Творческий отчет «Мои достижения в реабилитационной работе с семьями в целях профилактики социального сиротства»

Творческий  отчет «Мои  достижения  в  реабилитационной  работе  с  семьями в  целях  профилактики социального сиротства» раскрывает деятельность команды  специалистов по работе  с  детьми из семей, оказавшихся  в  социально опасном положении и трудной жизненной ситуации  и их родителями. В отчет  включены  реальные жизненные ситуации, семьи, а также работа специалистов. Отчет содержит в себе цели и задачи, этапы и результаты,  итоги работы, алгоритм действий и критерии  оценки  эффективности. ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа-Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие»







Творческий отчет «Мои достижения в реабилитационной работе с семьями в целях профилактики социального сиротства»



Творческий отчет

«Мои достижения в реабилитационной работе с семьями

в целях профилактики социального сиротства»




Семенихина Света Викторовна,

методист организационно-

методического отделения,

Кулакова Ольга Викторовна,

заведующий стационарным

отделением,







Белоярский

2014





Творческий отчет

«Мои достижения в реабилитационной работе с семьями в целях профилактики социального сиротства»


Всегда считалось, что самое безопасное место для детей - это собственный дом и семья. Дети являются самой незащищенной, уязвимой социальной группой в современном мире.

Семья играет важную роль в становлении личности ребёнка и является первым воспитательным институтом, связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности ребёнка.

Семейное воспитание имеет ряд достоинств: благоприятный психологический климат, атмосфера любви и уважения, забота и поддержка, близость родительского воздействия, преемственность поколений, постоянный положительный пример взрослых, устоявшиеся семейные традиции.

Негативное влияние на развитие личности ребёнка оказывают семьи, в которых несовершеннолетние находятся в обстановке, не отвечающей требованиям их воспитания и обучения. В таких семьях родители зачастую пренебрегают удовлетворением биологических и социальных потребностей детей, применяют различные виды насилия и жестокого обращения, а дети применяют противоправную активность, но и те, и другие нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке. Такие семьи являются источником возникновения социального сиротства, безнадзорности, жестокости и правонарушений среди несовершеннолетних.

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие» оказывает социальную помощь семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в реализации законных прав и интересов, содействие в улучшении их социального и материального положения, повышает психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей (на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации, Федерального закона «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 - ФЗ от 24.06.1999 года).

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается в качестве неотъемлемой части воспитательной работы с детьми. Основой инновационной технологии социальной работы с семьей является межведомственное взаимодействие или социальное партнерство, цель которой заключается в налаживании конструктивного взаимодействия между учреждениями системы профилактики для оказания помощи семье и детям, оказавшимся в трудном положении. Это взаимодействие необходимо для того, чтобы совместными усилиями решать проблемы семей, состоящих на учете в учреждении через различные формы коррекционно-реабилитационной работы. Важной формой межведомственного взаимодействия является обмен информацией, характеризующей положение семьи и детей.

Специалисты стационарного отделения учреждения работают с детьми и семьей несовершеннолетних, и оказывают социальную и психолого-педагогическую помощь родителям в воспитании детей. Работа с семьями выстраивается на основе индивидуального подхода.


  1. Из опыта работы с семьями по профилактике социального сиротства

1. Семья Казаковой В.И. (фамилия изменена на основании Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006), неполная, имеющая одного ребёнка 9 лет, глава семьи мать Казакова Валентина Ивановна. Семья состояла на учёте в учреждении с 2010 года, как семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации (педагогически несостоятельная семья): из-за ненадлежащего исполнения родительских обязанностей в отношении её сына, Казакова Григория. В семье происходили частые ссоры и конфликты. Воспитание в семье осуществлялось педагогически неверно (позицию родителя занимал сын, а мать занимала позицию ребёнка). Детско-родительские отношения в семье были нарушены.

Цель работы с семьёй Казаковой В.И.: налаживание детско-родительских отношений в семье.

