- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление: «Здоровьесберегающий подход к организации самоподготовки нахимовцев»
Выступление: «Здоровьесберегающий подход к организации самоподготовки нахимовцев»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Воробьев Д.В. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
IV Межрегиональная научно-методическая конференция «Педагогические стратегии воспитания и социализации общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации»
Выступление: «Здоровьесберегающий подход к организации самоподготовки нахимовцев».
Актуальность темы.
По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85%.
У 67% школьников отмечается состояние школьной тревожности, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у детей снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, повышается заболеваемость.
Задачей Нахимовского ВМУ, как и других довузовских учреждений МО РФ, - подготовить воспитанников к учебе, в первую очередь, в высших военных учебных заведениях. К сожалению, качество отбора кандидатов для обучения в НВМУ в поликлиниках по месту жительства в последние годы оставляет желать лучшего. Критерии отбора по состоянию здоровья снижены по сравнению с теми, что имелись 20-30 лет назад. Многие из родителей, реализуя желание поступления в НВМУ, скрывают заболевания детей. Таким образом, часть зачисленных в училище воспитанников уже обладают заболеваниями, ограничивающими дальнейшее поступление на военную службу.
Некоторый опыт организации самоподготовки нахимовцев.
Наша задача - как минимум сохранить имеемое состояние здоровья, а также предупредить и снизить риски заболеваний:
- нарушение осанки, сколиоз;
- снижение остроты зрения, близорукость;
- психические и физические перегрузки.
С целью предупреждения нарушения осанки при организации самоподготовки воспитатели обращают внимание на следующие вопросы:
1. Организация рабочего места (1 учебный предмет - 1 учебник - 1 тетрадь).
2. Визуальный контроль за позой нахимовцев и индивидуальные замечания.
3. Проведение «физкультминуток».
С целью предупреждения снижения остроты зрения при организации самоподготовки воспитателями нашего класса осуществляются мероприятия:
1. Пересадка нахимовцев с ряда на ряд «слева направо» и в соответствии с рекомендациями офтальмолога «ближе-дальше».
2. Отказ от использования или минимальное использование интерактивной доски на самоподготовке.
3. В классе с участием родителей заменены потолочные светильники с лампами дневного света на светодиодные, что значительно улучшило освещенность рабочих мест.
С целью предупреждения физических и психических перегрузок при организации самоподготовки воспитатели обращают внимание на следующие вопросы:
- Учет обстоятельства, что самоподготовка проходит во второй половине дня, когда познавательные возможности обучающихся снижены. При любой возможности до начала занятий следует проводить прогулку на свежем воздухе. В классе обязательно проводится проветривание помещения.
- Равномерное распределение учебной нагрузки в соответствии с расписанием. Приучение нахимовцев выполнять домашнее задание не только на завтрашний день, но и при возможности на два-три дня вперед. Согласовывание с учителями объема домашнего задания в случаях, например, когда предстоит подготовка к контрольной работе по другому предмету.
- Проблема личного пространства, устранение помех для учебы одноклассников. Воспитанники работают в разном темпе, и необходимо предоставлять возможность убытия из класса тех, кто выполняет домашнее задание быстрее, а также для подготовки заданий, требующих проговаривания вслух - выучить стихотворение по литературе или диалог по английскому языку.
Выводы.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы с использованием организационно-педагогических, психолого-педагогических и учебно-воспитательных технологий решается задача сохранения здоровья учащихся.
Воробьев Д.В., воспитатель второго учебного курса,
классный руководитель 64 класса.