругов

Бумага различная

12

2

Соединение различных техник в одной работе

Бумага цветная

Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») - 16 часов

1

2

Модуль «Трилистник». Плос­костные композиции из этого модуля по своему замыслу

Бумага белая, цветная, журнальная

2

2

Объемные цветы из модуля «Трилистник»

Бумага белая, цветная, гофрированная

3

3

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша»

Бумага цветная

4

2

Игрушки объемной формы

Бумага цветная

5

2

Художественные образы объемной формы

Бумага белая и цветная

6

3

Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа

Бумага цветная

7

2

Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (stranamasterov.ru)

Бумага различная

Возможен вариант программы на 34 часа. В этом случае можно взять 1 и 2 разделы либо 3 и 4 разделы.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (68 часов)

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы

Используемое пособие

1

1

Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето»

Цветы (с. 4-7)

2

2

Мозаика из обрывных кусочков бумаги

Бабочки (с. 10-11)

3

2

Обрывная аппликация

Волшебные секреты (с. 6-9)

4

1

Аппликация из птичьих перьев

Бабочки (с. 9)

5

2

Многослойное торцевание. Садовые цветы

Цветы (с. 24-25)

6

2

Торцевание на пластилине. Времена года

Деревья (с. 26-27)

7

1

Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги

Волшебные секреты (с. 10-15)

8

2

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу (листья, животные, цветы)

Забавные фигурки (с. 18-19)

9

2

Мозаика из комочков гофрированной бумаги

Волшебные секреты (с. 16-17)

10

1

Складывание гармошкой. Объемные игрушки

Бабочки (с. 20)

И

1

Гофрированный конструктор

Волшебные секреты (с. 18-21)

12

3

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша». Жар-птица

Забавные фигурки (с. 38-40)

13

2

Разрезание слоеного пластилина

Бабочки (с. 32)

14

1

Аппликация из кружев

Бабочки (с. 37)

15

1

Аппликация из ткани

Бабочки (с. 43)

16

1

Моделирование из полос

Волшебные секреты (с. 22-25)

17

2

Мозаика из ватных комочков

Собачки (с. 18-19)

18

2

Плетение из бумаги

Волшебные секреты (с. 26-31)

№ темы

п/п

Кол-во часов

Название темы

Используемое пособие

19

2

Модульное оригами. Елочные игрушки

Забавные фигурки (с. 50-52)

20

1

Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа

Волшебные секреты (с. 34-35)

21

2

Модульное оригами. Художественные образы объемной формы. Дед Мороз

Забавные фигурки (с. 77-78)

22

3

Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. Новогодняя елочка

Забавные фигурки (с. 73-76)

23

2

Лепка из соленого теста

Собачки (с. 28-31)

24

1

Портреты кошек из деталей оригами

Кошки (с. 22-25)

25

2

Прорезная аппликация с использованием различных материалов

Кошки (с. 28-29)

26

2

Выпуклая аппликация из пластилина

Кошки (с. 39)

27

2

Мозаика из плоских деталей оригами

Волшебные секреты (с. 36-37)

28

2

Моделирование из картона. Рамочка для фотографии

Собачки (с. 42)

29

2

Моделирование объемных форм из гофрокартона

Кошки (с. 15)

30

2

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости

Волшебные секреты (с. 38-41)

31

2

Гофрированные цепочки

Цветы (с. 18-19)

32

1

Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа

Волшебные секреты (с. 42-43)

33

3

Объемное изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля оригами. Подснежники в вазе

Забавные фигурки (с. 52-55)

34

1

Моделирование из гофрированной бумаги

Цветы (с. 20-21)

35

2

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки

Цветы (с. 22-23)

№ темы

п/п

Кол-во часов

Название темы

Используемое пособие

36

2

Выпуклая мозаика из плотной бумаги

Цветы (с. 38)

37

1

Оригами из кругов

Волшебные секреты (с. 44-47)

38

2

Раскатывание и обрубовка пластилина

Цветы (с. 44-45)

39

1

Соединение различных техник в одной работе

Волшебные секреты (с. 48-49)

40

1

Дополнительные материалы по выбору

Сайт Страна Мастеров ( stranamasterov.ru)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАССА (68 часов)

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

Раздел 1 Работа с бумагой и картоном, (по книгам серии «Любимый образ») - 20 часов

