Система работы с родителями: новые подходы к воспитательному процессу

В данной работе представлены формы и методы работы с родителями.Взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, кото...
Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы с родителями: новые подходы к воспитательному процессу.

Педагогика должна стать наукой для всех -

и для учителей, и для родителей.

В. А. Сухомлинский.

Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно - нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей я рассматриваю как одно из важнейших направлений в работе по духовно - нравственному воспитанию.

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Следовательно, необходимо проводить работу по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями.


Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо не просто выполнять требования родителей, но и вовлекать их в работу классного руководителя по формированию коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий, начиная с первых дней общения с ребенком. Главная задача учителя на данном этапе добиться доверительного отношения родителей, так как родителю важно знать под контролем какого профессионала находиться его ребенок во время учебной деятельности.

Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции.

Основные направления сотрудничества учителя с родителями:

1. Стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование).

2. Психолого - педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы).

3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы).

4. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы с родителями:

наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

можно разделить на:

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания.

Общеклассные и общешкольные конференции.

Индивидуальные консультации педагога.

Посещения на дому.

Родительские тренинги.

Дискуссии.

Психологические разминки.

Круглые столы.

Устные журналы.

Практикумы.

Родительские вечера.

Родительские чтения.

Родительские ринги.

В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями.

1. Классные родительские собрания:

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Давайте вспомним

Рекомендации по проведению родительских собраний.

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

2. Индивидуальные тематические консультации.

Цель: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка, его проблемах.

Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

3. Родительские конференции.

Цель конференции: обмен опытом семейного воспитания.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Конференция обычно открывается вступительным словом классного руководителя. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

4. Родительские вечера.

Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это может быть конкурс «Моя семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я - спортивная семья». Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется («Бал поколений», «Любимые бабушки наши»). Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего - связь поколений.

5. День открытых дверей.

Цель: познакомить родителей с учебной и воспитательной деятельностью школы.

День открытых дверей - это когда родители, учителя и дети заняты общим делом.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

6. Ролевые игры.

Это форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Таким образом, семья и школа - это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

Школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, что бы создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду и созиданию.

Опыт работы позволяет прийти к следующему главному выводу - объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

Таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.

Мы знаем: без сомнения,
Продлится много дней
Союз детей, родителей
И нас, учителей!



7

© 2010-2022