Методическая разработка воспитательного мероприятия. «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!»

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Красноселовская СОШ





Методическая разработка воспитательного мероприятия.



«Чай.

Как он приятен, вкусен, ароматен!»







Разработали:

учитель истории: Онуфриева Наталья Алексеевна

учитель физики: Калюжная Ирина Владиславовна



Цели:

познакомить учеников с особенностями национальных традиций чайных вечеров;

закрепить навыки приготовления чая и сервировки стола;

формировать творческие способности и развивать кругозор;

воспитывать культуру поведения.

Оформление: кабинет оформлен плакатами с изображениями самоваров, чайников, чашек с блюдцами, расшитых полотенец. Накрыты три стола для чаепития:

Методическая разработка воспитательного мероприятия. «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!»

Вступление

Приглашение в дом чая:

Здесь вас с чаем, ребятишки,
Ждут баранки и коврижки.
Это все для вас детишки:
Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте,
Сладким чаем запивайте.
К нам, смотри, не опоздай,
А не то остынет чай.

Чай горячий, ароматный.
И на вкус весьма приятный.
От недуга исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы новые дает,
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир,
Славим чудо-эликсир.

Методическая разработка воспитательного мероприятия. «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!»

1ведущий: Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома всё хорошо, когда его любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том, о сём.

2ведущий: Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения».

1ведущий: И если вас приглашают на чай, на чаепитие - значит вас пригласили к общению.

2 ведущий: Чаепитие органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. А традиции были весьма замечательны.

1 ведущий: Каждая эпоха привносила что-то своё. Менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом - солью и добрым отношением.

2 ведущий: В народном творчестве по этому поводу множество пословиц и поговорок.

1 ведущий: Давайте вспомним их. (классы по очереди называют пословицы)

Поговорки:

Устал - пей чай, жарко - пей чай, хочешь согреться - пей чай.

Если чай не пьешь, где силы берешь?

Чаем не насытишься, но душу помоешь, жажду утолишь.

После чая - на душе лето.

Чайных чашек три, а сила за троих.

Гость на гость - хозяину радость.

Просим на избу: красному гостю - красное место.

Будьте как дома - присаживайтесь.

Чайку откушать и гармошку послушать - милости просим.

Методическая разработка воспитательного мероприятия. «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!»

1ведущий: Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени его, не накормив и не предоставив ему отдыха.

2 ведущий: Об этом свидетельствует и русский фольклор.

(классы разыгрывают сценки: Иван- царевич и Баба Яга, Муха- цокотуха, Баба Яга и Кощей Бессмертный)

Методическая разработка воспитательного мероприятия. «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!»

1ведущий: Что же это за напиток такой-чай? Почему он пользуется такой огромной популярностью?

2ведущий: прежде всего у чая очень мягкий и неповторимый аромат, ни с чем несравнимый вкус.

1ведущий: Но сказать о вкусе и запахе чая- это значит сказать слишком мало. Чай - это богатейшая аптека.

2ведущий: Чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат.

1ведущий: В свежих листьях чая витамина С в четыре раза больше, чем в лимоне, а в зелёном чае в десять раз больше, чем в чёрном.

2ведущий: Благодаря этому чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение.

1ведущий: Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почётных мест.

2ведущий: Родиной чая является Китай.(Слайд 2-7)

Ведущий 1: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен: в китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до н.э.

Ведущий 2: Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. В VIII веке он попадет в Японию. Затем чай проник в Корею, Индию, Иран, Монголию, Юго-Восточную Сибирь и Среднюю Азию. Хотя чай и стал любимым напитком в большинстве стран мира, но выращивать его там долгое время не умели и привозили из Китая.

1ведущий: Путь чая в Европу был долгим и трудным. Не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал матери фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт чая в миске. Слила ненужную, по её мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.(Слайд 8-12)

2ведущий: Когда же чай стал известен в России? (Слайд 13)

1ведущий: В 1638 году царский стольник Тюменец, будучи послом в Монголии, впервые попробовал на пиру питьё, которое ему понравилось, и Алтын- Хан послал русскому царю Михаилу Фёдоровичу несколько пудов чая.

