Классный час по народной педагогике (6 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по народ ной педагогике №2:

Обычаи и традиции казахского народа почитание и уважение старших

"Салт"- традиция.

У каждого народа традиции складывались веками, исходя из религии, веры, быта, национальных особенностей. Любая нация живет традициями. На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. Для казахов традиции и обычаи являлись законом. Невыполнение требований и правил, пренебрежительное отношение к традициям и обычаям карались этими же традициями. К примеру, той, наурыз коже, конакасы, шашу, ерулик - наши традиции предков, а применение их в жизни мы называем "гурып". Традиции, применяемые в жизни, традиции искусства, истории, культуры - это великое наследие нашего народа. Роль традиций и обычаев в воспитании поколений огромна.

Ат тергеу
В традициях и обычаях нашего народа есть множество путей и способов воспитания молодежи в оказании почета, в уважении к старшим.
По национальному обычаю женщины (снохи) не называли поименно своего свекра (ата), деверя (каины), золовок (кайынсинили), а подбирали им подходящие имена: "мырза кайнага", "байатам", "биатам", "еркем" и т.д. Ат тергеу"
- высокий показатель уважения к старшим, учтивости, обходительности.

Адеп
Приличие. Соблюдение приличий как старшими по возрасту, так и младшими, всегда считалось и считается высшей этикой. Примеров национальной этики поведения взрослых перед младшими и наоборот, мужчин перед женщинами, женщин перед мужчинами великое множество. К примеру, младший по возрасту не пересекает дорогу старшему; свекор должен быть всегда вежливым в разговоре с "келин" (невестка); "келин" в свою очередь, обязана быть учтивой, вежливой, соблюдать приличия в мечети и в других общественных местах, в общении с другими людьми. Учтивость - пример человеческого достоинства, проявляемого в деликатности.





Классный час по народной педагогике:

Обычаи и традиции казахского народа



Айт

Айт - большой международный исламский праздник. Существуют два айта: «ораза айт» и «құрбан айт». Айт был основан в Аравии до исламской религии. «Ораза айт» (пасхальный) начинается после 30-дневного поста «ораза».

Месяц этот называют еще и «месяцем рамазан». Каждый мусульманин в эти дни посещает мечеть и делает денежные пожертвования. Муххамед Пайгамбар услышал в этом месяце Слова Аллаха. «Құрбан айт» тоже является большим праздником мусульман. Он начинается через 70-дней после «ораза айта» и длится 3 дня. Эти дни совпадают с завершение паломничества (хаджа) в Святую Мекку (зульхижа - месяц совершения ходжа).В «құрбан айт» каждый мусульманин приносит жертвоприношение духам предков, то есть режет скот. Это одна из главных обязанностей мусульман (Мухтасар).

Принесшего в жертву встречают пожеланием: «Да восприме Аллах Впаше пожертвование». Для жертвоприношения режут абсолютно здоровый скот (кроме лошади). Мясом угощают всех присутствующих. В чести духов предков читают молитву «дұға». Старшие по возрасту благословляют младших. В дни айта люди чисто одеваются, поздравляют друг друга, говорят «Құтты болсын», прощают ошибки, обиды.

Умерших в дни айта или ораза считают угодными Богу людьми. В мусульманских странах эти два айта проходят как праздники (той), и в эти дни люди обычно отдыхают.

Айттық

В дни айта просящим «айттық» давали подарки, сувениры или деньги. Это знак уважения к обычаю? Айту и просящему человеку.





Классный час по народной педагогике:

Обычаи связанные с Наурызом

Традиции наурыза

Наурыз - как символ обновления, очищения, прихода весны, зарождения новой жизни, любви и красоты - красной нитью проходит через многие литературные произведения и научные труды гениев средневекового Востока - Махмута Кашгари, Абу Райхан Бируни, фирдоуси, Алишера Навои, Омара Хайяма. Немало строк этому прекрасному празднику посветили в своих трудах и выдающиеся казахские ученые и литераторы Абай Кунанбаев, Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, сакен Сейфуллин и другие. Наурыз для народов востока - особенный праздник, который имеет неповторимые, присущие только ему черты. Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств - открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия. И в этом одна из причин того, что его прихода ждут с нетерпением.

