- Преподавателю
- Классному руководителю
- Устный журнал Экологические беды. 5-6 класс
Устный журнал Экологические беды. 5-6 класс
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кашаева В.В. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
В.В. Кашаева,
г. Салехард,
МБОУ СОШ № 2
Экологические беды Ямала
Устный журнал для учащихся
Оборудование:
-
Карта Ямала.
-
Детские рисунки.
-
Выставка книг. Подборка публицистических материалов.
-
На доске панорама северной природы с представителями животного мира.
Эпиграф: Где бы ни жил ты на этом свете, -
Но другой планеты не найти.
Защити леса и реки эти,
И себя, и Землю защити!
Р. Ругин
Ведущий: Страницы устного журнала посвящены экологическим проблемам
нашего края и города. Открываем первую страницу: «S0S» кричит природа».
1 ученик: SOS - международный радиосигнал бедствия, его подают с тонущих кораблей. Всякий, услышавший его, знает, что где-то гибнут люди. Но, к сожалению, мольба о спасении раздаётся не только с тонущих кораблей. Всё чаще звучит в природе: «SOS! SOS!»
2 ученик: «Остановись! Одумайся! - шепчут человеку леса. - Не оголяй землю, не превращай её в пустыню».
1 ученик: «Помоги! - кричат птицы и животные, - на земле всё меньше остаётся корма. Многие из нас изгнаны из мест обитания. Мы погибаем»!
Ведущий: О загрязнении рек и озёр расскажет вторая страница «Вода и её обитатели».
1 ученик: «Пощади! - вторит вода. - Ты загрязняешь озёра и реки. Скоро я не смогу напоить и накормить тебя. В моих водах гибнет рыба. В реки и озёра сливаются отходы, сбрасывается мусор, попадают нефтепродукты».
2 ученик: В соседнем стойбище отловили неводом странную щуку: у неё под глазами, говорят, торчали два маленьких твёрдых отростка и на носу четыре отверстия вместо двух.
- Дехей - хов! - Эта примета к большому несчастью ... (Из разговора с дедом.)
1 ученик: Мутация
Зверь с двумя головами.
Такое отклонение от нормы - мутация.
А человек с двумя лицами?
Такое отклонение от нормы - не мутация?...
Вчера поймали щуку
С двумя отростками-рогами,
Сегодня поймаем язя
С глазами на одном боку, как у камбалы,
А завтра - окуня речного с двумя головами.
Одной головой он сквозь жабры
Будет цедить речную воду,
А второй - нефтепродукты,
Стравленные с аварийного нефтепровода...
Может, бывает мутация не только от радиации?
Нефть разлитая в реке или в море, -
Не причина мутации?
Жутко представить: дед мой
Одной рукой бросает тынзян на оленя,
Второй - натягивает всеудушающий тынзян,
Упираясь ногами в землю,
А третьей - выворачивает оленю рога.
И всеми тремя языками
Вылизывает струящийся из черепа мозг.
При этом один глаз щурится от наслаждения,
Второй приглашает меня совершить то же самое,
А третий жадно ищет в испуганном стаде новую жертву...
Люди!
Может, такая мутация в нас уже началась?
Или пока, слава богу, нет ещё двоеголовых и троеруких?
Но, может, для нас незаметно в нашей жизни
Уже наступила мутация наших поступков,
Мутация отношений, мутация наших чувств?
Ах, может, ещё не поздно оглянуться на себя?...
(Юрий Вэлла)
Ведущий: В 60-е годы началось освоение Ямала.
Весна сверкала, вешним льдом хрустела,
Снег в тундре с каждым часом убывал.
Как будто искра в тундру залетела
Пришёл геолог русский на Ямал...
(«В разведке» Л. Лапцуй )
1 ученик: С покорением нефтяных и газовых месторождений появилась необходимость строительства железных и автомобильных дорог, трубопроводов, что приводит к изменению водного режима тундры. Стали появляться заболоченные места от весенних талых вод, которым преграждают путь дороги и трубопроводы.
2 ученик: Около посёлков нефтяников и газовиков почва вытаптывается, нарушается транспортом, сбрасываются сточные воды... В районе Ямбурга вездеходы повреждают травяно-моховое покрытие тундры. При многократных летних походах и на разворотах вездеходы уничтожают 70-95 % растительного и почвенного покрова. Лишь в течение 2-5 лет восстанавливается растительный покров тундры. В основном, за счёт пушиц и осок.
З ученик: Особую опасность представляют карьеры, где добывается песок. При такой технологии добычи в реки попадает огромное количество твердых материалов. В радиусе 150 м от границы карьера тундровая растительность на 10 -15 см засыпана песком.
4 ученик: На ямбургских месторождениях в последние годы идёт уничтожение мест обитания леммингов, которые являются основной пищей песца и других хищных животных.
5 ученик: Главному обитателю тундры - оленю - все труднее добывать себе пищу. Из-за выбросов в атмосферу промышленных отходов, а именно азотной кислоты. Ее пагубному влиянию подвержены от 100 до 350 тысяч угодий. Через талые воды и туманы кислота попадает на почву и растения, в воду, которые заболевают и не могут служить здоровой пищей для оленя.
