Статья
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жувагина Е.А. |
Дата | 23.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Роль эмоций в профилактике отклоняющегося поведения учащихся
.
В процессе эволюции выработалась система запретов, позволяющая людям мирно сосуществовать друг с другом, она создана для регулирования человеческих отношений, она сугубо социальна. Без правил, регулирующих отношения между людьми, не прожить. Если бы люди не убедились, что надо уважать старших и перенимать опыт, то они были бы обречены каждый раз все начинать вновь. Если бы люди не защищали самоотверженно своих детей, то тоже были бы обречены на вымирание, а дети к тому же не стали бы защищать их, уже старых. Если бы люди не поняли, что бесконтрольные половые связи могут привести к широкому распространению венерических заболеваний, что в свою очередь сделало бы реальную угрозу вырождения человеческого рода, то они не стали вводить моногамию и т. д.
Поэтому из поколения в поколение передается повышенная восприимчивость к усвоению нравственной информации, которая в свою очередь реализуется воспитанием. В психике человека сформировалась так называемая этическая память (совесть), запрограммированная биологически и разрушаемая дефектами головного мозга или не выявляемая соответствующим воспитанием. Без нее (без совести) человек не может усвоить, что такое хорошо, что такое плохо, т.е. нравственное воспитание не возможно. Нравственность - регулирующая функция человеческого поведения. По Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. А воспитание это процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.
И здесь важную роль играет эмоциональная сфера человека. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых от него скрыта.
Эмоции человека - продукт общественно - исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Эмоции являются к нам за тем, чтобы показать, что и как нам нужно делать в жизни: что думать, о чем мечтать, какие стратегии мышления развивать, к каким рубежам стремиться и т.д. Если нам не нравятся возникшие эмоции, то придется потрудиться над изменением своего поведения, убеждения и т.п.
Наблюдения за детьми, имеющими склонности к отклоняющемуся поведению, показывают, что большинство из них имеют проблемы в эмоциональной сфере, им трудно правильно понимать эмоциональное состояние свое, собеседника, они не умеют адекватно внешне выражать свои внутренние эмоции и т.п.
Поэтому детей нужно этому учить. Учить фиксировать эмоции, понимать их происхождение, трансформировать. Нужно развивать у школьников эмоциональную децентрацию (Т.М. Бреслав) т.е. способность воспринимать, учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей. Нарушение в ее формировании ведет к трудностям в общении с другими людьми, в усвоении норм и правил поведения в социуме.
Для проведения такой работы мной была разработана программа «Учись общению», основными целями которой являются:
-
Формирование у детей эмоциональной децентрации, т.е. способности человека воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей.
-
Развитие у школьников навыков общения с взрослыми и ровесниками.
-
Формирование у детей самосознания личности.
Программа рассчитана на один год обучения, в ее содержание входят восемь разделов:
-
вербальные и невербальные средства общения;
-
что такое «Я»?
-
ценностные ориентиры личности;
-
общение в школе;
-
общение в семье;
-
культура общения и культура речи;
-
культура общения полов;
-
тренинг эмоциональной децентрации.
Содержание программы опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации. Форма организации работы с учащимися в рамках данной программы - беседы, ролевые игры, групповые дискуссии, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, анкетирование, свободное и тематическое рисование, прослушивание музыкальных произведений.
Проведение тренинга эмоциональной децентрации личности ребенка в конце курса - это и форма организации работы с детьми, и форма контроля и оценки ее результатов. Дети с удовольствием посещают занятия, постоянно осуществляется обратная связь, наблюдается положительная динамика развития личности каждого ребенка.