Экологическое воспитание учащихся в средней школе

Современное экологическое состояние окружающей среды вызывает необходимость радикальных перемен и переосмысления содержания и организации экологического образования и воспитания, природоохранной, натуралистической, экспериментально-исследовательской деятельности учащейся молодежи. Экологическое воспитание следует рассматривать как часть общеобразовательной подготовки учащихся, ведь экологическая культура является составной частью общей культуры. Поэтому экологическое воспитание является одним и...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СОДЕРЖАНИЕ



Приложение

Введение

Современное экологическое состояние окружающей среды вызывает необходимость радикальных перемен и переосмысления содержания и организации экологического образования и воспитания, природоохранной, натуралистической, экспериментально-исследовательской деятельности учащейся молодежи.

Экологическое воспитание следует рассматривать как часть общеобразовательной подготовки учащихся, ведь экологическая культура является составной частью общей культуры. Поэтому экологическое воспитание является одним из направлений воспитательной работы, что способствует общественному осознанию экологических проблем современности, их последствий, путей решения и предотвращения возникновения новых.

Актуальность. Экологическое воспитание подрастающего поколения сегодня стало насущной потребностью общества. Причины и последствия негативных экологических ситуаций, возможность и необходимость преодоления экологического кризиса - эти вопросы являются обязательной составляющей школьного экологического образования. Экологические проблемы современности требуют от общеобразовательных и внешкольных учебных заведений уделять больше внимания формированию экологического сознания, понимания окружающего мира и себя.

Предметом исследования является экологическое воспитания учащихся средней школы.

Объектом исследования является экологическое воспитание.

Цель работы состоит в разработке эффективных методов и подходов экологического воспитания учащихся средней школы.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач;

1.Раскрыть понятие и сущность экологического воспитания;

2. Изучить основные педагогические подходы к формированию экологического сознания учащихся средней школы;

3. Разработать методику экологического воспитания учащихся 9-го класса;

4. Дать рекомендации по экологическому воспитанию учащихся средней школы.

В данной работе применялись следующие общенаучные методы исследования: анализ и синтез, конкретизация, индукция и дедукция, системный анализ, формализация, абстрагирование, аналогия, моделирование.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы экологического воспитания

1.1 Обзор литературы по теме экологического воспитания

По экологическому воспитанию учащихся средней школы было издано множество книг, рассмотрим некоторые из них.

Автор-составитель Г.А. Фадеева подготовила учебное пособие-сборник мероприятий экологической направленности, которые можно использовать во взаимосвязи (при организации и проведении Недели экологии в школе) и разрозненно для учащихся всех возрастных групп. В предлагаемых сценариях удачно сочетаются острота экологических проблем и увлекательность подобранного материала об окружающей среде. Пособие предназначено для учителей естественно-экологического профиля, а также для организаторов внеклассной работы в школе [13].

Чередниченко И.П., автор-составитель учебника «Экология 6-11 классы» предлагает в качестве мероприятий по экологическому воспитанию проводить экскурсии и экологические экспедиции, игры и конкурсы, кружковую и исследовательская работу. По его мнению, это именно те виды деятельности, которые формируют экологическую культуру и являются необходимым компонентом всех основ воспитания. Пособие предназначено для преподавателей, студентов [23].

Изучение опыта работы общеобразовательных и внешкольных учебных заведений экологического воспитания убеждает, что в этом деле имеют место определенные недостатки:

- отсутствие четкой системы экологического образования, которая предусматривала бы включение каждого ребенка с 1 по 11-й класс в процесс формирования экологической культуры;

- недостаточность сформированности у учащихся умений использовать теоретические знания основ экологии в повседневной жизни;

- преобладание вербальных методов экологического образования (лекция, рассказ, беседа) над практическими, проблемно-поисковыми и инновационными;

- отсутствие системы мониторинга уровня экологического самосознания учащихся.

По мнению Л.В. Кондрашовой в процессе организации экологического воспитания следует учитывать, что отношение воспитанников к природе имеет специфические возрастные особенности. Ученикам начальной школы свойственно непрагматическое отношение к природе, они стремятся к общению с природными объектами. В младшем и среднем подростковом возрасте отмечается высокая степень психологической близости с природой, отношение к ней как к объекту охраны. В подростковом возрасте появляется установка пользы, однако вместе с тем, нередким является проявление природоохранных мотивов. Для учеников 9 класса характерно восприятие природы как объекта, отношение к ней обусловлено в большей степени эстетическими мотивами, установками пользы. В этом возрасте окончательно складывается структура отношения к природе, свойственная взрослым, однако в сравнении для учеников она занимает высшую иерархию ценностей [7,c. 25].

Анализ состояния экологического образования в России и за границей даёт возможность выделить такие главные тенденции:

1. Акцентирование внимания на формировании системы экологических представлений. Очень важно, чтобы в классах были живые уголки и ученики могли заботиться о животных и растениях. В старших классах характерна направленность на философские аспекты взаимодействия общества и природы, углубление и расширение знаний эволюционного, обобщающего характера.

2. Формирование бережного отношения к природе. По такому отношению учебно-воспитательный процесс ориентируется на привлечение ученика к разным видам деятельности, и это влияет на его отношение к окружающей среде. Эта тенденция очень распространена в Германии в Вальфдорских школах, учащиеся которых учатся наблюдать и сопереживать всему, что касается окружающей среды. Только такое сопереживание способствует формированию соответствующего отношения ребёнка к окружающему миру.

3. Акцентирование внимания на формировании стратегии и технологии взаимодействия человека с природой. Тут происходит ориентация на экологические проблемы конкретной местности, а не на охрану природы вообще. И это даёт позитивные результаты.

Центральными в экологическом образовании являются методы обучения в малых группах, проектах и деятельном обучении. Во время обучения в малых группах каждый член её зависит от других и должен учиться уважать их мысли, работать над решением общей проблемы, поставленной перед группой. Проекты охватывают работу не только отдельных учащихся, но и больших количеств групп. Дети самостоятельно вырабатывают подходы к выполнению заданий проекта. У учащихся вырабатывается умение независимо, критически мыслить, анализировать и решать проблемы [3,c. 69].

Такие методы и формы экологического образования не имеют ещё масштабного распространения в России. К сожалению, экологическое образование в нашей стране ещё не находится на должном уровне. Вопросы по проблемам экологии представлены в содержании отдельных предметов без соответствующего согласования. При этом некоторые вопросы дублируются, а другие вообще не рассматриваются.

