Активные методы обучения

Современные активные методы обучения (АМО) –это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, методы стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения одной или другой проблемы. Благодаря таким методам обеспечивается активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности у...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Активные методы обученияАктивные методы обученияАктивные методы обучения

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ НА БАЗЕ «ГАЛЕРЕИ СКАЗОК»



Земская А.С., педагог-организатор,

МАОУ ДОД ДДюТ г. Владимира

Современные активные методы обучения (АМО) -это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, методы стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения одной или другой проблемы. Благодаря таким методам обеспечивается активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном - эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется.

Эффективная работа преподавателя, использующего активные методы, зависит от нескольких условий:

1. Преподаватель должен быть способен примерять на себя разные роли в зависимости от выбранного метода.

2. Наличие у преподавателя опыта в групповом взаимодействии.

3. Личностные особенности преподавателя - как правило, активные методы требуют помимо технологии еще и эмоционального участия, которое будет вовлекать учащихся в процесс.

Рассмотрим несколько из активных методов обучения, применяемых на занятиях наших объединений.

Метод «Живая кукла»

Цели метода: тренировка навыков самопрезентации; рассказать о своих интересах, позиции в жизни; самоидентификация обучающегося.

Целевая аудитория: воспитанники детских садов и учащиеся начального и среднего звена (1-7 класс).

Количество участников: группа (от 10 до 25 человек).

Технология проведения: каждый обучающийся выбирает себе перчаточную куклу, наиболее похожую на него внешне, либо по характеру (внутреннему состоянию). Обучающиеся рассказывают от лица куклы о себе. Презентация длится 1-2 минуты. После чего группа дает ему определенное прилагательное, которое наиболее четко характеризует обучающегося. Данное прилагательное педагог записывает на доске. После выступления всех обучающихся педагог зачитывает все прилагательные, которые характеризуют всю группу.

Продолжительность проведения: 45 минут при группе 25 человек.

Этап образовательного мероприятия: знакомство

Используемые материалы: перчаточные куклы, маркер, доска

ФОТО

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала; структурирование материала; оживление внимания обучающихся.

Целевая аудитория: учащиеся начального и среднего звена (1-7 класс)

Количество участников: группа (от 10 до 25 человек)

Технология проведения: педагог называет тему своего сообщения. На стене(на доске) прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы , пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, педагог вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать , о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем педагог раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела. Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы , педагог вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.

Продолжительность проведения: 45 минут при группе 25 человек.

Этап образовательного мероприятия: презентация учебного материала.

Используемые материалы: маркер, доска, ватман.

ФОТО



Метод «На перроне»

Цели метода: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Целевая аудитория: учащиеся начального и среднего звена (1-7 класс)

Количество участников: группа (от 10 до 25 человек)

Технология проведения: педагог определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по перронам. На каждом перроне (на стене, на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Педагог ставит задачу группам записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующему перрону. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новому перрону и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своему первому перрону, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении педагог резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги.

Продолжительность проведения: 20 минут при группе 25 человек.

Этап образовательного мероприятия: самостоятельная работа над темой.

Используемые материалы: лист большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

ФОТО

Таким образом, активные методы обучение, применяемые в объединениях «Галереи сказок» являются эффективной формой работы с детьми. Эти методы позволяют эффективно в процессе занятия и внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры воспитанников детского сада и школьников, отвечающие современным потребностям общества.

Параллельно с обучением и воспитанием, активные методы обучения в образовательном процессе обеспечивают становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

© 2010-2022