Классный час СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



КЛАССНЫЙ ЧАС



СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЫ




Классный руководитель 11 класса

Т.В. Остроухова



2012 - 13 уч.г.

Цель:

- формировать высокий духовный потенциал, готовность и способность молодёжи к защите Отечества.

Задачи:

- познакомить учащихся с героическим прошлым народа;

- прививать любовь к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям государства;

- развитие у учащихся гражданственности и патриотизма, важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;

- формирование качеств защитников Отечества, воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности;

- добиться глубокого понимания молодежью ее места и роли в деле служения Отечеству, формированию убежденности в необходимости защиты своей страны, в верности воинскому долгу, воинской чести, храбрости, стойкости, доблести, мужества.

Оборудование: электронная презентация, эпиграфы к классному часу:

«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть о национальном суверенитете». (В. В. Путин, президент Российской Федерации.)

«Духовно-нравственное воспитание есть путь преображения общества, избавление его от зла. Такое воспитание вырабатывает твердость характеров, чистоту нравов, благородство во взаимных отношениях, добросовестность во всем» (В.И.Матвиенко, заместитель председателя правительства РФ.)

«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины». (Дж. Кеннеди.)

ВЕДУЩИЙ:

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становился патриотизм - любовь к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлении своими действиями всемерно служить государственным интересам.

Меняются политические режимы, экономические системы, а Родина остается.

Патриотизм - это любовь к Родине. Готовность к защите Отечества - святое чувство, уходящее корнями в седую даль, свойственное всем поколениям нашего народа.

В историческом плане патриотизм является источником духовного и нравственного здоровья общества, жизнестойкости и силы народа, которые особенно мощно и неудержимо проявляются во время больших, исторически значимых событий.

Истинный патриотизм - в его духовности. Он проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству, вплоть до самопожертвования.

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.

В целях возрождения одной из лучших российских военных традиций в 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли часть «викториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периода.

В преамбуле закона сказано: история России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. Настоящий Федеральный закон устанавливает дни славы русского оружия - дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими событиями в жизни государства и общества.

ЧТЕЦ: («А может, нам о них забыть?», Ю.Воронов)

А может, нам о них забыть?

Опять война.

Опять блокада...

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда -

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы, Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть,

Она

Как сила нам нужна...


  1. БОЙ В МОТОВСКОМ ЗАЛИВЕ

Утром 30 июня 1941 года эскадренные миноносцы «Куйбышев» (командир - старший лейтенант С.Н. Максимов) и «Урицкий» (командир - капитан 3 ранга В.В. Кручинин) вышли из Полярного в Мотовский залив. Корабли имели задачу: оказать огневую поддержку частям 14-й армии, ведущим ожесточённый бой с превосходящими силами врага на перешейке полуострова Средний. Эсминцы сопровождались двумя сторожевыми катерами. В районе губы Кутова эскадренный миноносец «Куйбышев» высадил на берег корректировочный пост и открыл по войскам противника губительный артиллерийский огонь.

Корабли выполнили свою боевую задачу, но были атакованы 16 пикирующими бомбардировщиками врага, которые сбросили на них до 80 бомб. При повторном налёте фашистских самолётов огнём зенитной артиллерии сторожевых катеров было сбито три вражеских самолета. Корабли, имея лишь незначительные повреждения от соколков бомб, возвратились в базу.

За время ВОВы эскадренные миноносцы неоднократно принимали участие в проводке конвоев, оказывали огневое содействие нашим сухопутным войскам, уничтожая живую силу, огневые точки и технику противника.

За боевые успехи и проявленные личным составом мужество и героизм эскадренный миноносец «Куйбышев» 24 июля 1943 года был награждён орденом Красного Знамени.


