Статья

В статье говорится о роли эмоций в профилактики девиантного поведения учащихся. Большинство воспитанников детских домов имеют проблемы в эмоциональной сфере. Для преодоления этих проблем необходимо постоянно учить детей управлять своими эмоциями. Лучше всего разработать программу или курс по психологии общения.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль эмоций в профилактике отклоняющегося поведения учащихся

.

В процессе эволюции выработалась система запретов, позволяющая лю­дям мирно сосуществовать друг с другом, она создана для регулирования чело­веческих отношений, она сугубо социальна. Без правил, регулирующих отно­шения между людьми, не прожить. Если бы люди не убедились, что надо ува­жать старших и перенимать опыт, то они были бы обречены каждый раз все на­чинать вновь. Если бы люди не защищали самоотверженно своих детей, то то­же были бы обречены на вымирание, а дети к тому же не стали бы защищать их, уже старых. Если бы люди не поняли, что бесконтрольные половые связи могут привести к широкому распространению венерических заболеваний, что в свою очередь сделало бы реальную угрозу вырождения человеческого рода, то они не стали вводить моногамию и т. д.

Поэтому из поколения в поколение передается повышенная восприимчи­вость к усвоению нравственной информации, которая в свою очередь реализу­ется воспитанием. В психике человека сформировалась так называемая этиче­ская память (совесть), запрограммированная биологически и разрушаемая де­фектами головного мозга или не выявляемая соответствующим воспитанием. Без нее (без совести) человек не может усвоить, что такое хорошо, что такое плохо, т.е. нравственное воспитание не возможно. Нравственность - регули­рующая функция человеческого поведения. По Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. А воспитание это процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.

И здесь важную роль играет эмоциональная сфера человека. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опас­ности, продолжению рода), целесообразность которых от него скрыта.

Эмоции человека - продукт общественно - исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Эмоции являются к нам за тем, чтобы показать, что и как нам нужно делать в жизни: что думать, о чем мечтать, какие стратегии мышления развивать, к каким рубежам стремить­ся и т.д. Если нам не нравятся возникшие эмоции, то придется потрудиться над изменением своего поведения, убеждения и т.п.

Наблюдения за детьми, имеющими склонности к отклоняющемуся поведе­нию, показывают, что большинство из них имеют проблемы в эмоциональной сфере, им трудно правильно понимать эмоциональное состояние свое, собеседни­ка, они не умеют адекватно внешне выражать свои внутренние эмоции и т.п.

Поэтому детей нужно этому учить. Учить фиксировать эмоции, понимать их происхождение, трансформировать. Нужно развивать у школьников эмо­циональную децентрацию (Т.М. Бреслав) т.е. способность воспринимать, учи­тывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей. На­рушение в ее формировании ведет к трудностям в общении с другими людьми, в усвоении норм и правил поведения в социуме.

Для проведения такой работы мной была разработана программа «Учись общению», основными целями которой являются:

  1. Формирование у детей эмоциональной децентрации, т.е. способности человека воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей.

  2. Развитие у школьников навыков общения с взрослыми и ровесниками.

  3. Формирование у детей самосознания личности.

Программа рассчитана на один год обучения, в ее содержание входят во­семь разделов:

  • вербальные и невербальные средства общения;

  • что такое «Я»?

  • ценностные ориентиры личности;

  • общение в школе;

  • общение в семье;

  • культура общения и культура речи;

  • культура общения полов;

  • тренинг эмоциональной децентрации.

Содержание программы опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации. Форма организации работы с учащи­мися в рамках данной программы - беседы, ролевые игры, групповые дискуссии, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, анкетирование, свободное и те­матическое рисование, прослушивание музыкальных произведений.

Проведение тренинга эмоциональной децентрации личности ребенка в конце курса - это и форма организации работы с детьми, и форма контроля и оценки ее результатов. Дети с удовольствием посещают занятия, постоянно осуществляется обратная связь, наблюдается положительная динамика разви­тия личности каждого ребенка.


© 2010-2022