Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

Внеклассное мероприятие может использоваться учителями краеведения, изобразительного искусства, ДКП, ОПК, классными руководителями при реализации программы духовно – нравственного развития на факультативах и занятиях во внеурочной деятельности. Цели классного часа: осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей государства, привить интерес к истории России (Крещение Руси) на примере творчества современных российских художников. Историческая игра (блиц), филворд, головол...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Новосельская основная общеобразовательная школа

Раменского муниципального района

Московской области

учитель искусства и краеведения

Семененко Наталья Михайловна



Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися:

«Современная живопись. Крещение Руси»



Принадлежность к своему народу

делает человека причастным её

истории, к прошлому и будущему.


И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон -
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..
(А.К. Толстой)



Цели и задачи:

Воспитательные:

  1. Приобщение учащихся к образцам русской художественной культуры, воспитание художественного вкуса на примерах живописной культуры и храмовой архитектуры родного края;

  2. Воспитание эстетических представлений;

  3. воспитывать у детей желание к совместной деятельности;

  4. прививать интерес к истории России;

  5. воспитывать у детей чувство патриотизма;

  6. укрепления связей семьи и школы.

Образовательные:

  1. Познакомить детей с творчеством современных российских художников;

  2. Познакомить детей с историей родного Края, на примерах истории храмов Раменского района Московской области;

  3. Познакомить детей с географией родного Края;

  4. Познакомить детей с храмовой архитектурой и иконографией;

  5. Познакомиться с историей храмов во времена большевистского террора (20 век);

  6. расширить представление об истории России;

  7. углубить знания учащихся.

Развивающие:

  1. Развитие способностей к анализу выразительных средств, в произведениях русской культуры: фресок, икон, архитектурных форм, духовной музыки, произведений живописи и скульптуры;

  2. Осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства;

  3. развивать индивидуальные творческие способности учащихся;

Участники: родители, ученики, классный руководитель

Тип мероприятия: педагогика сотрудничества

Организационная функция мероприятия - объединение по интересам, организация досуга

Особенности построения мероприятия.

  1. На мероприятии обобщаются и систематизируются представления учащихся о разнообразие художественных и архитектурных форм и их уникальность. Осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства;

  2. Спецификой занятия является:

  • усиленная работа с большим зрительным рядом,

  • осуществление межпредметных связей (литература, история, география, краеведение, искусство, музыка)

  • присутствие на мероприятии родителей и вовлечение их в учебный процесс

3. Организационная структура содержит в себе различные формы: фронтальную, индивидуальную. Эти формы позволяют реализовать в полной мере цели мероприятия.

4. Композиционная структура содержит 4 части: подготовка, лекция, выступления учащихся, закрепление пройденного материала.

5. Особенностью организации учащихся является использование технологии интенсификации обучения на основе:

  • использования компьютерных технологий (презентации)

  • контроль знаний с помощью игровой технологии (задания)

  • применения сочетания различных методов воздействия для стимулирования дальнейшей познавательной деятельности учащихся - видеоряд, аудио-ряд, слуховое восприятие (словесный метод)

  • одновременное воздействие с помощью изображения, слова и музыки.

  • работу с картой

  • обработку материалов и обобщение результатов

6. Используется выступление отдельных учеников по ранее подготовленному материалу.

7. Результатом занятия можно считать попытку соединить поколения и скрепить разобщенный социум, помочь детям и родителям обрести счастье и единство в семье.

Подготовка:

  • В целях более глубокого изучения истории родного Края подготовить доклады, сообщения или презентации на тему: «Крещение Руси в творчестве современных художников»

  • выбор примерного маршрута путешествия с учащимися

  • подбор книг по теме

  • подбор иллюстраций по теме

Оформление класса:

  • карта Московской области;

  • карта Раменского района Московской области;

  • выставка книг и иллюстраций по теме (иллюстрации, фотографии, доклады, эссе, рисунки учащихся)

  • конверт с заданиями (на партах)

  • Бланки «Грамот», «Сертификатов», «Благодарственных писем» (на столе учителя)

На доске:

  • «Главное, чтобы любовь к Родине не жила на уровне слов!»

  • Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.

Оборудование:

  • мультимедиа,

  • компьютер,

  • диск с презентациями и иллюстрациями,

  • аудио система,

  • на партах - фотографии и иллюстрации

  • песочные часы

  • всё для чаепития (готовится родителями)



План:

  1. Вступительное слово классного руководителя

  2. Выступления учащихся по теме

  3. Анализ сочинений, эссе и докладов учащихся

  4. Знакомство родителей с выбором предполагаемого маршрута учащимися

  5. Мой край - капелька России. Поиграем.

