Методическая разработка классного часа Нет наркотикам!

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров
Республики Саха (Якутия)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия) «Намский техникум»



Республиканский конкурс научно-методических разработок по профилактике правонарушений и пропаганде ЗОЖ в профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия)



Методическая разработка классного часа
«Нет-наркотикам!»













Васильева Марианна Семеновна,
преподаватель русского языка и литературы

















Графский Берег, 2015

Цель: Формирование знаний о вреде наркомании

Задачи:

  1. Закрепить в сознании обучающихся понимание того, что здоровье - важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.

  2. Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека.

  3. Формировать устойчивое отношение к принятию обучающимися только здорового образа жизни.

Опережающее домашнее задание: Распределить роли психолога, историка, химика, юриста, медика, молодого человека обучающимся и предоставить им материал для подготовки к устному выступлению.
Оборудование: портрет В.Высоцкого, листочки, ручки, «письма»

Примечание: Классный час лучше всего провести на природе, в ясный, теплый день.


Этапы

Формы работы

Время

1

Мотивация к теме, вступительное слово

-Ребята, кого вы видите на портрете? Это великий поэт, актёр Владимир Высоцкий. К сожалению, он употреблял наркотики. Это была его самая большая проблема. Он предпринимал отчаянные попытки излечиться от наркомании, но было поздно 5 июля 1980 г. В. Высоцкого не стало.Смерть его была неожиданной для его поклонников.
Сегодня мы собрались с вами, для того чтобы поговорить о самой большой и серьезной проблеме для России и всего мира, о наркомании.

2 мин

2

Этап формирования новых знаний

Работа с опережающим домашним заданием. Выступления:

1.«Психолог»
2. «Историк»
3. «Химик»
4. «Юрист»

5. «Медик»
6. Молодой человек, придерживающийся ЗОЖ

18 мин

3

Закрепление полученных знаний

Игра «Редакция молодежной газеты»

(работа в малых группах)

Задание: Каждая редакция (малая группа) получает письмо. Задача группы: сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему. Каждое ответное письмо должно подвергаться обсуждению, добавляться и даже критиковаться коллегами из других редакций, а так же комментироваться педагогом-куратором.

15 мин

4

Выводы по классному часу, заключительное слово

Игра ««Жизнь с болезнью»
Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей - сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и неизменного порока. Счастье - это сблизиться с природой, слиться с ней воедино. Ты только посмотри вокруг! Посмотри, какая красота! Счастье - это подойти к березе, обнять ее, это любоваться цветами на лугу, слушать пение птиц. Счастье вокруг нас. От всех нас зависит жизнь нашей планеты. Давайте все вместе скажем: "Думай о будущем! Выбирай жизнь без здоровую и счастливую!» Скажи «Нет-наркотикам!»

10 мин



Материал для выступлений:

1.Юрист

В соответствии со ст.228 УК РФ от 15.10.97г.,- незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере наказываются лишением свободы на срок до 3 лет; незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических веществ наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой; незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических веществ совершённые: группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой;- в особо крупном размере на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имущества.

Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путём, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Согласно статье 229 УК РФ от15.10.97г.,- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет; те же деяния, совершённые группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия, неопасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия наказываются лишением свободы на срок от 6 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой; если в крупном размере,с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, лицом 2 или более раз судимым за хищение либо вымогательство, наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества.

Из статьи 230 УК РФ от 15.10.97г следует, что:- склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ наказываются ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет

