Роль семьи в процессе воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Роль семьи в процессе воспитания.



Татаркина Е.А.

учитель английского языка

МКОУ Заброденская СОШ





















Принято считать, что школа является главным воспитательным звеном, но позвольте не согласиться. Дети проводят только ¼ часть дня в школе, а все остальное время они проводят в кругу семьи. И потому главный процесс воспитания всё же происходит в семье. Именно благодаря семье, малыш превращается в личность. Многие родители скажут, что у них нет специального педагогического образования. Но все мы - родители, мамы и папы, с рождения, знающие своих детей, их способности. Чтобы правильно воспитывать ребёнка, надо его очень хорошо знать, уметь замечать все мелочи в поведении детей. Каждый ребёнок неповторим, каждый - индивидуальность с уникальным набором генов. С помощью любящих, мыслящих родителей в каждом ребёнке можно развивать его природные способности. В адаптации ребёнка в жизни, в его личном счастье, решающее значение имеет атмосфера семьи, условия, которые мы, родители, создаём своим детям. Эти условия особенно важны для будущей взрослой жизни наших детей, когда они сами будут создавать семью и воспитывать своих детей. В священном писании говорится, что грехи отцов сказываются на детях до третьего поколения. Многим из нас это кажется несправедливым. Однако опыт подтверждает справедливость слов священного писания. Эта закономерность проявляется и в психической патологии и в умственных расстройствах. Нервные заболевания бабушек и дедушек передаются из поколения в поколение, поражая не только их собственных детей, но и внуков, а иногда и правнуков. Правда есть и другая закономерность. Из поколения в поколение передаётся и душевное здоровье, и добрые отношения в семье. В дружных семьях вырастают дети, способные создать хорошую семью. К сожалению, пока ещё не придумано, лекарство от семейных недугов; нет таких инъекций, которые избавили бы супругов от проблем в отношениях друг с другом или в отношениях с детьми. Но всё же родители должны найти способ разрешения своих проблем, чтобы вывести молодое поколение из порочного круга разрушительных воздействий. Проблемы есть у всех детей. У одних больше, у других меньше, но вырасти без проблем, не удаётся никому. Мы живём далеко не в совершенном мире. Жизнь любой семьи состоит из радостей и огорчений. Даже идеальная семья не в силах уберечь своих детей от слез и разочарований. Впрочем, родители должны не оберегать их, а помогать, готовить к встрече с трудностями. Нужно, чтобы дети осознанно относились к жизненным проблемам, умели справляться с ними, не впадали в отчаяние от неудач. Мы, родители, должны научить своих детей переносить удары судьбы, сохранять хладнокровие и выдержку. Мы должны вооружить их умением не бояться проблем и самостоятельно находить выход из самых сложных ситуаций. Дети всегда чувствуют отношение родителей, и это постоянное ощущение доброй заботы, безмерной любви ничем не заменить. Семья создает и укрепляет в ребёнке чувство собственной значимости, уверенность в себе. Важно, чтобы родители сами служили примером нравственного и ответственного поведения, если они хотят вырастить порядочных людей. Дети повторяют то, что они видят. Если глава семьи избивает жену и детей, нетрудно угадать, как поведут себя, женившись, его сыновья. Вы хотите, чтобы у детей были идеалы? Начните с собственного поведения. Дружите с детьми, чтобы им хотелось быть похожими на вас, разделять ваши взгляды. Тогда они легко и незаметно усвоят ваши нравственные ценности. Воспитание нравственных ориентаций и этических норм поведения не даёт сиюминутных результатов, оно длится годами. Итак, родители должны быть нравственными образцам для своих детей. Если взрослые добиваются от своих детей того, чего не делают сами, их требования не находят отклика в сердце дочери или сына. И наоборот, если отец или мать в глазах ребёнка приближаются к нравственным идеалам, то каждое их слово, похвала или порицание имеет для них особый вес, каждое их требование выполняется охотно из любви и уважения. « Трудно привести к добру нравоучениями, легко - примером» - говорил Сенека. В наше время очень трудно воспитывать честного, трудолюбивого человека - патриота. Мы живём в трудное время, и принято говорить, что у нас нет принципов. Но ведь принципы добра, честности, добросовестного отношения к труду никто не отменял. Мы с детьми остались один на один. Утеряны идеалы, высокие, духовные. Остались только желания в будущем зарабатывать как можно больше любым путём. Всё то, что окружает - оказывает шокирующее действие на детей. Они в растерянности кому доверять? Во что верить? Наша задача стать опорой, пристанищем и прибежищем для наших детей. Опасное положение для формирования личности подростка создаётся в том случае, если он начинает связывать плохое настроение родителей с их трудом. У детей формируется пагубное представление о труде. У них возникает вопрос, зачем трудится, если… В наше время трудно доказать пользу знаний, радость труда. Но не нужно забывать, что наши дети - будущее нашей страны. Любите ли вы своего ребёнка? Обычно все отвечают положительно. Мужчины считают, что проявляют свою любовь, обеспечивая семью, заботясь о её благосостоянии. Женщины не жалеют сил. Чтобы одеть детей, накормить, проверить уроки. Психологи же считают, что истинная родительская любовь проявляется, прежде всего, в умении общаться с детьми, находить с ними общий язык.