  6. Продолжение беседы

  7. Решение родительского собрания

  8. Чаепитие

  9. Фотографирование на память



Ход мероприятия

  1. Вступительное слово классного руководителя

Урок - основная форма обучения в школе, но кроме урока в отечественной дидактике приняты и такие формы обучения как экскурсии, практикумы, семинары, консультации, праздники и т.д.

Мы на прошлом родительском собрании решили использовать в процессе воспитания помимо уроков в школе и совместные экскурсии, как форму обучения, при которой наши ребята получат знания по истории родного края. Принадлежность к своему народу делает человека причастным к истории, к прошлому и будущему.

Вы знаете, что все родительские собрания у нас тематические, а это собрание является ещё и последним в этом учебном году, поэтому должны определиться маршрутом летнего путешествия.

На доске и на партах Вы видите иллюстрации и как я слышу, определили тему родительского собрания, тем более что многие из Вас знают темы, которые готовили ваши дети.

Итак, в 2015 году мы будем отмечать 1000 лет со времени кончины святого равноапостольного князя Владимира и подвига первых русских святых Бориса и Глеба. Этим событиям будут посвящены конкурсы, олимпиады и другие мероприятия.

В рамках подготовки к юбилею мы изучали историю России X века, рассматривали различные материалы и иллюстрации, писали эссе, делали сообщения, выступали с докладами, проводили исследовательскую работу, делали презентации. Мы изучали историю, легенды, архивные материалы, архитектуру, иконографию и географию местности. Каждому нашлась работа по душе, каждый делал то, что у него лучше всего получается.

Вам мы хотим предложить проект «Крещение Руси - в творчестве современных художников». Знаменитый наш соотечественник художник Сергей Николаевич Ефошкин, написал цикл картин, посвящённых событиям истории России X века и князю Владимиру I Крестителю.

Рассказав о каждой картине художника, мы восстановим картину Крещения Руси.

Проект состоит из12 работ, которые мы предлагаем вашему вниманию:

  • работа № 1 - «Мать с сыном. (Малуша прощается с Владимиром)»;

  • работа № 2 - «Древняя Русь. Князь Владимир. Новгородская юность»;

  • работа № 3 - «Князь Владимир. Под вечным небом»;

  • работа № 4 - «Князь Владимир. Встреча с волками»;

  • работа № 5 - «Князь Владимир и князь Ярополк»;

  • работа № 6 - «Мусульманские послы у князя Владимира»;

  • работа № 7 - «Князь Владимир. Выбор веры»;

  • работа № 8 - «Князь Владимир. Встреча византийской принцессы Анны»;

  • работа № 9 - «Князь Владимир. Крещение»;

  • работа № 10 - «Крещение народа в водах Днепра»;

  • работа № 11 - «У Десятинной церкви»;

  • работа № 12 - «Князь Владимир у гробницы княгини Ольги»;

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

№ 9

№ 10

№ 11

№ 12

другие работы:

  • работа № 13 - «Автобиография художника Ефошкина Сергея Николаевича»;

  • работа № 14 - «Крещение Руси в творчестве художников XX века и начала XXI века». Обзорная презентация (9 художников).

  • работа № 15 - «Борисоглебская церковь: непростая история первого храма в г. Раменское»;

  • работа № 16 - «Житие детей Владимира Красно Солнышко первых русских святых мучеников Бориса и Глеба»

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

№ 13

№ 15

№ 16

  1. Выступления учащихся по теме

Заслушивание работ (работы №№ 1 -12). Регламент - до 3 минут.

И конечно мы должны послушать доклад и посмотреть презентацию о художнике, который позволил нам так необычно взглянуть на события нашей истории (работа № 13).

Мы рассмотрели жизнь святого Владимира и Крещение Руси на картинах художника Ефошкина С.Н.. Однако, тема Крещения Руси интересна многим художникам нашим соотечественникам и художникам, творившим в XX веке.

Предлагаем Вам заслушать творческий коллектив учащихся (9 учащихся), подготовивших работу № 14 «Крещение Руси в творчестве художников XX века и начала XXI века». Обзорная презентация (9 художников).

  1. Анализ сочинений, эссе и докладов учащихся.

Анализ работ учащихся.

  1. Знакомство родителей с выбором предполагаемого маршрута учащимися

Ребята предложили на летних каникулах посетить церковь Бориса и Глеба в г. Раменское Московской области.

Фотографии и иллюстрации на каждой парте.

Ребята, готовившие работу № 15, показывают на карте место нахождения церкви и рассказывают, как проходил выбор маршрута. Прокладка маршрута по карте Московской области и карте Раменского района.