2ведущий: Правда, долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались во всём им подражать. Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев.

1ведущий: Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того наупражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.(Слайд 14-17)

Методическая разработка воспитательного мероприятия. «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!»

Хозяйка «Как сервируют стол к чаепитию» (Слайд 18-20)

Хозяйка: Стол ставят в центре комнаты или у стены. Накрывают полотняными скатертями. Салфетки могут быть других тонов, но сочетаться со скатертью. К чайному столу подают сладкие блюда: суфле, кремы, пирожное, торт, печенье, кексы, ягоды, варенье, фрукты, конфеты.

Для сервировки используют десертные тарелки, фруктовые приборы, вазочки, розетки для варенья.

При подаче сладкого блюда на стол ставят для каждого гостя десертную тарелку, справа кладут десертную ложку или нож, слева: десертную вилку рожками вверх.

На десертных тарелках салфетки.

-В центре располагают конфеты в вазе или коробке.

-В вазе или на тарелке с салфеткой- печенье.

-Фрукты - в вазе на высокой ножке.

- Украшением чайного стола является самовар. Он находится слева от хозяйки стола

- Фарфоровый чайник с заваренным чаем и чашки ставят около самовара.

- Чай подаёт хозяйка стола:

а) чашку ставят на блюдце ручкой влево;

б) чайную ложку кладут справа;

в) чашку с блюдцем ставят на столе справа от десертной тарелки;

г) торты и пироги подают на стол нарезанными на порции. Раскладывают их на тарелки десертной ложкой;

д) сначала за стол садится хозяйка справа от самовара, но не начинает есть, пока не начнут гости.

(Конкурс «Сервировка стола»)

1 ведущий: Чай в России для крестьян был не доступен. Они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение «чайком побаловаться».

2 ведущий: Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные частушки.

Как прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я откуда знаю,
Как проклятый чай варить?


Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку,
Да петрушки корешок.


Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.


Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.


Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить

Частушки:

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек,
Чайные частушки.

В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.

Самовар блестит, кипя,
Чай в нем пенится!
Погляди-ка на себя -
Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая,
Ведь тебе не жалко чай!
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!

Методическая разработка воспитательного мероприятия. «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!»

Методическая разработка воспитательного мероприятия. «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!»

Ведущий 1.

В небесах был совет,
И решил комитет,
Что сегодня кафе открывается.
Остроумными быть,
Каламбуры говорить -
В кафе «Чай-Town» все разрешается!

Ведущий 2.

Не только в радости,
Но и в печали -
Повсюду верных мы друзей
Встречали.
Нас школьная семья
Недаром породнила.
Мы все друзья,
И в этом наша сила!

Ведущий 1.

Мы вас сегодня пригласили
Затем, чтоб вместе пошутить,
Задачи сложные решить,
Отведать угощенье с нами,
Соревноваться, но при том
Остаться лучшими друзьями.

Ведущий 2.

С математикой, друзья,
Очень дружим ты и я.
Без нее нам очень скучно.
Без нее прожить нельзя!

Ведущий 1.

Хочешь, корень извлечем,
Нам задачи нипочем,
Теорему мы докажем,
Знать бы только лишь о чем.

Ведущий 2.

Пифагор и Архимед,
Можешь верить, можешь нет,
Пожелали вам сегодня
Здесь добиться лишь побед.

Учитель.

Я проведу веселый счет,
Мою игру любой поймет.
Коль счет до двадцати ты знаешь,
Наверняка не проиграешь.

Итак, внимание, начинаем считать.

Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоем
Измерять температуру, плотность, объем.
Трое физиков, построившись в ряд,
Измеряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом - ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь.
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие величины.

