Проект как средство взаимодействия семьи и школы

Введение   Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия всех учащихся образовательных отношений через проектную деятельность 1.1. Семья и школа: пути эффективного взаимодействия 1.2. Особенности организации проектов, направленных на организацию взаимодействия школы и семьи   Глава 2. Опыт включения родителей в проектную деятельность 2.1. Организация взаимодействия школы и семьи в МАОУ СОШ № 18 г. Балаково в условиях реализации ФГОС НОО 2.2. Анализ реализованных мероприятий, направл... 3         6   11         19   30   32   34   37  
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»

Кафедра дошкольного и начального образования







ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ


Выпускная квалификационная работа

слушателя курсов переподготовки

по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и методика начального образования»

Лещевой Юлии Владимировны



Научный руководитель: _______________________________ Н.А. Пятаева

дата, подпись

Заведующий кафедрой: ________________________________ Н. Н. Ценарева

дата, подпись


Саратов 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия всех учащихся образовательных отношений через проектную деятельность

1.1. Семья и школа: пути эффективного взаимодействия

1.2. Особенности организации проектов, направленных на организацию взаимодействия школы и семьи

Глава 2. Опыт включения родителей в проектную деятельность

2.1. Организация взаимодействия школы и семьи в МАОУ СОШ № 18 г. Балаково в условиях реализации

ФГОС НОО

2.2. Анализ реализованных мероприятий, направленных на организацию взаимодействия школы и семьи

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


3





6


11





19


30


32


34


37




ВВЕДЕНИЕ

Взаимодействие семьи и школы всегда было в центре внимания педагогов и психологов. Интерес понятен: ведь семья и школа - это два общественных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Данная тема широко обсуждалось в педагогической литературе начала 80-х годов XIX столетия известными методистами и педагогами и на протяжении всего XX столетия учёными.

Учёные отмечают, что основная задача семьи - заложить у ребенка основы нравственности. А основной задачей школы является создание условий для реализации внутреннего потенциала ребёнка. При этом взаимодействие семьи и школы должно основываться на единстве целей и общности взглядов. Однако не все родители в последнее время проявляют заинтересованность в успехах своего ребёнка. Некоторые родители мало внимания уделяют деятельности младших школьников, воспитательному процессу, из-за личной занятости.

Поэтому, основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества на основе современных инновационных технологий. Одним из эффективных средством организации взаимодействия школы и семьи считается проектная деятельность.

Под проектной деятельностью часто понимается деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников - сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком. Очень важно, чтобы взрослые осознавали это и не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выполнения с жизнью и формирования активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся, формирование и развитие универсальных учебных действий.

Цель исследования - теоретически определить и на практике проверить необходимость организации взаимодействия школы и семьи с помощью проекта.

Предмет исследования - проектная деятельность как средство организации взаимодействия младших школьников и родителей.

Объект исследования - процесс организации взаимодействия младших школьников и родителей.

Исходя из цели, объекта и предмета нашего исследования, были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Рассмотреть понятие «проект» и определить его значение для организации взаимодействия младших школьников и родителей.

  3. Экспериментальным путем проверить эффективность реализуемых проектов в МАОУ СОШ №18 г. Балаково.

В работе использованы следующие методы исследования:

  • теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение),

  • эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, экспресс- диагностика, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент),

  • методы математической статистики.

Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Во введении раскрывается актуальность, цели, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты организации взаимодействия всех учащихся образовательных отношений через проектную деятельность» даются определения основных понятий исследования, раскрывается их сущность, проводится теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за образовательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Во второй главе представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса 1 «В» класса МАОУ СОШ № 18 г. Балаково через проектную деятельность.

В заключении проводятся выводы, сделанные в ходе исследования.

Список используемой литературы включает 37 источников.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1. Семья и школа: пути эффективного взаимодействия

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья - ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Главное условие взаимодействия школы и семьи - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, за чем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.

Деятельность школы превышает интенсивность деятельности семьи. Педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно они должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Выстраивать отношения необходимо с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Необходимо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.

Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Все семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Совместно с родителями, педагогический коллектив школы пытается использовать наиболее эффективные способы решения данной проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Школа - один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.

Сегодня одна из главных задач школы- создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

В практический деятельности педагог должен сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

Учёные выделяют основные направления взаимодействия семьи и школы, которые необходимо использовать в работе с родителями для дальнейшей успешной социализации их детей:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка в целях его дальнейшей социализации. Функции классного руководителя и воспитателя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности учителя. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Организация и взаимодействие школы и семьи основывается на использовании проектной деятельности.

Таким образом, педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности.

1.2. Особенности организации проектов, направленных на организацию взаимодействия школы и семьи.

Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американский педагог Дж. Дьюи, и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при советской власти данного метода не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объёмом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг проектов, носящих в основном практический характер.

Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» рассматривается как вид профессиональной деятельности. Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении. Как отмечает учёные, в настоящее время усилился процесс проектизации знания, культуры и производства. Таким образом, проектность - определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры, связанных с творческой деятельностью человека.

В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно.

Как отмечают известные современные ученые, обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром.

Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом.

А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. При поступлении ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Современные семьи развиваются в новых условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей и семей имеющего одного ребенка.

Поэтому в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только при условии партнерских отношений между педагогами и родителями можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников - сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком. Очень важно, чтобы взрослые осознавали это и не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выполнения проекта. В связи с этим привлечение родителей к проектной деятельности детей должно быть специально организовано педагогом.

Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности младших школьников достаточно разнообразны:

1. Мотивационная поддержка. Может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Осуществление этого вида поддержки индивидуально для каждого школьника, зависит от особенностей развития его познавательной сферы и самооценки. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся.

2. Информационная поддержка. Актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.

3. Организационная поддержка. Одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться как внешней стороны выполнения проекта (например, сопровождение ребёнка или группы детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации), так и внутреннего плана (например, помощь ребёнку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).

4. Техническая поддержка. Эта помощь может потребоваться младшим школьникам на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото и видеосъёмок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций, техническом оснащении докладов, праздников и многом другом.

5. Поддержка в самооценке проекта. Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в её процессе, чтобы учащийся мог своевременно скорректировать свои действия. Родители могут спросить у ребёнка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное, полезное в выполнении конкретного проекта. В конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочёты и обязательно отметить реальные достижения ребёнка - ведь пусть в малом, но он продвинулся вперёд. Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные виды поддержки должны оказываться родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы - например, ребёнок испытывает серьёзные затруднения в каких либо действиях или сам обращается за помощью. И, конечно же, взрослому следует учитывать опыт ребёнка в выполнении проектов, стремясь к постепенному уменьшению своего участия и созданию условий для становления инициативности и самостоятельности младшего школьника. Кроме того, для педагога важно по мере возможности привлекать родителей не только к процессу подготовки проектов, но и к оценке их эффективности. Одним из самых информативных методов является анкетирование, направленное на опосредованное изучение особенностей детской проектной деятельности. Наблюдения родителей, их мнение о работе ребёнка дополнят представления учителя и помогут ему оптимизировать проектную деятельность своих учеников, сделать её личностно ориентированной.

Анкеты для родителей могут включать в себя вопросы трёх основных типов:

А. Закрытые, то есть содержащие все варианты возможных ответов, например:

1. Как относился ребёнок к вашей помощи в подготовке проекта?

а) охотно принимал в случае необходимости;

б) не принимал, даже если она требовалась;

в) рассчитывал только на неё.

2. Что в большей степени привлекало вашего ребёнка в проектной деятельности?

а) планирование будущего проекта;

б) выполнение (подготовка) проекта;

в) представление проекта (презентация).

Б. Полузакрытые, в которых кроме перечня готовых ответов есть возможность высказать другую позицию, например:

1. Что явилось самым трудным для вашего ребёнка в процессе выполнения проекта?

а) поиск необходимой информации;

б) распределение своего времени;

в) подготовка презентации проекта;

г) другое.

В. Открытые, предполагающие самостоятельную формулировку ответа, например:

1. По вашему мнению, адекватно ли оценил ваш ребёнок свой проект?

2. Довольны ли вы результатом вашей совместной с ребёнком проектной деятельности?

В некоторых случаях можно попросить родителей письменно поделиться своими впечатлениями о конкретном проекте в свободной форме.

Таким образом, семейное проектирование в начальной школе - необходимый элемент современной системы образования. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников - сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком.

ГЛАВА 2.

ОПЫТ ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

2.1. Организация взаимодействия младших школьников и родителей в МАОУ СОШ № 18 г. Балаково

в условиях реализации ФГОС НОО

Для современной школы очень важно тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с мнением родителей по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других школьных проблем. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим с сентября по апрель на базе МАОУ СОШ № 18 г. Балаково, внедрялся проект «Школа-моя семья», целью которого является-создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме "школа-семья". Взаимодействие с семьями учащихся осуществляется по 3 направлениям:

- просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);

- формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомлю с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формирую у учащихся и родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);

- диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).

Взаимодействие школы и семьи - целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. Принципы взаимодействия школы и семьи, применяемые в МАОУ СОШ № 18 г. Балаково:

- организация совместного творчества учителя, учащихся и родителей;

- обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.

Как классный руководитель может повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.

Выбор форм осуществляется в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.

Для изучения семей я, как учитель использую различные методы: наблюдение, посещение семей, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.

Исследования начинается в начале 1 класса с непринужденного общения с родителями и детьми.

С помощью анкетирования было выявлено уровень образованности родителей:

60% родителей имеют среднее специальное и высшее образование;

25% - среднее;

15% - незаконченное среднее.

На основании анкет был определён уровень материального благосостояния и социальной устойчивости (работающие, материально обеспеченные и социально-благонадежные семьи) а также воспитательный потенциал семей.

70% имеют социальную и материальную устойчивость,

15% - полные семьи, 60% обладают положительным воспитательным потенциалом.

По данным результатам, можно сделать вывод, что в педагогической деятельности моего класса необходимо выбрать оптимальные формы сотрудничества, которые позволят повысить уровень воспитанности учащихся, повлиять на воспитательный потенциал семей, осуществить индивидуальный и массовый подход в организации воспитательного процесса.

Для изучения семей используются анкеты "Знакомство с родителями», для выявления эмоционального комфорта в семье - тест "Выявление эмоциональной атмосферы семьи" (Приложение 1).

Данные методики показали, что у 40% выражен уровень тревожности, у 25% определена средняя степень тревожности, 35% испытывают эмоциональный комфорт в семье.

По результатам анкет видно расхождение в ответах учащихся и их родителей, поэтому на выявление взаимоотношений в семье используется рисуночный тест "Моя семья" и тест "Подковка" для определения влияния.

Этот тест поможет определить психологическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для него члена семьи, определить внутрисемейные контакты.