Наурыз күні

Наурыз мерекесі - праздник Наурыз. «Наурыз - персидское слово, означающее «новый день». Наурыз, началом которого считается 22 марта, для народов Востока всегда был самым главным праздником. Наурыз - возрождение природы, наурыз - праздник весны. Этот день, когда уравниваются день и ночь, казахи считают началом Нового года «Ұлыстың ұлы күні». «Ұлыс күн» - Великий день для народа.

Қыдыр ата

Қыдыр (Қызыр) ата - святой старец, благодетель народа, который оберегает, приносит благополучие, счастье, удачи и вместе с тем дарит жизнь. В день Наурыза он ходит повсюду и заходит в каждый дом, благословляя всех его обитателей. Именно поэтому в каждом доме ждутҚыдыр ата. Были добрые напутствия стариков молодежи.

Получить такое благословление в Наурыз считалось добрым знаком. В пошлом наурыз обычно отмечался 8-9 дней. Интересные наблюдения о праздновании Наурыз сохранились в трудах ученого-фольклориста Машкура Жусупова: «Один только праздник в степи, когда казах чувствует себя казахом - наурызнама. В эти дни хаджи читают специальную книгу, посвященную Наурызу, именуемую Салдама».

Весна - пора любви, встреч влюбленных. В дни праздника Наурыз молодежь готовила специально «ұйқы ашар»: вкусное мясо. Молочные изделия. Джигиты дарили молодым девушкам кольца, сережки, зеркальца. Эти подарки были со значением и назывались «селт еткізер». Вручение подарка и его получение означало взаимную симпатию, нежные чувства молодых. Для самых пожилых в эту пору готовили особое блюдо - «бел көтерер». Это праздничное угощение, украшавшее стол вместе с традиционным наурыз-коже.

Наурыз көже

Наурыз көже - традиционное новогоднее угощение. В эти праздничные дни готовится много еды, что является символо достатка и изобилия в наступающем году. Большое значение придается приготовлению ритуального блюда «Наурыз көже», в состав которого обязательно входят семь пищевых продуктов. Наурыз көже - своеобразный показатель национального гостеприимства и щедрости.

Наурыз жыры

Это особый вид устной народной литературы. Фольклорных произведений, исполняемых на Наурыз. Существует немало рожденных этим праздником поздравлений, пожеланий, благословлений, частушек, остроумных куплетов.

Наурыз бата

В традициях казахского народа много видов благословлений, и одно из них - наурыз бата. В дни наурызнама уважаемые аксакалы, женщины преклонного возраста благославляли того, кто их угостил наурыз - көже, ақына, победителя айтыса, понравившегося музыканта, певца, борца, а также всех гостей тоя, жителей аула. Сохранилось немало устных памятников, связанных с этим обычаем. К примеру, «Слався, день Наурыз! Пусть твой дом обогащается! Пусть посетит тебяҚыдыр ата!» т. д. Благословление во время тоя считается добрым предзнаменованием.

Наурыз жұмбақ

Наурыз жұмбақ - загадки в день Наурыза. Наурыз жұмбақ посвящаются явлениям устраивали состояния, айтысы, разгадывая загадки, на ходу сочиняя стихи.Наурыз тілек. Наурыз тілек - пожелание во время тоя. В такой большой праздник как Наурыз специально идут поздравлять с праздником и каждый человек высказывает близким и друзьям свои пожелания. К примеру: «Пусть Бог исполнит твои желания!», «Бог да обратит взор и слух английский привлечет этот день!». Ведь пожелания - выражение добрых чувств. «Да осенит тебя Қыдыр!», «Пусть будет изобилие! Пусть укрепит Қыдыр веру твою и продлит твои годы!». «Пусть поголовье скота умножается! т. д.» Это обязательный ритуал.