2. Химик

Психостимуляторы - вещества, употребляемые для повышения активности, снятия состояния утомления и ослабления аппетита. Это, прежде всего кофеин, содержащийся в кофе, чае, и тонизирующих напитках вроде кока-колы. Он представляет собой слабое возбуждающее средство.
Никотин - еще одно возбуждающее средство, но далеко не столь безобидное. Его действие общеизвестно: он, прежде всего, помогает преодолеть стресс. Действительно, никотин ослабляет активность мозговых клеток, что ведет к чувству умиротворения. Через некоторое время происходит повышение активности мозга. Увы, это действие длится всего лишь несколько десятков минут, и тогда курильщику хочется все начать сначала. Становится понятно, как трудно отделаться от этой вредной для здоровья привычки, не говоря уже о психологической зависимости.
Амфетамины - гораздо более сильные возбуждающие средства. Они увеличивают состояние общего возбуждения, что может далее привести к упадку сил.
Длительное употребление амфетаминов часто приводит к психическим проявлениям: человек вскоре начинает чувствовать себя затравленным, и малейшее движение другого человека может быть воспринято как угроза. Бредовые идеи сопровождаются также слуховыми галлюцинациями. Можно вспомнить об одном американском шофере, который без остановки гнал свой грузовик в течение 48 часов, "поддерживаемый" избытком амфетамина. А когда он был найден в канаве среди обломков своей машины, он рассказал, что поручил управление сменщику, существовавшему лишь в его галлюцинирующем мозгу, а сам лег отдыхать.
Марихуана - наиболее часто употребляемый наркотик, получаемый из индийской конопли. Другими формами являются гашиш и гашишное масло. Это, по-видимому, самый распространенный наркотик, и применяется он почти исключительно путем курения в трубке или сигаретах.
В малых дозах марихуану или гашиш употребляют, прежде всего, ради их эйфоризирующего действия. Известно, что марихуана вызывает учащение сердечного ритма и повышение кровяного давления. Кроме того, она, по-видимому, нарушает запоминание информации и удержание ее в памяти. Общепризнанно, что употребление марихуаны и гашиша нарушает психику и в 90% всех случаев служит толчком к употреблению более сильных наркотиков. Например, опиатов.
Героин - полусинтетический продукт, получаемый на конечном этапе процесса обработки опия. Чистый белый героин по составу похож на пшеничную муку. Героин либо курят, либо вдыхают, либо вводят инъекционно - как внутривенно, так и внутримышечно (в ягодицы или в бедро).
Одну дозу героина (так называемый "чек") - примерно 0,1 грамма - с концентрацией 20-30 процентов (наиболее часто встречающиеся наполнители - сахар, стиральный порошок, тальк) обычно делят на несколько приемов. Если в качестве наполнителя наркоторговец использует сахар, то наркоману через несколько приемов обеспечен диабет. Действие одной дозы длится всего лишь 2-4 часа, и после некоторого периода привыкания наркоману может потребоваться от нескольких доз до нескольких граммов в день.
Героин был впервые выпущен фармацевтической компанией Байер (Bayer) в 1897 году как более эффективное и не вызывающее зависимости средство, для замены морфина. Новое средство начали активно применять в медицине, в результате чего многие пациенты стали наркоманами. На самом деле героин действует в 4-5 раз сильнее морфина. Он лучше растворяется в жирах и поэтому быстрее достигает мозга, чем морфин. Кроме того, зависимость от героина сильнее и формируется быстрее.
Галлюциногены - натуральные или синтетические вещества, которые изменяют ощущения, мышление и эмоции. Примеры: ЛСД, мескалин, некоторые грибы и др. Наиболее известным из этой группы является ЛСД воздействует главным образом на восприятие окружающего мира, искажая, в частности, восприятие формы и цвета.
Депрессанты - вещества, успокаивающие или угнетающие деятельность центральной нервной системы. Существуют в виде успокоительных средств и транквилизаторов. Служат для лечения бессонницы, успокоения "расшатанных" нервов и снятия тревожного состояния. Алкоголь относится к этой группе наркотиков.
3. Медик

Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется ситуацией в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди молодых людей.
Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков и детьми 6-7 лет.
Наркомания - это тяжелая болезнь, неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека (особенно подростка) и оканчивающаяся преждевременной смертью.
О том, что проблема наркомании на слуху у всех членов общества. Все о ней знают или слышали, все пытаются существовать с этой проблемой параллельно. Да, наркомания это тяжелая болезнь. Она заключается в нарастающем изменении чувствительности организма к действию наркотиков - в формировании жесткой зависимости состояния человека, его психического и физического самочувствия от наличия или отсутствия наркотика в организме. Распространение наркомании происходит угрожающими темпами. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей в 42 раза.
Три разноречивых понятия заключается в переводе с греческого, слово "наркоман" - восторг, оцепенение, магия . Но не только восторга , а даже слабого блеска радости жизни не видим
Мы в глазах тех, кто находится во власти наркотиков. Истощенное, с исколотыми венами тело. Отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы. А главное, полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни. Путь туда лёгок и прост, вернуться оттуда невозможно.
Наркомания несет с собой множество проблем:
медицинские- психические расстройства, слабоумие, поражение всех систем и органов,
большой процент заболевания ВИЧ и СПИДом, резкое уменьшение продолжительности жизни.
социальные-прогулы учебных занятий и на работе, отчисления из учебных заведений или увольнение с работы, несчастные случаи, самоубийства в семье, проблемы с будущим здоровьем и будущим потомством.
правовые -хулиганств, воровство, грабежи, убийства, изготовление, хранение и продажа наркотиков.
4. Историк

