Классный час Познавательная викторина по ВОВ

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час Познавательная викторина по ВОВКлассный час Познавательная викторина по ВОВКлассный час Познавательная викторина по ВОВПознавательная викторина

«Великая Отечественная война»

Цель викторины: Расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в годы войны, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны.

План подготовки: слайд-презентация о событиях Великой Отечественной войны; запись музыкального сигнала; песни времён Великой Отечественной войны для музыкальной паузы;

1-й ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

2-й ведущий. ( 2 слайд) Здравствуйте, участники сегодняшней викторины! Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны. Время успело запахать траншеи на полях былых сражений. Однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.

( Презентация ученического проекта ученика 9-А класса Гейдт Максима «Никто не забыт, ничто не забыто»)(3-4 слайды)

Чтец. (5 слайд)

История не терпит суесловия.

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить безумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

1-й ведущий. Эта жестокая война круто изменила жизнь людей, живущих в советском Союзе. На фронт ушло почти всё население огромной страны.

2-й ведущий. За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком они прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боёв до стен Москвы. Берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелёгкий путь мощного победоносного наступления.

1-й ведущий. Вдохновляемые справедливыми целями, воины Красной Армии храбро. Не щадя своей жизни, сражались с ненавистным врагом, приближая долгожданный час победы. Эта война пронесла горе в каждый дом.

Чтец. Стихотворенье Николая Панова «Дом старшины». (6 слайд)

После трудного боя достался матросам

Этот каменный полуразрушенный дом,

Что стоял у дороги. Над самым откосом,

Озарённый огнём. На пригорке крутом.

С подоконника вражеский автоматчик

Мёртвым рухнул на камни. Пришла тишина.

И снаружи, гранату за пазухой пряча,

В едкий комнатный дым ворвался старшина.

Возле детской кроватки игрушки стояли,

Опрокинулся плюшевый жёлтый медведь.

И в распахнутом взрывом крылатом рояле

Золотилась широкая струнная медь.

Старшина озирался в надвинутой каске.

В полушубке бараньем, высокий, прямой,

От снегов Заполярья, предгорий кавказских

По дорогам войны он вернулся домой!

Он вернулся домой. Стены были. как в тире.

В пулевых отпечатках. Скрипело стекло.

Сколько времени не был он в этой квартире!

Сколько дней, как расстался он с ней, истекло!

Он любил говорить: «Вот добудем победу,

Мир подпишем, винтовки держа на весу,

И домой я к жене и к мальчонке приеду,

И хороших подарков семье навезу».

Но когда прочитал он короткую сводку,

Что враги подступили к родимым местам,

Отправляясь на юг, покидая подлодку,

Он совсем говорить о семье перестал.

С автоматом, на серых камнях у Моздока,

Поджидал он часами, и немцу каюк!

А потом мы рванулись на запад с востока,

Проходя опалённый дымящийся юг.

Шли на запад морская пехота и танки.

Старшина не смотрел на счастливых людей,

Только будто от тайной мучительной ранки

И теперь вот прострелены стены, как в тире,

И от крови врага подоконник намок!

Он стоял в разорённой, холодной квартире

И ещё в своё горе поверить не мог.

Он буфет распахнул. Опустелые полки.

Он вдоль выбитых окон к столу подбежал.

На столе, на полу, где посуды осколки,

Лишь следы разоренья, следы грабежа.

Что искал он в вещах этих, некогда близких?

Что надеялся здесь увидать старшина?

Неужели двух строчек , короткой записки

Не могла на прощанье оставить жена?

Краснофлотцы входили, стараясь не топать, -

В блеске ближних пожаров, мерцанье ракет.

И, с лица вытирая тяжёлую копоть,

Кто-то вдруг наклонился, взглянув на паркет.

Из-под шкафа чуть видно бумажка торчала.

Старшине передали её моряки.

Старшина посмотрел и не понял сначала

Торопливых каракулей детской руки.

Сын писал: «Угоняют в Германию, папа.

Мы не плачем. Мы ждём, ты придёшь нам помочь».

По широким ступеням парадного трапа

Мы спускались гурьбой в озарённую ночь.

