Программа внеурочной деятельности ФГОС

Пояснительная записка Внеурочная деятельность, согласно п.13 ФГОС основной образовательной программы основного общего образования, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. №2357 в структуру основной образовательной программы был включен план внеурочной деятельности, являющейся вместе с учебным планом основным организационным механизмом реализации этой программы. В рамках ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность ор...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность, согласно п.13 ФГОС основной образовательной программы основного общего образования, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. №2357 в структуру основной образовательной программы был включен план внеурочной деятельности, являющейся вместе с учебным планом основным организационным механизмом реализации этой программы.

В рамках ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, социальное (приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241), которое являются содержательным ориентиром и основанием для построения соответствующих образовательных программ.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности ориентировано на становление и развитие нравственного, творческого, компетентного гражданина России.

В процессе реализации данного направления решаются следующие задачи.

В области формирования личности культуры: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; формирование основ нравственного самосознания личности; формирование понимания нравственного смысла социально ориентированной и общественно полезной деятельности; укрепление у младшего подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, трудолюбия; формирование ценностного отношения к здоровью.

В области формирования социальной культуры: осознание себя как члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации; развитие патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими; формирование первичных навыков успешной социализации; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживания, приобретение опыта оказания помощи; формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России; обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов, проблем общения, освоение навыков культуры поведения; формирование экологической культуры.

Программы духовно-нравственной направленности взаимосвязаны с программой воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, программами отдельных учебных предметов, программой формирования универсальных учебных действий и программой коррекционной работы.

Программы духовно-нравственной направленности ориентированы на достижение личностных и метапредметных результатов. Обучающийся не только и даже не столько должен получить представление о чем-либо, сколько научиться действовать, чувствовать, сопереживать, принимать решения.

Личностные результаты освоения программ духовно-нравственной направленности:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;

  • усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и норм социальной жизни в группах и сообществах;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- умение осознанно использовать речевые средства дял выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- формирование и развитие экологического мышления.

В программах предусмотрен широкий спектр видов деятельности обучающихся, которые реализуются через разнообразные формы организации: беседы, викторины, наблюдения и экскурсии, интеллектуальные игры, практические занятия на местности, походы, общественно полезные практики.

Все программы ориентированы на формирование образовательных результатов трех уровней.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных зданий духовно-нравственной направленности.

Второй уровень результатов - формирование ценностного отношения к нравственности, труду, здоровью, формирование гражданского и экологического сознания, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества.

Третий уровень результатов - получение опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов в программах предусмотрены приобретение обучающимися опыта межличностного взаимодействия, самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности, принятия на себя ответственности; опыта волонтерской деятельности; опыта системы смены должностей; опыта природосберегающей и природоохранной деятельности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников-подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

Возникшая в XX в. И построенная на принципах коммерциализации, тиражирования, стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдает за свои высшие образцы культурной деятельности человечества.

Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдается за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение.

У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.

В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к воспитаннику.

Эта парадигма почти не учитывает внутренние культурные условия и потенции саморазвития современного подростка, сложный социокультурный контекст его существования. Игнорирует она и особенности современного этапа в развитии искусства - такие его черты, как склонность к художественным провокациям, самоиронии, самопародии, размытость эстетических категорий и этических границ.

Реальная альтернатива данной парадигме - воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.

Примерная программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В Соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры этноса , общества и мира в целом. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом, в сфере искусства, в окружающем его мира.

Трактовка принципа коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностям, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование художественных ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культуры (в том числе художественной), природой родного края.
Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел - реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности.

Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет - главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал, к чему он должен прийти, и он в этом не может нечего изменить, то для него нет проектирования. Он может программировать свои шаги, может составлять план исполнения, но собственно проектировать он в таком случае нечего не будет.

В логике действия данного принципа в программе предусматриваются художественные, социальные и экзистенциальные проекты подростков.

Художественные проекты школьников реализуются в обстановке, близкой к музыкальному или драматическому театру, оркестру, ансамблю, объединениям художников и могут быть поняты благодаря следующим ценностным аспектам: эстетизм, ориентированность на область художественной деятельности людей; приоритет чувственного восприятия окружающего мира; нравственная доминанта - соответствие нравственным началам добра, справедливости, милосердия; креативность, значимость порождения чего-то качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью (своеобразием, незаурядностью) и общественно - исторической уникальностью.

Социальные проекты преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:

  • коммуникабельность - легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;

  • предприимчивость - способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

  • самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;

  • организационная и управленческая компетентность - знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей в процессе решения какой - либо задача;

  • конвенциональность - стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;

  • законность (легальность) - стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их.

Экзистенциальные проекты - проекты самовоспитания, ценностно - смыслового самоопределения, выбора варианта жизни (В. Н. Дружинин). Для экзистенциальных проектов принципиален опыт мышления относительно смысла жизни отдельного человека и человечества в целом, организованный в рамках стратегии самооценивания и стратегии избирательности и судьбоносности по отношению к внешним событиям.

