Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система "Твой профессиональный выбор" расчитана на два года - 10-11 класс. Цель программы:Создать систему действенной профориентации в в классном коллективе, которая бы способствовала формированию у учащихся потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в городе.Система состоит из следующих разделов: обоснование, основные положения,пути реализации,ресурсообеспечение, взаимодействие с род...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 174

















Воспитательная система


« Твой профессиональный выбор»








Классный руководитель 10 «а» класса

Семенова Светлана Анатольевна








Нижний Новгород

2013 год

Содержание


  1. Характеристика воспитательной системы.

    1. Обоснование воспитательной системы.

    2. Основные положения воспитательной системы.

  1. Характеристика класса.

    1. Краткая психолого - педагогическая характеристика класса.

    2. Список класса.

    3. Самоуправление в классе.

  2. Пути реализации системы.

    1. Ресурсообеспечение воспитательного процесса.

    2. Сотрудничество в работе.

    3. Механизм реализации идеи.

    4. Взаимодействие с родителями.

Список литературы




1. Характеристика воспитательной системы.

1.1 Обоснование воспитательной системы.

В соответствии с Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать личностными качествами, позволившими бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность


1.2 Основные положения воспитательной системы

В широком смысле слова профориентация- система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация- целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Основными направлениями профориентационной работы являются:

- Профессиональное просвещение.

- Профессиональная диагностика и профконсультирование.

- Профессиональная адаптация.


Цель программы: Создать систему действенной профориентации в в классном коллективе, которая бы способствовала формированию у учащихся потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в городе.

Задачи:

  • - сформировать положительное отношение к труду;

  • -научить разбираться в содержании профессиональной деятельности

  • -научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;


2. Характеристика класса.


2.1 Краткая психолого - педагогическая характеристика класса.

В 10 «а» классе 28 человек. Основной состав обучается вместе уже несколько лет, в этом учебном году в класс влились около 25% учащихся из другого класса нашей школы, имеющие положительную мотивацию к обучению.

В классе 15 девочек и 13 мальчиков. Всвязи с переформированием класса в начале учебного года возникла проблема разделения коллектива на две группы,что позволяет внести некоторые корректировки в воспитательную систему класса и сделать акцент на воспитании чувства коллективизма. В основном дети хорошо относятся друг к другу, дружат, помогают одноклассникам в учебе, радуются успехам сверстников. В классе по итогам 9 класса 12 хорошистов . Однако в начале этого учебного года наметилась тенденция недобросовестного отношения к учебе. Ребята неплохо показывают себя в олимпиадах и творческих конкурсах: Золотов Сергей - 1 место в районной олимпиаде по ОБЖ, Елагина Дарья- 1 место в районной олимпиаде по технологии, Бондаренко Евгений - 1 место по истории, есть призовые места в конкурсах творческих работ, а также спортивные успехи на уровне города имеют Петров Георгий и Воронцов Сергей.

Родительский состав очень разнородный. Высшее образование имеют около 65 % родителей, среднее специальное и среднее техническое - около 35%. Основная масса большую часть времени проводит на работе, и родители не имеют возможности уделять достаточно времени детям, поэтому дети получают минимум дополнительного развития вне стен школы. Почти все родители помогают классному руководителю, внимательно относятся ко всем просьбам, регулярно посещают родительские собрания, заинтересованы в сотрудничестве со школой. Родительский комитет - самостоятельный орган, работающий без давления классного руководителя, но в творческом союзе с ним.

Почти все учащиеся проживают в одном микрорайоне, на улицах: Щербинки-1, Ларина, Кащенко, пр. Гагарина, двое учащихся проживают в девевне Б.Константиново, двое - на улице Кемеровская, двое - в пригороде. В последнее время ребята стали дружелюбнее по отношению друг к другу, больше времени стали проводить вместе, появилось желание организовать совместные праздники, поездки, трудовые дела.















    1. Самоуправление в классе.


Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор



Основные принципы объединения в группы

  • Свобода выбора

  • Добровольность

  • Равноправие

  • Общность интересов

  • Условность ( группы выполняют в своем составе одинаковые функции, путем голосования выбирается руководитель и распределяются обязанности; в составе каждой группы есть оформители, культмассовый сектор, спортивный, трудовой, учебный ). Между собой группы на общем собрании распределяют обязанности по выполнению внеклассной работы: проведение классных часов, организация праздников, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.

Состав совета самоуправления в классе

  • Руководители групп

  • Староста

  • Классный руководитель

  • Председатель родительского комитета











3. Пути реализации системы.

3.1 Ресурсообеспечение воспитательного процесса.