Перед вами четыре правила:

1 - это умение слушать ребёнка. Родители, которые проявляют интерес к разговорам ребёнка поистине мудрые родители, потому что с помощью слова он выражает свои чувства. Научились ли вы выслушивать своего ребёнка до конца, или же вы прерываете его, меняете тему разговора?

2 - манера говорить с ребёнком. Родители или указывают ребёнку: «сделай то; не забудь; обязательно; немедленно». Или выражают неудовлетворение: «опять ты не сделал», «ну, сколько раз можно повторять», «ну когда, ты, наконец…». Если вы не научитесь говорить мягко, с любовью и уважением, то дети будут избегать общения с вами.

3 - это знание, как наказывать детей - является ещё одним доказательством любви. Мудрые родители, наказав ребёнка, не уходят, не отвергают ребёнка, а уверяют его в своей родительской любви.

4 - это помощь в развитии ребёнка.

Дети очень отзывчивы, они склонны подражать. Вы - пример для них. От вас зависит, какими будут ваши дети. Родителям надо чётко представлять те сложности, которые испытывает подросток, только тогда они смогут противостоять тому, что принято называть дурным влиянием. Подросток поддаётся влиянию в тех случаях, когда он не ощущает позитивных ценностей общества, семьи, школы. Когда продолжает ощущать себя по - детски зависимым и несвободным. Когда сталкивается с постоянными запретами, с полным отрицанием даже совершенно безобидных элементов молодёжной культуры, таких как мода в одежде, причёска, музыкальный жаргон, которые особенно ценны в его возрасте. В этом же направлении действуют и просто подсказки, неприятие самостоятельного выбора подростком модели поведения в этих важных для его самооценки сферах; тогда подросток ощущает глубокую брешь между самооценкой и оценкой его другими, значимыми для него взрослыми - родителями, учителями. Всё это ведёт к конфликтам с родителями и поведению, далёкому от нормы. А в группе сверстников он чувствует себя уверенно, поскольку находит поддержку и уважение. Надо ли во всём потакать подростку, выполнять все его, часто нелепые, прихоти? Нет, это не тот путь. Надо лишь уважать потребности подростка в самовыражении - пусть это даже самая нелепая причёска, - но параллельно переключать его внимание на достижение успеха в учёбе, спорте, хобби. Достижения в этих сферах будут также повышать самооценку подростка и его рейтинг среди подростков. Обычно у подростков возникает проблема будущей профессиональной ориентации - достаточно сложная для подростков, которые не имеют перед глазами какого - либо яркого примера, например профессиональные традиции. Помощь школы и родителей в этом вопросе играет очень важную роль. В конце подросткового периода подростки становятся как бы серьёзнее, они больше внимания и времени уделяют своему будущему, учёбе, профессиональной ориентации. Даже те подростки, которые ранее отличались конфликтностью, как бы успокаиваются, берутся за ум. В то же время в этом возрасте могут усилиться асоциальные тенденции, особенно если группу подростков возглавит личность с криминальными наклонностями. Даже такой перечень проблем показывает, что подростком быть, ой как трудно и помочь ему в его взрослении - наша прямая обязанность. Помощь эта должна заключаться в создании обстановки, в которой подросток смог бы воспринимать как свои собственные моральные ценности и принципы семьи и общества , не отказываться от того нового, что постоянно создаёт подростковая культура, и не подавлять в то же время в себе естественных позитивных импульсов, необходимых для полноценного развития личности. Конфликты на этом пути практически неизбежны, но они должны разрешаться без потерь для развития подростка - ведь только в этом случае выигрывают все - и сам подросток, и его семья, и школа. Мне хотелось бы пожелать родителям подростков вспомнить всё то, что было с ними в этом возрасте: как они сами относились к тем или иным требованиям своих родителей, к нравоучениям взрослых. Это должно помочь лучше понять своих детей, и найти приемлемые для всех способы решения проблем.



© 2010-2022