Принцип диалога культур в программе внеурочной деятельности школьников - подростков в сфере художественного творчества предполагает:

  • рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;

  • рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;

  • рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества как полилога между авторами культурных текстов, исполнителями культурных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в художественном творчестве - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к деятельности. Предпосылками формирования способности эстетического самоопределения у подростка служат обостренность (на фоне полового созревания) восприятия эстетического и возрастная сензитивность к самоопределению.
Приобретение подростком опыта самоопределения происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создания художественных текстов и реальности как художественного текста.

Основная идея примерной программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно - нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества (игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство, особые инструментальные способности рисования, черчения и т.д.). Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества.

Синтетические виды художественного творчества - любительский театр, любительское видеотворчество, дизайн и т.п. - позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счет таких инструментов, как сценирование, философия и технология дизайна, режиссура социальных игр.

В любительском театре, видеотворчестве, в занятиях дизайном первым инструментом управления социокультурным пространством существования школьника является сценирование или этюд, мыслительный эксперимент или аналогия. Под сценированием в данном случае понимается «сборка круга предлагаемых, обстоятельств ситуации, постановка целей и задач ее участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определенными средствами, доступными персонажам истории» (А. В. Гребенкин). Школьники, проиграв этюд - эксперимент, могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации.

Вторым инструментом управления социокультурным пространством существования человека является философия и технология современного дизайна. Сегодня дизайн не ограничивается опредмечиванием материальных человеческих потребностей, современный дизайн обеспечивает овеществление духовной ценностей, реализует в дизайнерской форме сущностное содержание времени.

Третий инструмент управления социокультурным пространством существования человека - это режиссура социальных игр. Согласно этой идее существуют базовые игры людей, т.е. фиксирование установки, определяющие их социальное и коммуникативное поведение.

Режиссура социальных игр утверждает, что, во-первых, если определить базовые типы людей, участвующих в некотором социальном взаимодействии, это взаимодействие можно существенно оптимизировать. И во-вторых, что сам индивид способен изменять свою базовую игру, хотя бы в результате прохождения специального тренинга.

Использование синтетических видов самодеятельного творчества позволяет обеспечить многофункциональность участия школьников в коллективной деятельности (роли актеров, художников, режиссеров, операторов, осветителей, организаторов).

Цель примерной внеурочной программы художественного творчества школьников - формирование у них способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.

Задачи внеурочной программы:

  • расширение подростковых классов, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;

  • формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;

  • развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.

Формы и режим занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседа, лекция), художественные образовательные события.

Репетиционные занятия (от лат. Repetito - повторение) - основная форма подготовки (под руководством или участием педагога) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путем многократных повторений (целиком и частями).

Постановочные занятия - творческий процесс создания эстрадного представления, осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером.

Информационные занятия предполагают беседы и лекции. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому - либо вопросу (проблеме). Лекция - представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов на какой либо вопрос. Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какой - либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.

Художественное образовательное событие - акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрением с образовательными целями. Учебные и воспитательные эффекты художественного события для автора произведения обусловлены встречей с читателем (зрителем), с отношением последнего к авторскому произведению.

Социально творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищенных слоев населения, защиты и развития культурной и природной среды существования общества и т.д.

Примерная программа внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип неадаптивной социализации является альтернативой образовательному принципу социальной адаптации. «Социальная адаптация» предполагает воссоздания в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивости социальной конструкции, к жизни в которой педагоги готовят воспитанников. Традиционно это сводится к составлению набора необходимых социальных «умений и навыков». Однако в условиях нестабильного, развивающегося социума подобный подход имеет существенные ограничения.

«Неадаптивная социализация» предполагает образовательное обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности молодого поколения. Основной образовательный результат возникает за счет педагогического сопровождения индивидуального специального действия и рефлексии школьника.

Подход, связанный с неадаптивной социализацией, будучи адекватным современным социальным вызовам, является новым для системы образования. Данный подход предполагает выход не только за рамки классно - урочной формы организации образовательного процесса, но и за рамки образовательного учреждения. Поэтому возникает необходимость параллельно решать целый комплекс задач, имеющих отношение не только к сфере образования, но и к социальной сфере.

Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно - культурное (достижение определенного уровня биологического созревания, физического и сексуального развития), социально - культурные (познавательные, морально - нравственные, ценностно - смысловые), социально - психологические (становление самосознания личности, ее самоопределения в жизни) задачи.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициями тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Трактовка принципа коллективности применительно к социальному творчеству предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляясь в детско - взрослых общностях, детско - взрослых коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно - ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогами и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско - политических, этнокультурных, исторических, гражданско - политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но желаемое и будучи осуществленное в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если школьнику предварительно задали то, к чему он должен прийти, и он не может ничего изменить, то для него проектирования нет. Он может программировать свои шаги, составлять план исполнения, но проектировать в таком случае он нечего не будет.