  1. БОЙ СТОРОЖЕВОГО КАТЕРА С ВРАЖЕСКИМИ БОМБАРДИРОВЩИКАМИ

30 июня 1941 года в Мотовском заливе произошёл неравный бой катера «МО-121» (командир - капитан-лейтенант И.А. Кроль) с 18 вражескими бомбардировщиками. Самолёты один за другим пикировали на катер. Ведя меткий огонь и умело уклоняясь от атак самолётов, катер сбил два самолёта и вернулся с победой в базу. Родина высоко оценила героические действия экипажа катера - командир катера, его помощник лейтенант А.В. Бородавко, командор старшина 2-й статьи Б.Н. Веншин одними из первых на флоте были награждены орденами Красного Знамени.


  1. БОЙ СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ «ТУМАН» С ЭСМИНЦАМИ ПРОТИВНИКА

Сторожевой корабль «Туман» (командир - лейтенант Л.А. Шестаков), переоборудованный из рыболовного траулера, неся дозорную службу на ближних подходах к Кольскому заливу, ранним утром 10 августа 1941 года обнаружил три эскадренных миноносца противника. Учитывая превосходство сил, дозорный корабль повернул к берегу, чтобы уйти под прикрытие своих береговых батарей. Командир приказал поставить дымовую завесу и открыть артиллерийский огонь по врагу. Сблизившись с нашим кораблём, фашисты открыли по нему артиллерийский огонь. В результате неравного боя вражеские снаряды причинили кораблю большие разрушения. Была выведена из строя радиосвязь, рулевое управление и артиллерия, корабль потерял ход. Получив 11 прямых попаданий, «Туман» начал тонуть. В последний момент вражеским снарядом был сбит военно-морской флаг корабля, но матросы снова подняли его на мачту. Героические усилия личного состава не могли уже спасти корабль от гибели. Он ушёл в морскую пучину, не спустив своего флага. Оставшиеся в живых герои-моряки перешли в шлюпки. Под артиллерийским огнём советских береговых батарей эскадренные миноносцы противника, закрывшись дымовой завесой, повернули назад.

В настоящее время у места гибели «Тумана» проходящие корабли припускают флаг. Ежегодно по установившейся традиции на месте гибели корабля «Туман» проводится церемония спуска на воду венков из цветов.


  1. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «К-2» ТОПИТ ТРАНСПОРТ ПРОТИВНИКА

Подводная лодка «К-2» (командир капитан 3-го ранга В.П. Уткин) одной из первой стала применять артиллерийское оружие для потопления судов противника, имевших слабое боевое обеспечение.

12 сентября 1941 года, находясь в районе мыса Харбакен (северо-восточное побережья Норвегии). Командир обнаружил в перископ транспорт противника, шедший в Варангер-фьорд. Не имея возможности атаковать противника торпедами, командир решил уничтожить противника артиллерийским огнём. Подводная лодка всплыла и, сблизившись с транспортом на дистанцию 40 кабельтовых, открыла по нему огонь из 100 мм носового орудия. Через 7 минут транспорт был потоплен. Обнаружив фашистские самолёты, шедшие на помощь транспорту, подводная лодка быстро погрузилась и ушла в глубину. Самолёты противника безрезультатно бомбили район погружения нашей лодки.

Когда подводная лодка «К-2» входила в свою базу, она произвела один холостой выстрел из орудия. Так было положено начало традиции подводников Северного флота количеством выстрелов из орудия оповещать базу о числе потопленных ею кораблей и судов противника.


  1. ВОЗДУШНЫЙ БОЙ МОРСКИХ ЛЁТЧИКОВ ЭСКАДРИЛЬИ Б.Ф. САФОНОВА

15 сентября 1941 года в районе губы и реки Западная Лица произошло одно из крупнейших воздушных сражений. В этот день авиация Северного флота прикрывала приморский фланг частей 14-й армии Карельского фронта.

Группа из 52 вражеских самолётов пыталась нанести бомбовый удар по частям 14-й армии. Навстречу ей вылетели семь истребителей под командованием капитана Б.Ф. Сафонова. Североморцы встретили самолёты противника на подходах к позициям наших войск и вступили с ними в неравный бой. Смелыми атаками советские лётчики не допустили прицельного бомбометания и вынудили противника покинуть поле боя.

