Рабочая программа по внеклассной работе

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №4»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан





Авторская программа для начальной школы

«Воспитание юного елабужанина»

(на основе изучения краеведения)



Подготовила

учитель начальных классов

Мещанова Гульсум Мухаматнуровна



Г. Елабуга

2014

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная программа ориентирует учителя начальной школы на решение важнейшей задачи обучения и воспитания: на развитие межкультурных компетенций учеников.

В программе нашло отражение лишь то, что реально доступно современному педагогу школы, отвечает социальным насущным потребностям развивающейся юной личности, живущей в контексте общечеловеческой культуры. Представляя общую модель настоящей программы, мы только определяем ее слагаемые элементы. Любая модель всегда груба и неточна, но ее наличие обеспечивает опору для создания индивидуального варианта конкретно программы для конкретной школы в конкретных условиях и обстоятельствах.

I.I Общая модель программы, ее основные концептуальные положения.

Программа обучения и воспитания - это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности педагога определенного результата, заданного воспитательной целью.

При составлении программы учитываются важные обстоятельства процесса развития личности. Во-первых, каждый ребенок строго индивидуален в своем личностном формировании, его вхождении в общество, в мир субъективного и неповторимого, а его внутренний мир автономен и подвержен своим законностям вхождения в социум. Во- вторых, жизнь ребенка - это стремительное течение во времени, это существование субстанций постоянного изменения; конкретность же программы рассчитана на статичность и педагогическое санкционирование тех или иных сторон личности. В-третьих, необходимо предоставить каждой личности возможность производить индивидуальный выбор образа жизни, достойный человека, научить ее производить этот выбор и находить способы его реализации, но и то и другое должно совершаться в контексте современных культурных достижений, так чтобы в автономности своей личность не выпадала из человечества, а лишь в автономности своего развития и достигала бы уровня сегодняшней культуры.

Жизнь ребенка, построенная на основаниях прошлой и современной цивилизациях, на основаниях духовных ценностей (Добра, Истины, Красоты), способствует его развитию как восхождению к культуре, разворачивает перед ним образ жизни, достойный человека, не уничтожая в нем свободы проявления личностного «Я», не подавляя неповторимых черт индивидуальности.

Исходя из основных концептуальных положений педагог «увидит» целостность настоящей программы, включающей в себя все сферы жизни школьника, и сможет самостоятельно сформулировать цель обучения и воспитания.

Настоящей целью является: развитие поликультурных компетенций учащихся в урочной и во внеклассной деятельности за период обучения с 1 по 4 классы.

Последовательность задач - это последовательность разделов программы, каждый последующий из которых целиком зависит от предыдущего:

Раздел I. Мир моего города.

Раздел II. Особенности моего города.

Раздел III. Памятники моего города.

Раздел IV. Елабуга - жемчужина Поволжья.

Реализация разделов программы осуществляется решением ряда задач:

- расширение представлений о родном городе как историческом и культурном социуме;

- формирование образа жизни, достойной человека, и способности корректировать собственную жизнь в контексте городской культуры и краеведения;

- воспитание духовно-нравственной культуры у учащихся в учебной и во внеурочной деятельности через содержание курса « Елабуговедение»

Целостность учебного и воспитательного процессов, обусловленная целостностью самой жизни, предписывает педагогу работать с детьми по принципу одновременного выхода на содержание всех названных разделов: сопоставляя реальность и историю с социокультурными нормами, корректируя поведение школьника, овладевающего новыми знаниями, расширяя его знания социальной жизни предъявляя ему, образ достойной жизни и достойного человека. Педагог, в итоге, способствует формированию межкультурных компетенций школьника и вправе рассчитывать на достойный современного культурного человека свободный личностный выбор в разных ситуациях жизни.

С этой точки зрения, можно было бы сказать, что настоящая программа - это своеобразный алгоритм педагогического мышления, это сопряжение цели и реальной ситуации жизни в соответствии с формулой: «норма» - «человек» - «я как человек» - «общество» - «жизнь, достойная Человека». И возраст детей не имеет значения, т.к. и младший школьник, и юноша вовлечены «здесь и сейчас» в одну историю, в одну культуру, только воспроизведя её своим индивидуальным проявлением.