Карты с маршрутом на каждой парте.

Заслушивание работы № 15.

  1. Игра: «Мой край - капелька России». Поиграем.

Выбирается состав жюри (2 представителя учащихся, 2 представители родителей).

На партах лежат конверты. Вам (родителям и учащимся) предлагается их вскрыть, подписать лист и за 7-10 минут решить два задания и сдать жюри для оценивания.

Задание № 1

В клеточках квадрата спрятались названия городов. Найдите их и выпишите только те, которые связаны с жизнью святого равноапостольного князя Владимира:

В

Б

А

Д

Т

Ь

Ю

Я

М

Х

Е

Р

С

О

Н

Е

С

О

О

Л

У

О

К

О

М

Т

С

Р

Г

С

Л

Ь

В

О

В

К

Б

О

К

Я

Ж

Г

П

Е

В

Ф

Р

О

К

С

О

Л

О

А

Д

О

М

И

Й

Р

А

Р

Я

Ъ

Д

С

Е

Ф

О

К

Ш

К

Ч

Э

К

В

Ю

Д

Э

А

Ц

ответ:

Города:

В

Б

А

Д

Т

Ь

Ю

Я

М

Х

Е

Р

С

О

Н

Е

С

О

О

Л

У

О

К

О

М

Т

С

Р

Г

С

Л

Ь

В

О

В

К

Б

О

К

Я

Ж

Г

П

Е

В

Ф

Р

О

К

С

О

Л

О

А

Д

О

М

И

Й

Р

А

Р

Я

Ъ

Д

С

Е

Ф

О

К

Ш

К

Ч

Э

К

В

Ю

Д

Э

А

Ц

Города:

Б


м

х

е

р

с

о

н

е

с

о

л

о

с

г

л

ь

в

о

в

к

о

г

в

р

о

к

о

о

а

о

м

и

р

р

д

с

е

о

ш

к

в

д

а

Правильный ответ

Б


х

е

р

с

о

н

е

с

л

о


г

в


о

г


р

к

о


о

и

р


д

е

о


в

д



Города ловушки:



м



о



с

л

ь

в

о

в

к



в

о


о

а

м


р

с


ш

к


а

Задание № 2

Ответив на вопросы, впиши первые буквы ответов в клеточки и прочитай название города в Московской области.










  1. Самый главный православный праздник января.

  2. Имя матери Богородицы

  3. Имя матери Бога в христианстве.

  4. Другое название Нового Завета?

  5. Население страны

  6. Человек угодивший Богу?

  7. Территория присоединённая к России в 2014 году?

  8. Как принято обращаться к священнику?

  9. Часть света

ответ:

Р

А

М

Е

Н

С

К

О

Е

Главный город в районе, в котором мы живём - Раменское

1.Рождество, 2. Анна, 3. Мария, 4. Евангелие, 5.народ,6. Святой, 7. Крым, 8. отец, 9. Европа.

Пока 2 члена жюри оценивают письменные работы, мы с вами будем отвечать на вопросы. А другие 2-а члена жюри будут оценивать наши ответы. Отвечаем по порядку (фронтальный опрос родителей и учащихся) не знание ответа, переход хода к следующему участнику.

Так как тематика нашего собрания «Крещение Руси» предлагаю ответить на следующие вопросы, которые мы изучали на уроках краеведения.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  • Назови город, являющийся главным в районе, в котором ты проживаешь? - Раменское

  • Назови 2-3 улицы, известные тебе в населённом пункте, где ты проживаешь? …

  • Нарушение верности или неисполнение долга - предательство

  • Как называется храм в селе Новом? - Усекновение Главы Иоанна Предтечи.

  • Назови крупные монастыри, расположенные в Подмосковье.
    Какого числа престольный праздник в селе Новом? - 11 сентября

  • Какие достопримечательности тебе известны в селе Новом?...

  • Как называются части православного храма?

  • Назови три самые главные христианские добродетели. Вера, Надежда, Любовь.