В этом воздушном бою отважные североморцы сбили 10 самолётов врага, из них три были лично сбиты Сафоновым. За мужество и отвагу в боях с противником 72-й истребительный авиационный полк Северного флота 17 сентября 1941 года был награждён орденом Красного Знамени, а командиру 4-й авиационной эскадрильи этого полка капитану Б.Ф. Сафонову присвоено звание Героя Советского Союза.


  1. СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «БРИЗ» ТАРАНИТ ФАШИСТСКУЮ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ

Сторожевой корабль «Бриз» («СКР-25», командир - лейтенант В.А. Киреев) нёс дозорную службу на подходах к Белому морю. Утром 25 ноября 1941 года на дистанции около 3 кабельтовых сигнальщик дозорного корабля обнаружил подводную лодку противника в надводном положении. Молниеносно приняв решение уничтожить её таранным ударом, командир корабля приказал увеличить скорость и повёл корабль на противника, произведя при этом 5 выстрелов из носового орудия. Два снаряда попали в подводную лодку, а через несколько минут корабль с большой силой врезался форштевнем в её корпус. Протащив лодку на таране несколько десятков метров, сторожевой корабль дал задний ход. Как только форштевень отделился от корпуса лодки, она мгновенно затонула.

За время ВОВы сторожевой корабль «Бриз» нёс дозорную службу, участвовал в проводке конвоев и других операциях, проводимых Северным флотом.


  1. ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «ГРЕМЯЩИЙ» АТАКУЕТ ВРАЖЕСКУ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ

Эскадренный миноносец «Гремящий» (командир - капитан 2 ранга А.И. Гурин) охранял суда союзного конвоя «, шедшего из Исландии в Мурманск. 30 марта 1942 года «Гремящий», несмотря на штормовую погоду и плохие условия видимости, обнаружил на подходах к Кольскому заливу подводную лодку противника и стремительно атаковал её глубинными бомбами. Сбросив несколько серий глубинных бомб, «Гремящий» потопил подводную лодку. Все суда союзного конвоя без потерь прибыли в Мурманск.

За время ВОВы эскадренный миноносец «Гремящий» неоднократно участвовал в проводке союзных и советских конвоев, оказывал огневое содействие нашим войскам на приморском фланге, уничтожая живую силу и

огневые точки врага, и принимал участие в других операциях, проводимых флотом.

Эскадренному миноносцу 1 марта 1943 года было присвоено гвардейское звание, а его командиру А.И. Гурину 8 июля 1945 года звание Героя Советского Союза.


  1. БОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «К-23» С КОРАБЛЯМИ ПРОТИВНИКА

Подводная лодка «К-23» (командир - капитан 3 ранга Л.С. Потапов), находясь в районе Оксе-фьорда (северное побережье Норвегии), 12 марта 1942 года обнаружила конвой противника в составе транспорта и двух сторожевых кораблей, шедших в Варангер-фьорд. Подводная лодка молниеносно торпедировала транспорт, который вскоре затонул. Сторожевые корабли противника атаковали подводную лодку глубинными бомбами. В результате врага у подводной лодки были повреждены бортовые цистерны с топливом, и поэтому она обнаруживала место своего нахождения, командир лодки принял решение всплыть и отразить атаки кораблей противника артиллерийским огнём. Подготовив артиллерийские расчёты, подводная лодка быстро и неожиданно для врага всплыла и открыла по сторожевым кораблям артиллерийский огонь из двух 100 мм орудий. В итоге короткого, стремительного боя оба вражеских корабля были уничтожены.

За время ВОВы подводная лодка «К-23» потопила 2 транспорта, 2 сторожевых корабля и тральщик противника.


