- Преподавателю
- Классному руководителю
- Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коновалова Л.Г. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, а различные отношения создают разные группы. Это могут сплоченные группы или не сплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.) В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то, качество, которое отличает ее от другой группы. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый же момент своего существования. Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать сплоченной группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать специфику ее (класса, например), особенности ее сплочения и использовать демократические принципы, гуманистические нормы отношений, чтобы создавался - воспитательный коллектив.
Критерии коллектива:
-
групповая направленность (гуманные нормы отношений)
-
способность группы к самоуправлению
-
подготовленность группы к совместной деятельности.
Показатели развития коллектива:
-
интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с "полуслова")
-
эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и в горе)
-
волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям, стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях).
Итак, любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.). Но мало использовать только данный фактор. Для успешного взаимодействия личности и коллектива необходимы свои принципы, принципы сотрудничества.
-
безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон;
-
беспристрастность в оценке поступков учащихся;
-
терпение и терпимость в достижении результатов воздействия;
-
диалогичность в общении;
-
отсутствие страха признавать свою неправоту;
-
использование чувства юмора;
-
не бояться сделать ошибку и признать ее.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо немногое:
-
открытость деятельности классного руководителя
-
обратная связь после каждого проведенного дела
-
сотворчество
-
успешность
-
свобода выбора
-
целевая направленность
-
привлекательная деятельность
А все это может строиться не просто на плане, а на воспитательной программе деятельности или на программе воспитания. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы это научимся делать и с научной, и с практической точки зрения - многие наши проблемы будут решены.