Наурыз есім

Наурыз есім - имя наречие. Существует поверье, что дети, родившиеся в Наурыз будут отмечены расположением звезд, высших сил. Поэтому при наречии им давалось имя, связанное с праздником. Известно не мало бытыров с подобным именем: Наурызбай Кутпанбайұлы (1706 - 1781), Наурызбай Касымұлы (1822 - 1847). В Золотой орде правил хан Наурыз. Очень распространены имена Наурызгуль, Наурызбек, Наурызали и другие этого же происхождения.

Наурызша

В месяце наурыз в ясный деньпорой выпадает тонкий слой узорчатого снега. На солнце он не долго играет всеми цветами радуги - тает. Он бывает очень пушистым. Его называют «наурызша». «Наурызша» - первое дыхание весны, знак приближающегося тепла.

Классный час по народной педагогике:

Обычаи и традиции казахского народа связанные с гостеприимством

Конакасы
"Конакасы" (конак - гость, ас - угощение). Казахский народ славится своим гостеприимством. Встретить гостя с почетом, угостить его - знак щедрости. Все самое вкусное казахи всегда хранили для гостей. Гостей делили на три вида. "Арнайы конак" - специально приглашенный или приехавший, "кудайы конак" - случайный путник, "кыдырма конак" - специально ждавший и пришедший на угощение. Человека, не давшего "конакасы", штрафовали (штраф - лошадь, верблюд и т.д).
Ерулик
Угощение вновь прибывшим соседям (новоселам). Новоселов аулчане звали на "ерулик", то есть приглашали к себе в гости, чтобы они быстро адаптировались в новой среде. Эта традиция имеет как социальную, так и общественную значимость. У новоселов первое время не бывает, к примеру, дров или питьевой воды. В это время и приходят на выручку соседи. Еще одна грань многогранной традиции казахского народа.
Бармагын жалау
Разделить трапезу гостя. Приближенные или друзья приглашенного в гости уважаемого человека объявляют хозяину дома: мы пришли разделить трапезу того-то. В этом нет ничего предосудительного, а наоборот, почет возвышает гостя, и хозяин искренне радуется. Иногда хозяин очага приглашает молодых людей: к нам пожалует такой-то аксакал, приходите "бармагын жалауга" (разделите трапезу). Это хоть и не специальное приглашение, однако оно является знаком уважения молодых по возрасту. Путей общения и взаимоуважения в национальных обычаях очень много, "бармагын жалау" - один из этих обычаев.
Казан шегелеу
"Казан шегелеу" (буквально: казан - казан, шегелеу- клепать). Хорошие знакомые, близкие люди, собравшись, идут к кому-либо из своих друзей и говорят, шутя, что пришли на "казан шегелеу". Хозяин, принимая шутку, отвечает этим же: <Хорошо, что догадались сами, а то мы собрались искать мастера, который починил бы наш казан". И готовит для них угощение. "Казан шегелеу" значит "пришли в гости". Этот обычай показывает гостеприимство и щедрость казахского народа.


Классный час по народной педагогике №1:

Орнамент и его история

Изучением орнамента занимались многие ученые: австралийские (В.Куррер, Ф.Т. Куглер), русские (С.В. Иванов, В.В. Стасов, Ф.К. Волков, С.А. Давыдов, Н.Ф. Сумцов), казахские (А. Маргулан, Т. Басенов, А. Масанов, М. Муканов и др.). В своих трудах они описали виды орнамента, его классификацию, историю возникновения на основе собранного ими богатого этнографического материала. Указанные исследователи с особым интересом изучили орнаментальное искусство восточных народов, символическое значение узоров, изображающих полумесяцы, рога, листья, геометрические фигуры, возникновение их названий на основе определенных представлений. Например, изучая происхождение геометрических композиций из ломаных, параллельных, круговых линий, треугольных, четырехугольных, ромбовидных узоров, одни исследователи пришли к выводу, что их основой явилась своеобразная форма предметов, другие же предполагают, что в основе лежат различные картины геометрического орнамента из растительного мира (например, сломанные стебли камыша, ветки дерева и т. д.). Отдельная группа ученых считает, что геометрические узоры являются результатом развития орнаментального искусства, продуктом воображения и фантазии народных умельцев. Поэтому история возникновения орнамента, его сюжетного содержания, названия еще ждет своего исследования.