  1. ПОДВИГ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БОРИСА САФОНОВА

Легендарный лётчик-истребитель Б.Ф. Сафонов первым из лётчиков Северного флота открыл свой боевой счёт, сбив бомбардировщик противника, и одним из первых в Военно-Морском Флоте 16 сентября 1941 года был удостоен высокого звания Героя Советского Союз.

30 мая 1942 года четыре самолёта-истребителя Северного флота, ведомые командиром 2-го Гвардейского Краснознамённого авиационного полка Сафоновым, прикрывали очередной союзный конвой «»PQ-16», следовавший из Исландии в Мурманск. В 30-40 милях к северу от Кольского залива наши истребители встретились с большой группой бомбардировщиков и истребителей противника, шедших бомбить суда конвоя. Советские истребители смело вступили в бой с превосходящими силами врага и не допустили их к судам конвоя. Все транспорты конвоя благополучно прибыли в Мурманск. В этом бою, сбив три вражеских самолёта, погиб отважный лётчик-североморец, верный сын своей Родины Б.Ф. Сафонов.

За время ВОВы Б.Ф. Сафонов лично сбил 25 самолётов противника и несколько самолётов в групповых боях. За мужество и отвагу при выполнении боевых заданий командования он был 14 июня 1942 года посмертно награждён второй медалью «Золотая Звезда» героя Советского Союза.


  1. РАЗГРОМ КОНВОЯ ПРОТИВНИКА МОРСКИМИ САМОЛЁТАМИ-ТОРПЕДОНОСЦАМИ

29 января 1943 года в районе северо-восточного побережья Норвегии был обнаружен конвой противника в составе 5 транспортов и 3 сторожевых кораблей. Для нанесения удара по конвою, учитывая условия полярной ночи, было выслано 6 самолётов-торпедоносцев. Несмотря на плотный зенитно-артиллерийский огонь сторожевых кораблей, самолёты-торпедоносцы близко подошли к транспортам и с малых высот сбросили по ним торпеды. В результате атак три вражеских транспорта общим водоизмещением около 23 000 тонн были потоплены.


  1. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «С-101» УНИЧТОЖАЕТ ФАШИСТСКУЮ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ

Придавая большое значение нашим морским перевозкам в Арктике и стремясь нарушить их, противник стал посылать в Карское море свои подводные лодки и надводные корабли. Командование Северным флотом на пути следования вражеских кораблей развернуло свои подводные лодки в районе к северу от острова новая Земля.

28 августа 1943 года подводная лодка «С-101» (командир - капитан 3 ранга П.И. Егоров), находясь на позиции в Карском море, восточнее мыса Желания, обнаружила шум винтов. Через несколько минут командир увидел в перископ вражескую подводную лодку, шедшую в надводном положении, и стремительно атаковал её. По лодке противника было выпущено три торпеды из носовых аппаратов. Через несколько секунд послышался сильный взрыв. Вражеская подводная лодка «U-U-9» была потоплена.

За время ВОВы подводная лодка «С-101» потопила 4 транспорта, подводную лодку, сторожевой корабль, три тральщика и повредила транспорта и эскадренный миноносец противника.


  1. РАЗГРОМ ВРАЖЕСКОГО КОНВОЯ МОРСКОЙ АВИАЦИЕЙ

13 октября 1943 года разведывательная авиация флота обнаружила на подходах к Варангер-фьорду вражеский конвой в составе трёх транспортов и 21 корабля охранения. Над конвоем непрерывно патрулировали до 20 истребителей противника. С аэродромов флота было поднято в воздух 48 бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. В районе мыса Кибергнес самолёты настигли вражеский конвой. Истребители завязали бой с самолётами противника, а советские штурмовики и бомбардировщики, преодолев сильный зенитно-артиллерийский огонь кораблей охранения, нанесли сокрушительный удар по судам и кораблям конвоя. Два транспорта были потоплены, и несколько кораблей получили серьёзные повреждения.

