Семья – важнейший институт воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

С учетом того, что семья играет важную роль в развитии государства и общества, Указом Президента Российской Федерации 2008г. был объявлен Годом семьи. Исключительная ответственность и важнейшие обязанности по подготовке молодого поколения к созданию и сохранению прочной и процветающей семьи возложена на учреждения образования. С этой целью проводятся Всероссийские конкурсы: работников образовательных учреждений «Воспитать человека», сочинения «Я и моя семья - вместе в будущее», «История моей семьи», Всероссийское собрание родителей учащихся сельских школ, выпуск аналитического обзора «Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, проведение в школах Первого урока, посвященного Году семьи в Российской Федерации. Однако следует прямо и откровенно признаться, немало подобных мероприятий проходит формально, не оказывая заметного впечатления на ум и душу подростков - тех молодых людей, ради которых, по существу, все это и было задумано. А ведь именно впечатления являются тем самым главным результатом влияний, целенаправленно или стихийно воздействующих на человека и оставляющих глубокий след во всей его последующей жизни.

Чтобы проводящаяся в рамках Года семьи воспитательная работа ни в коей мере не стала подобием «традиционной болтовни», а имела необходимую эффективность, педагогам нужно нацеливаться на возникновение у учащихся устойчивых импрессингов. Этого можно достичь при помощи психологических эффектов.

Психологическим эффектом принято называть средство, прием для создания определенного впечатления, а так же педагогически целесообразные влияния педагогов на учащихся, супругов друг на друга, родителей на детей для решения проблем, имеющих место в различных обстоятельствах, в том числе при подготовке к семейной жизни и при дальнейшем существовании сложившейся семьи.

Чтобы семья надежно существовала, в ней должен быть мир да лад. Но это лишь в идеальном случае, а в реальном мире бывают и грозы, и наводнения, и пожары, и землетрясения, и чего только не бывает! Как же не дать «стихийным бедствиям» разрушить общий семейный дом? Вот здесь- то и нужен в семье мир, который устанавливает между супругами и другими членами семьи мир, т.е. исключает вражду, позволяет расходовать семейный «порох» (который , по народной мудрости, «есть в пороховницах») не на войну между родными, а на решение важнейших общесемейных проблем, связанных т с развитием материального благополучия, и обеспечением общечеловеческих духовных ценностей. А для этого в семье нужны взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоуважение, взаимопризнательность. И, главное, чтобы эти важнейшие позитивные психологические состояния семейной жизни практически постоянно эффективно проявлялись. Обеспечить такие состояния способен психологический эффект согласия, который может стать надежной опорой во всех семейных делах, особенно если он опирается на мудрый психологический эффект совета.

Эффект согласия.

Согласие - это взаимная договоренность, единомыслие, единодушие, основанное на общем, едином мнении, а также гармония, воплотившая в себе дружеские отношения людей.

Эффект согласия в семье получить не так-то просто. Для достижения этого эффекта можно использовать и другие эффекты, в том числе те, которые известны в деятельности психотерапевтов. Рекомендуется ради согласия в семье по поводу какого-либо вопроса принять эффект Карандаша: «Если вы хотите чего-то добиться от кого-либо из членов семьи, постарайтесь сделать так, чтобы он сам захотел этого, а задача, которую вы ставите перед ним, казалась ему интересной и нетрудной - он был бы сам согласен на ее решение». (знаменитый клоун Карандаш ездил на арене на ослике, перед носом которого висела морковка). Он никак не мог ее достать, поэтому бегал по кругу, надеясь вот-вот откусить кусочек. Потом Карандаш отдавал ослику эту морковку, ведь ослик возил его на арене столько, сколько ему этого хотелось.

Эффект кипящего чайника.

Этим эффектом можно добиться семейного согласия даже в том случае, если кто-нибудь из членов семьи первоначально очень не согласен и выражает недовольство предлагаемым способом решения семейной проблемы.»Дайте этому человеку выговориться: пусть скажет все, что ему хочется сказать противоречащего,- не перебивайте и не спорьте. Если вы еще и поддержите его доводы, он наверняка проявит готовность пойти вам навстречу. Кипящий чайник ведь кипит до тех пор, пока в нем не выкипит вода или его не уберут с огня. Если вы какое-то время не возражаете, т.е. «уберете огонь», то и «чайник» прекратит свое кипение. А там уже и согласие намечается».

Эффект взаимопонимания.

Понимание - это способность понять, постичь смысл, значение, сущность чего-то, а также та или иная точка зрения, то или иное толкование чего-либо.