Важная роль в осуществлении процесса формирования экологической компетентности школьников принадлежит школе и родителям. Ведь именно в семье дети получают начальные знания о природе и опыт общения с ней. Семья в этом процессе считается главным фактором и условием развития и воспитания подростков, ведь дети все время находятся в тесном и непосредственном контакте со своими родителями, семьей. Именно здесь происходит их духовное и физическое развитие, получение ими определенных знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, формируются характер и воля. Первые знания о природе, начальные навыки взаимодействия и общения с ней ребенок приобретает тоже в семье. Здесь закладываются основы отношения детей к миру, окружающей среды, других людей. Итак, родители являются первыми и основными воспитателями, выполняют эту функцию в течение жизненного пути.

Однако следует заметить, что современная семья развивается в достаточно сложной общественной ситуации. С одной стороны, происходит рост значимости семьи в воспитании детей, с другой - социальные проблемы общества вызывают обострение семейных проблем.

Среди них - низкий уровень жизни множества семей, увеличение количества их распада и существование неполных. Происходит уход детей от родителей, теряется постоянный контакт между ними. Необходимо также указать, что существуют значительные различия между сельской и городской семь ямы, которые требуют своего учета школой и способствуют возникновению определенных особенностей. Поэтому важно, чтобы школа и семья осознавали необходимость в построении совместных усилий, на основе которых создаются необходимые условия в процессе воспитания детей. Они остаются важнейшими социальными ячейками, которые обеспечивают воспитательный процесс и взаимодействие ребенка и социума [11,c. 36].

Воспитательная деятельность школы и семьи будет успешной при условии, если они станут союзниками, начнут взаимодействовать друг с другом. При этом школа стремится стать открытой социально-педагогической системой, готовой к расширению и укреплению взаимодействия с семьей:

- создание разнообразной воспитательной среды;

- овладение знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;

- создание условий для привлечения родителей в совместную с детьми и классным руководителем творческую, социальную значимую экологическую деятельность.

Дзятковская Е. Н. рассматривает взаимодействие как взаимосвязанный обмен действиями, организацию людьми взаимных действий, направленных на осуществление совместной деятельности, в процессе которой осуществляется взаимное регулирование, взаимоконтроль, взаимовлияние и взаимопомощь [4, с. 58].

Обеспечение процесса взаимодействия возможно при выработке норм и форм совместных действий, организации и их координировании. Возможные виды взаимодействия:

1. Сотрудничество («кооперация», «согласие», «приспособление», «ассоциация»).

2. Соперничество («конкуренция», «конфликт», «оппозиция», «диссоциация»). Основными компонентами взаимодействия есть люди, связи, возникающие между ними, взаимовлияния, которые поочередно меняют социально-психологические состояния, ценности и намерения. К обязательным психологических компонентов совместной деятельности относятся: общая цель, мотивация (побуждает людей к достижению определенной общей цели) и совместные действия, направленные на реализацию совместной деятельности, полученный общий результат [47].

В частности, он ограничен определенными рамками и имеет начало, этапы развития, формы и содержание, зависят от природы его компонентов. Содержание взаимодействия определяется целью и задачами. Этапы различаются степенью активности его субъектов: ведущим будет тот субъект, для которого более характерна активность, соотношение активности изменяется в результате развития взаимодействия.

Таким образом, школа и семья остаются важнейшими социальными ячейками, которые обеспечивают воспитательный процесс и взаимодействие ребенка с природой и социумом.


1.2 Понятие и содержание экологического воспитания в педагогической системе

Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры учащихся.

В структуре экологической культуры, как сложном личностном образовании, выделяют экологические знания, экологическое мышление, умения и навыки природоохранной деятельности, экологическое мировоззрение, экологическую этику. Каждому компоненту соответствует определенный уровень экологической зрелости: от элементарных экологических знаний и представлений к их глубокого осознания и практической реализации на всех уровнях [19, с. 89].

В экологическом воспитании следует обратить внимание на формирование ценностного отношения к природе: осознание ценности природы в жизни человека, самоценность природы; чувство личной причастности к сохранению природных богатств, ответственность за них, способность гармонично сосуществовать с природой, вести себя компетентно, экологически безопасно; критически оценивать потребительски-утилитарное отношение к природе; уметь противостоять проявлениям такого отношения доступными способами; активно участвовать в практических природоохранных мероприятиях; осуществлять природоохранную деятельность по собственной инициативе; заниматься посильным экологическим просвещением; формирование чувства ответственности за природу как национальную и общечеловеческую ценность.

Именно формирование ценностного отношения к природе является важнейшим воспитательным задачам классного руководителя по становлению экологической культуры учащихся.

Духовное формирование и развитие личности должно протекать в экологическом русле. Терпимое, бережное отношение к окружающей природной среде не только экологическая и экономическая, но и этическая проблема. В этой связи необходима коренная переориентация морального сознания человека, «переоценка» моральных ценностей в отношении к природе.

В экологической культуре личности выделяют интеллектуальный, нравственный, эстетический и эмоциональный компоненты. В соответствии с тем как меняется отношение ученика к природе, экологических проблем планируется и организуется воспитательная работа, учитывая все аспекты и компоненты экологической культуры.

Успеху природоохранной деятельности способствует и исследовательская работа учащихся, во время которой они расширяют свой экологический кругозор, овладевают методами исследования природы, накапливают определенный опыт. Нельзя оставлять вне поля зрения привития учащимся навыков эстетического восприятия природы, формирование гуманистических идеалов.

Эффективность природоохранного образования зависит, прежде всего, от обеспечения продуманной целенаправленной комплексной системы в ее осуществлении, от широкого ознакомления учащихся со всеми основными аспектами охраны природы: естественно-научным, идеологическим, экологическим, юридическим, оздоровительно-гигиенические, морально-этическим и научно-познавательным.

В ходе подготовки к природоохранному воспитанию учащихся, выясняя научные основы охраны окружающей среды, учитель должен предусмотреть показ роли научных знаний, как производительной силы, социального и производственного прогресса, стимулировать учебную деятельность учащихся, убедить их в том, что прогресс общества невозможен без знаний основ экологии.


1.3 Формирование экологического сознания учащихся

Экологическое воспитание должно помогать выработать экологический стиль мышления, экологическую культуру подрастающего поколения. Этому способствует организация деятельности факультативов, кружковой, клубной работы общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях города, а также использование различных форм внеклассной и внеурочной работы для формирования у учащихся экологического мышления.