  • Кабинет социально - психолого - педагогической службы

  • Музей истории школы

  • Два компьютерных класса

  • Библиотека

Научно-

Методическое обеспечение:

  1. Современные психологические методики и диагностики

  2. Печатные работы педагогов школы

  3. Школьные программы профдиагностики

Кадры:

  1. Социальный педагог Разуваева Т.В., психолог

  2. Старшие вожатые

  3. Зав. библиотекой Чебуркова С.М.

  4. Заместители директора по УВР Евстигнеева М.Г., Березина М.А., Кррутобережская О.А.

  5. Медики Волкова А.С.,




    1. Сотрудничество в работе.

Работа классного руководителя в рамках данной программы осуществляется на основе тесного взаимодействия с различными организациями, начиная со школьного уровня и затрагивая районные и городские общественные организации.



Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выбор

В данной схеме представлена система сотрудничества классного руководителя с различными общественными организациями в ходе реализации идеи воспитательной системы класса. Такой подход помогает юным гражданам выбрать нужные ориентиры для формирования мировоззрения, развития личности и воспитания в себе профессиональных качеств человека, востребованного в обществе.

3.3 Механизм реализации идеи


В ходе диагностических исследований у обучающихся были выявлены следующие проблемы:

  • Недостаточная самостоятельность в выборе профессии

  • Неуважение к чужому труду

  • Потребительский характер интересов

  • Недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков в выборе учебных заведений;

  • незнание своих прав о необходимости предоставления молодым людям ряда дополнительных льготах, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;

  • трудовая нестабильность, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;

  • совмещение работы с учебой;

  • Инфантилизм части учащихся, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.)

Исходя из результатов исследований, можно прийти к выводу, что воспитательная система может состоять из следующих образовательно- воспитательных блоков:

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Воспитательная система Твой профессиональный выборВоспитательная система Твой профессиональный выбор

Каждый блок включает в себя систему мероприятий:

  1. Диагностика

  • анкетирование

  • составление социально-психологических портретов

  • выявление семейных предпочтений и профессиональных династий

  • составление списков социально-востребованных профессий

  1. Просветительство

  • посещение выставок прфессионального мастерства

  • лектории, в том числе выездные

  • экскурсии на предприятия города

  • выставки «Куда пойти учиться»

  • дни открытых дверей ВУЗов

  • экскурсии на предприятия народных промыслов

  1. Самообразование

  • посещение курсов по подготовке к ЕГЭ

  • классные часы «Учись учиться»

  • участие в конкурсах, олимпиадах, НОУ

  • составление портфолио личных достижений

  1. Саморазвитие

  • экскурсии по городу

  • поездки по стране

  • тематические классные часы, посвященные определенным датам

  • встречи с ветеранами войны, труда

  • экскурсии в Школьный музей

  • участие в спортивных состязаниях

  • посещение театра и кино

  • совместные праздничные мероприятия

  1. Социокультура

  • участие в соиальных проектах

  • классные часы, посвященные анализу социокультурной среды

  • создание сайта класса

  • участие в работе школьной газеты

  1. Психологическая поддержка

  • беседы психолога

  • психологические тренинги

  • составление психологических характеристик людей разных профессий

Таким образом, концепция данной воспитательной системы, расчитанной на 2 года, может выглядеть так:

10 класс- Я и социум.

11 класс- Профессиональные успехи- путь к счастливой жизни.

10 класс Я и социум.


  1. Диагностика профессиональных предпочтений.

  2. Компьютерное тестирование «Какая профессия мне подходит».

  3. Посещение выставки «Куда пойти учиться».

  4. Участие в Днях открытых дверей ВУЗов.

  5. Экскурсия в НИИС.

  6. Загородная экскурсия на Пешеланский гипсовый завод.

  7. Создание сайта класса.

  8. Классный час «Способы быстрочтения».

  9. Классный час «Режим дня и учеба».

  10. Посещение театров (2 раза в год, кинотеатра).

  11. Классные часы и совместные празники к традиционным датам.

  12. Организация социального проекта и акции «День без пирожка».


3.4 Взаимодействие с родителями.


Классный руководитель является связующим звеном между родителями обучающихся и педагогическими работниками школы. Его задача здесь - действовать в интересах ребенка, защищая его интересы и направляя воспитательное воздействие семьи в нужном направлении. Таким образом, объединяя два этих направления работы, он пытается познать ребёнка, обеспечить педагогическую поддержку и помогает родителям в общении с ребёнком, т.к. в подрастковом возрасте не у всех сохраняются добрые и доверительные отношения с родителями. Так или иначе, в основе взаимодействия с родителями лежит доверие, терпимость, желание оказать посильную помощь и чувство взаимного уважения.


Формы работы с родителями:

  • Родительские собрания;

  • Совместные круглые столы с родителями, детьми и учителями - предметниками;

  • Беседы индивидуальные и коллективные;

  • Консультации;

  • Контакты с родителями (плановые и оперативные);

  • Индивидуальные беседы, тандем родитель - социальный педагог.





© 2010-2022