Инструкция. Предложите ребенку нарисовать свою семью. Во время рисования больше ничего не подсказывайте ребенку. Обратите внимание на то, кого ребенок нарисовал в первую очередь - этот человек наиболее любим ребенком.

Когда рисунок будет готов, спросите: «Кого ты нарисовал?». «Почему не нарисовал… (например, папу)?». «Кто здесь самый счастливый? Почему?». «Кто самый несчастный? Почему?».

Обработка теста

По данному рисунку семьи можно судить об отношениях в семье. Конечно, этот тест не может отразить всю картину в целом, но кое-что из рисунка можно почерпнуть.

1. Анализ структуры рисунка

Нарисованный состав семьи соответствует реальному - у ребенка правильно сформировано понятие «Моя семья».

Если ребенок кого-то не нарисовал или нарисовал очень далеко от себя - конфликт с этим человеком, отчужденность, неудовлетворенность общением с ним.

Нарисовал других детей или взрослых, не живущих с ребенком - ребенку не хватает общения с этими людьми.

Нарисовал зверей - есть отвержение ребенка в семье и недостаток общения с людьми.

Если на рисунке нет самого ребенка - плохое отношение к ребенку со стороны семьи.

Нарисовал только себя - нет чувства общности (не ездят никуда вместе, каждый по отдельности). Если к тому же прорисовано много деталей - эгоцентризм.

2. Расположение членов семьи

Все члены семьи соединены руками, взялись за руки - психологическое благополучие.

Если объединены реальной общей деятельностью - показатель сплоченности семьи.

Заняты выдуманной деятельностью - психологическое неблагополучие (редко бываем вместе).

Члены семьи на большом расстоянии от ребенка - отчужденность, боязнь, негативные отношения.

Группировка по интересам (родители заняты одним делом, ребенок - другим) - разобщенность (у родителей свои проблемы, у ребенка - свои, «не суй нос не в свое дело»).

Кого ребенок нарисовал рядом с собой - тот эмоциональнее ближе к ребенку.

Ребенок в первую очередь рисует самого значимого для себя человека, в последнюю - менее значимого.

Папа нарисован отдельно, но тщательно прорисован - часто отсутствует.

Если вокруг семьи рамка (все в здании) - изолированность от внешнего мира.

Небрежное изображение всех членов семьи, разделение их перегородками, изображение людей со спины или отвернутыми друг от друга - нарушение эмоциональных контактов.

3. Анализ особенностей нарисованных фигур

Нарисованы все детали тела - норма. Мама без рта - «не кричи», глаз нет - «не хочу постоянного надзора», папа без рук - «не бей меня», не нарисовал лицо - «ты мне не симпатичен».

Пропуск деталей на голове или лице - враждебность, боязнь, скрытность недоверие к этому человеку. Прорисованы кисти рук - очень хорошие внутрисемейные отношения, нет кистей рук - нет содержательного общения с окружающими людьми.

Огромные уши - хвалите меня.

Декорирование (детали одежды, наряды тщательно прорисованы) у того, кого ребенок больше любит.

Если ребенок сам себя тщательно прорисовывает - высокая потребность во внимании, демонстративность, склонность к истерикам.

Схематичное изображение людей - отсутствие у ребенка эмоциональности.

Величина фигур - главный член семьи - самый большой, но необязательно самый любимый.

Если ребенок нарисован самым большим - эгоцентризм. Большой родитель и очень маленький ребенок - родитель очень строгий, ребенок не уверен в себе. Если все одного роста - все в семье партнеры.

Руки вверх - враждебность к окружающим.

Ребенок нарисован без рук - чувство бессилия, безропотности.

Каждый член семьи нарисован одинаково - все безлики, отштампованы.

Разные лица у членов семьи - индивидуальность.

Если ребенок рисует себя похожим на маму или папу - хочет быть на нее или него похож.

Используемые цвета - светлые, сочные тона - радость, любит этого человека.

Черный, серый, коричневый цвет - неблагоприятное отношение к этому человеку.

Красный цвет - авторитетность.

4. Анализ процесса рисования

Нарисовал себя в последнюю очередь - низкая самооценка.

Много стираний ластиком - признак тревожности, недовольства этим человеком.

Мелкие размеры рисунка, штриховка - неблагоприятное физическое состояние,
напряженность, скованность.

Большие размеры, яркие цвета - хорошее расположение духа, раскованность, отсутствие напряженности и утомления.

Выявление эмоциональной атмосферы в семье

Еще одна таблица, которую уместно заполнить родителям - это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребенку. Такая диагностика полезна при подготовке к тематической консультации или к психолого-педагогическому консилиуму. Она позволяет определить причину высокой тревожности учащихся. Это связано с изменением положения ребенка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» - такие высказывания демонстрируют изменение эмоционального восприятия ребенка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.

Таблица для родителей

Слова и фразы, с помощью которых я

поддерживаю ребенка

ругаю его

Если в классе есть трудные дети и есть проблемы с их воспитанием, то необходимо предложить и детям заполнить аналогичную таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблицы родителей и детей. Трудности многих учащихся порою состоят в сложности эмоционально воспринимать друг друга.

Таблица для детей

Слова и фразы, которыми мои родители меня:

поощряют

как часто

ругают

как часто


По результатам тестирования видно, что:

8 ребята - рисуют себя, взявшись за руки с мамой и папой, то есть испытывает эмоциональный комфорт;

4 учащийся - близки только с мамой;

10 ребят - исключают себя из семейных ситуаций;

2 учащихся - стремятся доминировать в своей семье, отличается эгоцентризмом.

