Сообщение на тему: Формирование здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Сообщение на тему: Формирование здоровьесберегающей среды в условиях сельской школыСообщение на тему: Формирование здоровьесберегающей среды в условиях сельской школыСообщение на тему: Формирование здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Львовская средняя общеобразовательная школа имени И.С.Ефанова





Подготовила: Алиева Е.А.



2013-14 учебный год

Формирование здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы (слайд 1)

Многоаспектность и многоплановость этого понятия, диапазон его существенных проявлений настолько велик, что ограничить предмет довольно сложно. Здоровье - это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всего человечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Оно, выступая в качестве основы активной, творческой и полноценной жизни, участвует в формировании интересов и идеалов, гармонии и красоты, определяет смысл и счастье человеческого бытия. Однако показатели здоровья вызывают беспокойство во всем мире. В прошедшем десятилетии отмечено резкое ухудшение состояния здоровья всех возрастных категорий населения России, в том числе здоровья детей и подростков.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей дошкольного и школьного возрастов за последние годы являются следующие:

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней - в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и старшеклассников имеют хронические болезни (более 60%).

3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза - опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), вдвое - болезни почек и мочевыводящих путей.

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет - 3 диагноза,16-17 лет - 3-4 диагноза [9, с. 10].

В Тульской области также отмечается ухудшение состояния здоровья детей и подростков. По статистическим данным департамента образования в области в 1995 году родились больными или заболели в ранний послеродовой период 3,1 тыс. новорожденных, или 29,3 % от числа родившихся, в том числе 4,2% родилось с врожденными аномалиями. В 2004 году число больных новорожденных увеличилось до 6,3 тыс. человек (49,1 %), дети с врожденными аномалиями составили 4,6 % от числа родившихся.

Профилактические осмотры учащихся образовательных учреждений Тульской области выявляют все большее число детей и подростков, нуждающихся в коррекции зрения, слуха, в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем и др. [20, с. 12].

На состояние здоровья людей оказывают влияние многие факторы: снижение уровня жизни, ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в материальном положении и воспитательном потенциале семьи и др. Анализ различных исследований показывает, что здоровье человека зависит от наследственности, состояния окружающей среды, уровня развития здравоохранения. Но наибольшее влияние на состояние здоровья оказывает образ жизни человека.

Традиционно забота о здоровье детей всегда была в центре внимания российской педагогики. В современной педагогике задачи формирования здорового образа жизни рассматриваются в контексте физического и нравственного воспитания, воспитания экологической культуры, личностно ориентированного обучения, здоровьесберегающей педагогики, гуманистической парадигмы образования. В русле гуманистической педагогики проблема воспитания здорового образа жизни решается за счет создания условий, сохраняющих здоровье. А также через организацию различных воспитательных мероприятий.

(слайд 2) Определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических способностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Выделяются следующие разновидности здоровья: физическое, психическое, социальное, нравственное, духовное (слайд 3).

Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение) (слайд 4)

Физическое здоровье - это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье - это высокое сознание и развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение) (слайд 5).

Психическое здоровье - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека (слайд 6).

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе (слайд 7).

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений (слайд 8).

Здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни - это качество и стиль жизни, в которых преломляется жизнедеятельность человека по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья [16, с. 33]. Он характеризуется рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, благоприятным социальным окружением, духовно-нравственным благополучием, закаливанием организма, личной гигиеной, отказом от вредных пристрастий, положительными эмоциями.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенной в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

За последние годы происходит трансформация общеобразовательных школ в школы, содействующие здоровью с одновременным укреплением их общеобразовательных функций. Создается новое качественное состояние образовательного учреждения, которое имеет следующую концептуальную основу здоровьесберегающей деятельности: (слайд 9).

1. Целенаправленный характер всего образовательного процесса по формированию культуры здоровья учащихся: приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение; формирование духовно - нравственных качеств личности (ответственность, честность, доброта, милосердие); развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведение, питание, общение, быт, труд, отдых, досуг и т. д.); воспитание духовной культуры, патриотизма, трудолюбия, толерантности; формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью; воспитание потребности в занятиях физической культурой и спортом, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека; формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром; формирование знаний учащихся о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.

2. Целостность образовательного процесса. Целостность предполагает, что все аспекты образовательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья учащихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм и методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье, так как все виды здоровья тесно взаимосвязаны. Целостность подразумевает, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает обучение, развитие и воспитание детей, и это в первую очередь отражается в функциях управления образованием: при планировании, организации, контроле и анализе образовательного процесса.

