Концепции экологического воспитания студентов

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Украины

Донецкий Национальный Университет

Экономический факультет








Реферат на тему:

«Экологическое воспитание студентов ВУЗов»





Выполнила

Студентка ДонНУ

Экономического факультета

2 курса

Научный руководитель

Плотников П. В.

Д.п.н., д.ф., профессор

Профессор кафедры Педагогики

Академик МАНПО



Донецк 2009

Содержание:



  1. Введение……………………………………………………………………….3

  2. Цели и задачи экологического воспитания студентов ВУЗов……………..5

  3. Сущность и проблемы………………………………………………………7

  4. Формы и методы экологического воспитания студентов………………...10

  5. Принципы и педагогические требования…………………………………..15

  6. Опорный конспект…………………………………………………………...20

  7. Выводы……………………………………………………………………….21

  8. Список используемой литературы………………………………………….23

Вступление


В основе любой цивилизации лежит образование - передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. В нынешних условиях жестокого экологического кризиса, только преодоление которого может обеспечить сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания и образования человека становится, прежде всего, разработка принципов взаимоотношений человека и природы [10, с.1].

Экологическое воспитание и образование являются непременным усло­вием общего и экологического развития личности. «Освіта - стратегічна ос­нова розвитку особистості, суспільства, нації й держави, запорука майбут­нього, найбільш масштабна і людоємна сфера суспільства, його політичної, соціально-економічної, культурної й наукової організації», - отмечено в Національній доктрині розвитку освіти [1, с. 11].

В силу этого вопросы экологического образования и воспитания студен­тов, равно как и подготовки будущих учителей к организации экологиче­ского образования и воспитания, приобретают большое зна­чение. От уровня экологического воспитания, экологической культуры за­висит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на на­шей планете или его ждет деградация с последующей мутацией. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя, в этом заключается актуальность темы.

Экологическое воспитание - целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых нравственных и эстетических взглядов на природу и места в ней человека как части природы, научного понимания экологических проблем, активной жизненной позиции в реализации природоохранных задач и рационального использования природных ресурсов. В своей деятельности преподавателю необходимо достичь осознания студентами всей сложности экологических проблем и понимания необходимости соблюдения правил поведения в разнообразных формах взаимодействия с природой [3, с.1].

Экологическое воспитание человека следует начинать с раннего дет­ства. У младших школьников оно призвано формировать первые представление об окружающем мире, живую и неживую природу, отношение к природе, которая оказывается в конкретном поведении на эмоциональном уровне. На втором (5-7 классы) и третьем (8-9 классы) этапах происходит нагромождение знаний о естественных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, формирования навыков анализа и прогнозирования несложных экологических ситуаций, закрепления нормативных правил поведения, в окружающей среде. В этот период углубляются и расширяются знания о явлениях и законах природы, причинах экологического кризиса, а также о путях сохранения естественных комплексов. В течение четвертого этапа (10-12 классы) завершается обобщение добытых экологических знаний [11, с. 298].

Экологическое воспитание студентов предусматривает целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых экологических, юридических, нравственных и эсте­тических взглядов на природу и место в пей человека, научного понимания проблем экологизации материальной и духовной деятельности общества. Со­гласно Указу Президента Украины «О дополнительных мерах по реализа­ции государственной молодежной политики» от 29 марта 2001 г. преду­сматривается привлечение студенческой и учащейся молодежи к выполне­нию программ сохранения и воспроизводства окружающей среды, объек­тов культурного наследия, развития краеведческого движения. [1, с.1]

Как известно, экологическое образование ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на понятии о единстве человека и природы. Оно должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека [10, с.1].

