Из опыта Конфликт в школе

     В трудных ситуациях разные люди ведут себя по-разному. А трудные ситуации, так или иначе, всегда связаны в нашей жизни с конфликтом. Можно даже сказать, что конфликт той или иной степени накала это явление повседневное и повсеместное. Это не хорошо и не плохо, это просто кусочки нашей с вами жизни. Там где существуют человеческие взаимоотношения, всегда найдется питательная среда для возникновения конфликтов. Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мне...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конфликт в школе и пути его решения.

В трудных ситуациях разные люди ведут себя по-разному. А трудные ситуации, так или иначе, всегда связаны в нашей жизни с конфликтом. Можно даже сказать, что конфликт той или иной степени накала это явление повседневное и повсеместное. Это не хорошо и не плохо, это просто кусочки нашей с вами жизни. Там где существуют человеческие взаимоотношения, всегда найдется питательная среда для возникновения конфликтов. Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Чтобы произошел конфликт, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом. Таким образом, конфликт - это конфликтная ситуация, сопровождаемая инцидентом.

Возможно, ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся, учитель и родитель. В то же время конфликтная ситуация - это сигнал, звонок, какого-то нарушения. Не замечать его нельзя. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями. Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали и поговорить со всеми участниками неприятного инцидента сию минуту не могут. Данный конфликт возник во второй четверти 2 класса между родителями учащихся. Но, чтобы возник конфликт, одной конфликтной ситуации недостаточно: конфликтная ситуация существовала задолго до того, как произошло прямое столкновение оппонентов. Данный конфликт можно записать следующей формулой: конфликтная ситуация + инцидент = конфликт (конфликтная ситуация - накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта; инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта). В данном конфликте конфликтогеном («способствующие конфликту») выступила мама ученика, так как ей предъявлялись многочисленные претензии по поводу агрессивного поведения ребенка. Со стороны классного руководителя была назначена в отдельности встреча с теми (мама ученика, родители класса), кто заинтересован в разрешении конфликтной ситуации.

Участники конфликта: родители учащихся, классный руководитель, учитель группы продленного дня, завуч начальной школы, школьный психолог.

Причиной было то, что ученик класса на переменах и в группе продлённого дня без спросу детей брал их блокноты и тетради и рисовал в них, снимал и прятал обложки с тетрадей, переставлял местами вещи детей, задирал юбки девочкам, обзывал детей плохими словами, на переменах мешал играть одноклассникам, звонил домой детям по - нескольку раз и бросал трубку, красками пачкал одежду, в портфель бросал мусор. Ученик просто хотел привлечь к себе внимание. Дети всё это рассказывали учителю и родителям. Классным руководителем проводились неоднократно классные часы на тему поведения в школе, о доброте и уважении, давались ответственные поручения этому ученику чаще других, разыгрывались детьми на уроках литературного чтения и окружающий мир похожие ситуации и способы выхода из них, проводились классные мероприятия, где этому ученику отводилась главная и серьёзная роль, поощрялись позитивные взаимоотношения между учащимися с тем, чтобы школьники меньше вовлекались в конфликты, обучала школьников навыкам разрешения конфликтов, для того чтобы они имели возможность самостоятельно справиться с конфликтом.

Классный руководитель беседовал с мамой этого ученика о поведении сына, предлагала прийти в школу и помимо версии своего ребенка узнать, как видят ситуацию другие участники конфликта: учителя, дети, родители (только не прокурорским тоном!). Мама ученика выслушала мнение со всех сторон и обвинила всех детей в том, что они сами пристают к её сыну. После такого разговора сын ещё чаще стал «шкодничать» по отношению к своим одноклассникам. Поведение ученика не менялось

По просьбе классного руководителя, в работу была привлечена психолог школы. Педагог-психолог по результатам психодиагностических исследований и по результатам наблюдений пришла к выводу, что стиль воспитания, которого придерживаются родители Саши, либеральный, так как он учится хорошо. По результатам социометрического исследования «Наша группа» Моткова, Саша хочет быть замечен всеми, стремиться к лидерству, он дезорганизатор в классе, не пользуется популярностью у одноклассников, завышенная самооценка, не умеет себя контролировать, недостаточно развита произвольность, возбуждение преобладает над торможением. С учеником была организована консультативная и коррекционная работа. Психологом были даны рекомендации классному руководителю: максимальное вовлечение в работу органов детского самооуправления; формирование адекватной самооценке, учебно - управленческих навыков, положительного лидерства.

Тогда к серьёзному разговору с классным руководителем, учителем группы продлённого дня и завучем начальной школы была приглашена мама этого ученика. Мама в разговоре вела себя грубо и бесцеремонно, считая, что все вокруг обманывают и наговаривают на сына, так как убеждена в своей правоте. В разговоре выяснилось, что этот ребёнок у неё поздний и ему разрешается многое. Маме была дана возможность «спустить пар», затем спокойно и уверенно была высказана собственная точка зрения происходящего на всё всем участникам разговора, не ставя под сомнения её правоту.

В разговоре с классным руководителем, куда была приглашена и завуч начальной школы, мама потребовала, чтоб учеников, которые мешают учёбе её сына, перевели в другой класс. Предмет спора был сложен и требовал обсуждения для выработки компромиссного решения.

Обоюдным стало решение перевести временно ребёнка в параллельный класс и определить степень его комфортности. Решение мамы и ребёнка было положительным. С третьей четверти учащийся учился в параллельном классе, в котором он обучается (по заявлению мамы) до настоящего времени. Учебная успешность этого ученика осталась на том же уровне. Мама активнее включилась в воспитание сына. Конфликт между ребятами разрешился сам по себе, так как, обучаясь в параллельных классах, у них появилась возможность обмениваться своими впечатлениями о том интересном, что с ними происходило в течение дня. Сейчас ребята с желанием общаются на переменах, в группе продлённого дня, на совместных мероприятиях, проводимых на параллели: выезды на базу отдыха, посещение культурно - досуговых мероприятий.

Роль в конфликте педагогического состава, была определена, как роль миротворцев, которые стоят над конфликтом. Цель: подавить ярость мамы, собственным спокойствием, что помогло ей справиться со своей агрессией и прийти к общему решению. Разрешить конфликт - это значит: устранить конфликтную ситуацию; исчерпать инцидент. Исходя из произошедшей ситуации, очередное родительское собрание было проведено классным руководителем на тему: «Бесконфликтное общение в рамках семьи и школы»; психологическая площадка «Формирование адекватной самооценки». Для того чтоб подобный конфликт не повторился, с ребятами продолжаются проводиться мероприятия на сплочение детского коллектива (выезды на базу отдыха, посещение кинотеатров, театров и центров детского творчества, походы на выставки, совместные мероприятия на параллели, создание уюта в классной комнате и т.п.).

Существует несколько способов разрешения конфликтов: юмор, т.е. беззлобно - насмешливое отношение к чему - нибудь или кому - нибудь; признание достоинств; компромисс; третейский суд; анализ; ультиматум. В данном конфликте был применён способ разрешения его - компромисс.

Русский мыслитель В.Г. Белинский писал: "... без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели".

Когда учитель входит в класс, он попадает в конфликтогенную зону, но не стоит содрогаться от этого объективного обстоятельства. Нужно просто решать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. Это есть формула решения школьных конфликтов.

Из опыта работы: Юркина С.В.

2

© 2010-2022