Классный час по народной педагогике №2,№3:

Виды национального орнамента

По происхождению казахский орнамент делится на две группы: к первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом. Вторая - это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т. е. интернациональные орнаменты. Казахский национальный орнамент насчитывает очень много видов и названий - более 200. По содержанию орнамент можно классифицировать по следующим группам:

1. Космогонический (связанный с изображением солнца, луны и звезд). К нему относятся такие виды орнамента, как «ай» (луна), «айшик» (лунообразный), «жулдызша» (звездочка), «кун нуры» (солнечный свет), «кун кози» (солнечный глаз), «кун саулеси» (солнечный луч), «ай гуль» (лунный цветок), «жулдыз» (звезда).

2. Орнамент, связанный с названиями животных, частей их тел и т. д. В основу этого вида орнамента взята форма «кошкар муйиз» (бараний рог), «иткуйрик» (собачий хвост), «оркеш» (верблюжий горб), «туйе табан» (верблюжий след), «аша туяк» (пара копыт), «туйе мойын» (верблюжья шея), «аркар муйиз» (рог архара).

3. Орнамент, связанный с названиями мелких животных и насекомых: «алакурт» (пестрый паук), «жилан» (змея), «жиланбас» (змеиная голова), «кумырска» (муравей), «жиланбаур» (змеиное брюхо), «кобелек» (бабочка), «шыбынканат» (крылья мухи).

4. Орнамент, связанный с названиями птиц: «кусканат» (птичьи крылья), «казтабан» (гусиные лапки), «казмойын» (гусиная шея), «кусмойын» (птичья шея), «кустумсык» (птичий клюв).

5. Растительный орнамент, «арпабас» (ячменная головка), «уш, бес, алты, сегиз, он еки, жапыракты гульдер» (трех-, пяти-, шести-, восьми-, двенадцатилистные цветы), «кызгалдак» (тюльпан), «райхангуль» (роза), «гуль» (цветок), «жетигуль» (семицветик),

6. Орнамент, связанный с орудиями труда и быта: «балта» (топор), «озгим -озимек», (плетенка), «шарбак»,(плетень), «торт таспа» (четыре ленты), «туйме» (пуговица), «ожау» (ковш), «кайнар» (родник), «кос тумарша» (два амулета), «балтак» (костыль), «сынар окше» (один каблук), «ирек» (зигзаг), «тарак» (гребешок).

Классный час по народной педагогике №4,№5

Цвет в орнаменте

Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение - они должны чередоваться в определенном порядке. Беспорядочное распределение цветов даже в самом оригинальном орнаменте может сделать его серым и невыразительным. Чередование цветов в орнаменте подчиняется логике его содержания, а выбор цветов всегда связан с этнографической историей казахского народа и имеет символическое значение. Выбор цвета фона и рисунка определяет композицию. У казахов цвета всегда имели символический смысл: голубой цвет был всегда символом неба; красный цвет - символом солнца, огня; желтый цвет - символом разума, тоски, печали; черный цвет - символом земли; зеленый цвет - символом молодости, весны. Поэтому, когда для изделия выбирается один из этих цветов, определяется и его символическое значение. Следовательно, в выборе и расположении цветов в орнаменте отразились исторически сложившиеся представления каждого народа об окружающем мире, его эстетический вкус и национальные особенности. Так, например, в средней зеленой полосе России преобладает цвет красный, а в городах Средней Азии и Казахстана, среди желтых пустынь, существует привязанность к керамике всевозможных голубых оттенков. В прикладном искусстве используются два вида красок:

1. Порошки и жидки красители, изготовленные современным химическим способом.