Оптимальных результатов в осуществлении экологического и биологического образования, природоохранной, натуралистической деятельности возможно достичь только при условии комплексного подхода в реализации задач данных направлений работы со стороны общеобразовательных и внешкольных учебных заведений и при системной координационной деятельности в решении данных задач со стороны методической службы системы образования.

Исходя из принципа системного подхода к организации экологического воспитания, основное внимание уделяться следующим вопросам: место экологического воспитания учащихся в общей системе воспитательной работы школы и внешкольного учебного заведения; уровень экологического сознания учащихся; воспитательные возможности предметов экологической направленности; использование массовых, групповых, индивидуальных форм работы; пути привлечения учащихся к различным видам природоохранной, эколого-натуралистической деятельности; организация совместной работы школы, семьи, общественности и экологических организаций города по экологическому воспитанию учащихся.

Системность и преемственность - необходимое условие любого обучения и воспитания. Непрерывное экологическое образование предполагает организацию воспитательного и учебного процесса от детства до глубокой старости. На этом пути человек проходит несколько стадий обучения. Проблемы экологического обучения и воспитания в период обучения в школе должны составлять органическую часть работы каждого участника учебно-воспитательного процесса: классного руководителя, учителя начальных классов, педагога-организатора, руководителя кружка, ученического самоуправления и предусмотреть систему связанных между собой мероприятий, которые формируют экологическое мышление каждого человека.

Охрана природы, рациональное использования человеком ее богатств - важная общегосударственная дело. Охрана природы - обязанность каждого человека. Успех в этом деле зависит, прежде всего, от осознания важности этой задачи, от убежденности, умения и привычки постоянно, на каждом шагу, оберегать родную природу, лечить те раны, которые ей уже нанесен, и не допускать новых.

Важную роль в формировании экологического сознания играет привлечение учащихся к природоохранной деятельности школьных лесничеств, садоводства, работы в охотничьих хозяйствах и др., работе санитарных отрядов защиты окружающей среды, которые выявляют степень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха; отрядов для борьбы с браконьерами (действуют при лесничествах); группы скорой помощи зверям и птицам в зимний период; уголков природы в школах, домах школьников [15,c. 63].

С природоохранной связана туристко-краеведческая работа с детьми, направленная на привитие им навыков правильного поведения в местах отдыха, в лесах и др.

Общеобразовательная школа призвана воспитывать школьников в духе любви к родной природе, охраны окружающей среды. В школах природоохранное образование учащихся осуществляется в различных направлениях:

- на уроках;

- во время проведения экскурсий;

- в процессе общественно-полезного труда.

Весьма важным является природоохранная самообразование - это средство углубления знаний учащихся, их творческих способностей, опытничества, формирование умений и навыков самостоятельно решать различные проблемы защиты природы. Лучше всего воспринимается и осмысливается та информация, которая обрабатывается самостоятельно, к которой учащиеся проявляют глубочайший интерес.

Природоохранная работа должна проводиться непрерывно на всех уровнях организации учебно-воспитательного процесса по всем предметам и основываться на принципах связи теории с практикой, научности, межпредметности, индивидуального подхода. Кроме того она должна влиять на формирование целостной ориентации всех учеников.

Однако не все ученики до конца осознают ценность и глобальность проблем охраны природы, их социально-экономический, политический, морально-этический, эстетический, правовой аспекты. Как правило, вопросы охраны природы рассматривается учащимися в отрыве от сложных природных явлений. Школьники неправильно представляют нормы отношения людей к природной среде, противоречия, возникающие в системе: техника-общество-природа.

Все это требует усиленного внимания и продуманной работы среди учащихся по вопросам охраны окружающей среды.

Начиная уже с младших классов, основные усилия педагогов направляются на подбор заданий, способствующих формированию у учащихся позитивных установок, навыков наблюдательности, ориентации в позитивных и негативных явлениях в окружающей среде, эмоционально-эстетического восприятия и оценки природы, высокой гражданской ответственности за ее состояние.

Наиболее эффективной формой организации природоохранной деятельности учащихся являются экскурсии, во время которых решаются программно-учебная цель и задачи по обязательным компонентом экологического образования и природоохранной деятельности.

В общеобразовательной школе экологическую воспитательную работу с классом осуществляют не только учителя по отдельным предметам, но и классный руководитель. В большинстве случаев именно он выступает посредником между обществом и ребенком в формировании ее экологической компетентности через организацию разнообразных форм воспитательной деятельности классного коллектива является организатором системы отношений, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития его личности. В воспитании классные руководители опираются на воспитательную силу семейных традиций, используют возможность создания воспитательных ситуаций», долговременных воспитательных воздействий на ребенка. Одной из функций классного руководителя является работа с родителями.

Она осуществляется с целью:

• установления и поддержания постоянных контактов и связей с ними, построений постоянных позитивных взаимоотношений с учащимися и их родителями;

• ознакомление их с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (для совместной выработки общих требований к детям, согласованности семейного и школьного экологического воспитания, организации интерактивных форм и методов);

• формирование педагогическое правильной воспитательной позиции родителей.

Взаимодействие школы и семьи основывается на ряде принципов:

• сочетание форм массовой, групповой и индивидуальной работы,

• опор на положительный опыт экологического воспитания детей в семье,

• последовательности и непрерывности,

• взаимного воздействия учителей на родителей, родителей на учителей и родителей друг на друга.

Отношения между классным руководителем и семьями учащихся выстраиваются на принципах взаимного доверия и уважения, поддержки и взаимопомощи, терпения и терпимости.

Взаимное соблюдение этих принципов классным руководителем и родителями дает возможность объединить воспитательные усилия, создав необходимые условия для развития личности ребенка, ее самоопределения и самореализации.

Осуществление дифференцированного подхода к семьям учащихся является одним из важных условий успешного включения их во взаимодействие со школой, поскольку возникает возможность разработки совместной работы с родителями - привлечение родителей к воспитательной работе в школе экологического направления (руководство кружками, участие в практических экологических делах класса, школы, организация экологических троп, экскурсий и др.), формируя их педагогически правильную воспитательную позицию, корректируя экологическое воспитание в семье.

Сотрудничество классного руководителя с родителями целесообразно начинать с изучения семьи, учитывая:

• социальный статус, материальное положение, уровень педагогической культуры родителей;

• особенности межличностных отношений и место ребенка в этой системе;

• понимание родителями значимости воспитательной функции семьи;

• отношение родителей (индифферентное, положительное, активное и др.);

• готовность сотрудничать со школой;

• способность повышать свой педагогический потенциал.