Работа по данной программе ни в коей мере не лишит педагога творчества, не избавит от профессиональных усилий, от радостей педагогических поисков - программа представит некоторые опоры в планировании работы с детьми.

I.2 Общая модель программы, её методологический аспект.

В последнее время трактовка воспитания и образования как педагогически управляемого процесса передачи подрастающего поколению комплекса элементов культуры, необходимых для полноценной общественной и учебной деятельности в отечественной педагогике приобретает всё большую популярность.

Не вдаваясь в культурологические и философские споры о сущности культуры и роли языка в жизни человека, воспользуемся наиболее широким определением - как результата и условия человеческой деятельности. Будучи имманентно связанной с человеком, культура и язык «вынужденно» отражают человеческую сущность. Анализ современной философской, психолого-педагогической и социологической литературы позволяет представить Человека в виде системы, состоящей из нескольких качественно отличных, диалектически связанных между собой элементов: тело, дух, душа, разум.

Понимание Человека как единства телесной, душевной, разумной и духовной составляющих, выражающихся в любой деятельности, дает возможность определить основные структурные элементы человеческой культуры:

  • культура тела, или физическая культура;

  • душевная культура, выражающаяся в опыте эмоционально-
    психического существования Человека и регулирования
    эмоционального взаимодействия с окружающим миром;

  • культура разумной деятельности, включающая в себя логический,
    информационный, языковой и другие компоненты;

• духовная культура как опыт ценностной нормативной деятельности.
В самом общем виде целесообразно предположить, что каждый Человек

должен освоить как можно большую часть культуры, и такую часть, которая наиболее соответствует его внутренним особенностям.

При всей логической привлекательности такого подхода реализовать его на практике достаточно сложно, тем более в условиях современного полнокомплектного учебного заведения. Для отечественной системы образования более привлекательной является концепция средового подхода к воспитанию и развитию учащихся. В соответствии с требованиями этого подхода на базе учебного заведения (класса) необходимо создать такую языковую культурную среду обитания, в которой каждый учащийся смог найти свою «культурную нишу». Психолого-педагогическое грамотное управление такой средой обеспечит формирование необходимых личностных качеств и повысит грамотность в усвоении урбанистической культуры.

Сама «среда обитания» имеет трехуровневую природу: внешнюю (периферийную), комплексную, ядерную. Внешний (периферийный) уровень представляет педагогически слабо управляемую область, состоящую из предметно-пространственной ниши. Комплексная составляющая включает в себя межпредметные связи и внеклассную деятельность, каждый элемент которой подвергается уже более жесткому педагогическому контролю. Третий уровень («ядерный» слой среды обитания) представляет собой педагогически выверенную, управляемую в соответствии со всеми требованиями науки

область воспитательной и учебной деятельности (см. схему 1)

Подробно рассмотрим содержание комплексной и « ядерной» составляющих развития межкультурных компетенций учащихся.

Рабочая программа по внеклассной работе

.

«Ядерная» составляющая развитие межкультурных компетенций учащихся.

Комплексная составляющая развитие межкультурных компетенций учащихся, включает межпредметные связи и внеклассную деятельность.

Многолетняя работа по уходящим в прошлое учебным хрестоматиям показала, что, несмотря на усложнение программ, задача воспитания творческой, грамотной личности, самостоятельности школьников в подходе к произведениям литературы и искусства ещё пока не решена. Нарекания по поводу того, что начальное звено не готовит учащихся должным образом к освоению произведений литературы и искусства, к их осмыслению, во многом справедливы. Дело тут не в программе, и в недостатке заданий для творческих работ, которые помогли бы ученикам реализовать себя в полной мере.

Практика показала, что начальные классы - это особое звено, главная задача которого - возбудить интерес к произведениям литературы и искусства, обогатить опытом общения с ними. Также необходимо продуманная система творческих работ, которые проводятся не от случая к случаю, а при изучении конкретной темы. Здесь примером может служить не только личный опыт учителя, но и весь комплекс учебных предметов, отражающий задачи обучения и воспитания. Такой подход, на наш взгляд, способствует развитию межкультурных компетенций учащихся.