В воздушном бою наши истребители сбили 4 фашистских самолётов.

13. ТРАЛЬЩИК «Т-116» ТОПИТ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ ПРОТИВНИКА

Тральщик «Т-116» (командир - капитан-лейтенант В.А. Банов), выполняя боевое задание в Карском море, 5 сентября 1944 года в районе острова Мон обнаружили силуэт корабля, который вскоре исчез. Придя в район, обнаружили неизвестный корабль, тральщик сбросил серию глубинных бомб.

вскоре на поверхности моря появился перископ вражеской подводной лодки. Преследуя противника, тральщик произвёл 4 залпа из миномёта, и каждый раз в середину эллипса рассеивания мин сбрасывал глубинную бомбу. Получив сильное повреждение, подводная лодка легла на грунт. На следующий день тральщик ещё раз пробомбил этот район. Убедившись в гибели подводной лодки противника, а ею оказалась подводная лодка «U-362», тральщик возвратился в базу.

За время ВОВы тральщик «Т-116» осуществлял проводку конвоев, поиск подводных лодок, траление фарватеров и опасных от мин районов и принимал участие в других операциях, проводимых Северным флотом.

14. ВЫСАДКА МОРСКОГО ДЕСАНТА В ПОТР ЛИНАХАМАРИ

В ходе завершающих боёв по освобождению Петсамской области от немецко-фашистских захватчиков Северному флоту была поставлена задача: высадить десант морских пехотинцев в порт Линахамари, захватить его и, развивая наступление в южном направлении, содействовать войскам Карельского фронта в разгроме противника и освобождении советского Заполярья. Вечером 12 октября 1944 года первая группа торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта А.О. Шабалина и лейтенанта Е.А. Успенского с первым броском десанта вышла из Пумманки (губа Большая Волоковая), преодолевая огневое сопротивление противника, прорвалась к причалам порта Линахамари и высадила там десант. Благодаря смелым действиям десантников, поддержанных огнём корабельной артиллерии и пулемётов, первому броску десанта удалось захватить часть территории порта и обеспечить высадку основных сил десанта. Ломая упорное сопротивление противника, десантники с ходу повели наступление на позиции береговых батарей и вдоль дороги на Трифонан-Асутус. На рассвете и днём 13 октября противник предпринял ряд атак, пытаясь сбросить десант в море. Все атаки противника были отражены, и к исходу дня 13 октября порт Линахамари был полностью освобождён от фашистов.

ВЕДУЩИЙ:

Вклад североморцев в приближении общей победы навсегда останется в нашей памяти. Хочу завершить классный час словами Джорджа Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины».

Надеюсь, сегодняшняя беседа пробудила в вас чувство благодарности ветеранам за защиту и сохранение Родины, гордости за Отчество, в котором вы растёте.








миноносцы «Куйбышев» - командир - старший лейтенант С.Н. Максимов и «Урицкий» - командир - капитан 3 ранга В.В. Кручинин

катера «МО-121» - командир - капитан-лейтенант И.А. Кроль, лейтенант А.В. Бородавко, командор старшина 2-й статьи Б.Н. Веншин

сторожевой корабль «Туман» - командир - лейтенант Л.А. Шестаков

подводная лодка «К-2» - командир капитан 3-го ранга В.П. Уткин

командир 4-й авиационной эскадрильи этого полка капитан Б.Ф. Сафонов

сторожевой корабль «Бриз» - «СКР-25», командир - лейтенант В.А. Киреев

эскадренный миноносец «Гремящий» - командир - капитан 2 ранга А.И. Гурин

подводная лодка «К-23» - командир - капитан 3 ранга Л.С. Потапов

подводная лодка «С-101» командир - капитан 3 ранга П.И. Егоров

тральщик «Т-116» - командир - капитан-лейтенант В.А. Банов

торпедные катера под командованием капитан-лейтенанта А.О. Шабалина и лейтенанта Е.А. Успенского

© 2010-2022