1

1

Объемные изделия в технике оригами

Цветная бумага

2

1

Симметричное вырезание

Цветная и белая бумага

3

1

Игрушки из картона с подвижными деталями

Картон, проволока

4

1

Рисование ватой по бархатной бумаге

Бархатная бумага, вата

5

1

Моделирование из конусов

Цветная бумага

6

1

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

Гофрированная бумага, проволока

7

1

Надрезание бахромой, скручивание в жгут

Гофрированная бумага

8

2

Объемное конструирование из деталей оригами

Цветная бумага

9

5

Моделирование из бумажных салфеток

Цветная бумага, салфетки

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

10

2

Простое торцевание на бумажной основе

Гофрированная бумага, картон

11

2

Многослойное торцевание

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон

12

1

Моделирование из фольги

Фольга, проволока

13

1

Объемные украшения для костюма из бумаги

Гофрированная бумага, цветная бумага

Раздел 2. Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ») - 23 часа

1

1

Аппликация из резаных нитей

Шерсть, картон

2

2

Нитяная бахрома

Шерсть, тесьма

3

3

Моделирование из помпонов

Шерсть, картон, проволока

4

3

Изонить

Картон, мулине

5

3

Аппликация из нитяных валиков

Шерсть, картон

6

1

Приклеивание ниток по спирали

Шерсть, картон

7

1

Аппликация из распущенного трикотажа

Трикотаж, картон

8

1

Вышивание по ткани

Ткань, мулине

9

1

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

Ткань, бумага, тесьма

10

1

Аппликация из жатой ткани

Ткань, бумага, картон

11

1

Аппликация из ткани и ниток

Ткань, шерсть, картон

12

5

Шитье по выкройкам

Ткань, шерсть, тесьма

Раздел 3 Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ») - 8 часов

1

1

Раскатывание пластилина, получение плоских изображений

Пластилин, картон

2

2

Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей

Пластилин, картон

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

3

1

Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе

Пластилин, прозрачные крышки

4

2

Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито

Пластилин, металлическое сито, картон

5

1

Разрезание пластилина, аппликация

Пластилин, картон

6

1

Лепка из теста на каркасе

Соленое тесто, фольга

Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») - 17 часов

1

3

Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля

Цветная, белая, упаковочная бумага

2

2

Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного

модуля

Цветная и белая бумага

3

2

Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля

Цветная, гофрированная бумага

4

2

Объемные изделия из треугольных модулей

Цветная бумага

5

6

Художественные образы из треугольных модулей

Цветная и белая бумага

6

2

Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (stranamasterov.ru)

Различные виды бумаги

Возможен вариант программы на 51 час (в одном полуго­дии - 1 час в неделю, в другом - 2 часа в неделю). Можно взять разделы 1, 2 и 3.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (68 часов)

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы

Используемое пособие

1

1

Объемные изделия в технике оригами

Бабочки (с. 30-31)

2

2

Объемное конструирование из деталей оригами

Деревья (с. 4-11)

3

1

Симметричное вырезание

Бабочки (с. 28-29)

4

1

Игрушки из картона с подвижными деталями

Собачки (с. 39)

5

1

Моделирование из конусов

Кошки (с. 26)

6

Художественные образы из треугольных модулей

Забавные фигурки (с. 32-35, 36-38)

7

4

Моделирование из бумаги и салфеток

Деревья (18 21)

8

3

Квиллинг из салфеток

Деревья (с. 22-25)

9

2

Многослойное торцевание. Коллективная работа

Деревья (с. 34)

10

1

Надрезание бахромой, скручивание в жгут

Цветы (с. 32-33)

11

1

Рисование ватой по бархатной бумаге

Кошки (с. 20)

12

1

Изонить на картонной основе

Деревья (с. 44)

13

1

Аппликация из резаных нитей

Собачки (с. 6-7)

14

2

Нитяная бахрома

Собачки (с. 8-9)

15

1

Аппликация из распущенного трикотажа

Кошки (с. 14)

16

1

Мозаика из нитяных валиков

Бабочки (с. 39)

17

2

Аппликация из нитяных валиков

Деревья (с. 35)

18

3

Моделирование из проволоки и помпонов

Бабочки (с. 14-15) Собачки (с. 36-37) Кошки (с. 8-9)

19

1

Украшения для костюма из бумаги

Цветы (с. 47)

20

2

Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик

Забавные фигурки (с. 78-80)

21

1

Моделирование из фольги

Цветы (с. 42-43)