Сущность и проблемы экологического воспитания студентов ВУЗов

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений ;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.[3, с.1]

Основные проблемы экологического воспитания

Каждый человек является субъектом и объектом функционирования глобальной экосистемы, но неумелое использование людьми её ресурсов и сосуществование с ней на основе традиционного подхода (с позиций силы) к управлению экосистемами привело человечество к такому уровню функцио­нирования созданной им техносферы, что любое её развитие в том же русле может в любой момент привести к необратимым экологическим последстви­ям и неминуемой экологической катастрофе. Одной из основных причин возникновения данной ситуации является простое незнание людьми способов оптимального сосуществования с природой, отсутствие у них экологической культуры, что объясняется недостатком экологического знания и воспитания.

В настоящее время в Украине отсутствует соответствующая современным требованиям система всеобщего экологического воспитания и образования.

  • Во-первых, система непрерывного всеобщего экологического воспи­тания и образования еще не до конца сложилась, законодательно не обес­печена и организационно не подкреплена. Основные блоки системы не достаточно взаимодействуют между собой.

  • Во-вторых, существующие разработки как концептуального, так и прикладного характера, разрозненны и не всегда учитывают изменения, произошедшие в экологии как науке и сфере деятельности:

  • экология - конгломерат научных дисциплин, изучающий весь ком­плекс взаимодействий общества и природы, а не наука только биологиче­ского цикла, изучающая экосистемы;

  • методически более правильно рассматривать управление природо­пользованием не только как охрану природы, но и как систему использо­вания и восстановления природных ресурсов.

  • Экологическая пропаганда, несмотря на большой объем исполь­зуемых материалов, в том числе средств массовой информации, недоста­точно эффективна. Это связано не с трудностями получения экологической информации, но с тем, что глобальные концепции развития слабо увязы­ваются с ценностными ориентациями и экономическими мотивациями конкретного человека (выполнение экологических требований должно стать не только престижным, но и экономически выгодным).

Цели и задачи экологического воспитания студентов ВУЗов

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспита­ния. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой [12, с.34]. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологиче­ские знания и убеждения.

Н.С.Назарова главной целью экологического воспитания выделяет фор­мирование всесторонне развитой личности, ее духовного мира, формирова­ние потребностей, не противостоящих миру природы. Экологическим им­перативом, или еще одной целью, является улучшение среды как общей веч­ной собственности, неотчуждаемого условия существования и воспроизвод­ства постоянно сменяющихся человеческих поколений [7, с. 98].

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаи­мосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практиче­ской деятельности учащихся, в частности студентов, направленной на изу­чение и улучшение отношений между природой и человеком [3, с.1].

Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе позна­ния людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы.

Стратегической целью образования должно стать экологическое мыш­ление, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Тема экологического сознания должна отождествиться с мировыми жизненными стоимостями. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологиче­ское сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям.

Современное экологическое образование должно быть направлено в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, стойкого раз­вития биосферы, оказывать содействие преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создавать условии для ее развития и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологиче­ских проблемах современности и пути их разрешения;

  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привы­чек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практиче­ских умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды [5, c.35].

Задачи экологического воспитания студентов

По мнению Р.С.Пионовой в основу программы экологической работы со студентами могут быть положены следующие задачи:

  1. формирование научных знаний и представлений о системе «чело­век-природа». Они позволяют понять, что происходит в результате взаи­моотношений человека и природы и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности;

  2. развитие такого отношения к природе, которое определяет харак­тер целей взаимодействия с природой, выбор мотивов и стратегий целесо­образного поведения в природе;

  3. формирование системы умений и навыков взаимодействия с при­родой, направленное на осуществление целесообразной экологической деятельности.

В работе со студентами можно выделить следующие направления, ко­торые способствуют конкретизации основных задач:

- развитие интереса к вопросам взаимоотношений человека с природой;

-формирование экологического восприятия - умения слышать, ви­деть, обонять, осязать природу во всей ее гармоничной естественной и эс­тетической целостности;

  • формирование философского понимания значения экологии для че­ловека;

  • развитие социально ценных мотивов личного отношения студентов к природе;

  • вовлечение студентов в непосредственную работу по охране приро­ды и среды обитания;

  • осуществление экологического дизайна интерьера учебных аудито­рий, кабинетов, коридоров: размещение комнатных растений, раститель­ных композиций, аквариумов, плакатов и фотостендов на экологические темы [13, с.208-209].