2. Природные (натуральные) красители. Их получают из глины, охры, различных минералов и растений.

Мастера изготавливают краски сами, дополняя их различными добавками. Раньше для окраски дерева, шкуры, кожи использовались распространенные в природе готовые красители - глина белого, желтого, зеленого, красного и черного цветов, охра (желтая, зеленая, красная). Соки плодов белладонны, боярышника, черной смородины, земляники, черемухи, шиповника и других растений также были своеобразными красителями. Народные умельцы широко применяли краски, изготовленные из корней, коры, листьев растений путем выпаривания. Например, коратальника, тополя, сосны, дуба, яблони, граната, винограда, абрикоса давала красный, желтый, рыжий, коричневый оттенок. Кору снимали с дерева осенью, мололи на ручной мельнице, измельчали в ступе до состояния порошка, а затем варили. Выварив кору определенное время, процеживали и вновь кипятили до загустения (иногда кору сушили, измельчали в порошок). В раствор добавляли нашатырь. Купорос, соль, воск, квасцы. Краски изготовляли также из косточек сливы, хурмы, абрикоса, скорлупы орехов, пережаренных зерен пшеницы, ржи. Путем их различных смешиваний получали разные краски. Чтобы краски не выцветали и хорошо закреплялись, добавляли настовенного осмысления окружающей среды. Украшение предметов быта, национальной одежды осуществлялось посредством орнаментов. Поэтому овладение искусством орнамента было обязательным условием для любого мастера.

При выполнении орнамента следует соблюдать следующие правила:

1. Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия.

2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.

3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.

4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов.

Орнаментальное искусство в наши дни развивается благодаря творческому поиску народных мастеров, наполняется новым содержанием, преобразуется в новые виды и жанры.

Мастера декоративно-прикладного искусства берут элементы орнамента у природы. Талант художника помогает им как можно точнее передать на бумаге стилизованное изображение увиденного в природе: плодов, ягод, цветов, животных. Орнамент в произведениях современного декоративно- прикладного искусства отличается изяществом формы, насыщенностью цвета, обобщенностью. Многие его элементы взяты из окружающей действительности. Декоративный орнамент составляется из линий, точек, полосок, пятен и использует гамму переменных цветов. Композиционно замкнутые орнаменты располагаются внутри круга, треугольника, ромба. Пример тому - декоративные блюда, платки, носовые платки, ковры. Декоративно-прикладному искусству присущи условность цвета и обобщенность формы. Цвет орнамента иногда выбирается без учета собственного цвета изделия. Например, орнамент «рога барабана» выполняется различными цветами на изделии. В искусстве ковроткачества популярна аппликация. Это древнейшая и основная техника в искусстве степных племен, существовавшая с древнейших времен и сохранившаяся до наших дней. Аппликация - это прием наложения на войлок или ткань орнаментальных фигур из разноцветных кусков материи, кожи или ярко окрашенного в разные тона войлока. Чтобы наложенный орнамент четко выделялся на основе, по его контуру пускают контрастную, свитую нить. Мастера ювелирного искусства казахского народа выполняют украшения из металла с позолотой высшей пробы или серебрением - декоративные булавки, серьги, браслеты, кулоны. При выполнении ювелирных работ применяются различные технологии: штамповка, сварка, плавка, отличив, чеканка и др. Ювелирные изделия изделия украшают различными орнаментальными мотивами: кругами, завитками, зигзагами, розетками и др.