Старшина отошёл, успокоиться силясь

Загремели гранаты на чёрном ремне.

Только щёки небритые перекосились,

И таким навсегда он запомнился мне.

Он смотрел на письмо неотрывно и странно,

И казалось, плывёт под ногами земля.

И сказал чернобровый сигнальщик с «Тумана»,

С легендарного северного корабля:

- То, что мы увидали, товарищи, с вами,

Это горькое горе за сердце берёт.

Невозможно помочь никакими словами,

Так поможем делами! На запад, вперёд!

Чтоб о нашем походе слагались былина,

Чтобы песня слагалась о нем в вышине!

Если нужно, матросы, рванём до Берлина,

Но клянёмся семью возвратить старшине! -

И вошли мы в Берлин через битвы и муки,

Сквозь огонь, через смерть, на немолкнущий зов,

И сомкнулись детей исхудалые руки

На обветренных шеях суровых отцов.

Всех врагов краснозвёздная сила сломила,

Разгромила оплот угнетенья и зла.

То Советская Армия, армия мира,

Человечеству новую жизнь принесла. (1943-1945.Северный флот).

1-й ведущий. Мы собрались в этом зале, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры. А участниками её будут все присутствующие.

2-й ведущий. (7 слайд) Позвольте ознакомить вас с правилами нашей игры-викторины. Она будет проходить в несколько туров. В первом участвуют все игроки. Игрокам будет предложен вопрос и 3 варианта ответа. Пока играет музыкальный сигнал, необходимо выбрать правильный ответ, пройти в сектор игрового поля, соответствующий номеру выбранного вами ответа. За соблюдением правил игры следит независимая комиссия. Вопросы будет задавать наш специальный ведущий. Мы будем его звать Историк.

Историк. (8 слайд) В годы Великой Отечественной войны для организации отпора врагу бал создан Государственный Комитет Обороны. Кто его возглавлял?

  1. В.М.Молотов;

  2. И.В.Сталин;

  3. Г.К.Жуков

( Звучит музыкальный сигнал. Участники расходятся по выбранным секторам игрового поля).

Историк. Правильный ответ соответствует 2 сектору игрового поля.

( Все, кто выбрал этот ответ, становятся участниками 2 тура и получают карточку участника).

Историк. Отбор участников во второй тур продолжается. А теперь вопрос.

Известно, что война началась 22 июня 1941 года.

Чтец. Сергей Щипачев. «22 июня 1941 года». (9 слайд)

Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиною,

что вся земля ещё спала , казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом ни пел бы ни о чём,

а славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

я эти пять минут трубил тревогу.

1-й ведущий. (10 слайд)

Сороковые, роковые.

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

(Д. Самойлов)

Историк. (11 слайд) Кто выступил перед народом в этот день и сообщил о начале войны?

  1. В.М. Молотов;

  2. И.В. Сталин;

  3. К.Е. Ворошилов.

( Звучит музыкальный сигнал. Игроки занимают выбранные сектора игрового поля. Победители находятся в 1-м секторе - они участники 2 тура).

Историк. (12 слайд) Третий вопрос для отбора игроков во 2-ой тур.

Первое крупное поражение фашистских войск произошло…

  1. Под Брестом;

  2. Под Киевом;

  3. Под Москвой.

( Звучит музыкальный сигнал. Игроки занимают выбранные сектора игрового поля. Победители находятся в третьем секторе - они получают карточки участников 2-го тура).

2-й ведущий. (13 слайд) Немцы с первых дней войны упорно рвались к Москве. Гитлер мечтал на месте города Москвы образовать огромное водохранилище. Надеясь. Что с падением Москвы войну можно было бы считать оконченной. Так происходило со всеми завоёванными европейскими странами.

Уже на 7 ноября 1941 года Гитлер планировал провести на Красной площади парад фашистских войск.

Москва перешла на осадное положение. В первые месяцы войны немцам удалось приблизиться к столице нашей Родины. Немцы пригороды Москвы могли видеть в бинокли.

Но советское командование поставило твёрдую цель: сделать всё, чтобы сохранить столицу.

