- Преподавателю
- Классному руководителю
- Отчет МО классных руководителей МБОУ СОШ с. Комгарон2014-2015 учебный год
Отчет МО классных руководителей МБОУ СОШ с. Комгарон2014-2015 учебный год
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тибилова А.К. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль МО классных руководителей в повышении качества и эффективности воспитательной работы
В современных условиях, на инновационное - технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. Школа должна стать "вторым домом детей , в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку"
Опыт работы с классными руководителями показал, что
они нуждаются в педагогической помощи и поддержке, особенно начинающие классные руководители. Это - потребность в новых психолого-педагогических знаниях и путях их использования в практической деятельности, в диагностике воспитательного процесса, в разработке программ воспитания, знакомство с педагогическими технологиями и др.
С этой целью в школе работает методическое объединение классных руководителей.
Методическое объединение классных руководителей МОУ СОШ с.Комгарон
Воспитание - процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Как процесс педагогически управляемый, воспитание призвано помочь личности не быть поглощенной в море социальных влияний (зачастую негативных), найти в мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой.
В центре всей общеобразовательной деятельности МБОУ СОШ с.Комгарон стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Группу основных средств воспитательной работы составляют:
-
коллективно-творческие дела,
-
коллективная организаторская деятельность,
-
творческие игры, праздники,
-
школьные традиции.
Вся воспитательная работа школы строится на принципах, заложенных в Уставе, на основе личностно-ориентированного подхода.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы. В школе 11 классов. Состав классных руководителей стабильный. Планирование работы классных руководителей по воспитанию учащихся соответствует современным требованиям.
В течение учебного года классные руководители являются творцами интересных дел для детей и разнообразных форм работы, организовывают повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
-
Классное руководство - это многообразие и многоёмкость деятельности. Классное руководство- это широкий круг обязанностей.
-
Классное руководство - это радость общения, это круг своих детей.
-
Классное руководство - это стремление быть нужным своим воспитанникам, это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.
Основными задачами МО классных руководителей являются всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя, повышение творческого потенциала педагогического коллектива, повышение качества и эффективности системы воспитательной работы школы.
МО классных руководителей - это объединение классных руководителей начального, среднего, старшего звена, которое координирует их научно-методическую и организационную работу. МО строит свою работу в соответствии с требованиями стратегического развития школы, определяемыми уставом ОУ, программой развития ОУ на основе годового и перспективного планов учреждения. Срок действия МО не ограничен, количественный персональный состав связан с изменениями в педагогическом коллективе.
В МБОУ СОШ с. Комгарон МО классных руководителей подотчетно главному органу педагогического самоуправления - педсовету школы.
Основные направления деятельности МО классных руководителей (Приложение №1)
Организация работы МО классных руководителей.
1. План работы МО утверждается сроком на один учебный год на заседании объединения (в случае необходимости в него могут быть внесены коррективы).
2. План МО классных руководителей является частью годового плана работы школы.
3. Заседание МО проводится 4-5 раз в учебном году.
4. Заседания МО протоколируются (указываются вопросы, обсуждаемые МО, решения и рекомендации).
5. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях МО, конспекты разработок воспитательных мероприятий сдаются в его методическую "копилку".
6. В конце учебного года анализ деятельности МО представляется администрации школы.
Структура плана методического объединения классных руководителей:
-
краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся;
-
педагогические задачи объединения;
-
календарный план методического объединения;
-
график проведения классных мероприятий;
-
повышение профессионального мастерства классного руководителя (темы самообразования классных руководителей, участие в курсах повышения квалификации);
-
подготовка творческих работ, выступлений;
-
работа по аттестации педагогов;
-
изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
Структура проведения методического объединения:
1. Вступительное слово председателя методического объединения о проблеме и цели заседания;
2. Выступление по теме заседания;
3. Обмен опытом работы классных руководителей;
4. Обзор методической литературы;
5. Рекомендации;
6. Текущие вопросы.
Формы методической работы:
-
методические сессии;
-
дидактические трибуны;
-
обзор идей личностного развития ребенка;
-
деловые игры;
-
практикумы, семинары;
-
методические конференции;
-
мастер-класс;
-
"мозговой штурм";
Методическое объединение классных руководителей возглавляет талантливый педагог Алборова Ф.Р. Глубоко вникает в проблемы каждого классного руководителя, старается помочь им, особое внимание уделяет молодым классным руководителям.
Работа МО классных руководителей многопланова и многолика. Поэтому очень важно выбрать верный путь в воспитательной системе. Фундамент системы базировался на серьезном анализе.
Проводя опрос волнующих проблем среди педагогов, мы выяснили, что проблема планирования своей деятельности, а еще более планирования своей деятельности в классе остается одной из главных проблем классного руководителя. В связи с этим, на заседаниях МО были рассмотрены следующие темы:
Тема 1. Системный подход в деятельности классного руководителя.
Основные вопросы:
- анализ социально-педагогической ситуации;
- идеология гуманистического воспитания: цели, ценности, принципы;
- структура воспитательного процесса;
Тема 2. Содержание деятельности классного руководителя. Основные вопросы:
- планирование воспитательной работы,
- организация самоуправления в классе как условие и средство гуманизации воспитателя;
- формирование гуманистического микроклимата подросткового класса;
- гармонизация воспитательной деятельности учителей, работающих в данном классе;
- личностно ориентированные методики взаимодействия с родителями учащихся.