Таким образом, выявленные особенности каждой семьи дают возможность классному руководителю организовать целостный и упорядоченный учебно-воспитательный процесс экологической направленности в классе и школе, организовать тематический мини-лекторий для родителей класса, тематические и индивидуальные консультации для родителей, возможны консультации для родителей учителей и учащихся (в случае, если профессиональная деятельность родителей имеет экологическое направление), конференции родителей совместно с детьми, диспуты, акции природоохранного направления.

Взаимодействие классного руководителя с родителями является одним из самых сложных аспектов его деятельности, особенно в сельской школе. Одной из проблем организации взаимодействия сельской школы и семьи является сезонность сельскохозяйственного производства. Эта особенность влияет на формирование экологической компетентности учащихся и учитывается учителем в планировании его работы с родителями. В то же время эта специфическая особенность сельскохозяйственного производства может использоваться в организации интерактивных форм и методов экологического воспитания.

Социальный статус родителей затрудняет их привлечение к учебно-воспитательному процессу. При организации взаимодействия школы и родителей оказывается нежелание родителей сотрудничать со школой, классным руководителем, которую обычно объясняют значительной трудовой занятостью или отсутствием знаний. Взаимодействие классных руководителей с родителями в основном происходит стихийно. Лишь некоторые родители привлечены к учебно-воспитательному процессу в школе. Следует указать, что классные собрания проводятся классным руководителем в форме монологов, а школа самоустранилось от осуществления педагогического образования родителей в целом и экологического воспитания в частности.

Требуют своей перестройки на гуманистические взаимоотношения родителей и школы.

Исследования показали, что осведомленность родителей учащихся школ об экологических проблемах достаточно низка, их отношение к природе носит в основном потребительский характер, значительная часть родителей считает, что их трудовая деятельность не влияет на состояние окружающей среды. Поэтому, необходимым является осуществление в отношении них педагогического просвещения в области экологических проблем и мотивации соблюдения экологических аспектов в быту и производстве.

Выводы по 1 разделу

В результате анализа педагогической литературы по теме экологического воспитания был определен широкий спектр форм и способов воспитания, которые можно применять в школьной практике. В частности, большой воспитательный эффект достигается от проведения экскурсий и экологических экспедиций, конкурсов, кружковой и исследовательской работы.

Было отмечено, что в воспитательном процессе, в частности в экологическом воспитании, большое значение имеет взаимная согласованность усилий семьи и школы, так как отношение подростка к природе в значительной мере основывается на примере родителей. Зачастую, педагог должен повлиять не только воспитать осознанное отношение к природе у школьника, но также повлиять на это отношение у его родителей.


Раздел 2. Организация экологического воспитания учеников 9-го класса


2.1 Применяемые методы экологического воспитания

В средних классах предполагается сложная и разнообразная природоохранная работа, которая включает в частности экспериментально-поисковые, исследовательские подходы. Формулируются задачи, например, по изучению видового состава дикорастущих кормовых трав на местных пастбищах, видового состава и распространенности вредителей, возбудителей, переносчиков возбудителей заболеваний растений, животных, выявления местных источников загрязнения атмосферы, водоемов, почвы, леса; изучение рекреационного использования леса, лугов; состояния местных памятников природы; возможностей создания экологических троп; режима и системы охраны местной природы и т.д.

В конце достигаются положительные результаты: учащиеся осознают, что экосистемы не должны испытывать негативных изменений под влиянием прямой или косвенной деятельности человека, что они подлежат контролю, который будет способствовать сохранению их равновесия; приобретают навыки научно-исследовательской работы.

Организуя комплексное природоохранное образование, практическую деятельность учащихся в этом направлении, учитель добивается осознания ими того важного положения, что для решения природоохранных проблем необходимы разносторонние знания людей, интересы различных отраслей народного хозяйства, различные сферы жизни и деятельности общества, государства.

К активным формам обучения относятся тренинги, способствующие формированию интеллектуальной активности личности, то есть те, кого учат, могут не только самостоятельно оценить свои возможности, но и рационально изменять их в соответствии с обстоятельствами. Тренинговые формы обучения способны охватить весь потенциал человека (уровень его самостоятельности, способности к принятию решений, взаимодействия). Конечным результатом обучения с использованием тренингов является направление на углубление и расширение экологической компетентности участников. В процессе тренингов родители и дети осознают экологические проблемы ближайшего окружающей среды, анализируются возможные конкретные пути их решения. Возникает возможность привлечения родителей к осуществлению проектной деятельности учащихся в школе.

Слово «тренинг» означает «обучать, тренировать, дрессировать».

Тренинг является одновременно:

- процессом общения;

- познание себя и других;

- эффективной формой освоения знаний;

- инструментом для формирования умений и навыков;

- формой приобретения и расширение личностного опыта.

Проведение тренингов дает возможность активизировать усилия участников по конструктивному решению экологических проблем, благодаря объединению усилий отыскать эффективные и реальные пути решения местных (локальных) экологических проблем, скорректировать их видение участниками.

Тренинг создает множество вариантов решения выбранной экологической проблемы, а сам процесс обучения делает интересным и не обременительным. Чем выше степень активности и взаимодействия участников, тем прочнее усваивается информация и приобретаются умения и навыки, которые активно используются на практике. Социально-психологический тренинг имеет четкую структуру и план его проведения, помогает придерживаться выбранной темы и достичь желаемой цели.

Важным условием проведения классным руководителем социально-психологических тренингов экологического содержания для родителей является их кратковременность (15-20 минут). Это дает возможность не только осуществлять экологическое просвещение родителей на классных родительских собраниях, но и рассматривать другие актуальные вопросы.

Некоторые темы тренингов дают возможность учителю проводить их совместно с учащимися. В результате чего организуются дискуссии между семьями, ими высказываются определенные позиции, которые обсуждаются.

Тренинг состоит из вступительной, основной и заключительной частей. Вступительная часть играет значительную роль в создании благоприятной атмосферы среди участников, введении их в учебный процесс, налаживании взаимодействия с ними.

Важнейшей частью занятий является основная их часть направлена на исследование экологической проблемы и поиск возможных путей ее решения, формирование умений и навыков решения. Создание ситуаций, когда участникам тренинга предоставляется возможность окунуться в собственный опыт и проанализировать его.

Заключительная часть направлена на обобщение полученных знаний, опыта и возможностей применения их в контексте повседневной бытовой деятельности.

Следующая методика - это проектная деятельность, которая предполагает составление экологических проектов.