Основным параметром «ядерной» оставляющей является культурная языковая среда, включающая речь и культуру окружающих, их культуру чтения. Языковая среда способствует повышению грамотности учащихся, формированию у них коммуникативных умений, а культурная среда - умению интерпретировать через произведения литературы и искусства мир, который окружает ребенка.

Периферическая составляющая включает себя весь исторический и культурный опыт прошлого и настоящего города: музеи. Театры, картинные детельностный галереи, памятники исторического прошлого, библиотеки, национальный парк «Нижняя Кама»…

Методологической основой программы стали современные психолого - педагогические представления об образовательной деятельности (Э.Д. Эльконин, В.Д. Давыдов, Л.В. Занков, Л.Н. Якиманская и др.); системно - деятельностный подход к анализу развития личности (А.Н. Леонтьев,Б.Ф. Ломов,С. Л. Рубинштейн); «диалог культур» - (В.С. Бимблер, Ю.М. Лотман); подход в воспитатаельном процессе (В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова); программно-целевой подход в обучении, воспитании и развитии учащихся (В.И. Андреев, Д.В. Вилькеев и др.).

Исходя из вышеизложенного, нами была разработана учебная модель, способствующая развитию межкультурных компетенций учащихся.


Рабочая программа по внеклассной работе


Технологические параметры учебной модели.

- по уровню применения: частнопредметное;

- по основному фактору развития: психогенное;

- по концепции усвоения: ассоциативно - рефлекторная с элементами поэтапной интерифизации + развивающая;

- по ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН+ 2) СУД; мотивационно- личностный комплекс;

- по характеру содержания: обучающая, общеобразовательная с - по характеру содержания: обучающая, общеобразовательная с элементами воспитания.

- по типу управления познавательной деятельности: система малых;

- по организационным формам: классно- урочная, групповая, внеклассная;

- по подходу к ребенку: педагогика сотрудничества + дидактическая;

_ по категории обучающихся: все категории;

- по преобладающему методу: объяснительно- иллюстрированный с элементами диалога и полилога;

- по направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности детей; дидактическое реконструирование и методическое усовершенствование материала;

- структурообразующий принцип: линейный, концентрический.




III. Содержание программы.

3.1 Тематическое планирование.

Раздел, темы

Кол-во часов

Формы проведения занятий

1

1 Мир моего города

Природа моего города

2 часа

Экскурсия

2

Из истории города Елабуга

2час

Лекция учителя;

Экскурсия по памятным местам

3

Мой город

1час

Урок - размышление

4

Встречи с интересными людьми

1час

Беседа

5

Поэты и писатели нашего города

1час

Беседа

6

Елабуга в годы Великой Отечественной войны

1 час

Лекция, работа с архивными материалами в музее имени Мишки Татар (МОУ Гимназия №4)

7

Мир моего города


1час

Итого: 9 часов.

Деловая игра с элементами дискуссии.

1.

2. Особенности моего города.

Географическое положение Елабуги

1 час

Интегрированный урок.

2.

Елабуга купеческая


1 час

Посещение мультимедийного зала музея - заповедника.

3.

Архитектура города: история и современность.

2 часа

Интегрированное занятие

4.

Духовная культура Елабуги

2 часа

Занятие - размышление

5.

Елабуга спортивная

1 час

Занятие - экскурсия

6

Елабуга экономическая

(свободная экономическая зона)

2 часа

Ролевая игра



Итого: 9 часов.


1.

3. Памятные места родного города

Исторические личности в жизни города (Стахеев, Дурова, Говоров, Атаманов)


3 часа


Лекция, посещение музеев

2.


Художественно - одаренные личности в Елабуге (И.И.Шишкин, М.И. Цветаева. В.Г. Короленко)


Литературная гостиная; библиотека серебряного века.

3.

Марина Цветаева в Елабуге

2 часа

Урок - экскурсия; урок одного стихотворения

4.


Историческая жизнь города (быт, нравы. культура)


2 часа

Экскурсия, лекция учителя, сообщения учеников.



Итого: 9 часов.


1.

4.Елабуга - жемчужина Поволжья

Ландшафтный дизайн города


2 часа

Поход по окрестностям города

2.

Елабуга нефтяная (встреча с тружениками города)

2 часа

Экскурсия в школьный музей, в учебно-курсовой центр.

3.