Задачи:

- провести коррекционную работу с целью создания положительного микроклимата в семье;

- научить правильному взаимоотношению между несовершеннолетним и матерью;

- организовать просветительскую работу с матерью несовершеннолетнего в вопросах правового воспитания;

- поместить несовершеннолетнего на социальную реабилитацию в стационарное отделение учреждения;

- осуществлять контроль над разрешением конфликтной ситуации в семье.

На первом этапе специалистом по социальной работе был проведен первичный акт обследования семьи, установлен контакт и доверительное отношение с матерью несовершеннолетнего. Из беседы были выявлены причины конфликтных ситуаций между матерью и несовершеннолетним.

Психологом и социальным педагогом определен стиль внутрисемейного воспитания непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительски-снисходительный, составлена индивидуальная программа работы с семьей, в которой включены мероприятия:

- диагностика семьи;

- обследование жилищно-бытовых условий;

- содействие в организации консультации врача-нарколога

- изучение образа жизни родителей и ребенка, их ближайшего окружения.

На втором этапе специалистами отделения и педагогическими работниками были сделаны запросы в учреждения системы профилактики с целью изучения семьи и определения дальнейшей работы, формы, методы, составление паспорта семьи.

На третьем этапе специалистами была проведена диагностика семьи и разработана индивидуальная программа, которая включала:

- оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в разрешении конфликтов;

- проведение диагностики членов семьи;

- проведение консультаций по профилактике здорового образа жизни, девиантного (асоциального) поведения, повышению учебной мотивации;

- осуществление патронажа;

- осуществление контроля над разрешением ситуации в семье.

Для реализации мер с семьей осуществлялось взаимодействие с учреждениями и организациями: Управлением социальной защиты населения, Отделением по делам несовершеннолетних, Отделом Министерства внутренних дел, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управлением опеки и попечительства, образовательными учреждениями города, Центральной районной больницей.

На четвертом этапе ребёнок был помещен в стационарное отделение учреждения для прохождения социальной реабилитации (в связи со сложившейся ситуацией в семье).

Во время прохождения социальной реабилитации несовершеннолетнему была оказана медицинская, психологическая, педагогическая, правовая и иные виды помощи.

Медицинские мероприятия: проведение первичного медицинского осмотра; организация медицинского обследования несовершеннолетнего (консультация врачей: невролога, психиатра); прием поливитаминов, фиточая; проведение бесед по программе «Детское здоровье»: «Личная гигиена мальчика», «Чистота - залог здоровья».

С матерью несовершеннолетнего была организована встреча и консультации врача-нарколога.

Особое внимание специалистов уделялось налаживанию детско-родительских отношений между матерью и ребенком.

С несовершеннолетним проводились мероприятия, направленные на формирование знаний по повышению правовой грамотности (четкое распределение прав и обязанностей) и формирование семейных ценностей, любви и уважительного отношения к матери: «Обязанности детей в семье», «Ответственность за свои поступки», «Права ребенка и права родителей»; «Моя семья», «Мама - главное слово», «Главный человек в моей жизни - мама», «Обязанности детей дома» и другие.

Для снятия психо-эмоционального напряжения, тревожности у ребёнка психологом была оказана психологическая помощь в адаптации к новым условиям жизни. Проводились психодиагностика и обследование личности: «Моя семья», «Два домика», «Дом, дерево, человек», психокоррекция эмоционального состояния, психокоррекционные занятия на налаживание детско-родительских отношений в семье.

С матерью несовершеннолетнего Казаковой В.И. проведены: диагностика обследования личности, коррекционные занятия, консультации «Стили воспитания», «Возрастные особенности младшего школьного и подросткового возраста», «Пути выхода из конфликтной ситуации» и другие, занятия в комнате психологической разгрузки.

Для осуществления оздоровительных мероприятий несовершеннолетнему был организован отдых в каникулярный и летний период на базе стационарного отделения учреждения, на базе отдыха и оздоровления «Северянка».

При реализации индивидуальной программы работы с семьей специалистами использовалась социальная технология «Активная поддержка родителей». Частью технологии является включение семьи в социализацию в общество. Мама и ребёнок принимали активное участие в мероприятиях, повышающих социальный статус семьи - занятия в клубе «Родители и дети», круглый стол «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», в акции, направленной на профилактику насилия и жестокого обращения с детьми «Синяя лента апреля», в районном конкурсе плакатов «Я рисую этот мир».