При сравнении ответов родителей и детей видно, что эмоциональный дискомфорт в ответах детей выше, чем у родителей (дети - 40%, родители - 30%), средняя степень комфорта у детей процент ответа ниже, чем у родителей (дети - 25%, родители - 35%), комфорт - проценты у детей и родителей совпали - 35%.

Если сравнить ответы родителей и детей, то картина будет такой:

Влияние на личность испытывают все учащиеся:

- влияние родителей - 70 %;

- влияние друзей - 30%.

С учителем учащиеся себя ставят на один уровень эмоциональных отношений. Командуют ребята младшими братьями и сестрами; домашними животными.

Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности показал: "Как часто вы проводите выходной день с родителями?"

Из 24 опрошенных детей только 8 сказали, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы этот день посвятить им.

На вопрос: "Кто из родителей проводит чаще всего свое свободное время с вами?"

- 10% ответили: мама и папа;

- 20% - мама;

- 70% ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.

По результатам анкеты видно, что у родителей нет времени для общения с детьми.

Анализируя данные анкет, видно, что необходима помощь классного руководителя, быть посредником я в процессе становления взаимоотношений в семье и сплотить членов семьи, создать условия для формирования дружеских доверительных отношений семьи и школы, сплочения детского коллектива.

Для решения данных проблем определены формы сотрудничества семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения.

Одной из формы работы является - семейные праздники, в результате общего труда, совместного дела, изобретения. В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.

Воспитывая ученика, происходит влияние на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.

Сроки реализации проекта - с сентября по апрель 2015 года.

Цель - создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье.

Задачи:

  • повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогических тематических консультаций, тренингов, бесед;

  • формировать положительное отношение к школе и учебно-воспитательному процессу для предотвращения проблем в обучении и воспитании;

  • создать условия для максимального развития талантов и способностей учащихся;

  • формировать уважительное отношение к родителям, к семьям одноклассников, интерес к истории своей семьи и чувство патриотизма;

  • способствовать формированию личностных качеств учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;

  • содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел;

  • предоставлять каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентации, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. создание семейных электронных альбомов;

  2. создание генеалогического древа каждой семьи;

  3. знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;

  4. создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций, для передачи приобретенного опыта коллегам;

  5. сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;

  6. сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;

  7. овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей;

  8. приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;

  9. повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

Показатели результативности:

  • сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;

  • степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;

  • степень активности родителей в реализации проекта;

  • степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;

  • эмоциональный настрой учащихся и их родителей;

  • плакат настроения учащихся;

  • презентация проекта, отзывы коллег.

Механизмы реализации проекта

1. Тематические консультации для родителей:

- Трудности адаптации первоклассников в школе.

- Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

2. Родительские лектории:

- Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

- Режим дня в жизни школьника.

3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):

- Какие вы родители?

- Детей воспитывают родители, а родителей...

- Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали.

- Во что играют наши дети.

4. Родительские вечера:

- Праздники нашей семьи.

- "Можно" и "нельзя" в нашей семье.

5. Тренинг.

- Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей).

- "Дети глазами родителей, родители глазами детей".

6. Семейные праздники:

- Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года.)

- Подготовка и проведение семейного праздника «Я - это моя семья!» (приложение 2)

-Совместное мероприятие «Наш новый год»

-Совместное мероприятие «Вместе с папой»

7. Художественные номера, творческие работы, презентации... (на каждом этапе работы).

Основные этапы реализации проекта представлены в таблице 1.


Таблица 1

Сроки

Деятельность классного руководителя

Деятельность учащихся и родителей

Подготовительный период

Сентябрь

1. Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия:

  • анкетирование родителей (анкеты изучения семей учащихся, выявления пожеланий учащихся в организации совместных дел);

  • анкетирование учащихся (взаимоотношения в семье, эмоциональный комфорт).

2. Анализ - результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества.

3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала.

4. Подготовка плаката настроения учащихся с целью контроля эмоционального комфорта.

5. Составление перспективного плана реализации проекта.

1.Участие в анкетировании.

2.Выражение отношения к проекту с целью разработки планов семейного воспитания.

3.Определение тематики совместных мероприятий с семьями учащихся.

Перспективный план работы на год

1. Тематические консультации для родителей:

  • Трудности адаптации первоклассников в школе. (Сентябрь)

  • Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. (Ноябрь)

2. Родительские чтения:

  • Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника. (Октябрь)

  • Режим дня в жизни школьника. (Декабрь)

3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):

  • Какие вы родители? (Ноябрь)

  • Детей воспитывают родители, а родителей. (Октябрь)

  • Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. (Декабрь)

  • Во что играют наши дети? (Февраль)

4. Родительские вечера:

  • Праздники нашей семьи. (Январь)

  • "Можно" и "нельзя" в нашей семье. (Октябрь)

5. Тренинг:

  • Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей). (Апрель)

  • "Дети глазами родителей, родители глазами детей".

6. Семейные праздники:

  • Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года). (Сентябрь)

  • «Я - это моя семья!» (Январь)

  • Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек. (Март)

Совместное мероприятие «Наш новый год» (Декабрь)

-Совместное мероприятие «Вместе с папой» (Февраль)

Вопросы успеваемости и индивидуальная работа будут просматриваться при реализации всех этапов проекта.

Основная задача - создание условий для совместной деятельности детей и родителей, в результате которой они раскрывают свои способности, тесно контактируют не только под моим руководством, но и в неформальной обстановке.