Елабуга поэтическая (встреча с поэтами: Н Вердеревская, Р. Гайсин, Ю Шурыгин, )

2 часа

Вечер поэзии.

4.

Елабуга в контексте «диалога культур»

2 часа

Малый сабантуй.

5.

Итоговое занятие

1 час


Творческий отчет, коллективная творческая деятельность учащихся.

Итого: 9 часов.


Программа спецкурса: «Воспитание юного елабужанина»1-4 классы

Всего: 36 часов.

3.2 Содержание разделов программы.

Раздел I. «Мир моего города».

Тема 1. Природа моего города (2 часа)

Город Елабуга имеет тысячелетнюю историю, и это не случайно. Наши предки были также очарованы красотой здешних мест, как продолжаем, очаровываться и мы, современные люди. Экскурсия на родник «Святой ключ», прогулка по экологической тропе, организованные совместно с сотрудниками Национального парка «Нижняя Кама», поможет детям иначе взглянуть на природу нашего края, приоткрыть занавес тысячелетнего театра истории

Глоссарий: экология, краеведение, национальный парк «Нижняя Кама», родники, художник И.И. Шишкин.

Тема 2. Из истории города Елабуга. (2 часа)

На этих занятиях, проводимых в виде экскурсии, первоклассникам предстоит познакомиться с экспозициями, раскрывающими мир растений и животных которые населяли наш край много веков назад. Для этого дети побывают на экскурсиях в музее Национального парка, а затем на, следующем занятии, продолжат знакомиться с древней историей в краеведческом музее нашего города.

Глоссарий:: экспозиция, экспонат, муляж, чучело, исторический документ.

Тема 3 Мой город. (1час)

На этом практическом занятии подводим итоги предыдущих занятий. В портфолио, которое есть у каждого ребенка, помещаем детские рисунки, созданные под впечатлением о пребывании на экскурсиях. Проходит обсуждение, учимся высказывать свое мнение, составляем коллективные правила поведения в общественных местах и на природе. Узнаем, каким образом можно пополнять портфолио интересными материалами о нашем городе, людях, природе.

Тема 4. Встреча с интересными людьми.(1час)

Познакомившись с древней историей нашего города, дети переходят к очень важной теме, посвященной личностям в истории. При подготовке к этому занятию, дети выполняют поисковые задания, узнают, какие улицы названы в честь знаменитых людей. На практическом занятии дети обмениваются знаниями, получают дополнительную краткую информацию о жизни и творчестве этих людей, пополняют портфолио.

Глоссарий: исторические личности, столетие-век, биография.

Тема 5. Встреча с интересными людьми. (1час)

Поисковое задание: для проведения этого занятия дети, совместно с родителями, знакомятся с творчеством замечательного поэта Антонины Силкиной. Встреча проходит в читальном зале детской библиотеки , где дети встречаются с автором стихов, участвуют в беседе, читают стихи. Такие встречи решают множество педагогических задач, но главная - дети придут к знанию того, что интересные, творческие, талантливые люди, живут среди нас.

Глоссарий: библиотека, поэзия, жанр, автор.

Тема 6. Наш город во время Великой Отечественной войны.(1час)

Поисковое задание: события давно минувших дней коснулись каждой семьи нашей страны. Дети, готовясь к этому занятию, с помощью родителей, составляют генеалогическое дерево, при заполнении которого обнаруживается, что их предки имели отношение к данной истории. Материалы пополняют портфолио. Учителем дается небольшая информация, об этом периоде.

Глоссарий: генеалогическое древо, родственник, родня, предки.

Тема 7. Мир моего города.(1час)

К этому занятию дети пишут мини-сочинения, оформляют портфолио рисунками и фотографиями, в классе оформляется выставка поделок. По фотографиям им предстоит определить о каком уголке нашего города идет речь, высказаться, что они знают и помнят из прошлых занятий, что особенно запомнилось, о чем хотели бы узнать, с какими людьми встретиться. В конце занятия получают задание на летние каникулы.

Глоссарий: исследование, фотодокументы, сбор и систематизация материала.

Раздел II. «Особенности моего города.

Тема 1. Географическое положение Елабуги (1час)

География Вятской губернии, в состав которой входил город Елабуга; уникальность географии города: водный и сухопутный маршруты; рельеф, природные богатства г. Елабуга: нефть. Голубая глина, лесной массив, разнотравье, целебные источники.