22

1

Приклеивание ниток по спирали

Кошки (с. 13)

23

1

Аппликация из жатой ткани

Собачки (с. 10-11)

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы

Используемое пособие

24

1

Аппликация из ткани и ниток

Кошки (с. 12)

25

1

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

Бабочки (с. 46)

26

1

Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы

Бабочки (с. 40)

27

3

Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля

Забавные фигурки (с. 81-84)

28

1

Шитье и аппликация. Коллективная работа

Цветы (с. 17)

29

4

Шитье по выкройкам

Бабочки (с. 16) Цветы (с. 39)

30

1

Раскатывание пластилина

Кошки (с. 36)

31

1

Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе

Кошки (с. 38)

32

3

Пластилиновые нити, продавливание через сито

Цветы (с. 14-16)

33

1

Разрезание пластилина. Аппликация

Цветы (с. 8-9)

34

2

Разрезание пластилина. Мозаика

Бабочки (с. 35)

35

1

Лепка из соленого теста на основе из фольги

Собачки (с. 28-31)

36

2

Торцевание на бумаге

Деревья (с. 28)

37

1

Многослойное торцевание

Цветы (с. 26-27)

38

1

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

Цветы (с. 28)

39

2

Изонить на картонных шаблонах

Бабочки (с. 24)

40

2

Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы

Забавные фигурки (с. 45-46)

41

2

Объемные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны

Забавные фигурки (с. 47-48)

42

2

Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля

Забавные фигурки (с. 55-57)

43

2

Дополнительные материалы по выбору

Страна Мастеров ( stranamasterov.ru)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 КЛАССА (68 часов)

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

Раздел 1 Работа с бумагой (по книгам серии «Любимый образ») - 23 часа

1

1

Аппликация с раздвижкой

Журнальная бумага

2

2

Оригами из окрашенной бумаги

Белая бумага, краски

3

2

Симметричное силуэтное вырезание

Цветная бумага

4

2

Транспарантное вырезание

Цветная бумага

5

1

Аппликация из рельефной

бумаги

Цветная бумага

6

1

Коллаж из различных материалов

Разные виды бумаги, картон, тесьма

7

2

Объемное моделирование из бумаги

Цветная бумага

8

1

Объемные изделия в технике многослойного торцевания

Гофрированная бумага, проволока

9

2

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

Гофрированная бумага, проволока

10

2

Моделирование из фольги

Фольга, проволока

И

2

Веерное гофрирование

Цветная бумага, картон

12

2

Трубочки из гофрированной бумаги

Гофрированная бумага

13

1

Прорезание канцелярским ножом

Плотная бумага

14

2

Конструирование игрушки с подвижными деталями

Бумага, картон

Раздел 2. Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ») - 13 часов

1

2

Аппликация из ткани. Петельный шов

Ткань

2

1

Аппликация из синтепона со сдвижкой

Синтепон, бумага, картон

3

6

Вязание крючком

Пряжа

4

4

Шитье мягкой игрушки

Ткань, синтепон

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

Раздел 3. Пластические материалы по книгам серии «Любимый образ») - 15 часов

1

3

Разрезание многослойной пластилиновой заготовки сложной формы

Пластилин, картон, проволока

2

2

Папье-маше на пластилиновой форме

Пластилин, бумага

3

4

Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками

Пластилин, картон, сито

4

3

Лепка из пластилина на проволочном каркасе

Пластилин, проволока

5

2

Резьба по пластилину

Пластилин, картон

6

1

Надрезание пластилина проволокой

Пластилин, проволока

Раздел 4 Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») - 17 часов

1

4

Конструирование цветов

Цветная бумага

2

2

Конструирование птиц сложной формы

Цветная бумага

3

2

Изделия с деталями круглой формы

Цветная бумага

4

2

Соединение модулей разного размера в одном изделии

Белая и цветная бумага

5

2

Конструирование средств транспорта

Белая и цветная бумага

6

3

Конструирование архитектурных сооружений

Цветная и журнальная бумага

7

2

Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (stranamasterov.ru)

Возможен вариант программы на 51 час (в одном полуго­дии - 1 час в неделю, в другом - 2 часа в неделю). Можно взять 1, 2 и 3 разделы.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (68 часов)

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы

Используемое пособие

1

1

Аппликация с раздвижкой

Бабочки (с. 26)

2

2

Веерное гофрирование, аппликация

Деревья (с. 12-13)

