Статья на тему Развитие самоуправления в начальной школе

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.           Работая с коллективом, я   убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие самоуправления в начальной школе.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.

Я расскажу об организации самоуправления в моём классе.

В своей работе я выделила три этапа развития самоуправления:

1-й этап развития активности - зарождение:

Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности - становление:

Выполнение общественных поручений, при которых ребёнок сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

3-й этап развития активности - самосовершенствование:

Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

На каждом этапе достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива. Именно они определяют структурную характеристику процесса развития самоуправления. Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем. Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления.

Работать по организации самоуправления я начала с проведения классного собрания, на котором ребятам было предложено выбрать командира класса, его помощников.

Далее весь класс был поделен на сектора. У каждого сектора свои обязанности и поручения. При распределении поручений я учитываю возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его интересы и способности, которые постоянно и постепенно развиваю и усложняю содержанием поручений, расширяю права и обязанности учащегося.

Секторы классного самоуправления:

Сектор «Учебный»

1. Осуществляет контроль за наличием у учеников формы, соответствующей официально-деловому стилю.

2. Ведет контроль за успеваемостью.

3. Организует помощь отстающим в учёбе.

4. Следит за наличием и проверкой дневников.

5. Занимается подготовкой одноклассников к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам и предметным неделям.

Сектор «Порядок»

1.Организует дежурство по классу: составляет график дежурства, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем.

2. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку.

3. Несет ответственность за состояние цветов в классной комнате.

4. Организует проверку результатов дежурства в конце дня.

5. Организует генеральные уборки.

.Сектор «Спорт»

1. Занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, формированием команд.

2. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.

3. Несет ответственность за проведение физкультминуток на уроках.

Сектор «Редактор»

1.Занимается сбором информации и несет ответственность за выпуск поздравительных, тематических стенгазет или по результатам классных дел.

2.Занимается оформлением классного кабинета.

3.Несет ответственность за оформление классного уголка.

4. Следит за состоянием портфолио детей.

Сектор «Забота»:

1.Фиксирует пропуски занятий учащимися.

2.Сдаёт медицинские справки в медкабинет.

3.Отвечает за организацию горячего питания и дисциплину в столовой.

В конце каждого месяца на классном часе подводятся итоги:

- выполнения обязанностей каждым сектором (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя) ;

- анализ коллективно-творческих дел за прошедший месяц;

- коллективно ставим цели на новый период (по предложениям детей) и планируем работу, направленную на ее достижение.

Каждый раз я учу детей с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.

Одним из первых коллективных дел для нас стало создание ЗАКОНОВ класса. Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в микрогруппах правил поведения.

Мы обсудили предложенные варианты. Так появились законы класса.

ЗАКОНЫ КЛАССА:

- Быть чутким и внимательным к своим друзьям.

- Уважать и ценить мнение других.

-Достойно и культурно вести себя в школе и за её пределами.

- Проявлять уважение ко взрослым.

-Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни друзей.

- Говорить всегда правду, иметь мужество сказать о своём поступке, а не перекладывать вину на других.

-Заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее меня.

- Бережно относиться к вещам.

- Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

Работая с коллективом, я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.



© 2010-2022