Декорирование предметов. Орнаментирование, декорирование предметов - один из видов искусства. Если художники стремятся передать точное внимание изображение внешней формы предмета, то мастера орнаментального искусства больше внимания обращают на художественность, декоративность композиций, чем на их точность, по-своему познавая глубину сюжета, узора. Например, мастер прикладного искусства Гани Иляев при создании орнамента «позвоночник» - «омыртка» - для ковровых дорожек, сырмаков и текеметов использовал элементы узоров «сломанный рог», «гребень». У осетинцев узор «бараний рог» в ранние времена выполнялся по- другому, но со временем он видоизменился. Постепенно декоративность, нарядность стали соблюдать над стремлением сохранить изначальную форму схожесть с предметом. К примеру, у секиры - древнего оружия кочевников - два загнутых конца. И поэтому она напоминает полумесяц. Подобные роговидные орнаменты встречаются у армян, азербайджанцев, туркмен, украинцев, молдаван и других народов. Конечно, они своеобразны и соответствуют традиционным представлениям и обычаям каждого народа. Однако это говорит о том, что народы заимствовали друг у друга образцы узоров, и это было хорошей и доброй традицией. Орнаменты же растительного характера - вьюн, цветок, переплетения - и геометрические фигуры у всех народов более единообразны, чем узоры, выкладываемые на кошме или войлоке. Орнамент «вода» обозначает границу между различными узорами.

Орнамент на памятниках архитектуры

Многие архитектурные памятники Казахстана украшены орнаментом - кумбезы Омара и Тура, Алаша- хана, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Баба- ата, Айша- биби и др. У мавзолеев Бабаджи- хатун и Карахана архитектурный декор представляет собой скромную кирпичную орнаментацию лишь в портальной части.

Мавзолей Айша- биби сплощь украшен терракатовой облицовкой с богатыми и разнообразными геометрическими и растительными мотивами узоров. При солнечном освещении игра света и тени оживляет легкую ажурность здания. В архитектурном украшении известного памятника архитектуры - мавзолея Ясави - использована резьба по дереву, кости, художественная обработка камня и металла, орнаментальные мотивы: Растительные, геометрические и т. д. Своими архитектурно-художественными элементами выделяется мавзолей Алаша-хана. Порчная ниша окаймлена полосой, облицованной орнаментированными плитками. Центральная часть боковых стен портала украшена геометрическим, растительным орнаментом; задние и боковые стены покрыты геометрическими узорами типа рисунка «кереге» и ромбовидными фигурами. Какую бы группу казахской орнаменталистики мы не рассматривали, во всех= из них присутствуют орнаменты, изображающие рог. Некоторые обычаи и традиции казахского народа тоже нашли свое отражение в орнаментах.

Например, в старинных родовых тамговых знаках, в клейменых знаках животных нашли отражение элементы космогонических, религиозных верований и понятий (изображения солнца, луны, звезд и т.д.).

Бытовая керамика

С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Сначала они были примитивными, легко ломались и пропускали воду. Прошли века, и люди научились с начала сушить на солнце, а потом и обжигать глиняную посуду. Огонь делал ее прочной и более красивой. Прошли еще века, и вот появился самый первый станок - гончарный круг. Стали создаваться гончарные мастерские. В них горели печи, в которых обжигали вазы и кувшины. В большой яме рабочие месили глину ночами. Другие работали у гончарного круга. Круг все время вращался, и это вращение помогало вытягивать сосуд, придавая ему совершенную форму. Вылепленную вазу после, обжигая в печи, передавали художнику, который расписывал ее орнаментами или сценами из мифов. Обожженные изделия из глины называются керамикой.

Это кувшины, вазы, тарелки, небольшие фигурки людей, зверей, а также плитки для украшения стен. Изделия из натуральной окрашенной глины (она бывает серой, красноватой и даже черной) называются терракотой. Гончарный круг и способы изготовления изделий из глины дошли до наших дней почти без изменения. В нашей республике много красивой, изящной посуды и других изделий из керамики и фарфора было выпущено на Капшагайском фарфоровом заводе и на заводе художественной керамики в Алма-аты.

Это столовая посуда, вазы, чаши, блюда, тарелки, чашки. Они украшены национальным орнаментом, отличаются оригинальностью форм и своеобразием колорита. Узоры, нанесенные кисточкой художника, то еле видны в нежном рисунке, то ярко выделяются на фоне других. Посуда радует глаз переливами красок, красивым орнаментом.



© 2010-2022