  • Назови имена известных тебе христианских святых

  • Вера «без Бога», вера в то, что Бога нет - атеизм

  • Назови самое главное богослужение Православной Церкви. Литургия

  • Назови имена создателей церковнославянской азбуки. Кирилл и Мефодий

  • Самый главный священник в Русской Православной Церкви - Патриарх

  • Патриарх Московский и всея Руси, скончавшийся от голода - Гермоген

  • Православные праздники января - Рождество, Крещение

  • Четырёхугольный стол посреди алтаря - Престол

  • Имя русского Патриарха, который возглавлял Русскую Православную Церковь в начале XX века - Тихон

  • Сверхъестественное событие - чудо

  • Имя матери Богородицы - Мария

  • Из чего был сделан венок на голове распятого Христа - тёрн

  • Имя матери пророка Иоанна Крестителя - Елисавета

  • Люди, которые произвели тебя на свет - Родители

  • Как принято обращаться к священнику? - отец

  • Что обещает Христос своим последователям Царство Небесное и вечную …? - жизнь

  • Без чего вера мертва? - дел

  • Другое название Нового Завета? - Евангелие

  • Кем для христиан является Иисус Христос? - Богом, Спасителем

  • Ярко выраженная способность, которую даёт Бог для пользы других - талант

  • Имя бабушки Крестителя Руси? - Ольга

  • Имя матери Крестителя Руси? - Малуша

  • Год крещения Руси? - 988

  • Назовите города, где побывал князь Владимир? Новгород, Киев, Херсон…

  • Назовите имя жены Князя Владимира, византийской принцессы?

  • Назовите младших детей князя Владимира? Борис и Глеб

  • Назовите имена первых русских святых? Борис и Глеб

  • и др.

Работа жюри.

  1. Продолжение беседы. Беседа сопровождается показом слайдов по теме.

Ребята, готовившие работу № 16, показывают краткую презентацию: «Житие детей Владимира Красно Солнышко первых русских святых мучеников Бориса и Глеба».

Учитель:

Церковь святых Бориса и Глеба или Борисоглебская церковь расположена по адресу: г. Раменское, Московская обл., г. Раменское, ул. Первомайская, 2, в 15-20 минутах ходьбы от железнодорожной станции «Раменское».

На партах смотрите приложение о церкви и иллюстрации.

Первая деревянная церковь во имя святых Бориса и Глеба, впервые упомянутая в письменных источниках в 1628 году, стояла на кладбище у озера на месте нынешних фабричных корпусов. В писцовой книге Московского уезда 1632-1634 годов приводились такие сведения: «Волость Раменице, а в ней погост, а на погосте церковь Бориса и Глеба,… да к церкви … дано озерко Борисоглебское…»

Таким образом, православный храм дал название центральному водоему нашего города. Когда она обветшала, на ее месте была построена и в 1706 году освящена новая церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом святых Бориса и Глеба.

С тех пор село, расположенное на противоположном берегу, стали называть Новотроицким, потом Троицким, затем Троицким-Раменским и, наконец, просто Раменским. В 1710 году Раменская волость была пожалована Петром I в вечное владение графу И.А. Мусину-Пушкину, сопровождавшему царя в походах во время Северной войны. Иван Алексеевич был просвещенным и культурным человеком: он открыл в Москве несколько школ, «гошпиталь» и типографию, в которой был напечатан первый в России календарь.

В Синодском казенном Приказе от 1725 года сохранилась запись: «…сентября в 21 день запечатан указ о строении церкви, тайному действительному советнику и сенатору графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину велено в Московском уезде в вотчине его, в селе Новотроицком, вместо ветхой деревянной Троицкой церкви построить в том селе вновь церковь во имя Живоначальныя Троицы каменную».

Кирпичный храм типа «восьмерик на четверике» строится в 1725-1730 годов на высоком белом цоколе из известняка на правом берегу Борисоглебского озера. Его объемная композиция сохраняет барочные черты. С востока к церкви примыкает трехчастная апсида, а с запада - прямоугольная трапезная и непропорционально высокая трехъярусная колокольня, перестроенная во второй половине XIX столетия. При исследовании храма эксперты обнаружили характерные для XVII столетия систему и характер декора: углы церкви были обработаны гладкими лопатками, стены из красного кирпича выглядели торжественно в сочетании с белыми наличниками окон. Иван Алексеевич скончался до окончания строительства, поэтому завершением работ руководил уже его сын - Платон Иванович.

Молодой граф состоял в должности губернатора Смоленска, Казани и Эстляндии. В 1740 году по приказу царицы Анны Иоановны Платону Ивановичу усекли язык и отправили в Соловецкий монастырь только за то, что он был знаком с А.П. Волынским, стремившимся ограничить влияние иностранцев на российскую политику. Граф смог вернуть свои привилегии лишь при Елизавете Петровне.

В 1852 году в селе Троицкое (Раменское) был возведен величественный храм, выстроенный из красного кирпича на средства Павла Малютина и княгини Анны Александровны Голицыной с семьей. В него и перенесли престол во имя святой Живоначальной Троицы, а прежняя «белая» церковь была переосвящена во имя святых Бориса и Глеба. С тех пор она открывалась для прихожан только по случаю больших православных праздников. В эти дни на клиросе пел девичий хор.