З.Н. Курлянд выделяла такие задачи воспитательной работы:

  • «вооружение» студентов знаниями в области экологии;

  • формирование экологической культуры;

  • научить студентов понимать целостность природы Земли, единство ее процессов, связь человека с природой;

  • развить ощущение причастности к природе, ощущения ее вдохнов­ленности, что не позволит молодым людям обращаться с ней неаккуратно;

  • научить согласовывать деятельность относительно природы с ее за­конами [12; с. 392].

Формы и методы экологического воспитания студентов ВУЗов

Под системой экологического воспитания мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов взаимодействия учителя и учащихся (задач, принципов, содержания, форм, методов) в их последовательности, преем­ственности и единой направленности, формирующих воспри­ятие действительности с позиции экологически культурной личности.

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ве­дущий метод. Формы и методы воспитательной работы выбираются учени­ческими коллективами на основе системного, демократичного подхода, с учетом интересов и потребностей личности и реальной действительности. Воспитание более важных качеств личности предусматривает умение класс­ного руководителя организовать жизнь ученического коллектива [8, с.195].

Формы воспитания - это те конкретные мероприятия или средства воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды дея­тельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины), которые используются в процессе реализации того или иного метода.

Используются с целью воспитания экологического сознання в учебно-воспитательном процессе эколого-психологический тренинг, интегрально-поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование, направлены на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок учеников. [11, с.299].

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [3, с.1].

А.В.Сахно важнейшими формами экологического воспитания студен­тов называет практическую деятельность студентов под руководством ку­раторов, преподавателей по охране природы, облагораживанию террито­рий, включая посадки зеленых насаждений, очистку мелких рек, ручьев от мусора и хлама, шефство над зонами отдыха в черте города [9; с.44].

Методы экологического воспитания

Формирование экономических знаний в основах наук предполагает использование активных методов: проблемного изложения нового мате­риала, эвристической беседы на семинаре, исследовательского метода при выполнении учащимися экономических заданий разной сложности.

Проблема методов обучения и воспитания является одной из карди­нальных в дидактике и в целом в педагогике. От ее правильного решения зависит эффект всех функций обучения и воспитания. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы побудить познава­тельную потребность школьника, его интерес к знаниям [8, c. 92]

Методы воспитания в высшей школе - это способы совместной целе­направленной деятельности преподавателя и студентов по решению задач формирования разносторонне развитой личности будущего специалиста.

Наиболее распространены следующие методы: объяснение, рассказ, беседа, лекция, работа с учеником, демонстрация, анализ, синтез, сравне­ние, проблемное изложение материала, лабораторные и практические ра­боты, упражнения, самостоятельная работа, творческая работа, поощрение, одобрение, порицание, осуждение, опрос, контрольные работы, проверка домашних работ, зачет, экзамены [8, c. 92].

Некоторые исследователи, в частности Г.И.Щукина, выделяют такую классификацию методов экологического воспитания:

  • методы формирования сознания:

  • убеждение

  • упражнение

  • пример

  • методы формирования положительного опыта поведения в процессе

жизнедеятельности (рефлексивные методы):

  • переживание

  • самоанализ

  • осознание

  • методы поощрения и наказания (тренинго - игровые методы):

  • деловые игры

  • тренинги и др.

Также методами воспитательной работы могут выступать:

  1. Устное изложение материала учителем как метод обучения. К нему относятся: рассказ .объяснение, школьная лекция, беседа. Их называют вербальными (устные, словесные). Рассказ и объяснение - наиболее рас­пространенные. Это последовательное изложение изучаемого материала. Школьная лекция - изложение более сложного, обширного материала. Рассказ, объяснение, лекция - монологические или сообщающие методы. Беседа - диалогический метод [3, с.92].

  2. Беседа как метод воспитания. Суть метода в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизве­дению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и ус­воения, эстетического восприятия окружающей жизни и искусства.

