Разработка урока мужества «Я сын твой, Родина»

Скоро наша страна будет праздновать 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. Но мы не должны забывать солдат той войны. Урок мужества посвящен нашему земляку - прототипу поэмы К. Симонова «Сын артиллериста» И.А. Лоскутову, сражавшемуся на берпегах Баренцева моря и защищавшего подступы к Мурманску. Подвиг нашего земляка был описан Симоновым в поэме. Через 25 лет после Великой Отечественной войны пионеры нашей школы разыскали знаменитого земляка и пригласили в гости в школу. В 1967 году И.А. Л...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Межрегиональный конкурс методических материалов

по патриотическому воспитанию детей и подростков

номинация «Патриотическое воспитание в начальной школе»



Я сын твой, Родина

урок мужества

Аннотация:

Методическая разработка урока мужества, посвященного земляку - прототипу поэмы К.Симонова «Сын артиллериста» И.А.Лоскутову. Урок проводится в Зале Воинской Славы сельского краеведческого музея.

Методический материал предназначен для проведения классных часов, внеклассных школьных мероприятий, уроков мужества, для работы с учащимися (возраст: 10-12 лет).

Работу выполнила:

Жернакова Нина Леонидовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Андреевская основная

общеобразовательная школа»

Оханского района Пермского края

618 110 Пермский край

Оханский район с. Андреевка,

ул. Прибрежная, 15

Тел. раб.: 8 34 279 34 5 80

дом: 8 34 279 34 4 28

эл. почта: [email protected]

2014 год

Пояснительная записка

Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, все меньше остается ветеранов той войны. К сожалению, теряется редкая возможность от очевидцев узнать о событиях тех страшных лет. Но память о Великой Отечественной войне должна жить в веках. Во многих семьях хранятся военные фотографии, воспоминания фронтовиков о событиях той войны. В нашем селе есть краеведческий музей. В Зале Воинской Славы хранятся письма с фронта, кисет, каска, гимнастерка и другие экспонаты. Есть стенды с информацией о Героях Советского Союза - наших земляках. А прототипу поэмы К.Симонова «Сын артиллериста» - И.А. Лоскутову - в музее уделяется особое внимание. Кроме фотографий, воспоминаний, хранится фильм Пермского областного радио о нашем земляке, который был снят во время приезда знаменитого земляка в Андреевку в 1967 году. Поэтому, местом проведения Урока мужества я выбрала Зал Воинской Славы сельского краеведческого музея.



Цель: познакомить учащихся с мужеством и героизмом земляка И.А.Лоскутова

Задача:

  1. помочь почувствовать учащимся, что они являются наследниками боевых традиций земляка;

  2. обогатить знания учащихся о героическом прошлом своего народа;

  3. вызвать интерес к прошлому нашей страны;

  4. развивать навыки декламации и выразительного чтения;

  5. разработать и нарисовать макет Мемориальной доски для здания, в котором учился И.А.Лоскутов

Оборудование: мультимедиапроектор, портрет И.А.Лоскутова, книга К.Симонова «Сын артиллериста», экспонаты сельского краеведческого музея (Альбом с воспоминаниями земляков о Лоскутове, фотографии), документальный фильм Пермского телевидения «Сын артиллериста»; альбомные листы, карандаши, ластики; колокольчик, аудиозаписи песен.

Ход занятия:

1. Учитель:

Сегодня мы проводим Урок Мужества «Я сын твой, Родина», посвященный мужеству нашего земляка, воевавшего в грозное военное лихолетье, Ивану Алексеевичу Лоскутову. (слайд №2)

2.Ученик (читает наизусть)

Был у майора Деева

Товарищ - майор Петров,

Дружили еще с гражданской,

Еще с двадцатых годов.

Вместе рубали белых

Шашками на скаку,

Вместе потом служили

В артиллерийском полку.

А у майора Петрова

Был Ленька, любимый сын,

Без матери, при казарме,

Рос мальчишка один.

И если Петров в отъезде, -

Бывало вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

3. Учитель:

Это произведение К. Симонова знали все люди старшего поколения. Но не все знают, кто такой Ленька Петров. Оказывается, прототипом Леньки Петрова является наш земляк - Иван Алексеевич Лоскутов. И. А. Лоскутов родился в деревне Бортевое Андреевской волости Оханского уезда.