На пятом этапе были подведены итоги работы с семьей.

В результате проделанной работы в семье наладились взаимоотношения между матерью и ребёнком. Улучшился психологический климат в семье. Мама научилась справляться с конфликтными ситуациями. Ребенок стал участником волонтерского движения «Визави», направленного на защиту детей от насилия и жестокого обращения в семье.

Ребёнок был возвращен в семью. Семья снята с профилактического учета.

2. Семья Иванова А.И. (фамилия изменена на основании Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006), которая на момент постановки, на учет в 2011 году находилась в социально-опасном положении (асоциальная семья). Семья Иванова А.И. неполная, многодетная, имеющая троих детей, глава семьи отец Иванов Александр Иванович (мать - лишена родительских прав). Старший сын, 16 лет, проживает отдельно, обучается в Школе искусств г. Ханты-Мансийска. Двое других сыновей в возрасте, 9 и 11 лет посещают образовательное учреждение города. На момент постановки семьи на учет, по причине ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, один из детей состоял на профилактическом учете в Отделении по делам несовершеннолетних.

Причиной помещения детей в стационарное отделение являлись частые командировки отца несовершеннолетних.

Цель работы с семьёй Иванова А.И.: оказание социальной помощи семье для выхода из кризисной ситуации.

Задачи:

- оказать психолого-педагогическую помощь семье;

- оказать содействие во временном устройстве детей в стационарное отделение учреждения на период командировок отца несовершеннолетних Иванова А.И.;

-оказать содействие в организации летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних;

- осуществлять постоянный контроль над процессом оказания социальной помощи семье;

- использовать в работе с семьей технологию «Активная поддержка родителей».

На первом этапе специалистом по социальной работе был проведен первичный акт обследования семьи, установлен контакт и доверительное отношение с отцом несовершеннолетних. Из беседы были выявлены проблемы и трудности семьи. Комиссией по делам несовершеннолетних было принято решение: на время частых командировок детей помещать в стационарное отделение учреждения. Отцу несовершеннолетних были назначены консультации со специалистами учреждения: психологом, социальным педагогом.

На втором этапе специалистом по социальной работе, психологом, социальным педагогом были сделаны запросы в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательное учреждение, где обучались дети, с целью дальнейшего изучения семьи и составлению паспорта семьи Ивановых.

Специалистом по социальной работе, психологом и социальным педагогом проводились:

- социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи;

- был изучен микроклимат в семье, стили воспитания несовершеннолетних;

- представлена информация о родителях, их социальном статусе, о ближайшем окружении семьи (родственниках);

- приложены документы о материальном обеспечении и жилищно-бытовых условиях;

- изучены взаимоотношения между взрослыми в семье, знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия на детей.

На третьем этапе проводилось исследование семьи, была составлена индивидуальная программа работы с семьей. Специалистами учреждения определены формы и методы работы: наблюдение, беседы, диагностика, патронаж семьи, консультации для родителей, анкетирование, проведение совместных мероприятий (круглый стол, конкурсных, спортивных, тематических мероприятий).

Для реализации индивидуальной программы, осуществлялось взаимодействие с государственными учреждениями и организациями Управлением социальной защиты населения, Отделением по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управлением опеки и попечительства, образовательными учреждениями (содействие в обучении, постановка на льготное питание), с Центральной районной больницей (консультация медицинских специалистов, осмотр узкими специалистами, диспансеризация детей).

На четвертом этапе специалистами стационарного отделения были оказаны социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-медицинская, социально-правовая и иные виды помощи несовершеннолетним.

Главной задачей для педагогов стационарного отделения являлся выбор наиболее подходящих форм и методов работы, с помощью которых дети максимально проявляли бы свои способности и раскрывали положительные стороны личности. При выборе мероприятий учитывались индивидуальные особенности несовершеннолетних.