Во время беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт и пользуясь вопросами, подводит учащихся к пони­манию и усвоению новых знаний.

Это вопросно-ответный метод воспитания, применяемый на всех эта­пах процесса воспитания. Виды бесед для сообщения новых знаний, для закрепления знаний, а также для повторения пройденного материала. Бесе­да - весьма сложный метод, необходима весьма тщательная подготовка, вопросы и ответы должны быть четкими, краткими, понятными, полными.

В ходе беседы могут планироваться дискуссии, диспуты. Они требуют еще большей подготовки, чем беседа.

  1. Конференции, круглые столы.

  2. Просмотр кинофильмов, проведение фестивалей рисованных фильмов .

  3. Олимпиады по экологии.

  4. Экскурсии, походы.

  5. Выставки. Работы местных художников, показ поделок из природ­ного материала, тематические выставки.

  6. Встречи с экологами.

В заключение хотелось бы привести некоторые методы, которые ис­пользуются в процессе воспитания средствами действитель­ности (труда, природы, учебно-познавательной деятельности, окружающей среды, педагогического общения).

I. Исходные методы:

  1. методы диагностики, с помощью которых определяется уровень эс­тетической культуры, эстетического опыта, отдельных эстетических ка­честв личности: анкетирование, интервью, составление независимых ха­рактеристик, педагогические консилиумы и т. д.;

  2. методы целевой ориентации: постановка конкретных целей и задач эстетического воспитания на каждом этапе образования с учетом индиви­дуальных особенностей учащихся;

  3. методы планирования: включение в общий план воспитательной работы обязательного раздела по эстетическому воспитанию.

II. Ведущие методы:

1) самообслуживание в целях создания эстетически выразительной
учебной и бытовой среды;

  1. методы убеждения: рассказ, беседа, лекция, консультации по про­блемам эстетики, искусства, личный пример учителя, конференции;

  2. художественная самодеятельность учащихся, встречи с художни­ками, композиторами, писателями.

  1. Методы коррекции: творческие конкурсы, художественно-творческие выставки, диспуты. Формы контроля: творческие отчеты, экза­мены, поощрения за успехи в творческой художественной деятельности.

  2. Методы самоорганизации: ученическое самоуправление или соуправление в творческих коллективах, объединениях, клубах; взаимное просвещение в области эстетического; создание положительного эмоцио­нального климата в классе, школе, творческих самодеятельных коллекти­вах; внесение эстетического аспекта в отношения с учащимися [6, c.354].

Принципы и педагогические требования экологического воспитания студентов ВУЗов

Объем современных экологических знаний очень велик и постоянно возрастает. Важным условием прочного усвоения студентами экологических понятий, законов и закономерностей, понимания происходящих явлений в природе является проецирование основных дидактических принципов на процесс экологического образования и воспитания. [4, с.1]

Принципы воспитания в высшей школе - это основные, исходные по­ложения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов, его направление, содержание, выбор методов, форм.

А. В. Гаврилов, Л. А. Гаврилова выделяют такие принципы:

  1. Принцип научности (научное обоснование изучаемых природных явлений, законов, закономерностей, позволяющее студентам познавать их сущность; предусматривает соответствие содержания изучаемого курса (в данном случае - экологии) уровню развития этой науки в данный исторический период). Научность учебного материала обязывает включать в его содержание строго проверенные и установленные наукой факты.

  2. Принцип гуманизации (предполагает обращенность к личности студента, обеспечение условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его интересами, способностями и возможностями).

  3. Принцип системности и доступности. При разработке учебных планов и программ системность предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание экологического образования как логической системы формируемых знаний, умений и навыков. Доступность в отборе и построении учебного материала требует, чтобы изучаемый материал по своему содержанию, объему и методам преподавания соответствовал возрасту студентов, уровню их подготовленности и познавательным возможностям обучаемых.

  4. Принцип гибкости: реализация принципа должна обеспечивать реальную возможность оптимального учета специфики региона, природных ресурсов, отличительных особенностей конкретного учебного заведения, возможность изменения содержания экологического образования в зависимости от изменяющихся условий.