В 1845 году во Франции был принят закон о наркотических веществах, а затем аналогичные постановления против наркомании были приняты в некоторых штатах США. В 1909 году - созыв Шанхайской опиумной комиссии с участием представителей 13 государств. Это было начало международного контроля за распространением наркотических веществ. В начале XX века была предринята попытка ограничить распространение препаратов опия. В 1911-1912 гг. в Гааге проводилась Международная конференция по опиуму, в которой принимали участие представители 12, в том числе и Россия. На конференции была выработана Конвенция о наркотиках. Конвенция предусматривала меры, направленные на свёртывание производства, торговли и употребления опиума. Конвенция также предполагала контроль за медицинским применением наркотиков.
После 1 Мировой войны наркомания стала серьёзной социальной проблемой, а в некоторых районах потребление наркотиков приобрело размах бедствия.

Было принято решение возложить на международную организацию Лигу Наций контроль за международным сотрудничеством в области борьбы с распространением наркотиков, а также были приняты 2 международных правовых акта:
1.Женевское соглашение о запрещении производства, внутренней торговли и использования очищенного опиума - от 11.02.25.
2.Международная конвенция по опиуму, подписанная в Женеве 19.02.25. СССР присоединился к данной конвенции 29.11.36.
Тем не менее вопросы уголовно-правового преследования лиц, виновных в незаконном производстве и распространении наркотических веществ регулировались национальным, внутренним правом каждой отдельно взятой страны.
Торговцы наркотиками стали объединяться в международные преступные организации, в связи с чем и возникла необходимость введения международных уголовно-правовых мер ответственности за преступления, связанные с наркотиками. Женевская конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами от 26.06.36г. предусматривала возможность выдачи преступника иностранному государству для привлечения к ответственности.
3 этап международного сотрудничества в области борьбы с наркоманией начался с момента создания ООН.
В 1946 году ООН приняла резолюцию, которой утвердипа комиссию по наркотическим средствам. В 1961 г. этой комиссией был выработан международный многосторонний договор о наркотических средствах. СССР его подписал 13.12.64г.
Как завершающую стадию создания системы международного контроля за производством и распространением наркотических веществ, можно отметить подписание 21.02.71 года в Нью-Йорке Конвенции о психотропных веществах.
В России постановлением ЦИК и СНК от 23.05.28г. было запрещено свободное обращение кокаина, героина, гашиша. Приказом Наркомздрава СССР от 11.11.38г. были установлены правила приёма, хранения, отпуска сильнодействующих лекарственных препаратов в лечебных учреждениях страны.
Первая в мире вспышка наркомании среди подростков случилась в России в 20-е годы. Тогда тысячи беспризорников, оставшиеся без родителей, без родных и друзей начали употреблять кокаин. Теперь эта катастрофическая ситуация повторяется, только помимо беспризорных детей и подростков, которых сейчас, как и после гражданской войны достаточно, в наркотизацию оказались вовлечены подростки из благополучных, хорошо обеспеченных семей. Если раньше употребляли только кокаин и только время от времени, то сейчас подростки употребляют все: в огромных количествах и немыслимых сочетаниях.

  1. Психолог

Следует сказать об этапах формирования зависимости от наркотиков.
I этап - эксперимент
На этом этапе подростки изучают, как можно поднять себе настроение при помощи наркотических веществ. Они на собственном опыте определяют воздействие алкоголя, марихуаны и других наркотиков, о которых, возможно, знают уже не понаслышке.
II этап - периодическое потребление
Этап порой называют стадией контролируемого приема или социального алкоголизма. Прием наркотического вещества осуществляется в связи с какими-либо обстоятельствами. Причины, которые побуждают подростка принимать наркотическое вещество, могут быть самыми различными.

