- Преподавателю
- Классному руководителю
- Кружок Театр литературных героев
Кружок Театр литературных героев
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кляшева Н.И. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
« Школа№5»
Обсуждено Утверждено
на методическом совете. от__________________ Рекомендовано ____________________
для использования
в работе объединения.
___________________
«Театр литературных героев»
Руководитель кружка:
Кляшева Наталья Ивановна
Срок реализации программы - 3 года
Возраст воспитанников - 8-11 лет
Режим работы - понедельник 16.30-17.30
Николаевск-на-Амуре
2015/2016г.
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей - это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием, корректировать свои психические процессы, дикцию, воображение. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Кружок «Театр литературных героев» имеет особое значение для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Раскрыв, развив свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, ученик будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится общаться, добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
Искусство театра тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении.
Театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно в особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему миру, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие спектакля, охотно выполняют поручения партнёров по театру, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных героев. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Так как основная задача кружка - раскрытие, развитие и реализация творческих способностей у учащихся в процессе театральной деятельности, то очень важен сам процесс работы, увлеченность участников коллектива, чтобы тогда, когда начнется работа над конкретным спектаклем, изготовление декораций, подбор аксессуаров, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.
Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать)
Но самое яркое отражение спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей.
Таким образом, театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Структура программы.
В программе выделено два типа задач. Первый тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а так же коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Срок реализации программы 3 года.
Организация процесса.
В кружок принимаются все желающие с 8 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 9-10 человек. Занятие проводится 1 час в неделю. Педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу.
Особенностями методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической части. При подаче теории и организации практики учитываются знания, полученные учащимися на уроках русского языка и литературы: жанры, стиль речи.
На кружке ребята знакомятся со специальными понятиями «мимика», «жесты», «Грим», «спектакль» и др.
Кружок «Театр литературных героев» развивает у школьников коммуникативность, чувство ответственности перед коллективом за качество своего личного участия, понимания искусства как особого вида человеческой деятельности, способность этического и эстетического отображения действительности. У ребят развивается воображение, навыки чтения, речь, память, как фактор не только театральной, но и образовательной деятельности.
Основной практической работой театрального кружка является постановочный материал, используемый на школьных праздниках, утренниках, в концертах художественной самодеятельности, во внешкольной деятельности.
Успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии проводить инструктаж по ТБ.
Цель:
Раскрытие, развитие и реализация творческих способностей у учащихся в процессе театральной деятельности.
Задачи:
-
Учить понимать прекрасное, подражать сценической речи литературных героев, изображать сценические движения,
-
Формировать у учащихся навыки коллективного творчества.
-
Корректировать психические процессы учащихся, дикцию, воображение, память.
Программа по уровню освоения является общеразвивающей, рассчитана на три года обучения. Возраст обучающихся: 8-11 лет.
Количество обучающихся в группе:
1-го года обучения - 9 человек
2-го года обучения - 9 человек
3-го года обучения - 9 человек.
Ожидаемый результат:
-
Мотивация учащихся к творческой деятельности.
-
Сформированность коммуникативных умений.
1-ый год обучения.
2-ой год обучения.
3-ий год обучения.
Формы работы.
-
Беседы,
-
лекции,
-
игры, этюды,
-
тренинги,
-
репетиции,
Форма отчета.
Концерты
Литература: журналы: «Собеседник», «Театр и дети», «Затейник», И.А. Агапова «Праздники в начальной школе».
№
Содержание работы на 2015/2016 год
Дата
Часы. Формы и
методы
1четверть 9ч
1
Вводная беседа. Занятие «Начинаем театр». Инструктаж по технике безопасности «Правила поведения на репетициях»
7.09
1ч Беседа
2
Игры, этюды, роли, костюмы
14.09
1ч Беседа, игра
3
Беседы с детьми. Разработка литературно-театральной постановки «Смешные сценки»
21.09
1ч Коллективная
работа
4
Чему учит школьный театр. Репетиция
27.09
1ч Коллективная
работа
5
Представление литературно-театральной постановки к Дню учителя «Смешные сценки»
28.09
1ч Постановка
6
Чему учит школьный театр. Мимика, жесты.
5.10
1ч Репетиция
7
Все мы играем роли. Роль жизненная и роль театральная (сопоставление)
12.10
1ч Рефлексия,
поощрение
8
«Вымысел» Правда и ложь в сценах и ролях.
19.10
1ч Наблюдение
За характером
персонажей
9
Мимика, жесты. Школьный театр.
26.10
1ч Коллективная
работа
2четверть 7 ч
10
Игровой этюд
9.11
1ч Игра
11
Распределение ролей в спектакле. Игра
16.11
1ч Игра
12
«Интонация», как в жизни актера она значит.
23.11
1ч Индивидуальная
работа
13
Разработка сценария к Новому году.
30.11
1ч Коллективная
работа
14
Репетиция
7.12
1ч Репетиция
15
Репетиция
14.12
1ч Репетиция
16
Подбор театральных костюмов к празднику. Генеральная репетиция.
21.12
1ч Коллективная
работа
3четверть 11 ч
17
Творческие задания. Театральные зарисовки.
11.01
1ч Индивидуальная
работа
18
Театр-миниатюр Игра..
18.01
1ч Игра
19
Мастер-класс «Театр-экспромт»
25.01
1ч Коллективная
работа
20
Театрально-литературная постановка «Красная шапочка на новый лад». Разработка. Репетиция
1.02
1ч Коллективная
работа
21
Репетиция
8.02
1ч Репетиция
22
Театрально-литературная постановка «Сказочный педсовет»
15.02
1ч Коллективная
работа
23
Реквизит. Грим. Маска
22.02
1ч
24
Этюд- игра «Изобрази себя»
29.02
1ч Игра
25
Театрально-литературная постановка «Сказочный педсовет». Разработка сценария.
7.03
1ч
26
Репетиция.
14.03
1ч Репетиция
27
Репетиция. Творческая игра-этюд
21.03
Индивидуальная
работа
4четверть 7 ч
1ч
28
Репетиция. Подбор костюмов.
4.04
1ч Репетиция
29
Репетиция. Выступление.
11.04
1ч Репетиция
30
Подготовка сценария к концерту
18.04
1ч Рефлексия,
поощрение
31
Подбор реквизита, грима. Работа над выразительностью ролей
25.04
1ч Индивидуальная
работа
32
Театр-миниатюр Игра..
2.05
1ч Отчетный
концерт
33
Игры, этюды.
16.05
1ч Репетиция
34
Монологи.
23.05
1ч Репетиция