6 ученик: Боль вторая
В полдень
Оленёнок малый
Над ручьём склонился.
Он просил:
- Мне жарко, мама,
Я хочу напиться.
- Погоди, сынок,
Потерпи немножко.
Там румяных спелых ягод
Столько, сколько хочешь.
Там другие оленята
Весело играют,
А в бору грибы- маслята
Силы набирают...
Но куда б они ни ш ли,
Всюду буровые,
Пахнет нефтью ручеек,
Отравиться можно.
Вот пойдём подальше в тундру,
Там вода живая,
Там смеются птицы,
Утром песни напевая.
Там пушистый белый ягель
Украшает кочки.
На озёрах чёрной смолью
Пятна нефтяные.
Фары целят в ночь
Двустволкой,
Ягель пахнет гарью.
А по тундре псы гуляют
Без хозяев, словно волки...
(Ю. Вэлла.)
7 ученик: На территории Бованенковского месторождения обитают 12 видов зверей, гнездятся более 50 птиц, в том числе 3 вида, занесённые в Красную книгу Ямала: малый лебедь, сокол-сапсан, краснозобая казарка. Из-за утраты мест линьки и гнездования сократилась численность малого лебедя. В этом районе гнездятся всего 16 пар соколов-сапсанов. Нарушены местообитание чернозобой гагары, мохноногого канюка, белой и болотной сов, сибирской гаги, черной казарки.
8 ученик: Попадание нефтяных отходов в воду способствует заражению и возникновению различных заболеваний слизистой оболочки глаз водоплавающих птиц. Жирный налёт образовывается на оперенье, жировая плёнка нарушает дыхание кожи птиц, при чистке оперенья нефтяные отходы проникают во внутренние органы и вызывают отравление и другие заболевания птиц.
Ведущий:
Еле-еле на карте достанешь рукой: Возле северной кромки страны,
У Ангальского мыса, Шайтанкой-рекой
Разделённой на две стороны.
Встал мой город, раскинув два сильных крыла. Он, конечно, поменьше Москвы.
Если я вам скажу: «Он похож на Орла»,-
Улыбнётесь, наверное, вы...
(P. Ругин. «Салехард».)
Об экологических проблемах нашего города следующая страница журнала: «Мой город»:
1 ученик: В зимнее время наш город одет в белые одежды, которые хорошо укрывают мусор, места сливов пищевых отходов. Всюду по городу бродят собаки, которые вместе с ветром разносят мусорные отходы. Большой проблемой города является городская мусорная свалка и очистные сооружения.
Видеозапись: городская свалка, очистные сооружения.
2 ученик: Грязная вода сливается в тундру, разливается в сточные озёра, проникает в почву, попадает в чистые грунтовые воды, чистые водоёмы, реки; отравляет своим составом, губит растительный и животный мир, организм человека.
З ученик: На городской свалке мусор не подвергается уничтожению. А ведь он опасен как для человека, так и для животных. Запутавшись в леске, звери остаются либо калеками, либо погибают. Многие продукты под воздействием различных факторов (солнце, вода и т.д.) выделяют отравляющие вещества, которые накапливаются в почве и воде. Эти вещества, попадая в организм животного или человека, вызывают отравления, различные заболевания.
Виной всему - неответственное отношение человека ко всему окружающему.
4 ученик: Необходимо в нашем городе
- улучшить сбор и вывоз мусора
- мусорные контейнеры обеспечить крышками
- в общественных местах поставить урны
- мусор подвергать своевременному уничтожению
- наладить работу очистных сооружений
Нужно не только брать у природы, но и отдавать, беречь и любить её!
Ведущий: Человек с природой не разделимы.
Так пусть этот союз будет построен на добре и любви.
1 ученик: Человек с Природой шёл в сраженье!
Потоптавший тысячу невзгод.
Он шагал, веками, как саженью,
Времени отмеривая ход!
2 ученик: Одолел морозы он и вьюги,
Тундру покорил и приучил -
Словно шкуру жёсткую зверюги,
Выделив искусно, умягчил.
З ученик: Победил и выси он и дали -
И, родную землю одаря,
Ей на грудь, как синие медали,
Понавесил новые моря!
4 ученик: Славьте, славьте, славьте Человека -
Только с ним приходит в мир Добро!
Так писало, кажется, от века
Не одно достойное перо.
5 ученик: Но сегодня сто противоречий
Населяют голову мою:
Надо ль, чтобы разум человечий
Был всегда с Природою в бою?
6 ученик: Неужели стоило рождаться
Под его высокою звездой
Только для того, чтобы сражаться
С небом, и с землею, и с водой?
7 ученик: Разве, друг, тебе грозят, пугая,
Небеса, земля или вода? Нет!
Нависла над тобой другая,
От тебя идущая беда.
8 ученик: Страшная открылась перспектива
Перед нашей маленькой землей:
В пламени неслыханного взрыва
Стать однажды пеплом и золой.
9 ученик: Рухнут скалы, испарятся воды,
Даже время остановит бег,
Выведавший тайну у Природы,
Что на это скажешь, человек?
10 ученик: Где бы ли жил ты на этом свете, -
Но другой планеты не найти.
Защити леса и реки эти,
И себя, и землю защити!
(Р. Ругин)