В 1929 г. Борисоглебский храм закрыли, а его здание использовали под районный краеведческий музей.

С 1999 г. при храме была зарегистрирована община.

С 2000 г. во дворе храма каждое воскресение совершалися молебны, а в летнее время - Божественная литургия в палаточном алтаре.

Администрацией Раменского района в 2005 г. здание храма возвращено Русской Православной Церкви. В нем ведутся восстановительные работы и проходят богослужения по великим и престольным праздникам.

В настоящее время он по-прежнему называется детским.

Забелённые в годы советской власти фрески раскрыты, и мы полюбуемся ими.

Протоиерей Сергей Четвериков в своей работе «О трудностях религиозной жизни в детстве и юности» писал: «Благоприятным моментом, являются: воспоминания детства, влияние природы, влияние художественной литературы, встречи с действительно религиозными людьми, посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест) и чтение религиозной литературы».

Давайте вместе дадим нашим детям такой опыт и такие воспоминания детства.

  1. Решение родительского собрания

  1. Дата, время, списки участников экскурсии.

  2. Выступить на школьной конференции с проектом: «Крещение Руси в творчестве современных художников»

  3. Продолжить изучение истории России на примерах произведений мировой художественной культуры

  1. Чаепитие.

Игры: «ДА и НЕТ», «Не вешай нос», «Удержи», «Сюрприз» и т.д.

Подведение итогов игры «Мой край - капелька России» (п.5). Ответы к заданиям №№ 1 и 2.

Заполнение и вручение участникам «Грамот», «Дипломов», различных мелких сувениров (ластиков, линеек…). Родителям, помогавшим в подготовке чаепития - «Благодарственных писем».

  1. Фотографирование на память

Дополнительный раздаточный материал - для родителей

  • Список рекомендованной литературы для родителей (по теме)

  • Исторической справка об истории церкви святых Бориса и Глеба

  • Маршрут экскурсии

Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»Методическая разработка проведения родительского собрания совместно с учащимися: «Современная живопись. Крещение Руси»

  • Примерный план предстоящей экскурсии:

  1. Сбор учеников и родителей на платформе «Раменское» в 10.00

  2. Лекция-беседа в музее при храме (директор музея)

  • История возникновения храма;

  1. Экскурсия по храмовой архитектуре (учитель Семененко Н.М.)

  • Архитектурные особенности храма

  • Знакомство с историей храма во времена большевистского террора (20 век)

  1. Знакомство с внутренним устройством храма (фрески) и его убранством (староста храма)

  2. Беседа с учениками и родителями «О семейных традициях и об уважении к родителям, старшим и учителям (наставникам)» и ответы на возникшие вопросы (настоятель храма)

  3. Знакомство с церковно-приходской школой

  • Слушание пение учеников церковно-приходской школы при храме

  1. Чаепитие

  2. Фотографирование на память.

Список литературы.

  1. «Памятники Архитектуры Московской области». Т. II. М., 1975 г.

  2. О. Пэнэжко. «Бронницкий уезд. Храмы Раменского района». Владимир, 2004 г.

  3. «Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков». М.., 1962г.

  4. А.И.Благовещенский. «Краткие сведения о всех церквах Московской епархии». М., 1874 г.

  5. b-glramenskoye.cerkov.ru (церковь святых Бориса и Глеба)

  6. А. Медведева. Борисоглебская церковь: непростая история первого храма. Раменский храма. Раменский городской журнал № 7, 2010.

  7. Л.Л. Шевченко. «Православная культура. Учебное пособие общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-ый год обучения. В 2-х книгах. М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций, 2009 г.

  8. Л.А.Шамаро. «История педагогики. Конспект-справочник. Православный Свято-Тихвинский институт» , 1998 г.

  9. «Школа православного воспитания». Составитель А.Н. Стрижев. М. Паломник, 1999 г.

  10. «Педагогика. Учебник» Коллектив авторов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г.

  11. art19.info/russkie-hudozhniki Русская живопись. Знаменитые русские художники и репродукции их картин.

  12. Энциклопедии для детей. тт.6,7. Искусство в 3-х томах (тома 2,3). М: Аванта+, 2006.

  13. 1000 русских художников. М: Белый город, 2000.

  14. «Пред Тобой». Сергей Ефошкин. Альбом. М: Троица, 2007.

  15. danilovmaster.ru/reproductions_efoshkin_279.html (художник Ефошкин Сергей Николаевич)

16


© 2010-2022