Деятельность по составлению экологических проектов способствует активизации творческого потенциала школьника, предоставляет возможность свободного выбора в принятии решений. Составляя экологические проекты, ученики анализируют социальные отношения, различные виды отношений людей к природе, пытаются построить социальные отношения, которые будут способствовать решению определенной экологической проблемы, обобщают и систематизируют полученные знания. Экологические проекты воспроизводят различные жизненные ситуации в их желаемом развития. Решение проблемной ситуации, положенной в основу экологического проекта, требует комплексного подхода к различным сферам жизни человека, практического применения приобретенных знаний, умений и жизненного опыта, осознание себя в роли компетентного человека.

В педагогической практике различают следующие типы проектов: исследовательские; творческие; игровые; информационные [4, с. 45]. В процессе формирования экологической компетентности учащихся предпочтение отдается творческим и исследовательским проектам, как таким, что больше всего побуждают личностное развитие учащихся среднего школьного возраста. В творческих и исследовательских проектах каждый школьник проявляет личную инициативу, учится самостоятельно приобретать соответствующие знания, предлагает свои идеи, деятельность учащихся подчиняется конечному результату.

Экологические проекты, предлагаемые в дистанционном курсе, направленные на преодоление противоречий во взаимодействии с природой, в основном вызванные экономической и политической нестабильностью, жизненными стереотипами, властью ежедневных привычек в отношении к природе. Например, в проекте «Улучшение экологического состояния местности» ученикам предлагается найти пути решения экологической проблемы, которая является наиболее актуальной именно для него, а также выработать свой личный творческий подход к решению этой проблемы.

Проект «Экологически безопасное производство» представляет собой исследование особенностей и этапов производственной деятельности, возможных альтернативных решений в решении проблем экологической безопасности предприятия. Процесс сборки этого проекта стимулирует интерес учащихся к решению экологических проблем и осознание цепи загрязнений окружающей среды в процессе определенной производственной деятельности.

В ходе проектной деятельности происходит осознание учениками собственных возможностей, развивается способность к адекватной самооценки, задействуется внутренний механизм ответственности за реализацию экологического проекта; формируется способность к развитию и поддержки экологического партнерства на различных уровнях: с государственными институтами, местным самоуправлением, неправительственными организациями, общественными объединениями, предприятиями, населением и т.д. Все эти признаки являются составляющими экологической компетентности учеников.

К каждому проекту дается пояснение, примерная план-схема по его составлению, а также необходимый понятийный аппарат.

В среднем школьном возрасте важным является побуждение самовоспитания, поскольку этот возраст характеризуется изменением потребностей и интересов личности, формированием отношения к себе и к окружающей действительности, психологической готовностью личности к самосовершенствованию [12, с. 85].

Поэтому следующей технологией, которая предлагается в дистанционном курсе, есть программа самоанализа.

Самоанализ способствует становлению реалистических представлений учеников о себе, переосмыслению своих способностей и возможностей.

Для успешного выполнения программы самоанализа важно во вступительной части заинтересовать школьников, побудить интерес к самостоятельной деятельности.

Что же представляет собой программа самоанализа? Например, программа самоанализа личного поведения в быту состоит из шести шагов, каждый из которых является ступенькой к самопознанию ученика. Первые шаги предполагают выяснение своих повседневных привычек и степени их безопасности для собственного здоровья. Продолжается самоанализ выяснением влияния своих повседневных привычек на окружающую среду. Для этого предложено ответа, что исключают друг друга, различные образцы поведения в быту, что обеспечивает их сравнение, кое-где осознание неожиданного решения проблемы.

Завершающим этапом самоанализа является выбор доступных путей совершенствования привычного поведения в быту. Это задание формирует умение анализировать свои возможности, способность к сознательному выбору образцов и эталонов поведения, самостоятельного конструирования будущего, актуализирует чувства ответственности за собственное здоровье, свои действия и поступки в природе.

Указанные методы дистанционного обучения могут успешно применяться в формировании экологической компетентности учеников, поскольку способствуют осознанию учащимися личной роли в сохранении окружающей среды, разрешению противоречий взаимодействия с природой, личностному росту, побуждают мотивы экологически безопасного поведения.

Все эти методы предусматривают самостоятельную работу учащихся, но под руководством учителя, который направляет работу, отвечает на вопросы, помогает в любых затруднениях и контролирует выполнение работы через сеть Интернет.

С целью накопления объективных количественных данных о состоянии экологического образования и экологического воспитания учащихся среди учеников 9 класса был проведен опрос в форме анкетирования. Анализ результатов, приводится ниже, дает основательные обобщения, не смотря на то, что опрашиваемым давались довольно простые и понятные вопросы.

В анкетировании участвовали 20 учеников 9 класса, среди них 11 мальчиков и 9 девочек.

Анкета, которая использовалась в эксперименте, приведена в приложении 1.

Вопрос 1: Любите ли Вы природу? Цель первого вопроса - о любви к природе, выявить, в чем заключается любовь к природе, как ученики относятся к природной среде. На данный вопрос почти все ученики ответили утвердительно. Поскольку она является источником красоты, вдохновения, радости, жизни. Без природы не было бы человека. Из природной среды мы берем все необходимое для полноценной жизнедеятельности.

Вопрос 2: Что такое «экология»? Цель вопроса: определить уровень теоретических знаний; выяснить степень понимания понятия «экология».

Вывод: 60 % (12 человек) учащихся ответили, что экология - это и наука, и миропонимание. 40 % (8 человек) показали, что недостаточно понимают значение экологии для современного человека.

Экологическое воспитание учащихся в средней школе

Рис. 1 Определение понятия «экология»

Вопрос 3: Существуют ли экологические проблемы в Крыму? Цель вопроса: определить уровень осведомленности учащихся по вопросам существования экологических проблем в Крыму.

Вывод: на данный вопрос ученики почти стопроцентно ответили, что проблемы существуют, особенно острые - загрязнение моря и внутренних водоемов, уменьшение количества зеленых насаждений, загрязнения почвы и атмосферы от транспорта. Большинство учащихся понимают, что экологические проблемы существуют и к тому же требуют немедленного решения.

4. Вопрос: Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес? Цель вопроса: определить уровень понимания проблемы уничтожения лесов, бездумного вмешательства человека в жизнь природы, нарушение природного баланса. Результаты ответов показаны на рисунке 2.2

Экологическое воспитание учащихся в средней школе

Рис. 2.2 Ответы на вопрос: Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?