  5. Принцип единства и взаимосвязи общего, политехнического и экологического образования (предусматривает такую структуру учебных планов и программ, которая обеспечивала бы оптимальность реализации межпредметных и межцикловых связей, оптимальное соотношение общего, профессионального и экологического образования, органическую связь теоретического и практического обучения).

  6. Принцип деятельной направленности экологического образования (предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям обучаемых с содержанием их деятельности, понимания важности формирования не только экологических знаний, но и способностей к активной деятельности в сложно-прогнозируемых и изменяющихся условиях окружающей среды).

  7. Принцип унификации (принцип предполагает использование модели учебного плана для различных вариантов экологического обучения, использование единого типового плана на учебную специальность; расширение возможностей использования типовых учебных программ по экологическому воспитанию для нескольких учебных специальностей).

Исходные принципы обеспечивают реализацию единых требований к уровню профессиональной компетентности будущих специалистов, которые определяются в образовательных стандартах на каждую учебную специальность. [4, с.1]

Целостная гуманистическая система принципов воспитания студентов включает:

  1. целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса;

  2. гармонизацию общечеловеческих и национальных ценностей;

  3. гармонизацию личных и общественных интересов;

  4. связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического и культурного развития общества;

  5. воспитание личности в коллективе;

  6. природосообразность воспитания;

  7. уважение личности студента;

  8. воспитание в процессе деятельности и общения [5, с. 193].

А.Л.Кузьминский озвучивает принципы воспитания студентов на ос­нове Концепции национального воспитания:

  • Принцип народности (единство общечеловеческих и национальных ценностей, обеспечение национальной направленности воспитания, уважи­тельное отношение к национальным достижениям).

  • Принцип демократичности (преодоление авторитарного стиля вос­питания, обеспечение сотрудничества воспитателей и воспитанников, вос­питание личности как высшей природной и социальной ценности).

  • Принцип природосоответствия.

  • Принцип гуманизации (воспитание у молодежи чувства гуманизма, милосердия, благотворительности, создание оптимальных условий для ин­теллектуального и социального развития каждого воспитанника).

  • Принцип непрерывности (воспитание - многогранный процесс, не ограничивающийся ни возрастными, ни временными рамками, природная и социальная среда, деятельность личности так или иначе влияют на фор­мирование некоторых качеств).

  • Принцип индивидуализации и дифференциации.

  • Принцип единства воспитания и жизнедеятельности.

  • Принцип этнизации.

  • Принцип последовательности и систематичности (постепенное расширение системы требований к деятельности, определенное влияние на личность с учетом ее возрастных возможностей и развития).

  • Принцип культуросоответствия [6; с.451-453].

Особого внимания заслуживает принцип природосообразности или природосоответствия, который принадлежит Я.А.Каменскому. Он считал, что человек - это часть природы, которая живёт по её законам.

Педагогические требования экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентации. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристи­ке природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и ре­зультат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и уча­щегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

Среди педагогических требований к экологическому воспитанию нужно выделить:

  • доступность и посильность;

  • общественную полезность;

  • творческий характер;

  • коллективный характер экологической деятельности;

  • активность и самостоятельную инициативу учащихся.

Так как доступность и посильность определяются возрастными осо­бенностями воспитанника, накопленными прежде знаниями, зависят от индивидуальных особенностей и организации учебного процесса, необходимо рассмотреть особенности студенческого возраста. Классическое пра­вило реализации этого требования (Я.А.Коменский) - от легкого к трудно­му, от известного к неизвестному, от простому к сложному.

Поэтому экологическое воспитание необходимо начинать с раннего дет­ского возраста и продолжать в течение всего воспитательного процесса. В этом случае экологическое сознание воспитанника будет постоянно развивать­ся, а эффективность экологического воспитания - умножаться. Экологическое воспитание - непрерывный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Научно-техническое развитие идет вперед, и даже взрос­лому человеку необходимо совершенствовать свои знания в вопросах эколо­гии современного производства и хозяйственной деятельности [12; с. 391].

