Обобщение опыта по работе с родителями по направлению Духовно-нравственное воспитание

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы для YI конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Номинация: ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ





СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ

по направлению

«Духовно-нравственное воспитание»




Работа выполнена Чесноковой Ириной Владимировной , учителем русского языка и литературы, классным руководителем 10 класса МОУ «Краснобогатырская СОШ»

Новомосковского района Тульской области

Телефон: 8-905-115-01-09 (личный)

8(48762) 93-746

8(48762) 93-715 (школа)

E-mail: [email protected] (школа)
















2011

п. Красный богатырь



ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ

по направлению

«Духовно-нравственное воспитание»


Мы научились плавать как рыбы,

Летать как птицы,

Осталось научиться жить как люди.

Б.Шоу.

Что значит «научиться жить как люди»? На мой взгляд, это главный вопрос всей системы воспитания в современной школе. В последнее время очень много говорят о духовно-нравственном воспитании. В школах вводят новый предмет ОПК (основы православной культуры), готовят педагогов по этому «новому» предмету. Но так ли он нов этот предмет? Обратимся к этиологии каждого из составляющих этого сочетания слов. В.И.Даль так толкует эти понятия: «Воспитание - забота о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; вскармливание, кормление и одевание до возраста; научение, наставление, обучение всему, что для жизни нужно…».

«Духовность - бесплотное, нетелесное, из одного духа и души состоящее, всё относящееся к Богу, церкви, вере; всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля…».

«Нравственность - противоположность телесному, плотскому - духовный, душевный; противоположный умственному, но составляющее общее с ним духовное начало: к умственному относится правда и ложь; к духовному - добро и зло».

Как видим, все эти понятия настолько родственные, что могут являться друг для друга синонимами, а, следовательно, должны существовать тесно, неразрывно, едино.

В нашей школе нет специального курса ОПК, но это не значит, что вопросам духовно-нравственного воспитания у нас не уделяется никакого внимания. Такая работа ведётся в разных формах: элементы урока, например, уроки литературы и истории; классные часы, открытые мероприятия, родительские собрания.

Работа с родителями в данном направлении очень важна. Ведь сколько бы мы не говорили детям о пользе того или иного, если они, приходя домой будут видеть и слышать прямо противоположное нашим словам, мы ничего не добьёмся. Ребёнок учится тому, что у него в дому. Воспитывать нужно не детей, а, прежде всего, родителей. Говоря «воспитывать», я не имею в виду некое нравоучение на тему «Нужно делать так…», я имею ввиду просветительскую работу с родителями. Кое-какой опыт в этом направлении у меня, классного руководителя 10 класса, имеется, коим я и хочу поделиться.

Есть в современной педагогике такое понятие: «воспитательное пространство». Понятие это очень ёмкое. В рамках школы оно одно, в рамках класса - другое. Воспитательное пространство класса - это такая цепочка: учитель-ребёнок-родитель. Все составляющие этой цепочки равны, но главная - это, безусловно, ребёнок. Каждое из звеньев не может существовать автономно, поэтому всё, что делается в классе, делается сообща. В Святом писании есть такое слово: «СОРАБОТНИЧЕСТВО» - совместная богоугодная работа, помноженная на благие цели. Вот подобного соработничества мы и добиваемся. Итак, каковы же формы соработничества с родителями:

  • Родительские собрания («Семья - малая церковь», «Особая сила материнской молитвы», «Святые покровители семьи», «Святые Тульской земли», «Как не попасть в секту…», « Наказание: каким оно должно быть?» и др.

  • Консультации (чаще индивидуальные).

  • Беседы.

  • Паломнические поездки по святым местам нашего края ( Куликово поле, с. Себино, с.Осаново и др. Правда, они только планируются, но лиха беда начало).

  • Знакомство с работой Воскресной школы при мужском Свято-Успенском монастыре. Кстати, с этого года работает школа и для родителей. Родители вместе с детьми могут её посещать. Планируется совместная экскурсия в монастырь.

Кое-что хочется пояснить. Такие формы работы как беседы и консультации. У многих людей может возникнуть справедливое возмущение: «Кто вы такая, чтобы консультировать и давать советы?» Отвечу очень просто: «В данных вопросах я являюсь посредником между родителями и церковью». Дело в том, что вот уже третий год я посещаю секцию подготовки учителей ОПК, которая проводится на базе Свято-Успенского монастыря; получая от родителей тот или иной вопрос, я его задаю священнослужителю, он на него отвечает, а я потом доношу этот ответ до родителей. Да, конечно, каждый родитель может сам обратиться к священнослужителю, но не каждый на это решается. Путь «воцерковления» очень долгий, и многие родители только в самом его начале. Поэтому моя задача - всячески им в этом помогать, а никак не осуждать. Всё, что я знаю сама - будет знанием «моих родителей», всё, чего не знаю - будем узнавать вместе.

На Международных Рождественских чтениях в январе этого года владыка Меркурий сказал: «Духовно-нравственное воспитание должно быть непрерывно». Вот к этой непрерывности мы и стремимся в своей совместной работе: дети-родители-учителя.

И последнее: цели и задачи.

Цель одна: Воцерковление родителей и детей; сохранение мира, спокойствия и понимания в семьях моих учеников.

Задачи:

  • Знакомство с основами истории Русского православия;

  • Организация досуга семьи, создание новых форм взаимодействия учащихся, родителей, учителей;

  • Восполнить информационный вакуум в вопросах духовного воспитания;

  • Познакомить родителей с духовной литературой, средствами массовой информации по данной тематике (журналы «Бог и мы», «Православный Новомосковск», газеты «Исцеляющие иконы и молитвы», «Православный помощник», «Азбука православия» и др.).

© 2010-2022