Деятельность учащихся: нанесение на карту географическое положение города, составление гербария, экскурсия по экологической тропе, организованная совместно с сотрудниками национального парка «Нижняя Кама», пополнение портфолио.

Глоссарий: географическое положение, водный и сухопутный маршруты, рельеф. Природные ресурсы

Тема 2. Елабуга купеческая. (1 час).

Купечество, как социальная прослойка; купеческая гильдия, вклад купечества в политическую, экономическую и духовную жизнь города; купеческие династии (Стахеевы, Шишкины, Ушаковы); меценатство, благодеяние.

Деятельность учащихся: участие в беседе, поиск информации по этой теме совместно с родителями, пополнение портфолио сообщениями.

Глоссарий: купечество, гильдия, династия, политика, экономика, культура, меценат, пожертвование.

Тема 3. Архитектура города: история и современность (2 часа).

Архитектура как культурное лицо города; стили архитектуры (барокко. классицизм); смешанный стиль; русский ампир; современный стиль (модерн).

Деятельность учащихся: восприятие материала; распознавание по фотографиям архитектурных стилей, записи в тетради, пополнение портфолио.

Глоссарий: архитектура, стиль в литературе и искусстве, барокко, классицизм, ампир, модерн.

Тема 4. Духовная культура Елабуги (2 часа).

Соотношение материального и духовного как средство и содержания жизни. Духовность как «вочеловечивание» мира. Поиски смысла жизни и вечные вопросы жизни в контексте духовности. Духовная культура города и её составляющие: парковая, музыкальная, художественная, провинциальная культура.

Деятельность учащихся: восприятие материала; ответы на вопросы.

Глоссарий: духовность, провинциальная культура

Тема 5. Елабуга спортивная.

Физическая культура; приобщение к физической культуре детей; походка, пластика, ритмика, физические упражнения для совершенствования организма. Спортивные сооружения города; спортивные достижения населения города Елабуга.

Деятельность учащихся: участие детей в спортивных секциях, сбор материала о спортсменах города, пополнение портфолио.

Глоссарий: язык тела, культура тела, саморазвитие, самовоспитание..

Тема 6. Елабуга экономическая. (2 часа).

Экономическая культура. Деньги как эквивалент человеческого труда; свободная экономическая зона; развитие экономики города. Благодеяние как материально экономическая помощь

Деятельность учащихся: участие в ролевой игре; составление анкет и их обработка; определение спектра профессий родителей класса.

Глоссарий: экономическая культура, деньги; экономические отношения; финансовые вливания.

Раздел III. Памятные места родного города.

Тема 1. Исторические личности в жизни города (2ч)

Персонажи великих и выдающихся людей как пример нравственных достижений человека; биографический контекст исторической личности, ее роль в жизни города, региона, страны. Память человечества о заслугах героев.

Деятельность учащихся: осмысление материала лекции; посещение школьного музея, знакомство с материалами музея.

Глоссарий: память как нравственная категория; исторический контекст; биография человека.

Тема 2. Художественно одаренные личности в Елабуге.

Деятельность как способ существования и выражения «Я» человека. Виды деятельности человека. Духовная деятельность как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни. Персонажи великих и выдающихся людей как пример высочайших духовных достижений человека.

Деятельность учащихся: осмысление материала лекции, посещение памятных мест.

Глоссарий: духовная деятельность; духовные достижения; духовность.

Тема 3. М.Цветаева в Елабуге (2ч)

Романтическое мироощущение поэта, его драматическая судьба; лирика, ее основные темы; образ лирической героини.

Деятельность учащихся: слушание и осмысление материала; выразительное чтение стихотворений.

Глоссарий: романтизм, лирический герой, тема стихотворения, лирический цикл; Серебряный век как культурная эпоха.

Тема 4. Историческая жизнь города(2ч.)

Мифы, легенды, сказания о городе; история города; различия людей, их национальные особенности и культура; интернационализм как нравственное качество человека; понятия соотечественника.

Деятельность учащихся: участия в беседе; фиксирование важных исторических событий.

Глоссарий: традиции, обычаи, нравы; соотечественник, интернационализм; национальные особенности.