И в ночь с 5 на 6 декабря 1941 года наша армия перешла в контрнаступление. Это была победа над мифом о непобедимости Германии.

( Исполняется песня «Моя Москва», 14 слайд).

Я по свету немало хаживал,

Жил в землянке, в окопах, в тайге,

Похоронен был дважды заживо,

Знал разлуку, любил в тоске.

Но всегда я привык гордиться

И везде повторял слова:

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой,

Я люблю твою Красную площадь

И Кремлёвских курантов бой.

В городах и далёких станицах

О тебе не умолкнет молва,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в веках будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва.

Историк. (15 слайд) Закончился первый тур игры. Во втором туре будут играть все победители 1 тура. Внимание, вопрос!

В годы Великой Отечественной войны было учреждено звание Героя Советского Союза. Которое присваивалось за совершение героических поступков, за особый героизм, проявленный в боях. Кто в ходе войны стал первым трижды Героем Советского Союза?

  1. А.И.Покрышкин;

  2. И.Кожедуб;

  3. А.Матросов.

( Звуковой сигнал. Правильный ответ - 1).

Историк. (16 слайд) В третьем туре нашей викторины участвуют только победители второго тура. Внимание, вопрос!

В ходе Великой Отечественной войны было решено в честь освобождения советских городов давать победный салют. В связи с освобождением каких городов был дан первый победный салют?

  1. Ленинграда и Риги;

  2. Москвы и Сталинграда;

  3. Орла и Белгорода.

(Звуковой сигнал. Правильный ответ - 3)

1-й ведущий. (17 слайд) Стремясь взять реванш за катастрофу на берегах Волги и вернуть утраченную стратегическую инициативу, гитлеровцы попытались летом 1943 года осуществить новое крупное наступление. Местом для наступления враг избрал район Курской дуги. Заблаговременно советским командованием была создана сильная оборона.

2-й ведущий. В сражении под Курском в районе Прохоровки немецко-фашистские войска подверглись сокрушительному удару, до основания потрясшему германскую военную машину. На Курской дуге было разгромлено до 30 вражеских дивизий, из них 7 танковых. И прозвучали первые победные салюты.

( Звучит песня «От героев былых времён…)(18 слайд)

Историк. (19 слайд) А теперь четвёртый тур. Участвуют в нём только победители третьего тура, то есть те, кто в качестве ответа выбрал 3-й сектор поля.

Внимание, следующий вопрос!

Немцы сопротивлялись отчаянно, продвижение советских войск шло медленно. Всё на этой земле было приспособлено к обороне: и тевтонские замки, и крепости времён Семилетней войны. В этих боях получил смертельную рану командующий фронтом, самый молодой из всех командующих фронтами. Ему не было и сорока лет. Его любили солдаты за бесстрашие и простоту. О ком идёт речь?

  1. Г.К. Жуков;

  2. В.И. Чуйков;

  3. И.Д. Черняховский.

( Вновь музыкальный сигнал. Правильный ответ - 3-й ).

1-й ведущий. (20 слайд) Генерал 60-й армии погиб на поле боя с немецко-фашистскими захватчиками. Это был талантливый молодой полководец, завоевавший всеобщую любовь своей беззаветной преданностью Родине. Своим полководческим искусством, выдающейся воинской храбростью и героизмом. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Именно войска 60-й армии остановили наступление немецких войск на воронежском фронте и освободили город Воронеж в крайне неблагоприятных погодных условиях. Ещё более блистательным результатом оперативных действий молодого командарма явилась Курская операция. Несмотря на упорное сопротивление врага, город был взят в течении одного дня. Тридцать три раза Москва салютовала войскам 60-й армии и 3-го Белорусского фронта, которыми командовал Иван Данилович Черняховский.

Историк. (21 слайд) Число претендентов на победу сокращается. И следующий вопрос звучит только для тех, кто правильно выбрал сектор игрового поля в предыдущем туре. Внимание, вопрос!

Строки из личного письма поэта-фронтовика А.А. Суркова жене стали текстом песни:

  1. «Землянка»;

  2. «Тёмная ночь»;

  3. « В лесу прифронтовом».

