Доклад-представление программы по духовно - нравственному воспитанию Истоки нравственности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 32»


Кафедра учителей начальных классов








Доклад- представление программы по духовно - нравственному воспитанию Истоки нравственности


( Презентация программы к педсовету

по духовно - нравственному развитию и воспитанию обучающихся

на ступени начального общего образования )





Подготовила и провела:

Королева А.В.



Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает ребёнку познать не только мир, но и самого себя.

В наших воспитанниках дремлют задатки разных талантов. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит в воспитателе ту "живую воду", без которой задатки засыхают и хиреют…

В. Сухомлинский

(слайд 1)

Программу, которую предлагаем вашему вниманию мы решили назвать «Истоки нравственности» (слайд 2)

Программа «Истоки нравственности» направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа поможет учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся. Пользуясь программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. (слайд 3)

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования являются

Закон «Об образовании»,

федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

(слайд4)

Цель программы:

создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности младшего школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. (слайд5)

Задачи: - Формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше».

- Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи, сформировать первоначальные представления о моральных нормах; правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений между людьми

- Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей, научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано выcказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

- Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью, готовности приносить пользу обществу и государству.

- Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи, уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим. (слайд6)

Социально открытое пространство нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов

1.Принцип открытости.

2. Принцип привлекательности будущего дела.

3. Принцип деятельности.

4. Принцип свободы участия.

5. Принцип обратной связи.

6. Принцип сотворчества.

7. Принцип успешности. ( слайд 7 )

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержит пять разделов.

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников

2. Основные направления духовно-нравственного развития учащихся младших классов

3. Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы

4. Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся

5. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

(слайд 8 )

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности:

  • патриотизм

  • социальная справедливость,

  • милосердие, честь, достоинство

  • гражданственность

  • свобода совести и вероисповедания

  • семья

  • труд и творчество

  • экологическое сознание

  • искусство и литература

  • природа

  • человечество

Основные направления духовно-нравственного развития учащихся младших классов

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2. Воспитание любви к семье, нравственных чувств и этического сознания

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) ( слайд 9)

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням. ( 10 слайд )

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. ( 11 слайд )

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). ( 12 слайд )

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

(слайд 13 )

Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка и становление личностных характеристик выпускника начальной школы.

Каков же портрет выпускника начальной школы ?

Портрет будущего выпускника - гражданина России

- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

- Владеющий основами умения учиться.

- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение, принимающий решения с учётом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать

- Любящий родной край и свою страну, не разделяющий мир на чужих и своих.

- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. ( слайд 14 )

Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, социометрия, рисуночный тест и т. д.)

- диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

- диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);

- изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской)

- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

- диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

- диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

- письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»;

- диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);

- диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

( слайд 15 )




© 2010-2022