3

2

Оригами из окрашенной бумаги

Собачки (с. 15-17)

4

2

Объемное моделирование из бумаги

Собачки (с. 20-23)

5

2

Трубочки из гофрированной бумаги

Деревья (с. 32-33)

6

1

Аппликация из рельефной бумаги

Кошки (с. 18-19)

7

1

Коллаж из разных материалов

Кошки (с. 21)

8

2

Вязание крючком. Воздушные цепочки

Бабочки (с. 38)

9

2

Вязание крючком. Аппликация

Деревья (с. 42-43)

10

3

Разрезание пластилиновой заготовки сложной формы

Бабочки (с. 34) Кошки (с. 34-35)

11

2

Модульное оригами. Конструирование птиц сложной формы

Забавные фигурки (с. 40-44)

12

2

Транспарантное вырезание

Собачки (с. 32-33)

13

2

Симметричное силуэтное вырезание

Кошки (с. 27)

14

2

Модульное оригами. Изделия с деталями круглой формы

Забавные фигурки (с. 65-69, 70-72)

15

1

Аппликация из синтепона со сдвижкой

Кошки (с. 17)

16

2

Конструирование игрушки с подвижными деталями

Кошки (с. 40-42)

17

1

Прорезание канцелярским ножом

Деревья (с. 46)

18

2

Моделирование из фольги

Цветы (с. 42-43)

19

2

Аппликация из ткани. Петельный шов

Бабочки (с. 41)

20

4

Шитье мягкой игрушки

Собачки (с. 12-14, 34-35)

21

2

Вязание крючком. Объемные цветы

Цветы (с. 45)

22

2

Модульное оригами. Соединение модулей пазного паямепа

Забавные фигурки (с. 85-884

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы

Используемое пособие

23

2

Папье-маше. Карнавальные маски

Бабочки (с. 44-45)

24

2

Модульное оригами. Транспортные средства

Забавные фигурки (с. 89-92)

25

4

Пластилиновые нити. Аппликации

Собачки (с. 26-27) Деревья (с. 45)

26

1

Лепка из пластилина на проволочном каркасе. Животные

Кошки (с. 30-31)

27

2

Резьба по пластилину

Кошки (с. 37)

28

2

Пластилиновые цветы на проволочном каркасе

Цветы (с. 10-11)

29

1

Надрезание пластилина проволокой

Цветы (с. 12-13)

30

4

Модульное оригами. Объемные цветы

Забавные фигурки (с. 57-64)

31

1

Объемные цветы в технике многослойного торцевания

Цветы (с. 29)

32

2

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

Цветы (с. 30-31)

33

3

Модульное оригами. Архитектурные сооружения. Коллективная работа

Забавные фигурки (с. 92-103)

34

2

Дополнительные материалы по выбору

Страна Мастеров ( stranamasterov.ru)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творчес­кой деятельности, включающая социальные, учебно-познава­тельные и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования техно­логий и материалов, новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимос­ти творческой деятельности как одного из средств само­выражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспеш­ности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

- самостоятельно находить варианты решения творчес­кой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния художественно-творческой задачи с использованием учеб­ной и дополнительной литературы в открытом информацион­ном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интер­нета;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по раз­ным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с исследовательской задачей с использованием ре­сурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приемы художественно-твор­ческой деятельности в основном учебном процессе и повсе­дневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать парт­нерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

т развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способ­ности, сформировать познавательные интересы;

■ расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

■ познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

■ познакомиться с новыми технологическими приемами об­работки различных материалов;

■ использовать ранее изученные приемы в новых комбина­циях и сочетаниях;

■ познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инстру­ментов;

■ создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

■ совершенствовать навыки трудовой деятельности в кол­лективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

■ оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

■ достичь оптимального для каждого уровня развития;

■ сформировать систему универсальных учебных действий;

■ сформировать навыки работы с информацией.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ

ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА

Учебные пособия:

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. - Самара : Издательский дом «Фе­доров» : Издательство «Учебная литература, 2011. - 64 с.

Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. - Самара : Издательский дом «Фе­доров» : Издательство «Учебная литература», 2011. - 64 с.

Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабоч­ки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.

Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. -М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиоте­ка увлечений).

Интернет-сайт Страна Мастеров: stranamasterov.ru

Специфическое сопровождение (оборудование):

- проекционная техника;

- компьютеры.



© 2010-2022