Статья по теме Патриотическое воспитание в начальной школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Руденко Оксана Анатольевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Начальная школа №3»

г. Черногорск

Воспитание у учащихся любви к своей Родине

через программу «Я - патриот».

С детства, ещё в школе, нас учат патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину» - говорят учителя. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.

Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности…

МБОУ «Начальная школа №3» г. Черногорска патриотическое воспитание осуществляет через программу «Я - патриот Родины», ориентированную на формирование патриотического сознания учащихся, расширение и углубление знаний о своей Родине.

Программа представляет различные формы работы, смысл которых заключается в формировании реальных понятий добра и зла, высоких нравственных ценностей, обращение сознания школьников к идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них, самостоятельных представлений о значении Родины.

Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника создание условий для самосознания и самовоспитания. Поэтому важно помочь учащимся освоить общественно-политический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Сроки реализации: 2014 - 2018 годы

Воспитательные методы:

  • Вовлечение в общественную деятельность

  • Сотрудничество

  • Доверие

  • Открытый диалог

  • Свобода выбора

  • Увлечение

  • Коллективный анализ и самооценка

  • Контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения

  • Личный пример

Принципы:

1.Принцип ориентации на идеал;

2.Принцип аксиологический;

3.Принцип идентификации;

3.Принцип диалогического общения;

4.Принцип полисубъектности воспитания;

5.Принцип системно - деятельностной организации воспитания;

Цель программы: формирование патриотического сознания учащихся, гордости и ответственности перед своим народом и Отечеством.

Задачи программы:

- формировать патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

- воспитывать гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту интересов страны;

- формировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Программа «Я - патриот Родины» включает мероприятия по усилению противодействия искажению истории Отечества, рекомендует активнее привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев, воинов чеченской войны в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.

Согласно выше сказанному я в своем классе провожу следующую работу: беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, осмыслить значимость определённых событий для истории России - Час размышления «Сталинградская битва», час общения: «Олимпиада - 2014 года. История олимпийских игр». Учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой целью проводила такие мероприятия как классные часы «Моя семья - мое богатство», «Тепло родного очага», составляли свою родословную. Класс участвовал в мероприятиях «День пожилых людей», «День матери», «Ты не один». Учу уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников. Проводим Дни именинников с играми и поздравлениями. Дети с большим удовольствием заранее готовятся к таким дням: делают открытки, пишут поздравления и пожелания, придумывают игры.

Для этого формы воспитательной работы могут быть такими:

- праздники, утренники, классные часы, игры;

- встречи с интересными людьми (поэты, художники, музыканты, спортсмены, ветераны ВОВ и труда, воины-афганцы, военнослужащие г. Черногорска);

- экскурсии в краеведческие музеи (г. Черногорска, Абакана, Минусинска, Шушенское), в мемориальные зоны п. Усть-Абакан, г. Абакана парк «Победы», «Арка Славы» г. Черногорска, памятник Н. Маскалеву школы № 6);

- просмотры кинофильмов в кинотеатрах «Луначарский», мультимедиа, видеофильмы.

- дискуссии, лекции, беседы;

- литературные композиции, инсценирование;

- устные журналы, викторины.

- вахта памяти, акции добра.

- конкурсы воина патриотических песен, рисунков, чтецов на патриотические темы.

- сбор материала для музейных уголков школы, операция «Поиск».

- проектно-исследовательская деятельность учащихся.

- выпуск стенгазет знаменательным датам.

- сбор материала для школьной газеты «Светлячок» (проба пера).

- фотовыставки.

Основные направления по реализации программы «Я - патриот Родины» патриотического воспитания.

Программа «Я - патриот Родины» используется с 1-4 классы. Она включает 6 направлений, связанных между собой логикой формирования патриота своей Родины.

  1. «Мое Я» - формирование гражданского отношения к себе.

  2. «Я и моя страна» - уроки истории моей Родины, формирование гражданского отношения к Отечеству.

  3. «Я и моя планета» - формирование патриотического отношения к родной планете Земля, экологическое воспитание.

  4. «Я и культура» - формирование гражданского отношения к культурно-историческим произведениям искусства.

  5. «Будь здоров».

  6. «Я и семья» - формирование гражданского отношения к семье.

Уделять несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке и в этом нам помогают учебники. В них хорошо подобран необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как - бы исподволь подводя его к нужному мнению. В результате мы заставляем ненавязчиво каждого ученика изучать историю страны на уроках окружающего мира. Отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве», «История Московского Кремля», «Путешествие по Санкт - Петербургу», «Путешествие по музеям мира» и т.д. На уроках литературного чтения - через различные произведения. Ведь в этом учебнике много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Учебник математики: в дополнительных заданиях, где дети, решают старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их развитием, с великими учеными, великими открытиями, великими путешественниками. Уроки русского языка учат любить русский язык и русское слово.

В начальной школе проводятся различные совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.

Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась на уроках ИЗО и технологии.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому - то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования собрать воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма

Литература

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 - 224 с.

Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4 - С. 23

Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 - С. 59

Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17


А.С.Макаренко "О семейном воспитании" (Аудиокнига)


© 2010-2022