Тема 5. Чертово городище: миф или реальность?

Древнее поселение на территории города; языческая культура; археологические материалы и их содержательная обработка. Сказания, легенды, мифы о Чертовом городище; реальные источники.

Деятельность учащихся: осмысление археологического материала; чтение сказаний, легенд; посещение археологического музея ЕГПУ и музея истории города.

Глоссарий: археология; сказания, легенды, мифология.

Раздел IV. « Елабуга жемчужина Поволжья».

Тема 1. Ландшафтный дизайн города (2ч).

Природа как источник эстетического наслаждения. Элементы природы, привнесенные в бытовую жизнь. Человек и природ; отношение к флоре и фауне, содействие к их процветанию в окружающей микросфере человека; одухотворение природы; общение с природой посредством искусства.

Деятельность учащихся: совершая пешие прогулки, учащиеся замечают и фиксируют природную красоту, фотографируют красивые места города, составляют рекламный буклет города.

Глоссарий: ландшафт, дизайн; пантеизм (обожествление).

Тема 2. Елабуга нефтяная (2ч).

Человек и его профессия. Профессиональный труд как средство самовыражения. Способности и талант в профессиональном труде. Определение профессиональных интересов. Встреча с тружениками города.

Деятельность учащихся: сбор материала о тружениках города; написание сочинений о знаменитых нефтяниках.

Глоссарий: профессия, труд, способности, талант.

Тема 3. Елабуга поэтическая (2 ч)

Человек в его многообразных творческих увлечениях; круг интересов человека в его влиянии на содержание жизни. Встреча с поэтами ( Н. Вердеревская, Р. Гайсин, Ю. Шурыгин)

Деятельность учащихся: выразительное чтение стихов, их анализ; знакомство с поэтическими сборниками местных поэтов; составления сценария.

Глоссарий: поэзия; тема, идея произведения; поэтический сборник.

Тема 4. Елабуга в контексте «диалога культур» (2 часа).

Расширение представлений о нормах культурной жизни Поволжья, их быт, нравы; особенности культуры народов Поволжья. Духовная культура; соотношение материального и духовного в жизни народов Поволжья.

Деятельность учащихся: знакомство с культурными и духовными традициями; сбор материала о духовной жизни народов Поволжья; составление альбома, пополнение портфолио учащихся.

Глоссарий: традиция, быт, этнос, нравы, этнокультура.

Тема 5. Итоговое занятие (1час).

Творческий отчет; защита творческих коллективных проектов учащихся, подведение итогов по изучению предмета «Елабугаведение».

IV. Заключение.

Теоретический анализ работ по психологии, педагогике и методике начального обучения, связанных с темой авторской программы, а также предварительных результатов опытно - экспериментальной работы позволили прийти к следующим выводам:

1. Развитие межкультурных компетенций у детей опирается на системный подход в организации учебной деятельности младшего школьника. Данный подход определяет, что процесс овладения межкультурными компетенциями и включает приобретение предметных, культурологических знаний и закрепление их в практических действиях в условиях обучения. Наиболее эффективной формой обучения является сочетание эвристической беседы и практического занятия, где осуществляется отработка алгоритма развития компетенций учащихся и создается соответствующая духовная среда. Включение учащихся в систему обучения и воспитания позволяет осуществлять контроль и корректировку знаний и умений школьников. Системный подход реализуется через установление связей между учебными дисциплинами и содержанием духовной культуры курса русского языка, определяющего общие закономерности и направления обучения и воспитания учащихся.

2. Методика развития компетенции у школьников предполагает совместную деятельность учителя и ученика, опирается на исследовательский и эвристический методы, ориентирует на творческую активность к самостоятельность школьников.

Совершенно иную роль играет учитель в системе обучения, которая опирается на учебную активность поисково-исследовательского типа, т.е на учебную деятельность. Понятно, что задать образец такой деятельности принципиально невозможно: любое исследование лишается смысла, как только заданы образец поиска и его результат. Таким образом, процесс обучения впервые приобретает характер совместной деятельности учителя и ученика, т.е их реального сотрудничества.