Тема 3. Воспитательные функции школьного класса. Микроклимат школьного класса как педагогический феномен. Основные вопросы:
- класс как элемент воспитательной системы школы;
- структура гуманистического микроклимата школьного класса;
- теория фундаментальных потребностей А. Масло и динамика микроклимата;
- методика формирования гуманистического МК школьного класса;
- классный руководитель как субъект управления процессом развития школьного класса.
На МО классных руководителей педагоги рассмотрели вопрос: "Кто же такой классный руководитель?". Перед заседанием были проведены анкетирование среди учащихся 5-11 классов. Ответы детей примерно выглядели так. Классный руководитель - это Патриот, Профессионал, Интеллигент, Наставник, Культурный человек , трудолюбивый, добрый ,терпеливый.
Был проведен социологический анализ деятельности классных руководителей. На основе данных выделили четыре типа задач.
Первая группа задач - социальные задачи. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования её индивидуальности.
Вторая группа задач - это диагностическо- этические. Для того , чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, личностные качества и индивидуальные характеристики.
Третья группа задач - это нравственные задачи. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.
Четвертая группа задач обозначена как задачи индивидуально - практического характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы с учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.
Исходя из задач, были обозначены основные функции классного руководителя, которые определяют важнейшие направления деятельности классного руководителя, рассмотрены условия эффективности деятельности классного руководителя "
В сфере воспитания МБОУ «СОШ с.Комгарон» коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении многих лет занимают свое особое место. Это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. И на заседаниях МО классных руководителей мы делились новыми подходами и находками в этом направлении.
Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первым коллективом, так и на весь большой ученическо- учительский коллектив школы. На заседаниях МО были рассмотрены следующие темы методики КТД:
1. Планирование и организация КТД.
2. Этапы КТД.
3. Игра - главная сфера общения детей.
4. Методические разработки КТД.
КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
Коллективно творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным.
Для комплексной организации воспитательной работы определены следующие темы каждого месяца:
-
Сентябрь - "Дом, в котором я учусь"
-
Октябрь - "Учитель-профессия дальнего действия, главная на земле"
-
Ноябрь - декабрь - "Права ребенка"
-
Январь - "Будьте здоровы"
-
Февраль - "Защитникам Отечества посвящается"
-
Март - "В мире прекрасного"
-
Апрель - "Сохраним Землю"
-
Май - "Память которой не будет конца "
В соответствии с темой проводятся классные часы, беседы, экскурсии, завершается тематический период итоговым общешкольным мероприятием в виде КТД, праздника, конференций, соревнований.
Каждый тематический период начинается с коллективного планирования. Каждый класс получает задание - подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в этот период.
Воспитательно- образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным.
Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.
Игра как средство воспитания выбрана нами не случайно. В процессе игры требования взрослых к детям становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания.
Таким образом, коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, позволяют перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников.
Психолого-педагогическая диагностика- это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы проводить воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Современный педагог - это прикладной психолог. Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методы простые, нетрудоёмкие, интересные для учеников и одновременно надёжные.
Выбрать методы диагностики помогает МО классных руководителей. Тема заседания МО так и называлась " Диагностика и анализ воспитательного процесса в школе". Классные руководители познакомились с общими основами диагностики процесса воспитания, даны методические рекомендации по проведению диагностики личности школьника, анализа деятельности педагогов-воспитателей, комплексная диагностика семьи, разработали правила профессиональной этики при проведении педагогической диагностики, предложены анкеты. На МО выступили психологи школы.
Сейчас МО классных руководителей работает над темами "Портфолио учащегося" и "Портфолио классного руководителя".
Заключение.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что МО классных руководителей играет большую роль во внедрении в практику обучения и воспитания современных технологий. Хотелось бы остановиться на шести характерных моментах в организации воспитательной деятельности.
-
Во-первых, проектирование и организация процесса воспитания учащихся важную роль играет стратегическое планирование. Классные руководители при проектировании не ограничивают свои воззрения на воспитательный процесс рамками годового плана работы, а с помощью инновационных форм пытаются создать программы и модели развития воспитательной деятельности.
-
Во-вторых, применяется, системный способ организации воспитательного процесса. Для того, чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние носили целенаправленный и системный характер, классные руководители объединяют отдельные воспитательные дела и мероприятия в более "крупные дозы воспитания" (термин В.А. Краковского) - так называемые системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса, к которых можно отнести ключевые дела, тематические программы.
-
В-третьих, "крупные дозы воспитания" сочетаются с малыми формами воспитательной работы, направленными на развитие и проявление индивидуальности каждого ребенка. Они стремятся к тому, чтобы каждый их воспитанник имел реальные возможности и условия стать самим собой. Поэтому в планы воспитательной работы они включают циклы тематических классных часов "Познай себя", "Сотвори себя сам", тренинги саморазвития и личностного роста.
-
В - четвёртых, существенную роль в процессе воспитания играют традиции классного коллектива. Классные руководители убеждены в необходимости использования воспитания детей традиционных форм и способов построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требует меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке.
-
В-пятых, наряду с деятельностью важным средством воспитания является общение. В объективе внимания классных руководителей находятся проблемы делового и неформального общения в детском коллективе, развития коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.
-
В-шестых, для анализа и оценки эффективности процесса воспитания учащихся специально разрабатывается и используется диагностический инструментарий, состоящий из совокупности критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности.
И в заключение хочется сказать. Да, перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов много. И мы, классные руководители, обязаны помочь ребенку найти кредо жизненного пути.