Вывод: 75 % (15 человек) понимают, что уничтожение лесов приведет к катастрофическим последствиям изменения климата; ухудшение почв; гибели редких представителей флоры и фауны. 25 % ответили, что возрастет количество сельскохозяйственных угодий, и это является весьма позитивным фактором для местности сельского типа. Как видим, не все учащиеся понимают катастрофичность истребление лесов. Возможно, сработал тот фактор, что дети, проживая в сельской местности, на первый план выдвигают важность роста количества сельскохозяйственных угодий. Они считают, что увеличение площади полей приведет к росту доходов населения. Итак, 25 % считают материальное благосостояние важнее, чем решение экологических проблем.

Вопрос 5: Почему нельзя в реке мыть автомобиль?

Цель вопроса: определить уровень понимания проблемы загрязнения водоемов; формировать чувство хозяйского отношения к окружающей среде.

Результат тестирования: 90 % учеников (18 человек) ответили, что моющие средства и бензиновая пленка, образующаяся на поверхности воды, вредно влияют на жизнедеятельность водоемов - гибнут мальки, микроорганизмы, уничтожается кислородное наполнение воды, гибнет рыба.10 % (2 ученика) считают, что разрушается автомобиль, и это плохо. Как видим, большинство учащихся (90 %) понимают суть проблемы загрязнения водоемов и готовы решать ее.

Вопрос 6: Волнует ли вас судьба природы? Цель вопроса: определить, нужно ли беспокоиться о судьбе природы, что именно ей угрожает; формировать чувство ответственности за состояние природной среды.

Вывод: на данный вопрос ученики почти стопроцентно ответили, что судьба природы им не безразлична, поскольку если погибнет природа - погибнет человечество.

Вопрос 7: Перечислите основные правила поведения на природе.

Цель данного вопроса - оценка экологической компетенции и уровня экологического воспитания школьников. Результаты данного вопроса у каждого ученика различны, однако общие правила поведения на природе опрашиваемые знают.

Вопрос 8: Как бы Вы поступили с людьми, которые загрязняют окружающую среду?

Цель вопроса: учить учащихся замечать нарушения и нарушителей, быть готовыми защитить окружающую среду; воспитывать желание вести разъяснительную и агитационную работу среди населения с целью улучшения состояния природной среды; учить самостоятельно мыслить, находить рационализаторские решения поставленной проблемы. Ответы на данный вопрос распределились следующим образом (рис.2.3)

Экологическое воспитание учащихся в средней школе

Рис. 2.3 Распределение ответов на вопрос «Как бы Вы поступили с людьми, которые загрязняют окружающую среду?»

Вывод: на данный вопрос 50% (10 чел) учащихся ответили, что нужно заставить убирать после себя; 15 % (3 человека) ответили, что нужно проводить разъяснительную и агитационную работу; 10 % отметили, что следует наложить денежное взыскание, и 25% (5 человек) высказали мнение, что не следует задевать нарушителей, ибо все равно не будет результата. Как видим, большинство учащихся понимают, что ситуацию можно изменить к лучшему; готовы включиться в работу; хотят сделать свой вклад в дело сохранения окружающей среды.

Проведение анкетирования учеников 9 класса привело к следующим положительным результатам:

- ребята отнеслись к анкетированию с большим интересом, поскольку им самим интересно было узнать свой уровень развития экологических компетенций и экологического воспитания;

- для педагога результаты анкетирования явились хорошей информационной базой для определения уровня экологического воспитания учащихся, что необходимо для подготовки занятий и других мероприятий по экологическому воспитанию;

- анкетирование дают ученикам 9 -класса ценные знания и дает возможность задуматься и осознать необходимость бережного отношения к природе и окружающей среде.


2.2 Разработка рекомендаций по применению методов экологического воспитания

В процессе экологического воспитания учеников 9-го класса необходимо учитывать их возрастные психологические особенности.

Подростковый возраст - сложный ответственный период становления личности (по Л. И. Божович, это период второго рождения личности), в котором формируется социальная направленность и моральное сознание: моральные взгляды, суждения, оценки, представления о нормах поведения, заимствованные у взрослых. Путь овладение ими происходит через реальные отношения, через оценку их деятельности взрослыми. Например, не сразу подростки осознают, что закаляет волю и обучения, что открытое признание своих ошибок свидетельствует о смелости, что осознание своей вины - шаг к ответственности. Знания моральных норм и эталонов взаимоотношений понимают не всегда глубоко, тяжело воспринимают моральный релятивизм, поэтому оценки поступков других категоричные, бескомпромиссные [3, c. 75]. Моральные убеждения еще не являются неустойчивыми, однако они становятся специфичными мотивами поведения. Появляются собственные взгляды, оценки, которые могут быстро измениться, но и противоположную точку зрения ребенок будет отстаивать так же страстно, как другую.

Важные изменения происходят в мотивационной сфере: потребность в самоуважении, в самоутверждении, в признании товарищей, в позитивном отношении со стороны друзей. Появляется ориентация на будущее: мечты, идеалы, перспективные планы, удаленная цель. Однако для подростка характерна и отказ от поставленной цели вопреки ее объективной значимости, ибо воля еще слаба. Подростки чаще действуют по наиболее сильным мотивом, собственным же поведением они еще не владеют, и сами признают отсутствие у себя волевых качеств.

Задачей педагогов является развитие у подростков волевого поведения, используя эмоционально привлекательные цели, поддерживая их намерения и представления о возможности достичь собственного уровня притязаний. По Л. И. Божович, у подростков в волевом акте еще слабо представлена исполнительская часть. Глазами подростков основной причиной их неуспеваемости в школе является лень. Практика показывает, что не меньшее значение имеет обеспечение познавательной мотивации, развитие интересов. Для подростков характерна легкость возникновения переживаний, эмоционального напряжения. Им трудно сдерживать свои радость, горе, обиду, гнев. Их эмоции отличаются ригидностью - инертностью, негибкостью, даже тенденцией к самоподдерживающимся. Подростки "купаются " в собственном горе, или в чувстве вины. Они испытывают удовольствие от любых переживаний, испытывают потребность в сильных эмоциональных переживаниях. Противоречивые стремления, которые возникают достаточно часто, еще больше усиливают общий эмоциональный фон, что приводит к возникновению состояния аффекта. Аффективное состояние может быть довольно длительным и возникать по незначительному поводу. Надо учить подростков владеть своими эмоциями, осознавать их, говорить о них, проявлять в культурных формах [3, c. 89].