Поскольку ученик участвует в этой деятельности в качестве одного из ее равноправных субъектов, его действия не могут быть внешне регламентированы. Соответственно, не поддаются регламентации и действия учителя. Тем самым деятельность учителя приобретает творческий характер, который не поддается формализации, а сам учитель оказывается таким же субъектом обучения, как и ученик.

Любая поисково-исследовательская деятельность по своей природе предполагает столкновение различных точек зрения, мнений, т.е является диалогичной. Поэтому важно поддерживать учебный диалог на всех этапах урока.

Вместе с тем в контексте нашей программы обнаружились серьезные проблемы. Одной из них является культурологическая подготовка учителя начальных классов. Решение названной проблемы будет способствовать совершенствованию профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей и вузов. Также требуют совершенствования типовые программы и учебники для начальной школы.

Одна из серьезнейших трудностей, с которыми сталкивается учитель, работающий в системе развивающего обучения^ состоит в формировании у учащихся практических умений и навыков. Основная проблема в данном случае состоит не столько в том, что на формирование этих навыков отводится мало времени, сколько в мотивационном разрыве между собственно поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки. Все эти проблемы порождают значительные трудности в процессе реализации системы развивающего обучения. Конечно, в какой-то степени эти , трудности преодолеваются за счет энтузиазма и значительных усилий педагогов. Однако для того чтобы эти усилия были достаточно эффективными, учителя должны иметь в своем распоряжении теоретически обоснованную и тщательно выстроенную модель педагогической деятельности.

Отсутствие такой модели в значительной степени снижает действенность даже тех методических рекомендаций, которыми в последнее время сопровождаются учебные пособия по развивающему обучению. Не будучи соотнесенными с общей картиной деятельности учителя, эти рекомендации воспринимаются ими как некие предписания, обязательные нормы, что противоречит самой идее развивающего обучения как творческого процесса.



Список литературы в помощь учителю

1.Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М.: 1991

2.Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии
обучения: Вопросы терминологии. Педагогика. 1993 - №5

3.Валеева Н. Елабужское земство и Россия. - М.: Аграф, 2002.

4.Вердеревская Н. «Провинциальные стихи». Елабуга, 2006.

5.Вьюшина М.П. Анализ художественного произведения.
Начальная школа. - 1989. - №5 - с. 16-20

6.Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991

7.Горбушина Л.А. Анализ образов художественного
произведения. Начальная школа. - 1976. - №3 - с. 71-74

8.Дурова Н.А. Записки кавалерист-девицы. Казань: Татарское книжное издательство,1979.

9.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.:
Просвещение, 1991

10.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1986

11.Запорожец А.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1986

12.3еньковский В.В. Психология детства. - М.: 1995

13.И.Кубасова О.В. Развитите воссоздающего воображения на

уроках чтения. Начальная школа. - 1991 - №9 - с.26-31

14.Крахалева Л.З. Детям о Елабуге. Елабуга,2006.

15.Ларина М., «Елабуга гостей не забывает…» Казань: «Слово»,2006.

16.Львов М. История Елабуги. Елабуга,2007.

17.Матюшин Г.Н., История краеведения.- М.: Просвещение, 1987.

18.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и

конструирования учебного процесса. - Волгоград, 1995

19.Над шишкинским бором рассвет. М.:1989.

20.Осень с дыханием весны. Елабуга,2007.

21.Романов В.И. Избранные поэмы и стихи. Елабуга,2008.

22.Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. Книга для

учителя. -М.: Просвещение, 1991.

23.Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. - М.:1993.

24.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.

Учебное пособие. - М.: 1998.

25.Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку. - М.: 2000.

26.Сиденко А.С. Педагогический опыт: способ оценки и

самооценки. Народное образование. - 1998 - №4.

27.Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента?

Народное образование. 1998 №4.

28.Силкина А. Мамины песни. Н.Челны, 2003.

29.Сокровища культуры Татарстана. Наследие народов Российской федерации. М.: 2004.

30.Соловейчик М.С. Совершенствование методический подготовки учителя начальных классов. Начальная школа. -1987-№5, с. 58

31.Фомин Д.Е. Историческая Елабуга деловая. Путеводитель, справочник. Новости мира, Набережные Челны 2009.

32.Энциклопедия живописи для детей. Белый город, М.:2006.

33.Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования

в школе. - М.: 1998.

34.Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М.1999.












© 2010-2022