( Музыкальный сигнал. Правильный ответ - 1).

( Звучит песня «Землянка»)(22 слайд).

Далее игра продолжается до тех пор, пока не останется минимальное количество участников (1-2), они и объявляются победителями. (23 слайд)

Вопросы для участников:

  1. Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная война? (1418 военных дней и ночей).

  2. Что было написано на основных плакатах, призывающих отстоять свою Родину? ( Родина-мать зовёт! Смерть фашистским оккупантам! Наше дело правовое! Враг будет разбит! Победа будет за нами! Беспощадно разгромим и уничтожим врага!).

  3. Назовите фамилии лётчиков, совершивших тараны. ( Г.А. Храпай, А.Н. Авдеев, Н.Ф. Гастелло).

  4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? ( 900 дней).

  5. Какую трассу называли Дорогой жизни? ( В первую и вторую блокадные зимы по льду Ладожского озера была проложена трасса, названная Дорогой жизни, потому что она позволила облегчить положение осаждённых ).

  6. Когда началась битва за Москву? ( 30 сентября - 2 октября 1941 года).

  7. Основные даты сражения за Сталинград? ( 19 ноября 1942 года части Красной Армии перешли в контрнаступление между Волгой и Доном, через несколько дней замкнули кольцо вокруг немецких войск, осаждавших Сталинград.2 февраля 1943 года грандиозное сражение под Сталинградом завершилось).

  8. Когда началась битва за Берлин? ( 16 апреля 1945 года).

  9. Когда под куполом поверженного рейхстага взвилось Красное знамя Победы? ( 1 мая 1945г. Его водрузили сержанты М.А. Егоров и

М.В. Кантария).

  1. Назовите дату капитуляции Германии? ( 2 мая 1945 года).

(24 слайд)

По окончании викторины подводятся итоги и награждаются победители.

1-й ведущий. Семён Ботвинник «Берлин горит». (25 слайд)

Берлин горит. Подтаявшая тьма

Всё выше поднимается и выше -

Огонь вошёл в угрюмые дома,

И с тяжким гулом оседают крыши,

И наземь балки падают, звеня,

И жаркий пепел сыплется за ворот

Я много видел пепла и огня;

Я видел свой, войну познавший, город

И пламя, полыхающее в нём

Берлин горит совсем другим огнём.

2-й ведущий. Елена Шевелева «Весна в Германии». (26 слайд)

Земля немецкая в дыму,

Но яблоня стоит нетленна,

Открыто радуясь всему,

Как будто вырвалась из плена.

Роса на бледных лепестках.

Мертвы немецких пушек дула.

Идут советские войска,

Весна к ним ветки протянула.

Они напомнят тишину,

Родные солнечные дали,

Степные зори на Дону,

Лесные чащи на Урале.

Отчизна милая видна,

Простор её весенних пашен.

На всей земле весна одна,

Она весна победы нашей!

Учитель. Закончены викторина и путешествие в мир истории. Мы ещё раз поздравляем победителей и хотим пожелать нашим эрудитам терпения, трудолюбия и удачи. Игра закончена, но процесс познания продолжается, и ещё многое предстоит вам узнать. Успехов всем участникам игры!

1-й ведущий. (27 слайд) Прошлое всегда с нами, и всё, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы его творцы. Мы живём, погружённые в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое, значит не понимать настоящее.

2-й ведущий. (28 слайд)

Вы думали: история - забвение,

Архив, куда грехи свои сдают?

Она тот Высший суд, где нет прощения,

Где срока давности не признают.

Вы думали: история - что сказочка,

Где можно всё напутать, переврать,

Но это вам всего лишь только кажется,

Что можно ход истории прервать!

( Звучит песня «Поклонимся великим тем годам») (29 слайд)

Источники информации: (31 слайд)

  1. С.В. Большаков. Сборник классных часов. Северодвинск 2001г.


ГБОУРК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»


2015















Подготовила воспитатель 9-а класса - Сечень Т.Г.

Классный час Познавательная викторина по ВОВ

© 2010-2022