Основной период

Сентябрь

1.Выстраивание концепции и выделение приоритетных задач воспитания.

2.Вынесение на рассмотрение плана проекта, утверждение предложенных форм сотрудничества, обсуждение совместных мероприятий и согласование графика работы, формирование состава творческих групп.

3.Организация тематической консультации "Трудности адаптации первоклассников в школе".

4.Подготовка и проведение инсценированного праздника "Здравствуй, школа!" (с целью раскрытия творческих способностей, эмоционального комфорта семей учащихся, при совместной деятельности).

  1. Утверждение проекта, внесение поправок, пожеланий.

  2. Выбор актива класса и родителей, распределение обязанностей в организации совместного сотрудничества.

  3. Выделение промежуточных задач, поиск путей их решения.

  4. Участие родителей в тематической консультации, с целью просвещения.

  5. Распределение ролей в организации совместного мероприятия.

  6. Подготовка и участие родителей и учащихся в празднике

  7. Заполнение учащимися плаката настроения.

Октябрь

Ноябрь

1. Подготовка и проведение педагогических практикумов и тематических консультаций:

-Детей воспитывают родители, а родителей... (Октябрь)

-"Можно" и "нельзя" в нашей семье. (Октябрь)

-Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. (Ноябрь)

-Какие вы родители? (Ноябрь)

(С целью знакомства семей учащихся с психолого-педагогическими аспектами воспитания.)
2. Составление и рассмотрение игровой конкурсной программы - это семья, где друг другу очень рады! (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи.) (Ноябрь)
(Цель мероприятия - укрепление взаимоотношений в семье, вовлечение участников процесса в неформальное сотрудничество, привитие гордости и уважения к семейным традициям.)
3. Утверждение пошаговых действий: составление планов работы родителей дома, контроль над выполнением домашних заданий.
4. Подготовка художественных номеров с учащимися в школе.
5. Подготовка оборудования и слайдовых материалов к консультациям, практикумам, празднику.

  1. Участие родителей в педагогических практикумах и тематических консультациях.

  2. Рассмотрение и обсуждение игровой конкурсной программы ко дню семьи, выработка критериев оценки, подготовка художественных номеров, выполнение домашних заданий.

  3. Отчет родителей о проделанной дома работе с детьми.

  4. Подготовка учащимися художественных номеров и поделок.

  5. Подготовка родителями оборудования.

  6. Подготовка стендовых материалов.

  7. Заполнение учащимися плаката настроения.

Декабрь

  1. Систематизация собранного материала, компьютерная обработка, предварительные итоги проделанной работы, проектирование и корректировка дальнейшей работы.

  2. Корректировка воспитательного взаимодействия родителей и учащимися через проведение педагогического практикума "Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали", классного часа (в форме диспута) по теме "Дети глазами родителей, родители глазами детей".

  3. Подготовка и реализация сценария праздника "Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год" (игровое представление) с целью развития творческих способностей учащихся, развития индивидуальных качеств и сплочения участников воспитательного дела.

  4. Подбор художественных номеров, игр, конкурсов, изготовление костюмов и оборудования к празднику.

  1. Предварительная аналитическая деятельность по проведенным делам.

  2. Участие детей и родителей в педагогическом практикуме и классном часе.

  3. Подготовка и проведение конкурсов, игр, художественных номеров, пошив костюмов.

  4. Переосмысление воспитательных приоритетов, путем искоренения пробелов в системе воспитания.

  5. Заполнение учащимися плаката настроения.

Январь

Февраль

Март

  1. С целью сплочения родительского коллектива и для профилактической просветительской работы проведение родительского вечера "Праздники нашей семьи" (Январь) практикума "Во что играют наши дети". (Февраль.)

  2. Семейный праздник "Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек" , с целью сплочения коллективов, развития творческих способностей учащихся, установления комфортных отношений между родителями и детьми.

  • Праздник «Я - это моя семья!»

-Совместное мероприятие «Наш новый год»

-Совместное мероприятие «Вместе с папой»

  1. Подготовка материалов к итоговому тестированию учащихся и родителей, систематизация накопленных материалов проекта.

  1. Подготовка к родительскому вечеру, участие в педагогическом практикуме.

  2. Участие в семейном празднике.

  3. Подготовка художественных номеров, рисунков, игр и конкурсов учащимися под руководством учителя.

  4. Изготовление подарков всем участникам праздника.

  5. Подготовка оборудования к мероприятию.

  6. Заполнение учащимися плаката настроения.

Заключительный период

Апрель

  1. Подготовить и провести игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей). (Апрель.)

  2. Организовать итоговое мероприятие "Каков в гнезде, таков в полете". (Конец апреля.)

  3. Оформление портфолио проекта, презентация проекта. Вынесение благодарностей участникам проекта.

  4. Проведение и обработка повторного анкетирования учащихся и родителей, для выявления эффективности системы воспитательных мероприятий.

  1. Участие в повторном анкетировании учащихся и их родителей.

  2. Подготовка домашних заданий:
    1) составление генеалогического древа;
    2) рассказ о семейных традициях и реликвиях;
    3) подбор фотографии для электронного альбома.

  3. Подготовка учащимися художественных номеров, костюмов, оборудования.

  4. Заполнение учащимися плаката настроения.

Апрель

Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта.

Обобщение материалов.

Анализ совместно выполненной работы, определение ее эффективности.
Предварительное планирование совместной работы на будущий год.