3. Обновление содержания образования и использование здоровьесберегающих технологий. Обновление содержания - это не только насыщение новой информацией, но и критическое ее усвоение и претворение в персональный опыт здоровой жизни. Понятие здоровьесберегающие педагогические технологии является непременным компонентом формирования нового уклада школьной жизни. Не авторитарная педагогика, а педагогика сотрудничества будет определять здоровьесберегающий эффект учебной деятельности школьников.

4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей. Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования культуры здоровья учащихся. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда, - климат здоровья, культура доверия, личностного созидания, - возможно полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. (слайд 10) Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей учащихся в условиях конкретного образовательного учреждения. Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда. Каждый выпускник школы должен быть здоров, чтобы реализовать свои возможности с максимальной пользой для себя и общества.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья учащихся в том случае, если в школе будут не только учить, но и подавать пример здорового уклада жизни школы. Пример такого образа жизни должны показывать педагоги, родители, общественность [11, с. 34] .

Основные принципы внедрения и реализации

оздоровительных технологий

в деятельность образовательных учреждений

  1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ.

  2. Непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года.

  3. Максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся.

  4. Интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс.

  5. Преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое применение средств, стимулирующих защитные силы организма.

  6. Использование простых и доступных технологий.

  7. Формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий.

  8. Реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию учащихся, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

  9. Обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля.

  10. Повышение эффективности оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в ОУ санитарно-гигиенических норм и правил, регламентирующих требования к освещению, оборудованию и планировке образовательных учреждений, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, организации физического воспитания, питания учащихся и др. [18, с. 79].

  11. В центре внимания дидактики здоровья, как и вообще в практической педагогике, принципиально находится способность к самоорганизации. Педагогика здоровья, ориентированная на понятие самоорганизации, может и должна проводить конкретные мероприятия в рамках обучения здоровью, учитывая возраст детей и конкретную ситуацию. Повседневная жизнь в семье и в образовательном учреждении с конкретными действующими лицами - родителями, братьями и сестрами, учителями, воспитателями, может действовать как мотивация и формировать содержание мира ребенка в том случае, если их действия, выражающиеся в сочувствии, сосуществовании, сотрудничестве, положительных примерах, работают на формирование определенных отношений, навыков и установок. Это обстоятельство указывает на необходимость создания определенной среды в школе и дома, которая будет являться условием качества образования [11 с. 69].

Важным фактором организации школьной среды как в городе, так и на селе является характеристика здания школы. Одним из первостепенных требований является соблюдение санитарных и гигиенических норм его этажности. Кроме того, нехватка помещений для организации занятий нередко приводит к возникновению второй, а иногда - и третьей смены. Это абсолютно недопустимо для первоклассников, поскольку таким образом исключаются самые продуктивные утренние часы, дети быстрее устают, им труднее спланировать и организовать свой учебный день. Неправильно выводить во вторую смену и 11-й, выпускной, класс, у учащихся которого повышенная нагрузка, связанная с подготовкой к школьным выпускным экзаменам и вступительным экзаменам в вузы. Обеспечение адекватной сменности занятий - один из важных резервов здоровьесберегающей деятельности школы.

Требования, касающиеся места размещения школы, окружающей ее территории, зеленых насаждений и т.д., регламентированы СанПиНами.

Удачный подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования не только имеет эстетическое значение, но и положительно влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие, концентрацию внимания (например, бело-серо-коричневое окружение с ритмично повторяющимися линиями повышает утомляемость, снижает эмоциональный настрой). Также более высокой работоспособности, лучшему настроению, оптимистическим ожиданиям способствуют разнообразие форм и линий, округлые очертания, комбинации различных геометрических фигур.

Школьная мебель должна обеспечивать удобную позу ребенка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям.