Происходит интенсивное развитие самосознания: возникает интерес к своему внутреннему миру, что ведет к углублению и усложнению процесса самопознания. Подростковая рефлексия направлена на понимание самого себя особое внимание уделяется личным качествам личности, поэтому повышается чувствительность к оценкам со стороны окружающих, возникает ориентация на реальные достижения. Рефлексия открывает несовершенство "Я", глубоко и остро переживается. Наибольший всплеск рефлексивности учащихся 7-8 классов. Возрастает критичность по поводу собственных недостатков, например, уже в 6 классе появляются дети, которые не считают себя способными ни к одному из предметов.

Моральная мотивация еще не является устойчивой, поэтому подросток легко поддается внушению, таким формам социального поведения, которые делают его взрослым в собственных глазах.

Образы "Я", которые создает в своем сознании подросток, разнообразны: это физическое "Я" (представление о своей внешности), о психическом "Я" (о чертах характера, о своих способностях и т.п.). Но отношение к всех этих черт своего "Я" зависит от системы ценностей, которая формируется благодаря влиянию членов своей семьи и ровесников. Именно поэтому одни остро переживают отсутствие внешней красоты, а другие - физической силы, некоторые все внимание направляет на повышение результатов в спортивных видах деятельности. Образ "Я" еще нестабилен, представление о себе подвижное. Иногда случайная фраза, комплимент или улыбка надолго нарушают покой душевной жизни подростка.

С образом "Я" связана самооценка. Для подростка важно знать не только, какой он есть, но и насколько значимы его индивидуальные особенности для окружающих, а потому и для самого себя. Постоянно происходит сравнение: "Я такой, как все " или "я не такой, как все". В идеале самооценка должна состоять из сравнения самого себя сегодняшнего с самим же собой, но вчерашним: "Я вчера и я сегодня, а каким я стану (должен стать) завтра?". Это сложно, но эффективно. Самооценка имеет общий характер и еще и занижена: подростки преувеличивают свои недостатки, успехи несколько занижают. Но под заниженной самооценкой может скрываться высокий уровень притязаний, на основе чего развивается феномен "дискомфорт успеха". Подросток, имея такую самооценку, обесценивает достижения своих ровесников, радуется их неудачам. Такая конфликтная самооценка возникает при условии завышенных требований со стороны родителей, или пессимистических представлений о возможностях своего сына или дочери. У подростка тогда возникает сильная реакция даже на справедливые замечания. Он ищет внешние причины для оправдания своих реальных неудач или тех, что прогнозируются. Такой "аффект неадекватности" требует поиска психологической защиты в виде обесценивания успехов других. Высокая самооценка должна сочетаться со способностью дифференцированно оценивать свои достижения и в то же время видеть недостатки и перспективы улучшения результатов за счет устранения недостатков.

Подростки адекватно оценивают товарищей, но завышают свою самооценку. Общее положительное отношение к себе, к своим возможностям должно оставаться неизменным, а недостатки - восприниматься как временные, которые можно устранить.

Самооценка постепенно эмансипируется от оценок окружающих и приобретает все большее значение как регулятор собственного поведения.

Помимо реального "Я" возникает и "Я-идеальное". Если уровень притязаний высокий, а свои возможности осознаются недостаточно, тогда "Я-реальное" будет очень отличаться от "Я-идеального". Такое состояние ведет к неуверенности в себе, а в поведении это окажется в обидчивости, упрямстве, даже в агрессивности. Если "Я-идеальное" воспринимается достижимым, он побуждает к самовоспитанию, осуществление которого способствует развитию саморегулирования. Саморегулирование вмещает в себе свободную постановку цели и выбор средств ее достижения. Некоторые подростки (3%) разрабатывают программу самосовершенствования, но не все имеют силу воли и настойчивость, чтобы осуществить ее. Способность ставить цели, осознавать средства ее достижения, использовать свои возможности, предвидеть результаты являются показателем высокой зрелости личности, что появится позже. У учащихся основной школы возникает потребность в жизненном самоопределении (истекает 9 класс), направленности на будущее, определении своего жизненного пути, будущей профессии. Эта потребность конкретизируется в новой социальной позиции, которая разворачивается на следующем возрастном этапе.

Учитывая возрастные особенности учащихся основной школы, в работе с ними целесообразно использовать такие формы работы: час общения, классные собрания, час классного руководителя, анкета мыслей, встреча, откровенный разговор, просветительский тренинг, ярмарка солидарности, конкурс, игра-экспресс, спартакиада народных игр, семейный праздник, семейная гостиная, ролевая игра, викторина, веселые старты и эстафеты, коллективное творческое дело (КТС) (живая газета, выпуск газеты, праздник-презентация, устный журнал и др.), проект, школа этикета, операция, выставка-конкурс, ведение летописи классного коллектива, фестиваль, коллективное игровое общение, поход, спартакиада, турнир, игра-анкета, коллаж, игровая программа, поисковая игра, акция (милосердие, благотворительная, экологическая и другие), экологическая тропа, художественная галерея, конкурс-ярмарка, выставка творческих работ, трудовой десант, конкурс-инсценировка, конкурсная программа, интеллектуальная игра.

Все из перечисленных форм могут использоваться в целях экологического воспитания, а разнообразие используемых форм воспитательной работы сделает процесс воспитания более интересным и ненавязчивым.

Выводы ко 2 разделу:

Были предложены различные методы экологического воспитания: метод экологических проектов, проведение социально-психологических тренингов, природоохранная деятельность школьников. Значительные результаты дает технология самоанализа. Даны общие инструкции по применению указанных методов.

С целью накопления объективных количественных данных о состоянии экологического образования и экологического воспитания учащихся среди учеников 9 класса был проведен опрос в форме анкетирования. Анкетирование учащихся имеет не только диагностический, но воспитательный эффект, поскольку ученики невольно задумываются о значении бережного отношения к природе. Информация, полученная в результате анкетирования является информационной базой для выбора форм и направлений воспитательной работы.

В качестве рекомендаций предложено максимально учитывать возрастные особенности психологии школьников 9 класса, что имеет большое значение для мотивации подростка участвовать в природоохранной деятельности и развивать экологические компетенции.


