Конспект классного часа Сквернословие

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема классного часа «Вирус сквернословия»


Цель:


Задачи:

  • Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде

  • Создавать условия для воспитания критического отношения к сквернословию.

  • Формировать активную жизненную позицию для противостояния вредному влиянию.

План мероприятия


1. История появления вируса сквернословия.

2. Распространение вируса

3. Изготовление вакцины против вируса

4. Профилактическое мероприятия.



Добрый день ребята!

Я рада встречи с вами.

Задание 1.

Закройте глаза, я вам задам вопросы, если ответ «да» поднимите руки, и не отпускайте их пока я вам не скажу.

1. Вы вернулись позже обычного, ругали вас родители, при этом употребляя неприличные выражения?

2. Вы на дне рождения, кто-нибудь из гостей выражался нецензурными словами?

3. Гуляя по улице, приходилось слышать нецензурные слова?

Откройте глаза и посмотрите друг на друга. Сколько рук!

Возникает проблема, как искоренить нехорошие слова, вот эту проблему должны решить сегодня.

Тема классного часа «Вирус сквернословия»

Эпиграфом будет высказывание «словом можно исцелить, словом можно убить»

Цель: придумать вакцину против сквернословия.

Для решения нашей проблемы вы разделились на 2 группы, а редколлегии предстоит зафиксировать нашу работу.

Вопрос: Я несколько раз произнесла слово сквернословие. Какое определение вы бы дали?

Ответы обучающихся

  • нецензурная брань

  • непечатные выражения

  • «мат»

  • нецензурная лексика

Все это верно. (История возникновения сквернословия)

Давайте посмотрим определение слов «скверна» и сквернословие в словаре.

Ответы: Сквернословие происходит от слова «скверна». Согласно словарю Даля - мерзость, гадость, пакость... Другими словами сквернословие - это речь, состоящая из неприличных выражений, брани, непристойных словам.

Немного истории.

Вернемся в древнюю Русь. Скверные слова были включены в заклинания. Ведьмы использовали их в своих наговорах, посылали проклятия. Сквернословие являлось уголовно наказуемым. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение "поле брани". Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле нецензурной ругани.

Все чаще из уст молодежи и даже учеников младших классов мы слышим «мат»? Вопрос: для чего использует бранную речь молодежь? (распространении вируса) Выберите из предложенных вариантов на ваш взгляд наиболее распространенные ответы.

Ответы обучающихся:

  • это проявление независимости

  • способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости

  • Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды.

  • подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

  • для повышения эмоциональности речи,

  • эмоциональной разрядки,

  • оскорбления, унижения адресата речи,

  • демонстрации агрессии,

  • демонстрации отсутствия страха,

  • демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.

  • желание подражать кумирам,

  • боязнь прослыть белой вороной

Из ваших высказываний следует:

Мат - скудный лексический запас говорящего, людей с невысоким уровнем культуры.

Привычка материться - проявление бескультурия.

Диапазон разновидностей нецензурной речи довольно широк.

Вопрос: Где чаще всего вы встречаетесь со сквернословием?

Ответы обучающихся:

  • На заборах, в туалетах, местах общего пользования.

  • В книгах, современных кинофильмах.

  • От ведущих , киножурналистов, артистов,

  • Людей в пьяном виде

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии.

В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

  1. первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

  2. вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

  3. третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

(Сквернословие и здоровье)

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Притча

Ведущий: Ребята, в книге С.С. Орбелиани «Мудрость вымысла» в одной притче говорится, что охотник пригласил друга-медведя в гости. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся и ушел. Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь топором по голове, чтоб рана была». Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри: рана, которую ты мне нанес, зажила, а рана от слов твоей хозяйки - до сих пор саднит мне сердце».

Вопрос: ребята, какой вывод можно сделать из этой притчи. Как вы понимаете смысл фразы: Рана от слов до сих пор на сердце ( душевная )

Ответы обчающихся.

  • …..

Вывод: душевная рана заживает гораздо дольше, чем телесная.

А сейчас от каждой команды я приглашаю по одному участнику.

Выясним, как влияет сквернословие на того, кто его употребляет. Один из вас произносит нехорошие слова. После каждого плохого слова человек поглощает отрицательную энергию и при этом чувствует себя неудобно. Поэтому второй участник будет одевать кольца.

Итак, …

-Как ты себя чувствуешь? Тебе удобно? (1)

-Как избавиться от этого неудобства? (2)

Мы неосознанно причинили боль, страдание себе, человеку. В медицине эту болезнь называют «копролалия» - грязная речь

«копрес» - грязь

«лалия» - речь

Приведу примеры. Существует гипотеза.

Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть.

Вывод: Словом воскрешали мертвых, исцеляли больных.

2. Опыт:

В XX веке японский ученый Масару Эмото высказал гипотезу, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. Воде перед заморозкой говорили разные слова. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вывод: Так как4 человекк на 80% состоит из воды, то под внешним воздействием у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. В семьях, где матерятся дети, рождаются с заболеванием ДЦП, Дауна.

(Мат и уголовная ответственность)

Употребление нецензурной речи уголовно - наказуемо.

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:

«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Наш класс особенный, и мы хотим отличаться от других своими манерами, поведением, речью и внешним видом.

Составим вакцину ( памятку как искоренить сквернословие)

Обучающиеся записывают

  1. Мы доброжелательно относимся друг к другу.

  2. Не повышаем голос и не кричим.

  3. Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.

  4. Не говорим друг другу оскорбительные слова.

  5. Здороваемся со всеми в школе.

  6. Улыбаемся и не ходим с кислыми лицами.

  7. Обращаемся друг к другу по имени.

.

Вывод: Самым важным и научно подтверждённым является то, что сквернословие опасно для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, проводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Завершить наш разговор хочется стихотворением «Слова» Вадима Шефнера


Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать,

и предать, и купить,

Слово можно

в разящий свинец перелить.


«Всякое слово гнилое

да не исходит из уст ваших...»

На ваших столах лежат листы. Запишите на них те слова, от употребления которых вы бы хотели избавиться. Сложив листочки самолетиком, запустите их в небо, тем самым избавляется от этих слов.

Моменты нашей беседы отражены в газете «Вирус сквернословия». Спасибо редколлегии.

Рефлексия

  • Я сегодня задумался о….

  • Мне сегодня понравилось…

  • Я остался при своем мнении…

  • Я изменил мнение о…

  • Нужно обсудить на следующем классном часе вопрос…(какой)


Конспект классного часа Сквернословие

6

© 2010-2022