В семье взаимопонимание крайне необходимо. Ведь у каждого члена семьи, кроме общесемейных проблем , постоянно возникают свои нужды, потребности, запросы. И это должно быть понятно, и на это должна быть позитивная реакция других членов семьи. Что необходимо для того, чтобы понимание психологического состояния другого человека стало взаимным?

Здесь требуется торжество многих психологических факторов, причем в каждой семье такие факторы, безусловно, являются довольно специфическими, отражающими уровень развития взаимоотношений в данной семье.

Лакмусовой бумажкой уровня взаимопонимания можно считать, к примеру, эмоциональный отклик членов семьи на поведение друг друга. Как мы знаем, любовь - это эмоциональное состояние, окрашивающее все взаимоотношения между любящими людьми. В целях выявления эмоционального взаимопонимания в семьях задавали вопрос учащимся: «Что тебе надо сделать, чтобы вызвать улыбку или смех у твоих родителей?» - и получили такие ответы:

- Родители мои стареют, а я им говорю, что они молодые и красивые.

- Я люблю обнять родителей и показать, как дороги они мне.

- Стоит мне ляпнуть не в тему, как они смеются.

- Напоминаю родителям свои детские проделки или глупые вопросы, которые я задавала.

Действительно, между детьми и родителями возникает эффект взаимопонимания. И главное в этом эффекте то, что члены семьи не остаются по отношению друг к другу равнодушными.

Эффект взаимопомощи.

Взаимопомощью называют оказываемую друг другу взаимную помощь,т.е. содействие, поддержку. Американский военный деятель Лью Уоллес так об этом сказал: «Счастье любви в действии: любовь проверяется готовностью делать для других».

В Мировском детском доме Воронежской области педагоги даже младших воспитанников готовят к выполнению домашней работы. Дети оказались вне родной семьи, но ведь у них будут свои семьи, когда они станут взрослыми. И надо готовить их к пониманию того, что в семье должна быть взаимопомощь. Нужно распределять обязанности по домашней работе так, чтобы каждый осознавал свою роль в ведении домашнего хозяйства и не отлынивал от полагающихся обязанностей.

(Воспитатель распределила обязанности по классу- помывка цветов, рассказать).

PS. На следующий день в игровой комнате был слышен разговор среди мальчишек, в центре комнаты стоял мальчик, поливавший цветы и объяснял другим, как необходимо поливать цветы. И еще он добавил, что если кому-то вдруг станет трудно каждый день делать по дому то, что нужно, то ему будут все помогать.

«Здесь сработал эффект взаимопомощи».

Эффект взаимоуважения.

Обоюдное чувство, основанное на признании чьих-то достоинств, заслуг, качеств, называется самоуважением.

Кстати, понятие «уважение» содержит в себе обозначение таких отношений между людьми, как снисхождение, уступка, поблажка, что тоже необходимо в семейной жизни.

Взаимоуважение основывается на признании равенства всех членов семьи,

Немецкий мыслитель, писатель и критик Лессинг так подчеркивал это: «Равенство - самая прочная основа любви и понимания.» Уважающие друг друга люди не будут выяснять кем-то из них допущенные ошибки в присутствии кого-либо из посторонних. Ни в коем случае нельзя делать замечаний или даже небольших порицаний своему ребенку в присутствии родственников или друзей. Ребенок на замечания может отреагировать грубостью или слезами, а друзья или родственники почувствуют себя неловко: всем будет трудно выйти из создавшейся ситуации.

И о каком же взаимоуважении тогда говорить? Следует добавить, что такое же правило нужно применять и мужьям по отношению к своим женам.

Рудольф Нойберт, немецкий ученый ХХ века, социолог, врач, так сказал: «Дети - вершина здорового брака». А значительно раньше Шекспир напомнил, что именно дети являются продолжателями всего того, что есть в родителях: «Пускай с годами стынувшая кровь

В наследии твоем пылает вновь».

Английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон в эпоху Возрождения подсказывал родителям: «Дети приумножают наши житейские заботы и тревоги, но в то же время благодаря им смерть не кажется нам такой страшной».

Во всех этих высказываниях мудрых людей содержится упоминание о том, какую важную роль играют дети, растущие в нормальной семье.










ГОС(К)ОУ «Бутурлиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».









Доклад:


«Основные пути и методы развития навыков самостоятельности учащихся, умения критично оценивать свои поступки; развитие самоконтроля и самооценки».





