- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья по теме Патриотическое воспитание в начальной школе
Статья по теме Патриотическое воспитание в начальной школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Руденко О.А. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Руденко Оксана Анатольевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа №3»
г. Черногорск
Воспитание у учащихся любви к своей Родине
через программу «Я - патриот».
С детства, ещё в школе, нас учат патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину» - говорят учителя. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
-
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности…
МБОУ «Начальная школа №3» г. Черногорска патриотическое воспитание осуществляет через программу «Я - патриот Родины», ориентированную на формирование патриотического сознания учащихся, расширение и углубление знаний о своей Родине.
Программа представляет различные формы работы, смысл которых заключается в формировании реальных понятий добра и зла, высоких нравственных ценностей, обращение сознания школьников к идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них, самостоятельных представлений о значении Родины.
Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника создание условий для самосознания и самовоспитания. Поэтому важно помочь учащимся освоить общественно-политический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Сроки реализации: 2014 - 2018 годы
Воспитательные методы:
-
Вовлечение в общественную деятельность
-
Сотрудничество
-
Доверие
-
Открытый диалог
-
Свобода выбора
-
Увлечение
-
Коллективный анализ и самооценка
-
Контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
-
Личный пример
Принципы:
1.Принцип ориентации на идеал;
2.Принцип аксиологический;
3.Принцип идентификации;
3.Принцип диалогического общения;
4.Принцип полисубъектности воспитания;
5.Принцип системно - деятельностной организации воспитания;
Цель программы: формирование патриотического сознания учащихся, гордости и ответственности перед своим народом и Отечеством.
Задачи программы:
- формировать патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- воспитывать гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту интересов страны;
- формировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Программа «Я - патриот Родины» включает мероприятия по усилению противодействия искажению истории Отечества, рекомендует активнее привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев, воинов чеченской войны в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.
Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.
Согласно выше сказанному я в своем классе провожу следующую работу: беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, осмыслить значимость определённых событий для истории России - Час размышления «Сталинградская битва», час общения: «Олимпиада - 2014 года. История олимпийских игр». Учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой целью проводила такие мероприятия как классные часы «Моя семья - мое богатство», «Тепло родного очага», составляли свою родословную. Класс участвовал в мероприятиях «День пожилых людей», «День матери», «Ты не один». Учу уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников. Проводим Дни именинников с играми и поздравлениями. Дети с большим удовольствием заранее готовятся к таким дням: делают открытки, пишут поздравления и пожелания, придумывают игры.
Для этого формы воспитательной работы могут быть такими:
- праздники, утренники, классные часы, игры;
- встречи с интересными людьми (поэты, художники, музыканты, спортсмены, ветераны ВОВ и труда, воины-афганцы, военнослужащие г. Черногорска);
- экскурсии в краеведческие музеи (г. Черногорска, Абакана, Минусинска, Шушенское), в мемориальные зоны п. Усть-Абакан, г. Абакана парк «Победы», «Арка Славы» г. Черногорска, памятник Н. Маскалеву школы № 6);
- просмотры кинофильмов в кинотеатрах «Луначарский», мультимедиа, видеофильмы.
- дискуссии, лекции, беседы;
- литературные композиции, инсценирование;
- устные журналы, викторины.
- вахта памяти, акции добра.
- конкурсы воина патриотических песен, рисунков, чтецов на патриотические темы.
- сбор материала для музейных уголков школы, операция «Поиск».
- проектно-исследовательская деятельность учащихся.
- выпуск стенгазет знаменательным датам.
- сбор материала для школьной газеты «Светлячок» (проба пера).
- фотовыставки.
Основные направления по реализации программы «Я - патриот Родины» патриотического воспитания.
Программа «Я - патриот Родины» используется с 1-4 классы. Она включает 6 направлений, связанных между собой логикой формирования патриота своей Родины.
-
«Мое Я» - формирование гражданского отношения к себе.
-
«Я и моя страна» - уроки истории моей Родины, формирование гражданского отношения к Отечеству.
-
«Я и моя планета» - формирование патриотического отношения к родной планете Земля, экологическое воспитание.
-
«Я и культура» - формирование гражданского отношения к культурно-историческим произведениям искусства.
-
«Будь здоров».
-
«Я и семья» - формирование гражданского отношения к семье.
Уделять несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке и в этом нам помогают учебники. В них хорошо подобран необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как - бы исподволь подводя его к нужному мнению. В результате мы заставляем ненавязчиво каждого ученика изучать историю страны на уроках окружающего мира. Отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве», «История Московского Кремля», «Путешествие по Санкт - Петербургу», «Путешествие по музеям мира» и т.д. На уроках литературного чтения - через различные произведения. Ведь в этом учебнике много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Учебник математики: в дополнительных заданиях, где дети, решают старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их развитием, с великими учеными, великими открытиями, великими путешественниками. Уроки русского языка учат любить русский язык и русское слово.
В начальной школе проводятся различные совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.
Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась на уроках ИЗО и технологии.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому - то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования собрать воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма
Литература
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 - 224 с.
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4 - С. 23
Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 - С. 59
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17
А.С.Макаренко "О семейном воспитании" (Аудиокнига)