Устный журнал Экологические беды. 5-6 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.В. Кашаева,

г. Салехард,

МБОУ СОШ № 2

Экологические беды Ямала

Устный журнал для учащихся

Оборудование:

  1. Карта Ямала.

  2. Детские рисунки.

  3. Выставка книг. Подборка публицистических материалов.

  4. На доске панорама северной природы с представителями животного мира.

Эпиграф: Где бы ни жил ты на этом свете, -

Но другой планеты не найти.

Защити леса и реки эти,

И себя, и Землю защити!

Р. Ругин

Ведущий: Страницы устного журнала посвящены экологическим проблемам

нашего края и города. Открываем первую страницу: «S0S» кричит природа».

1 ученик: SOS - международный радиосигнал бедствия, его подают с тонущих кораблей. Всякий, услышавший его, знает, что где-то гибнут люди. Но, к сожалению, мольба о спасении раздаётся не только с тонущих кораблей. Всё чаще звучит в природе: «SOS! SOS!»

2 ученик: «Остановись! Одумайся! - шепчут человеку леса. - Не оголяй землю, не превращай её в пустыню».

1 ученик: «Помоги! - кричат птицы и животные, - на земле всё меньше остаётся корма. Многие из нас изгнаны из мест обитания. Мы погибаем»!

Ведущий: О загрязнении рек и озёр расскажет вторая страница «Вода и её обитатели».

1 ученик: «Пощади! - вторит вода. - Ты загрязняешь озёра и реки. Скоро я не смогу напоить и накормить тебя. В моих водах гибнет рыба. В реки и озёра сливаются отходы, сбрасывается мусор, попадают нефтепродукты».

2 ученик: В соседнем стойбище отловили неводом странную щуку: у неё под глазами, говорят, торчали два маленьких твёрдых отростка и на носу четыре отверстия вместо двух.

- Дехей - хов! - Эта примета к большому несчастью ... (Из разговора с дедом.)

1 ученик: Мутация

Зверь с двумя головами.

Такое отклонение от нормы - мутация.

А человек с двумя лицами?

Такое отклонение от нормы - не мутация?...

Вчера поймали щуку

С двумя отростками-рогами,

Сегодня поймаем язя

С глазами на одном боку, как у камбалы,

А завтра - окуня речного с двумя головами.

Одной головой он сквозь жабры

Будет цедить речную воду,

А второй - нефтепродукты,

Стравленные с аварийного нефтепровода...

Может, бывает мутация не только от радиации?

Нефть разлитая в реке или в море, -

Не причина мутации?

Жутко представить: дед мой

Одной рукой бросает тынзян на оленя,

Второй - натягивает всеудушающий тынзян,

Упираясь ногами в землю,

А третьей - выворачивает оленю рога.

И всеми тремя языками

Вылизывает струящийся из черепа мозг.

При этом один глаз щурится от наслаждения,

Второй приглашает меня совершить то же самое,

А третий жадно ищет в испуганном стаде новую жертву...

Люди!

Может, такая мутация в нас уже началась?

Или пока, слава богу, нет ещё двоеголовых и троеруких?

Но, может, для нас незаметно в нашей жизни

Уже наступила мутация наших поступков,

Мутация отношений, мутация наших чувств?

Ах, может, ещё не поздно оглянуться на себя?...

(Юрий Вэлла)

Ведущий: В 60-е годы началось освоение Ямала.

Весна сверкала, вешним льдом хрустела,

Снег в тундре с каждым часом убывал.

Как будто искра в тундру залетела

Пришёл геолог русский на Ямал...

(«В разведке» Л. Лапцуй )

1 ученик: С покорением нефтяных и газовых месторождений появилась необходимость строительства железных и автомобильных дорог, трубопроводов, что приводит к изменению водного режима тундры. Стали появляться заболоченные места от весенних талых вод, которым преграждают путь дороги и трубопроводы.

2 ученик: Около посёлков нефтяников и газовиков почва вытаптывается, нарушается транспортом, сбрасываются сточные воды... В районе Ямбурга вездеходы повреждают травяно-моховое покрытие тундры. При многократных летних походах и на разворотах вездеходы уничтожают 70-95 % растительного и почвенного покрова. Лишь в течение 2-5 лет восстанавливается растительный покров тундры. В основном, за счёт пушиц и осок.

З ученик: Особую опасность представляют карьеры, где добывается песок. При такой технологии добычи в реки попадает огромное количество твердых материалов. В радиусе 150 м от границы карьера тундровая растительность на 10 -15 см засыпана песком.

4 ученик: На ямбургских месторождениях в последние годы идёт уничтожение мест обитания леммингов, которые являются основной пищей песца и других хищных животных.

5 ученик: Главному обитателю тундры - оленю - все труднее добывать себе пищу. Из-за выбросов в атмосферу промышленных отходов, а именно азотной кислоты. Ее пагубному влиянию подвержены от 100 до 350 тысяч угодий. Через талые воды и туманы кислота попадает на почву и растения, в воду, которые заболевают и не могут служить здоровой пищей для оленя.

6 ученик: Боль вторая

В полдень

Оленёнок малый

Над ручьём склонился.