Гигиенические требования к инфраструктуре школы в различных видах ОУ обеспечиваются системами отопления, вентиляции, наличием водопровода, канализации, оборудованной столовой с газовыми или электрическими плитами (СанПиН 2.4.2.1178-02). Все эти элементы в городских школах организованы в среднем лучше, чем в сельских, более четверти из которых не имеют канализации и соответственно оборудованных туалетов, что создает предпосылки для распространения инфекционных заболеваний. Некоторые городские и многие сельские школы не имеют холодильников для хранения продуктов и плит для разогрева и приготовления пищи, из-за чего страдает качество питания учащихся. Низкий уровень финансирования питания отчасти может быть скомпенсирован пришкольным подсобным хозяйством или регулярной шефской помощью. Однако только 3,3% городских школ имеют подсобное хозяйство и менее 9% получают регулярную шефскую помощь. Что касается сельских школ, то они имеют подсобное хозяйство чаще, но их из общего числа лишь 22%. Регулярную шефскую помощь (очевидно, от расположенных в непосредственной близости крупных сельскохозяйственных предприятий) получают 21,3% таких школ [3, с. 42].

Важным условием создания полноценной школьной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры: медицинского и зубоврачебного кабинетов, спортивных залов и площадок, тренажерного комплекса, бассейна, кабинета релаксации, фитобара, солярия, ингалятория, зимнего сада. В этом отношении городские школы имеют значительные преимущества перед сельскими.

Санитарно-гигиенические требования к состоянию школы включают соблюдение чистоты, регулярное проведение уборок всех помещений, дезинфекций и т.д.

Играют положительную роль в организации системной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию у них понимания ценности здоровья и здорового образа жизни: психологи, валеологи, логопеды, социальные педагоги. Кроме того, полноценная здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения возможна только при наличии высококвалифицированного школьного медработника.

В психофизиологии несколько десятилетий назад были доказаны тесные связи между характером напряжения различных групп мышц тела человека и его работоспособностью, утомляемостью, эмоциональным состоянием.

Например, когда ученик пишет, индикатором общего напряжения служит напряжение кисти его руки, которое часто неоправданно сильно. Если устает рука, устает и сам ребенок. Научить учеников писать, не напрягая руку, значит помочь им сберечь частичку сил на каждом уроке, что в сумме (за день, месяц, год) даст заметный прирост здоровьесбережения. Существуют и специальные упражнения для кисти, которые можно включать в физминутки.

Особенно значимый для проблемы здоровьесбережения: пример учителя - образец для учащихся, причем во многом на подсознательном уровне.

Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье», сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки.

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса

Одним из важнейших элементов здоровьесберегающих технологий являются гигиенические условия обеспечения учебного процесса.

Организация питания школьников

Интенсивная учебная деятельность связана с умственными и физическими нагрузками, затратами энергии, восполнить которую можно с получением пищи.

Отдельного внимания заслуживает вопрос витаминопрофилактики. Результаты специальных исследований свидетельствуют о пониженном содержании витамина С в крови примерно 80% школьников, витамина А - 50% школьников, витамина В1 - 45% школьников. В связи с этим целесообразна искусственная витаминизация рациона питания учащихся, особенно в период с ноября по май.

Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет качество употребляемой воды. На большей части территории РФ без дополнительной очистки воду из-под крана пить не рекомендуется. Поэтому в пищеблоке школы желательно установить фильтр, подобранный с учетом качества воды именно в данном регионе [8, с. 34].

В результате анализа здоровьесберегающего потенциала ОУ были выделены три категории школ.

Школы первой категории (24%) характеризуются слаборазвитой оздоровительной инфраструктурой или ее отсутствием, низкой организацией медицинского обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы, недостаточной укомплектованностью педагогического коллектива.

Школы второй категории (53,6%) характеризуются умеренно развитой оздоровительной инфраструктурой и физкультурно-оздоровительной работой; минимально достаточными персоналом и уровнем медицинского обслуживания.

Школы третьей категории (22,4%) характеризуются умеренной или сильно развитой оздоровительной инфраструктурой, достаточным или усиленным персоналом, достаточным или высоким уровнем организации медицинского обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы, высокой квалификацией педагогического коллектива. Это наиболее прогрессивно и динамично развивающаяся группа российских школ [3, с. 46].

А сейчас рассмотрим нашу школу (слайд 11)

Здание школы: каменное, двухэтажное, регулярно ремонтируется, имеются водопровод, канализация, центральное отопление, теплые туалеты. Занятия проходят в одну смену.

Школа окружена зелеными насаждениями: клумбами с цветами, деревьями (слайд 12)

А также в нашей школе много цветов (слайд 13)

Почти во всех классах новая удобная мебель (слайд 14)

Каждый день наши дети начинают с зарядки (слайд 15)

Все учащиеся школы получают горячее питание (слайд 16). Столовая оснащена плитами, холодильниками, мойками. В столовой используются продукты, получаемые с приусадебного участка.

Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет качество употребляемой воды. В нашей школе дети пьют бутилированную воду.

В каждом классном кабинете есть профилактические уголки здоровья, на которых отражены сведения о проведении витаминопрофилактики, введенной с этого учебного года (слайд 17).

Для создания полноценной школьной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры: медицинского и зубоврачебного кабинетов. В нашей школе нет специализированных медицинских кабинетов, но в нашей деревне есть фельдшер. Она систематически посещает учащихся, делает все предусмотренные возрастные прививки, а также прививки по профилактике гриппа, проводит профилактические беседы с разными возрастными группами. В начале каждого учебного года проводится осмотр медицинскими специалистами Новольвовской поликлиники: терапевт, стоматолог.

В школе хороший спортивных залов и спортивная площадка, имеются тренажеры, но нет бассейна и других специализированных кабинетов (слайд 18)

Состояние здоровья детей и подростков в значительной степени связано с их физической активностью, рациональной организацией образовательного процесса, деятельностью спортивных секций и кружков (слайд 19)

Спортивные мероприятия у нас проходят систематически (раз в месяц - День здоровья) отдельно начальные классы и старшие (слайд 20)

Большое внимание уделяется профилактическим беседам, лекциям, конкурсам рисунков и другим мероприятиям, направленным на агитацию здорового образа жизни (слайд 21).

На уроках проводятся физминутки не только в начальных классах, но и в среднем звене. Физминутки и динамические паузы помогают детям сохранять и укреплять здоровье (слайд 22,23,24)

Каждый год работают спортивные кружки для разных возрастных групп (слайд 25-26)

Вся наша работа отражена в наших достижениях (слайд 27-28-29)

У нас проходят товарищеские встречи с нашими соседями из Новольвовской школой по волейболу.

Особенно значимый для проблемы здоровьесбережения: пример учителя - образец для учащихся, причем во многом на подсознательном уровне (слайд 30)

Каждый год наши ученики с большим удовольствием ходят в многодневные походы (слайд 31). Там дети не только отдыхают, но еще и сплавляются по реке на лодках.

«Портрет» типичной школы

Здание школы: каменное, регулярно ремонтируется; имеются водопровод, канализация, центральное отопление, теплые туалеты.

Школьная столовая: оснащена плитами, холодильниками, мойками; дополнительные продукты, получаемые от подсобных хозяйств и в качестве шефской помощи, отсутствуют.

Медицинская инфраструктура: имеется медицинский кабинет, оснащенный только стандартным оборудованием. Медицинский работник - врач или медсестра. Диспансеризация и профилактические прививки осуществляются регулярно. Витаминизация не проводится. Беседы о здоровье с детьми и родителями регулярны.

Инфраструктура физкультурной и спортивно-оздоровительной работы: есть спортзал и спортивная площадка, но нет тренажеров и бассейна. Регулярно (не менее 10 раз в год) проводятся дни здоровья, турпоходы, спортивные праздники и т. п. Спортивная работа ведется только со здоровыми детьми. Штат преподавателей физкультуры укомплектован. Имеется достаточное количество руководителей спортивных секций.

Дополнительные возможности оздоровления: имеется персонал психологов, логопедов, социальных работников, а также достаточное число руководителей кружковой и секционной работы; дополнительное оздоровительное оборудование отсутствует [3, с. 46].

И в заключении (слайд 32) «Здоровое поколение - здоровая Россия»

(Слайд 33)

Литература: (слайд 34)



  1. Безруких, М. «Здоровьесберегающая школа» / М. Безруких, В. Сонькин, В. Безобразова // Управление школой. - Издательский дом «Первое сентября». - 2005. - № 20. - с. 42-48.

  2. Здоровье: организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. - М.: 2003. - 68 с.

  3. «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения». Методические рекомендации / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада-фарм, 2002. - 117 с.

  4. «Здоровье дети - здоровое будущее». Сборник докладов заключительной конференции // Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации». - М., 2005. - 80 с.

  5. Педагогика и психология здоровья: Сборник работ сотрудников кафедры психолого-педагогических технологий, охраны и укрепления здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 128 с.

  6. Состояние и тенденции развития системы образования Тульской области : 2004/2005 учебный год / Под ред. О.Г. Хамешиной. - Тула: ИПК и ППРО ТО, 2005. - 150 с.

  7. Использование интернет-ресурсов.


© 2010-2022