На каждом этапе работы, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказывали пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, изменилось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались с соответствие с запросами участников воспитательного процесса. В данном перспективном плане отражена только работа с семьей.

Заполнение плаката настроения осуществлялось каждый день.

2.1. Анализ реализованных мероприятий, направленных на организацию взаимодействия школы и семьи

Анализируя проведённый комплекс мероприятий и динамику настроения учащихся, можно сделать вывод, что 100% учащихся имели хорошее настроение во время совместных дел с родителями. У 89% учащихся преобладало хорошее настроение, были редкие смены настроения, из-за неудач в школе и конфликтов в семье. 1% (1 человек) имел частую смену настроения в зависимости от комфорта взаимоотношений в семье, но надо отметить к концу дня его настроение значительно улучшалось.

Анализируя выходные данные анкеты мы видим, что эмоциональный фон в семе изменился. Дискомфорт испытывает только один обучающийся , средняя степень комфорта у детей испытывают 5%, комфорт - проценты у детей и родителей выросли - 70%.

Таблица 2.

ФИО

% комфорт. на начало периода

% комфорт. на конец периода

Алёхин Александр Дмитриевич

50

80

Алиев даниил рустамович

15

65

Борисов Никита Анатольевич

60

87

Бурковский Кирилл Владимирович

45

67

Гасанова Диана Максимовна

78

95

Гладков Константин Алексеевич

68

87

Дорошенко Олеся Валерьевна

46

69

Ефимов Игорь Александрович

63

87

Казаков Вячеслав Алексеевич

54

78

Киотов Николай Николаевич

52

72

Климов Матвей Анатольевич

41

87

Конкин Виталий Влерьевич

67

89

Королёв Кирилл Александрович

68

70

Кулькова Мария Дмитриевна

67

97

Ляшкевич Даниил Андреевич

48

89

Песоцкая Екатерина Андреевна

78

88

Плотникова Диана Николаевна

16

96

Сухова Анастасия Дмитриевна

43

64

Титов Никита Денисович

10

87

Толстенев Богдан Анатольевич

69

99

Улезко Максим Сергеевич

85

89

Шевченко Анастасия Анатольевна

61

87

Яшпатрова Екатерина Сергеевна

73

83

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой очень трудоемкий процесс, так в начале года активно взаимодействовали 60% родителей, а к концу года - 85%. К сотрудничеству удалось привлечь не только мам, но и пап, бабушек, дедушек и детей. Эти данные доказывают, что сотрудничество было эффективным, а значит, формы сотрудничества были выбраны правильно.

Таким образом, реализация данного проекта помогла добиться поставленных целей и высоких результатов в области воспитания:

  1. создание семейных электронных альбомов;

  2. создание генеалогического древа каждой семьи;

  3. знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;

  4. создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций, для передачи приобретенного опыта коллегам;

  5. сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;

  6. сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;

  7. овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей;

  8. приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;

  9. повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

На этом работа с семьей не прекращена, она продолжается в течение всего периода начального образования, так как возникают новые проблемы в области воспитания.

Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.

У педагогов всегда присутствовало понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей ребёнка. Поэтому так важно организовать конструктивное взаимодействие семьи и школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья - это ячейка общества. Школа - это учебное заведение, где ребёнок проводит большую часть своего времени. Взаимодействие двух социально значимых институтов играет важную роль в развитии социально-нравственной, духовной личности.

Взаимоотношения семьи и школы важны в первые годы пребывания ребенка в школе. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности.

Главное условие взаимодействия школы и семьи - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, за чем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.

Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Этому способствует применение проектной деятельности.

Проект «Школа - моя семья» был внедрён на базе МАОУ СОШ № 18 г. Балаково в 1 в классе, целью которого является-создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье.

Данный проект включал в себя комплекс мероприятий: анкетирование, участие семьи в конкурсах и совместные семейные мероприятиях, родительский лекторий, тренинги. На каждом этапе подводились итоги и отмечалась шкала настроения. В заключительном этапе были собраны и обработаны выходные данные анкет, отзывы родителей и детей о проекте «Школа - моя семья». Реализация данного проекта помогла добиться поставленных целей и высоких результатов в области воспитания.

Таким образом, основная цель квалификационной работы - теоретически определить и экспериментально проверить необходимость организации взаимодействия школы и семьи с помощью проекта была выполнена. Через комплекс мероприятий все участники образовательного процесса сплотились, изменилось отношение ребят друг другу, родители стали активнее принимать участие в жизни класса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверченко А.Т. Вопросы воспитания. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.

  2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 2003. - 67 с.

  3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. - М.: Аркти, 2012. - 32 с.

  4. Вересов, Д. Воспитание чувств. Кн.1. Ближний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2011. - 442 c.

  5. Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 2007. - 44 с.

  6. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов// Начальная школа, 2009. - №3. -С. 60-61.

  7. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва: 2005. - 56 с.

  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М. - 261 с.

  9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.

  10. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/ Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997.- 208 с.

  11. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования: дис. канд. пед. наук. - Ростов/на/Д., 2004.

  12. Дик Н.Ф. Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания в 1-2 классах / Н.Ф. Дик. - Рн/Д: Феникс, 2011. - 317 c.

  13. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. - М., 1961.

  14. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

  15. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей. - Мн.: Книжный Дом, 2011. - 576 c.

  16. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 9. - С. 5-7.

  17. Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса// Начальная школа, 2008. - №10. - С. 57-60.

  18. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе// Начальная школа, 2004. - № 2. - -С. 15-16.