III этап - регулярное употребление
Следующим этапом формирования наркотической зависимости является регулярное потребление, которое возникает из потребности принять дозу алкоголя или наркотика. Начиная с III этапа, наблюдается явление, которое можно назвать "самолечение". Подросток больше не принимает наркотик только для того, чтобы получить положительные эмоции, теперь он/она пытаются избавиться от плохих чувств, переживаний, состояний.
IV этап - навязчивая идея
На этапе навязчивой идеи подростки в значительной степени полагаются, прежде всего, на алкоголь и наркотики как средство избавления от негативных эмоций. Такова аномальная реакция на проявление совершенно естественных чувств.
V этап - психофизиологическая зависимость.
Вместо эйфории психофизиологически зависимый алкоголик или наркоман получает лишь непродолжительную передышку от физических и душевных страданий. Теперь их главной задачей становится стремление получить возможность чувствовать себя нормально.

6. Молодые люди, придерживающиеся здорового образа жизни

В далеком-далеком прошлом, когда табак был только завезен из дальних стран, у подножия горы Арарат, что в Армении, жил один старец, добрый и мудрый был человек.
Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его.
Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали наперебой: «божественный лист, божественный лист - в нем есть средство от всех болезней!»
Подошел мудрый старец к толпе и сказал: «Этот божественный лист приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится».
Купцы обрадовались старцу и улыбаясь повернулись к нему.
- Ты прав, о мудрый старец! - сказали они. - Но откуда ты знаешь столь много о чудесных свойствах божественного листа?
Мудрец пояснил: «Вор не войдет в дом курящего только потому, что будет всю ночь напролет кашлять. Через несколько лет использования этого божественного листа (курения) человек ослабевает и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека в руках которого палка?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет молодым…»
Отошли люди от чужеземных купцов, задумались…
- Мы предлагаем и вам задуматься о том, что ваше здоровье во многом зависит от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье - только в ваших руках. Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное - они лишают человека жизни!

Тексты писем в редакцию

Письмо №1
«Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики. Мне стало интересно, я согласилась. Теперь я думаю: «А вдруг я уже наркоманка?». Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу. Я вынуждена прятаться, сижу дома. Что мне теперь делать?»

Письмо №2
«У меня есть друг, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые принимают наркотики. Теперь он большую часть время проводит с ними. Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в наркомана. Посоветуйте, как?»

Письмо №3
«Мы дружим уже больше года. В последнее время моя подруга очень изменилась, у неё появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она призналась, что несколько месяцев балуется травкой и это ей нравится. Этой новостью я поделилась с другом, у которого в прошлом году умер брат от передозировки. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. Как мне поступить?»

Сценарий игры ««Бесценная жизнь»


У каждого по 12 листочков. На 4-х из них участники пишут названия любимых блюд, на 4-х - любимых занятий, увлечений, на 4-х - имена близких людей. Предлагается каждому поставить себя на место того, кто решил попробовать наркотик. А за любое удовольствие надо платить, поэтому отдают ведущему по одной карточке, затем по 3. В итоге ведущий забирает все листочки, идя по кругу.
После того, как будут собраны все листочки, задаются вопросы:
-Как себя чувствовали, когда отдавали листочки?
-С чем или с кем труднее было расставаться?
-Какие выводы вы можете сделать после этой игры?
-Какие выводы вы можете сделать после этого классного часа?

Использованная литература:

  1. С.Б.Белогуров, В.Ю.Климович. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. - Москва.: Центр "Планетариум". - 2002.

  2. Игры - обучение, тренинг, досуг: Сборник сценариев / Под редакцией В.В.Петрусинского. - М.: Новая школа, 1998.
    3. «Профилактика наркозависимости среди детей и подростков» Методическое пособие Водовозов М.Ю., Губина К.В., Прокопенко Г.В. Филиал ГУТО «Наркологический реалибилитационный центр», Тюмень, 2003г.



© 2010-2022