По результатам диагностических данных (анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы) педагоги пришли к выводу о необходимости работы по:

- формированию нравственных качеств личности;

- воспитанию патриотических качеств;

- развитию стремления к здоровому образу жизни и усвоению знаний по комплексной безопасности.

С несовершеннолетними были проведены мероприятия: викторина «Этикет на каждый день», дискуссия «Что такое толерантность?», час общения: «Поступки, которые мы совершаем», беседа-игра «Правила общения», круглый стол «Рядом или вместе?», мероприятия из рубрик «Нашей истории страницы» и «Сказания о земле Югорской»; деловая игра «Моя Родина - Россия», игра-викторина «Край, в котором мы живем», беседа «Правонарушения и ответственность несовершеннолетних», «Законы улицы», «Пешеход и водитель», деловая игра «Знание спасёт жизнь!» участие в выставках творческих работ учреждения: «Зимние узоры», «Весенняя капель», «Оранжевые фантазии», «Я люблю свой край», «Краски осени» и другие.

С несовершеннолетним, Ивановым Е., состоящим на учете в Отделении по делам несовершеннолетних, проведены: беседы «Права и обязанности несовершеннолетних», «Административная ответственность», «Административное наказание», «Уголовная ответственность», «Уголовное наказание», «Кто я? Какой я?», «Мои поступки»; игровые задания на осознание и описание своих чувств и желаний: «Передай настроение», «Зеркало», «Запрещённое движение», «Чем мы гордимся», «Угадай-ка»; моделирование ситуаций: «Как бы я поступил», «Потерянная вещь», «Я - офицер полиции»; творческое задание «Продолжи сказку».

Для несовершеннолетних в 2011 году в каникулярный и летний периоды был организован отдых: мальчики были отправлены на отдых и оздоровление в г. Анапа Краснодарского края. В 2012-2013 годах был организован отдых и оздоровление несовершеннолетних на базе стационарного отделения учреждения.

В период 2012-2013 годов работа с несовершеннолетними дала хорошие результаты:

  • организована работа по профилактике: социального сиротства, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних (дети были помещены на временное устройство в стационарное отделение), насилия и жестокого обращения;

  • расширены знания у детей по правовым основам;

  • сформированы нравственно-патриотические качества;

  • сформировано положительное отношение к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению своего здоровья;

  • повысилась успеваемость в школе.

На пятом этапе были подведены итоги работы с семьей.

В результате проведенной работы в 2012 году семью из категории семьи, находящейся в социально-опасном положении перевели в категорию семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В семье стабилизировались взаимоотношения между детьми. Улучшился психологический климат. Иванов Е. был снят с профилактического учёта в Отделении по делам несовершеннолетних. Отец устроился на работу в городе.

Дети возвратились в родную семью. В 2013 году семью сняли с учёта, в связи с выходом из трудной жизненной ситуации.


  1. Критерии оценки эффективности результатов работы специалистов с семьями


  1. налаживание детско-родительских отношений в семье (конфликты между ребенком и родителем; отсутствие взаимопонимания) - есть, нет, частично;

  2. стабилизация обстановки в семье (наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы) - есть, нет, частично;

  3. умение семьи решать проблемы самостоятельно (наличие проблемы на начальном и конечном этапе проведения запланированной работы с семьёй) - есть, нет, частично;

  4. решение проблем в воспитании детей (наличие проблемы на начальном и конечном этапе проведения запланированной работы с семьёй) - есть, нет, частично;

  5. наличие поддержки семьи (ближайшее и социальное окружение) - есть, нет, частично;

  6. умение достичь поставленных целей и задач (наличие или отсутствие проблемы) - есть, нет, частично.

Заключение

Воспитание - самая трудная, беспокойная и тяжелая работа на свете. Чтобы достичь успеха, требуется максимум терпения, здравого смысла, ответственности, чувства юмора, мудрости и всевозможных знаний. В то же время воспитание детей может принести самые радостные и благодарные переживания в жизни, когда чувствуешь себя наставником нового, единственного в своем роде человека. Какой родитель не испытывает истинного счастья, когда ребенок с сияющими глазами говорит: «Мама и папа - вы замечательные, а я похож на вас!».

Приложение






















8



© 2010-2022