  19. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. - М.: Советская Россия, 2003. - 46 с.

  20. Колесникова И.А., М.П. Горчакова Славская Педагогическое проектирование : учеб. пос. для высш. учеб. заведений. - 2е изд. - М., 2007.

  21. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М.: Просвещение, 2000.

  22. Лачугина Ю.Н. Психология и педагогика. Ч. 2. Педагогика: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 52 с.

  23. Кваша Б. Ф. Воспитательная педагогика А. С. Макаренко// А.С. Макаренко и мировая педагогика

http:antonmakarenko.narod.ru/Poltava2002/materi/kvacha.htm

  1. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко - М.: Московский рабочий, 1963. - 20 с.

  2. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для учителей, классных руководителей/ Авт. - сост. А.Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, А. П. Пашкевич. - М.: Глобус, 2007.-24 с.

  3. Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи. - М.: Просвещение,2005.- 27 с.

  4. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие. - Волгоград: Учитель, 2013. - 91 с.

  5. Новикова Т.Г. Теоретические подходы к технологии экспертизы инновационных проектов// Школьные технологии, 2002.- № 1.

  6. Подласый И.П. Педагогика т. 2 - Москва, 2012. - 270 с.

  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

  8. Смолко Е. Воспитывать вместе// Семья и школа, 2005. - № 9. - С. 19.

  9. Справочник классного руководителя. Лучшее из практики воспитательной работы// МЦФЭР, 2009-2011 гг.

  10. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: Дистанционный курс повышения квалификации. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.

  11. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 2000. - 260 с.

  12. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ Авт. - сост. Ю. А. Голубева - Волгоград: Учитель, 2009. - 15 с.

  13. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско родительских отношений. М., 2011 - 34 с.

  14. Фицджеральд Ф.С. Издержки хорошего воспитания: Рассказы/ Пер. с англ. Л. Брилова [и др.]. - СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2013. - 384 c.

Приложение 1

Анкета «Знакомство с родителями»

Уважаемые родители!

Мы хотим поближе познакомиться с вашей семьей, ее педагогически позицией и взглядами на образовательные услуги, с тем, чтобы более плодотворно и адресно сотрудничать с вами.

Перечислите всех членов вашей семьи, живущих вместе с вами:____________________________________________

Какие семейные традиции вы соблюдаете?

  1. дни рождения;

  2. дни поминовения усопши;

  3. коллективные посещения кино, театров и др.;

  4. религиозные обряды (посещение церкви, посты, праздники...);

  5. день создания семьи;

  6. гражданские праздники (Новый год, 1 Мая, 8 Марта, День Победы и др.);

  7. школьные праздники (начало учебного года, окончание шкоды...);

  8. профессиональные праздники;

  9. воскресные семейные обеды, ужины;

  10. выпуск семейной газеты;

  11. проведение семейных советов;

  12. другое _________________________

3.Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

  1. спорт;

  2. рыбалка;

  3. шитье;

  4. вышивка;

  5. сочинение стихов, рассказов, сказок;

  6. поделки;

  7. коллекционирование;

  8. пение;

  9. вязание;

  10. аквариумоводство;

  11. домашние животные (уход, дрессировка);

  12. шахматы;

  13. живопись/рисование;

  14. чтение;

  15. игра на музыкальных инструментах;

  16. посещение театров;

  17. другое

Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете ребенка: ______

Какой труд объединяет вашу семью?

  1. общего труда нет, у каждого свое дело;

  2. уборка квартиры;

  3. ремонт квартиры;

  4. уход за домашними животными;

  5. уход за скотом;

  6. работа в саду, на даче;

  7. индивидуальная трудовая деятельность;

  8. другое

6.Собираете ли вы семейные советы?

  1. семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов;

  2. собираем совет для того, чтобы:

  3. распределить бюджет семьи,

  4. планировать покупки,

  5. планировать отпуск,

  6. распределять работу по лому, ответственность,

  7. обсуждать поступки членов семьи,

  8. обсуждать проблемы воспитания детей,

  9. другое

7.Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье?

· отдельная комната для ребенка;

· уголок в общей комнате;

· спортивный инвентарь (коньки, лыжи, гири и т. п.)

· библиотека;

· музыкальные инструменты (гитара, баян и т. п.);

· диапроектор;

· киноаппарат, кинопроектор;

· электронные игры;

· проигрыватель;

· компьютер;

· видеокамера;

· фотолаборатория;

· фотоаппарат;

· живой уголок;

· фонотека;

· аквариум;

· столярные, слесарные инструменты;

· вязальная машина;

· конструкторы;

· швейная машина;

· развивающие игры;

· велосипед/мотоцикл;

· еще

8.Есть ли в семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием детей?

  1. мама; папа;

  2. бабушка; дедушка;

  3. прабабушка; прадедушка;

  4. няня; родственница;

  5. гувернантка;

Другие

9.Что хорошего/плохого приносит ваш ребенок из школы?

  1. умственное развитие;

  2. сквернословие;

  3. эстетическое развитие;

  4. непослушание;

  5. культуру общения;

  6. грубость:

  7. самостоятельность;

  8. нервозность;

  9. интерес к знаниям;

  10. усталость, измотанность:

  11. желание учиться;

  12. возбуждение;

  13. внимание к близким;

  14. нежелание ходить в школу;

  15. страх перед оценками;

  16. страх перед педагогами;

  17. другое

Обработка анкеты: качественный анализ ответов осуществляется по указанным параметрам воспитательного потенциала семьи.