Он просил:

- Мне жарко, мама,

Я хочу напиться.

- Погоди, сынок,

Потерпи немножко.

Там румяных спелых ягод

Столько, сколько хочешь.

Там другие оленята

Весело играют,

А в бору грибы- маслята

Силы набирают...

Но куда б они ни ш ли,

Всюду буровые,

Пахнет нефтью ручеек,

Отравиться можно.

Вот пойдём подальше в тундру,

Там вода живая,

Там смеются птицы,

Утром песни напевая.

Там пушистый белый ягель

Украшает кочки.

На озёрах чёрной смолью

Пятна нефтяные.

Фары целят в ночь

Двустволкой,

Ягель пахнет гарью.

А по тундре псы гуляют

Без хозяев, словно волки...

(Ю. Вэлла.)

7 ученик: На территории Бованенковского месторождения обитают 12 видов зверей, гнездятся более 50 птиц, в том числе 3 вида, занесённые в Красную книгу Ямала: малый лебедь, сокол-сапсан, краснозобая казарка. Из-за утраты мест линьки и гнездования сократилась численность малого лебедя. В этом районе гнездятся всего 16 пар соколов-сапсанов. Нарушены местообитание чернозобой гагары, мохноногого канюка, белой и болотной сов, сибирской гаги, черной казарки.

8 ученик: Попадание нефтяных отходов в воду способствует заражению и возникновению различных заболеваний слизистой оболочки глаз водоплавающих птиц. Жирный налёт образовывается на оперенье, жировая плёнка нарушает дыхание кожи птиц, при чистке оперенья нефтяные отходы проникают во внутренние органы и вызывают отравление и другие заболевания птиц.

Ведущий:

Еле-еле на карте достанешь рукой: Возле северной кромки страны,

У Ангальского мыса, Шайтанкой-рекой

Разделённой на две стороны.

Встал мой город, раскинув два сильных крыла. Он, конечно, поменьше Москвы.

Если я вам скажу: «Он похож на Орла»,-

Улыбнётесь, наверное, вы...

(P. Ругин. «Салехард».)

Об экологических проблемах нашего города следующая страница журнала: «Мой город»:

1 ученик: В зимнее время наш город одет в белые одежды, которые хорошо укрывают мусор, места сливов пищевых отходов. Всюду по городу бродят собаки, которые вместе с ветром разносят мусорные отходы. Большой проблемой города является городская мусорная свалка и очистные сооружения.

Видеозапись: городская свалка, очистные сооружения.

2 ученик: Грязная вода сливается в тундру, разливается в сточные озёра, проникает в почву, попадает в чистые грунтовые воды, чистые водоёмы, реки; отравляет своим составом, губит растительный и животный мир, организм человека.

З ученик: На городской свалке мусор не подвергается уничтожению. А ведь он опасен как для человека, так и для животных. Запутавшись в леске, звери остаются либо калеками, либо погибают. Многие продукты под воздействием различных факторов (солнце, вода и т.д.) выделяют отравляющие вещества, которые накапливаются в почве и воде. Эти вещества, попадая в организм животного или человека, вызывают отравления, различные заболевания.

Виной всему - неответственное отношение человека ко всему окружающему.

4 ученик: Необходимо в нашем городе

- улучшить сбор и вывоз мусора

- мусорные контейнеры обеспечить крышками

- в общественных местах поставить урны

- мусор подвергать своевременному уничтожению

- наладить работу очистных сооружений

Нужно не только брать у природы, но и отдавать, беречь и любить её!

Ведущий: Человек с природой не разделимы.

Так пусть этот союз будет построен на добре и любви.

1 ученик: Человек с Природой шёл в сраженье!

Потоптавший тысячу невзгод.

Он шагал, веками, как саженью,

Времени отмеривая ход!

2 ученик: Одолел морозы он и вьюги,

Тундру покорил и приучил -

Словно шкуру жёсткую зверюги,

Выделив искусно, умягчил.

З ученик: Победил и выси он и дали -

И, родную землю одаря,

Ей на грудь, как синие медали,

Понавесил новые моря!

4 ученик: Славьте, славьте, славьте Человека -

Только с ним приходит в мир Добро!

Так писало, кажется, от века

Не одно достойное перо.

5 ученик: Но сегодня сто противоречий

Населяют голову мою:

Надо ль, чтобы разум человечий

Был всегда с Природою в бою?

6 ученик: Неужели стоило рождаться

Под его высокою звездой

Только для того, чтобы сражаться

С небом, и с землею, и с водой?

7 ученик: Разве, друг, тебе грозят, пугая,

Небеса, земля или вода? Нет!

Нависла над тобой другая,

От тебя идущая беда.

8 ученик: Страшная открылась перспектива

Перед нашей маленькой землей:

В пламени неслыханного взрыва

Стать однажды пеплом и золой.

9 ученик: Рухнут скалы, испарятся воды,

Даже время остановит бег,

Выведавший тайну у Природы,

Что на это скажешь, человек?

10 ученик: Где бы ли жил ты на этом свете, -

Но другой планеты не найти.

Защити леса и реки эти,

И себя, и землю защити!

(Р. Ругин)


© 2010-2022