В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников. Исследовательские проекты реализуются в атмосфере, похожей на повседневную научно - исследовательской лаборатории или полевой экспедиции, строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:

  • рационализм - убеждение в приоритете разума и логически обоснованной мысли над непосредственными житейским опытом;
    • ценность познавательной деятельности человека, способности логически мыслить, постигая смысл им связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования;
    • примат истины - идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной деятельности;

  • научный детерминизм - убеждение в закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.
    Социальные проекты преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируют вокруг таких ценностных ориентиров, как:

  • коммуникабельность - легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;

  • предприимчивость - способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практичностью, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

  • самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения

  • организационная и управленческая компетентность - знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей в процессе решения какой - либо задачи;

  • законность (легальность) - стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальном творчестве - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

Один из важнейших предметных контекстов социального творчества, причем нетолько в нашем обществе, но во всем мире - решение экологических проблем. Эти проблемы поставил перед человечеством глобальный экологический кризис, возникший из - за игнорирования законов природы, неуемного развития промышленности, урбанизация территорий, уничтожения естественных экосистем и т.д. В том числе оказывал влияние и воспитательный подход «человек - царь природы», призывавший к эгоистическому потребительскому отношению человека к природе. Такая постановка вопроса привела человечество к краю пропасти.

По данным социологических и психологических исследований, современные дети и подростки весьма неравнодушны к экологической проблематике. В этой связи экологическая деятельность может стать отличным плацдармом для приобретения молодым поколениям опыта социального творчества.

Опираясь на мнение эколога и публициста И. Л. Зайонца, при реализации данной программы мы рассматриваем экологию в нескольких аспектах: как рациональное природопользование и охрану окружающей среды от человека, как охрану самого человека от окружающей его среды, как программу практических действий по ликвидации негативных последствий нашей общей деятельности и как целостную философскую концепцию, «обнимающую» собой науку, культуру, быт, политику и хозяйственную практику.

В современном понимании экологически компетентный человек - это, во-первых, человек, осмысленно и ответственно относящийся к природе, ценящий ее; во-вторых, человек, способный к экологически значимым действиям; в-третьих, человек, умеющий и стремящийся взаимодействовать с другими людьми в решении экологических проблем.

Такой человек знает, как существует природа, умеет оценивать состояние природной среды, владеет методами оценки, контроля и анализа, разбирается в причинах и последствиях влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду. Он способен принимать и воплощать в жизнь взвешенные, разумные решения в области охраны и развития окружающей природной среды и рационального природопользование. Он может вдохновить и сплотить вокруг экологической деятельности других людей.

Процесс экологического образования и воспитание, безусловно, сложный и продолжительный. На этапе формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и родители, и школа, и учреждение дополнительного образования. Особая роль в этом процессе принадлежит внеурочной деятельности. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся жестко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планом, внеурочная деятельность может предоставить более широкие возможности в области экологического образования и воспитания. Эти возможности выражают в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно - воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам экологического воспитания и формирования личности воспитанников достаточное количество времени.

Таким образом, цель примерной программы внеурочной деятельности - формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству), в частности в экологической сфере общественных отношений.

Задачи программы:

  • сформировать способность видеть и понимать социальные проблемы (на примере экологических сюжетов и проблем);

  • сформировать способность и готовность вступить в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно значимых проблем (на примере экологических проблем);

  • сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые проблемы (на примере экологических проблем).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере художественного творчества распределяются по трем уровням.

  • Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, ее структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов взаимодействия, понимания партнера.

  • Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отчество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  • Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет проведение новогоднего праздника для подростков и для учеников младших классов (разработка дизайн - проекта оформление зала для праздников), попытка осознать параметры заказа со стороны подростков и малышей; разработка художественного замысла под основные дизайнерские проекты.

  • Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия - включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере художественного творчества. Для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнера, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Здесь осваивается умение представить собственные разработки заказчикам, зрителям, экспертам.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействия школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Например, разработка дизайнерского проекта «Сквер родного города (села)», любительский спектакль для жителей округи, открытый общественный показ документальных видеопроектов.

Мониторинг достижений внеурочной деятельности

  • Анкетирование

  • Беседы

  • Наблюдения

  • Контроль

  • Тестовые задания

  • Методики Рогова М.И., Щурковой Л.В.

  • Выставки работ

  • Презентации на заседаниях НОУ

  • Участие в конкурсах, фестивалях

Материально-техническое обеспечение оговорено в программах внеурочной деятельности отдельных руководителей кружков и секций.

Реализация внеурочной деятельности (приложение: программы кружков)



© 2010-2022