1. Материально-бытовые условия и средства, имеющиеся в семье для воспитания ребенка (вопросы № 7, 8).

2. Духовная жизнь семьи, сплачивающая ее и создающая качество «дома» для ребенка (вопросы № 2,3, 5,6).

3. Включенность родителей в педагогически-ориентированные виды семейной деятельности (вопросы № 4,6 - обсуждение проблем воспитания, № 12,15).


Приложение 2

Семейный праздник «Я - это моя семья!»

Программное содержание:

- раскрыть для детей понятие семья, показать значимость семьи, как единого целого;

-пробудить интерес к истории своего рода;

- закрепить и расширить представление детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве;

- способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи в семейной жизни;

- воспитывать культуру взаимоотношений между поколениями.

Оборудование:

Домик из коробок, отличающихся по размерам (большой, поменьше и т.д.), фотографии родственников: прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, мам, пап, детей, силуэтное изображение дерева, карточки для дидактических игр: «Подбери словечко», «Продолжи фразу», «Заморочки из бочки».

Ход праздника

(На сцене оборудован дом, где сидит бабушка Нюра)

Б. Нюра. - Здравствуйте дети, я люблю, когда ко мне приходят гости. Сейчас я живу одна, а раньше нас было в этом доме много, было шумно и весело. Но сейчас мои дети выросли, разъехались по разным городам. Конечно, они меня навещают в праздники, выходные дни. А вечером, когда я остаюсь одна и, бывает, заскучаю, достаю свой семейный альбом, в котором хранятся фотографии моих родных и рассматриваю их (показывает альбом).

Вед. - И наши ребята тоже принесли фотографии своих родственников. Они нам сегодня очень пригодятся.

- Скажите ребята, куда вы торопитесь после школы? (Домой)

- А почему? (потому что там вас ждут самые близкие и родные люди - ваша семья)

Уч.1 - Семья - это слово родное. Сколько в нем света, добра и тепла.

Уч.2. -Как мы гордимся своими родными за все их поступки, за все их дела.

Уч.3 -Глаза материнские нас согревают, как солнца сиянье они горячи.

Уч.4. - А руки отца от беды заслоняют. Забота родных - как солнца лучи.

Вед. - Кого мы называем самыми родными? (Близкие по родству люди - это родственники). Все родственники - это одна большая семья, и каждая семья имеет свое начало. Самым первым, начальным и самым уважаемым является самый старший по возрасту. Почему, как вы думаете? (Чем дольше человек живет, тем больше он знает. Мы обращаемся к нему с разными вопросами, за советами). Как же называют самых старших людей в роду? (прадедушка, прабабушка). Они поселятся на пером этаже нашего дома (ученик строит из коробки первый этаж).

Вед. - Кто еще в вашей семье самые уважаемые и старшие родственники? (дедушка, бабушка). Они поселятся на втором этаже нашего дома.

Вед. - Да, и мы их уважаем и любим за то, что они дали жизнь вашим родителям (мама, папа). Они поселятся на третьем этаже нашего дома.

Вед.- А кто поселится на следующем этаже? (это дети - вы)

Вед.- На ком же держится весь род? (прабабушка, прадедушка). И весь этот один весь большой род каждого человека можно изобразить в виде дерева. (Корни дерева - фото прабабушек и прадедушек, ствол дерева - фото бабушек и дедушек, ветки дерева - фото мам и пап, плоды - фото детей).

Вед. - Посмотрите, какое интересное, необычное дерево у нас получилось. И назвали это дерево - генеалогическим.

Уч.5 - В доме жила большая семья, мама - красавица в доме была.

Уч.6 - Папа - силач, спортсмен - удалец, опора семьи - настоящий отец.

Уч.7 - Бабушка с ними - старушка жила, целыми днями вязать могла!

Уч. 8 - Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил!

Уч.9 - Ну а еще был в семействе сынишка - бойкий и шустрый такой шалунишка!

Уч.10- Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.

Уч.11 - Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами, пейзаж рисовал:

Уч.12 - Солнце, и тучка, и дождик идет, но и малыш иногда устает.

Уч.13- В семье той большой не умели скучать.Вечером пили с вареньем чай.

Уч.14 - Вкусный чаек, объеденье - варенье. Пора и заканчивать стихотворенье!

Уч.15 - Только одно лишь добавлю я - Дружная очень это семья!

Дидактическая игра « Подбери словечко».

Вед. - А что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (высказывания детей). А бабушка Нюра приготовила интересную игру. Дидактическая игра «Продолжи фразу».

Уч.16 - Я с бабушкой своею дружу давным-давно;

Она во всех затеях со мною заодно

Уч.17 - Я с ней не знаю скуки, и все мне любо в ней

Уч.18 - Но бабушкины руки люблю всего сильней!

Вед. - Не случайно мы так много говорим о бабушках и дедушках, ведь 28 октября в России считается Днем бабушек и дедушек.

Б. Нюра - А у меня для вас ещё один сюрприз «Заморочка из бочки»

7 и «Я» (Дети хором - семья)

Вед. - Помните, что самое главное и важное для любого человека - семья.

И самое главное, чтобы в семье были… (дети читают хором)

МИР ДРУЖБА ЛАД УВАЖЕНИЕ ЛЮБОВЬ

Вед. - Закончим мы наш праздник песней « Неразлучные друзья»

Проект как средство взаимодействия семьи и школыПроект как средство взаимодействия семьи и школы


© 2010-2022