Заключение

В результате работы можно сделать следующие выводы:

- с точки зрения экологического воспитания школа и семья остаются важнейшими социальными ячейками, которые обеспечивают воспитательный процесс и взаимодействие ребенка с природой и социумом;

- целью экологического воспитания является формирование экологической культуры учащихся. В структуре экологической культуры, как сложном личностном образовании, выделяют экологические знания, экологическое мышление, умения и навыки природоохранной деятельности, экологическое мировоззрение, экологическую этику. Каждому компоненту соответствует определенный уровень экологической зрелости: от элементарных экологических знаний и представлений к их глубокого осознания и практической реализации на всех уровнях;

- В экологическом воспитании следует обратить внимание на формирование ценностного отношения к природе: осознание ценности природы в жизни человека, самоценность природы; чувство личной причастности к сохранению природных богатств, ответственность за них, способность гармонично сосуществовать с природой, вести себя компетентно, экологически безопасно; критически оценивать потребительски-утилитарное отношение к природе; уметь противостоять проявлениям такого отношения доступными способами; активно участвовать в практических природоохранных мероприятиях; осуществлять природоохранную деятельность по собственной инициативе; заниматься посильным экологическим просвещением; формирование чувства ответственности за природу как национальную и общечеловеческую ценность.

В качестве методов экологического воспитания были выделены следующие:

- организация проектной деятельности,

- проведение тренингов;

- осуществление природоохранной деятельности учениками;

- проведение бесед, классных часов по темам экологии и охраны природы.

Во второй части работы были отражены результаты проведенного тестирования по вопросам экологии и охраны природы. Были получены следующие положительные результаты:

- был выявлен значительный интерес ребят к анкетированию, поскольку им самим интересно было узнать свой уровень развития экологических компетенций и экологического воспитания;

- результаты анкетирования явились хорошей информационной базой для педагога в целях определения уровня экологического воспитания учащихся, что необходимо для подготовки занятий и других мероприятий по экологическому воспитанию;

- анкетирование дало ученикам 9-го класса ценные знания и возможность задуматься и осознать необходимость бережного отношения к природе и окружающей среде.

Таким образом, анкетирование имеет не только диагностическое, но и воспитательное значение, поскольку способствует осознанию подростками роли природы для человечества, и важности правильного отношения к ней.

Также было отмечено, что в экологическом воспитании необходимо учитывать возрастные особенности их психологии: в подростковом возрасте формируется социальная направленность и моральное сознание: моральные взгляды, суждения, оценки, представления о нормах поведения, заимствованные у взрослых. Путь овладение ими происходит через реальные отношения, через оценку их деятельности взрослыми.

Задачей педагогов является развитие у подростков волевого поведения, используя эмоционально привлекательные цели, поддерживая их намерения и представления о возможности достичь собственного уровня притязаний.

Список используемой литературы


  1. Акимова Т. А. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 566 с.

  2. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения - М.: Наука, 1965 - 374 с.

  3. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дис. … д-ра пед. наук (по психологии). М.:Наука, 1981.

  4. Дзятковская Е. Н. План-конспект развивающего занятия экологической направленности. //Экологическое образование - № 4, 2010 - с. 9- 13.

  5. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 - с. 6 - 10

  6. Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора // Химия в школе. 1998. №1. С. 4 - 11.

  7. Кондрашова, Л.В. Методика организации воспитательной работы в современной школе: учебное пособие / Л.В.Кондрашова, О.О.Лаврентьева, Н.И.Зеленкова. - Кривой Рог : КГПУ, 2008 - 187 с.

  8. Кононенко В.Г., Головченко Г.Т. Основы экологии. Харьков: Крок, 2001.

  9. Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография. - М.: Ин-т экономических стратегий, 2007 - 160 с.

  10. Мельников Н.Н., Белан С.Р. Пестициды в современном сельском хозяйстве // Химия в школе. 1997. №6. С. 9 - 12.

  11. Моисеев Н. Н. Экология в современном мире //Энергия: экономика, техника, экология -№ 6, 1996 - с. 8-18.

  12. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика.//Вопросы философии. - № 5, 1989 - с. 3-25.

  13. Неделя экологии в школе [Текст] : нелитературный текст / Изд-во "Учитель" ; авт.-сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград : Учитель, [2007]. - 66 с. - (Предметные недели в школе).

  14. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 - с. 3 - 8.

  15. О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 - с. 1- 15

  16. Предводителев Д.А., Нифантьев Э.Е. Роль химических знаний в экологической подготовке школьников // Химия в школе. 1998. №3. С. 20 - 23.

  17. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1993 - 262 с.

  18. Система работы по экологическому воспитанию учеников средней школы../ авт.-сост. П. Г. Федосеева. - Волгоград: КОРИФЕЙ, 2008. - 96 с.

  19. Харьковская Н.Л., Ляшенко Л.Ф., Рухлина И.С. Медь и окружающая среда // Химия в школе. 1998. №4. С. 9 - 12.

  20. Химия и экология / Под ред. Г.А.Фадеева. Волгоград: Учитель, 2003.

  21. Хмеляр И. Формирование экологического мышления учащихся // Химия. Биология. 2004. № 9. С. 2 - 5.

  22. Шаброва Е.В. Современные экологические проблемы с точки зрения химика // Химия в школе. 1997. №1. С. 14 - 20.

  23. Экология [Текст]: 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся / сост. И.П. Чередниченко. - Волгоград : Учитель, 2010. - 134 с. ; 20 см. - (Творческая мастерская учителя).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

(Примечание в некоторых вопросах возможен выбор нескольких вариантов ответов).

1.Любите ли Вы природу?

а) да; б) нет.

Почему? __________________________________

__________________________________________

2.Что такое «экология»?

а) наука, изучающая происхождение Земли;

б) наука об окружающей среде, дом, человека, его взаимодействие с этой средой и пути обеспечения условий для ее жизни;

в) миропонимание, которое включает в себя и сознательное отношение ко всему сущему, и его активная защита.

3.Существуют ли экологические проблемы в Крыму?

а) да; б) нет.

Если да, то какие проблемы Вы знаете?

_________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

4.Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?

а) там будет поле, которое можно использовать для сельского хозяйства;

б) разрушатся почвы;

в) ухудшится воздух;

г) нарушится природный баланс, что может привести к негативным последствиям.

5. Почему нельзя в реке мыть автомобиль?

а) гибнет рыба;

б) бензиновая пленка препятствует поступлению кислорода;

в) это плохо;

г) автомобиль разрушается.

6.Волнует ли вас судьба природы?

а) да; б) нет.

Почему? ______________________________________________

______________________________________________________

7. Перечислите основные правила поведения на природе.

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

8. Как бы Вы поступили с людьми, которые загрязняют окружающую среду?

а) проводить разъяснительную и агитационную работу;

б) заставить убирать после себя;

в) наложить денежное взыскание;

г) не трогать их, потому что все равно не будет результата.


© 2010-2022