Экологическое воспитание, в частности, не должно иметь стихийного характера. Знания, полученные в школе по природоведению, географии, биологии, химии, физике, должны активно использоваться в процессе эко­логического воспитания студентов. Обычно студент обладает достаточным запасом экологической информации.

Педагог не должен начинать воспитание с чистого листа, он должен освежить имеющиеся знания и строить процесс дальше, постепенно ус­ложняя материал и форму его подачи.

Всякое хорошее начинание на словах должно подкрепляться общественно полезным делом на практике. Теоретическую экологическую подготовку следу­ет дополнять практической природоохранной деятельностью. Не вызывает со­мнения общественная полезность таких мероприятий, как очистка и облагора­живание территорий, посадка зеленых насаждений, сбор мусора [9; с.44].



  • пКонцепции экологического воспитания студентовКонцепции экологического воспитания студентовКонцепции экологического воспитания студентовример

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕКонцепции экологического воспитания студентовКонцепции экологического воспитания студентовКонцепции экологического воспитания студентовКонцепции экологического воспитания студентовКонцепции экологического воспитания студентовКонцепции экологического воспитания студентовКонцепции экологического воспитания студентовКонцепции экологического воспитания студентов

Концепции экологического воспитания студентов

Выводы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодей­ствия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодей­ствий в природных сообществах, осознания того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной деятельно­сти человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения сти­хийного воздействия людей па природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой боль­шую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвеще­ния К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.

Сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни. И прежде всего, конечно, должен быть экологизирован сам человек во всех сферах его деятельности: в производстве, быту, в воспитании и обучении. Экологическая проблема обладает рядом таких особенностей, которые очень важно учитывать в процессе экологического воспитания и просвещения людей.

Главная же проблема, которую решить просто необходимо, - это воз­действие на сознание люден, чтобы произошел наконец переход от упро­щенного, метафизического понимания проблемы взаимодействия общества и природы к более адекватному (современному) пониманию.

Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе позна­ния людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. Понятно, что стихийно подобные знания не могут стать достоянием человека даже в том случае, если он располагает вы­соким уровнем воспитания и культуры. Тут необходима специальная подго­товка, соответствующая индивидуальным особенностям.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания, развития. Критерием сформированного ответственного отношения к окружающей среде явля­ется нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, преподаватель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы высшего образования.

Список литературы:

  1. «О дополнительных мерах по реализа­ции государственной молодежной политики». Указ Президента Украины от 29 марта 2001 г.

  2. «Про національну доктрину розвитку освіти». Указ Президента України від 17 квітня 2002 року №347/2002

  3. Белоусова О.А. Некоторые аспекты воспитания экологической культуры будущего специалиста.

  4. Гаврилов А.В., Гаврилова Л.А. Дидактические принципы экологического образования студентов в высшей школе // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция - состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. I. (Минск, апрель, 1999). // Интернет-журнал «Ecologylife.ru».

  5. Каиров И.А. Нравственное развитие в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

  6. Кузьмінський А.Л. Педагогіка віщої школи: Навч. посіб. - К.: Знання, 2005. - 486 с.

  7. Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. - М.: Высш. шк., 1989.

  8. Носач В.Е. Педагогическая школа Петра Васильевича Плотникова. - Д., 2006.

  9. Сахно А.В. Экологическое воспитание учащихся. - Мн.: Красико-Принт, 2005. - 128 с.

  10. Федотова Л.А. Экологическое образование и воспитание студентов // Вестник КАСУ (online версия журнала)

  11. Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник. - К.: Академвидав, 2007. - 560 с.

  12. Педагогіка вищої школи: Навч.посіб./ З.Н.Курлянд, Р.І.Хмелюк, А.В.Семенова. - К.: Знания, 2005. - 399 с.

  13. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/ Р.С. Пионова. - Мн.: Высш.шк., 2005. - 303 с.




24



© 2010-2022