Лекторий на тему Как не отбить у детей желание учиться

Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, - мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает. Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе? В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек зар...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лекторий для родителей на тему

«Как не отбить у детей желание учиться».

Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, - мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.

Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?

В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки, и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.

Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред - школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.

Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремиться добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.

Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.

Что делать?

Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственно приемлемая отметка - это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады даже его небольшим, с вашей точки зрения, успехам.

Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание - гуманитарные науки.

Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжем или дворником… В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату - ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.

Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставила.

Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают из под «палки», ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало.

Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать.

Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени - универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность.

Что делать?

Понаблюдайте за ребенком (это касается детей мл. школьного возраста): во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше привлекает вашего ребенка, помогите применить ему этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание школьнику подготовить доклад или сделать проект на интересующую его тему. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше, если почувствует себя компетентным. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.

Узнавайте у школьника, что они изучают в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-либо учебных тем общим просмотром фильма, можно предложить ребенку почитать учебник по занимательной физике или химии.

Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку. Отмените ночные просмотры телевизора или игры за компьютером (это правило, как и все остальные должны быть общими для всей семьи).

Обсуждайте с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы.

Не упрекайте ребенка в том. Что он ничего не делает, «а вот вы в его годы…» Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить, чем-то заняться или заинтересоваться. Подросток в лучшем случае усмехнется про себя и подумает «Ну и чего вы добились?»

Спросите у ребенка, что такое с его точки зрения, «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните школьнику что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому - либо намерению - получить «отлично» на экзамене по математике, выучить английский язык и т.п.

Вместе с ребенком создайте план, какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного.

Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем.

Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т.д.

Надо попытаться разобраться в этой ситуации. Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений. Спросите, какие есть претензии у педагога к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются, то изменит свое мнение об ученике.

Общие советы родителям.

-Ни в коем случае нельзя пугать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы.

-Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от него больше, чем было задано (например, написать не одну строчку в тетради, а целую страницу; переписывать помногу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).

-В своих ожиданиях нужно исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника.

-Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним.

-Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за ребенка сочинения, решать домашнее задание и т.д.

-Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его, во что бы то ни стало, делать все на «отлично». Ребенку полезно получать то, что он заслужил.

© 2010-2022