Подготовила воспитатель 9 группы

Москаленко С.В.


2008г.





В современных условиях обучения и воспитания особое значение отводится роли и месту личностного, эмоционального развития, самосознания, самопознания, сознательной регуляции поведения ребенка и его подготовки к реальной жизни.

Актуальность изучения развития навыков самостоятельности учащихся, умения критично оценивать свои поступки, развития самокритики и самостоятельности обусловлена тем, что начавшееся в дошкольном возрасте первичное формирование личности ребенка в младшем школьном возрасте продолжается в новых условиях, в иной ситуации, отличной от той, что сложилась в семье. Ребенок включен в другую систему деятельности - учебно-воспитательную, успешность в которой оказывает значительное влияние на развитие личности.

Проблема формирования и функционирование личности детей с нарушениями развития представляется особо актуальной, так как конечной целью коррекционно-развивающей работы с детьми является адаптация их к условиям жизни и интеграции в общество, подразумевающие достаточную сформированность личностных структур.

При отклоняющемся развитии затруднено естественное становление личности ребенка, что отражается на возможностях общения с другими детьми, адекватности самооценок и форм поведения, определяющих возможности адаптации и интеграции.

При выборе методов, путей, приемов в развитии самостоятельности необходимо учитывать возраст и уровень развития детей разных групп.

Остановимся на некоторых методах и приемах, ведущих, в конечном счете, к привитию самостоятельности, умению критично оценивать свои поступки, развитие самоконтроля и самооценки.

Метод переубеждения нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения учащихся, на формирование социально ценных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:

- создание положительного общественного мнения («Посмотрите, ребята, как сегодня Саша хорошо заправил кровать, он теперь всегда будет стараться!»);

- воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности («Давай я сегодня тебе помогу, а завтра ты сделаешь все сам».);

- создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта (Это обязательно пригодится тебе в будущем).

Метод переучивания нацелен на преодоление отрицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, неправильных действий, изменение жизненного опыта. Используя метод переучивания, необходимо руководствоваться следующими приемами:

- включение ребенка в активную социальную деятельность (найти для ребенка индивидуальное задание, занятость);

- оценка и поддержка положительных проявлений со стороны воспитанника (найти и поддержать лучшее);

- контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребенку требований (постановка задачи, контроль выполнения, проверка итога);

- предъявление четких запретов на негативные проявления учащегося (твердая постановка «нет», «нельзя», повторяя это неоднократно).

Метод взрыва. Целью этого метода является стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении учащегося, отрицательных стереотипов поведения ребенка.

Конкретными приемами являются:

- доведение до наивысшего эмоционального накала отрицательных переживаний ребенка;

- создание ситуации глубокого эмоционального переживания, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.

Метод реконструирования дает хорошие результаты после успешного использования метода взрыва, когда ребенок готов к принятию помощи взрослого, способен адекватно оценивать свои проблемы в поведении.

Целью метода реконструирования является внесение определенных коррективов в духовный мир ребенка при сохранении уникальности и неповторимости его личности. Метод реконструирования предполагает использование следующих приемов:

- создание положительных перспектив в жизни ребенка;

- использование ведущих положительных качеств ребенка в воспитательной деятельности;

- составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.

Все выше перечисленные методы должны применяться в сочетании методов поощрения и наказания. Целью этих методов является положительное стимулирование положительного поведения учащихся, сдерживание отрицательного поведения.

Приемами положительного воспитательного воздействия на учащихся могут быть:

- грамоты;

- поощрительные записи в дневнике;

- неожиданные сюрпризы для учащихся положительного свойства;

- подарки;

- различные поощрения в виде поездок, участие в праздничных мероприятиях и т.д.

Что касается наказания - это оказание помощи в дежурстве, уборка территории, исключение из мероприятий и др.

Большое значение в становлении характера ребенка имеет метод самоисправления. Для младшего школьника очень важно, чтобы педагог, воспитатель заметил и оценил усилия ребенка. Целью этого метода является

развитие активности ребенка и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих качеств личности, своего характера.

При использовании этого метода необходимо активно применять следующие приемы:

- самоуправление;

- самоприучение;

- самооценка.

Каждый метод воспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов является системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания.

Каждый педагог, работающий с трудным ребенком, должен быть терпелив, последователен и гибок, иначе все его усилия не только не приведут к положительному результату , но и могут усугубить положение ребенка и привести к непредсказуемым последствиям, а также негативно повлиять на авторитет самого педагога.








© 2010-2022