Вопрос: сколько физических величин названо в данном стихотворении?

(Ответ дети пишут на листе бумаги.)

А сейчас предлагаю вам отведать арифметическое ассорти.

Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим - к финишу придешь!

Каждой команде раздаются карточки с примерами, побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием:

5555 = 30; 5 5 5 5 = 75; 5 5 5 5 = 50; 5 5 5 5 = 120; 5 5 5 5 = 130.

Пока учащиеся выполняют задания, для зрителей показываются занимательные опыты, которые они должны пояснить.

Опыт 1 Электрофорная машина соединяется с султанами, закрепленными на штативах. При вращении рукоятки султаны расходятся веером.

Опыт 2 Из колбы, закрытой резиновой пробкой с отверстием, в которое вставлена стеклянная трубка с узким концом, с помощью насоса через резиновый шланг откачивают воздух. Шланг зажимают и опускают его конец в стакан с водой. После освобождения шланга в колбе бьет фонтан.

Методическая разработка воспитательного мероприятия. «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!»

Опыт 3 Яйцо в бутылке.

Приборы и материалы: бутылка молочная, яйцо, сваренное вкрутую, клочок бумаги, спички.

В бутылку бросают небольшой клочок горящей бумаги, на горлышко кладут очищенное яйцо. Когда бумага погаснет и воздух в бутылке охладится, яйцо с эффектным хлопком влетает внутрь, оставаясь целым.

Следующее блюдо - «Улыбнись, капитан!» - для самых смелых, самых азартных, самых талантливых.

Проводится блиц -турнир для капитанов.

1. В стакан с сахаром и в стакан без сахара налили горячий чай. В каком стакане чай холоднее?

2. В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и за «углом»?

3. То, что невозможно выразить физической величиной и что, по утверждению Ф. Достоевского, спасет мир…

4. Одно тело способно совершать работу, но не хочет. Другое тело хочет, но не способно. Какое из этих тел обладает энергией?

5. Кто автор этих строк? «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенье дух».

6. Какай из двух одинаковых чайников светлый или тёмный остынет быстрее?

«Посмотри и запомни»

Задание. Посмотрите в течение 30 секунд на таблицу, в клетках которой изображены различные фигуры. Изобразите эти фигуры в своей таблице. За каждую верно заполненную клетку - 1 балл.

Методическая разработка воспитательного мероприятия. «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!»

Командам предлагается еще одно блюдо - запеканка «Ключ». Нужно в течение 3-5 минут разгадать изречение Г. Галилея, используя предложенный ключ.

Методическая разработка воспитательного мероприятия. «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!»

Методическая разработка воспитательного мероприятия. «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!»

Ответ: Язык природы есть язык математики.

Игра со зрителями «Черный ящик»

Историк XX века Роуз сказал: «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, древний Восток и современная Европа».

Можно добавить: это источник множества интересных математических задач. Термины из этой области можно встретить в литературе по комбинаторике, программированию, кибернетике.

Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда, что со временем исчезнет скудость государственных умов.

Родина - Индия. Возраст - 15 столетий. Имя изобретателя неизвестно. Древнее старинное название - чатуранга.

Это постоянный спор «двух К».

Это дворцовая жизнь в миниатюре.

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

Учитель.

Итак, друзья, мы заседанье провели,

Все сделали для вас мы, что могли.

Желаем к математике и физике вам прилагать старанье.

Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!

Ведущий 1. Нам очень хочется, что бы всё, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда.

Ведущий 2. Чтобы вы всегда умели правильно принять гостей.

Ведущий 1. Чтобы ваш дом был радостным и уютным.

Ведущий 2. И на сердце у каждого вошедшего в него было тепло от этого











Литература:

О.В. Ворошилова «Русские фольклорные традиции»

Издательство «Учитель»

Научно- методический журнал «Классный руководитель»

Москва №1 2000год.

Г.П. Попова « Классный час »

Издательство «Учитель» 2007



© 2010-2022