Летом 1940 года после окончания военного училища лейтенант Иван Лоскутов был направлен в 104-й артиллерийский полк на побережье Баренцева моря. 22 июня 1941 года полк был поднят по тревоге. Через неделю в Заполярье начались боевые действия. 3 июля 1941 года началось ожесточенное сражение за Средний и Рыбачий полуострова. Обе стороны хорошо понимали - тот, кто овладеет Рыбачьим, тот держит в руках Кольский залив, а значит подступы к городу Мурманску. Немцы огневые позиции замаскировали, группировку войск усилили. Орудия врага наносили серьезный урон защитникам островов. Тогда появилась идея выдвинуть на безымянную высоту наблюдательный пункт. Послать туда решили командира взвода Ивана Лоскутова и двух разведчиков - земляков Г. Мехоношина и Г. Макарова. (слайд № )

4. Ученик: (читает наизусть)

А через две недели

Шел в скалах тяжелый бой,

Чтоб выручить всех, обязан

Кто-то рискнуть собой.

Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

- По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

- Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт. По скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно? - Так точно, ясно.

- Ну, так иди скорей.

Нет, погоди немножко.-

Майор на секунду встал,

Как в детстве, двумя руками

Леньку к себе прижал.-

Идешь на такое дело,

Что трудно прийти назад.

Как командир, тебя я

Туда посылать не рад.

Но как отец… Ответь мне:

Отец я тебе иль нет?

- Отец, - сказал ему Ленька

И обнял его в ответ.

5. Учитель:

Под покровом густого тумана артиллеристы отправились на передний край. Несколько раз попадали под пулеметный огонь. Но добрались благополучно. С высоты увидели огневые точки врага, дальние тылы. Быстро составили схему целей, определили координаты, и первое донесение было передано в полк.

Вместе с двумя радистами лейтенант И.А. Лоскутов взобрался на высоту и оттуда по рации корректировал огонь артиллерии. По данным, передаваемым Лоскутовым, огнем была уничтожена минометная батарея фашистов, несколько пулеметных точек. Однако вражеские войска определили местонахождение корректировочной группы и, после не принесшего результата минометного и артиллерийского обстрела высоты, были вынуждены перейти в атаку на высоту.

Как вспоминал И.А.Лоскутов: Нам ничего не оставалось делать, как вызвать огонь непосредственно по высоте. Мы передали такую команду, но командир полка посчитал, что это ошибка, и переспросил, и только после вторичной нашей команды на высоту обрушился шквал нашего артиллерийского огня.

6. Ученик: (читает наизусть)

Летели земля и скалы,

Столбом поднимался дым.

Казалось, теперь отсюда
Никто не уйдет живым.

Третий сигнал по радио:

-Немцы вокруг меня,

Бейте четыре, десять,

Не жалейте огня!

Майор побледнел, услышав:

Четыре, десять - как раз

То место, где его Ленька

Должен сидеть сейчас.

Но, не подавши виду,

Забыв, что он был отцом,

Майор продолжал командовать

Со спокойным лицом:

«Огнь!» - летели снаряды.

«Огонь!» - заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

Радио час молчало,

Потом донесся сигнал:

- Молчал: оглушило взрывом.

Бейте, как я сказал.

Я верю, свои снаряды

Не могут тронуть меня,

Немцы бегут, нажмите,

Дайте море огня!

7. Учитель:

Наступавшие немцы частично были уничтожены, а остальные обратились в бегство. В период обстрела мы постарались укрыться и остались живы, правда, состояние было ужасное. Радиостанция была разбита, и дальнейшее наше пребывание на высоте без связи с полком было бессмысленно, и было принято решение возвратиться в полк.

8. Ученик: (читает наизусть)

В атаку пошла пехота -

К полудню была чиста

От убегавших немцев

Скалистая высота.

Всюду валялись трупы,

Раненый, но живой

Был найден в ущелье Ленька

С обвязанной головой.

Когда размотали повязку,

Что наспех он завязал,

Майор поглядел на Леньку

И вдруг его узнал:

Был он как будто прежний,

Спокойный и молодой,

Все те же глаза мальчишки,

Но только… совсем седой.

Он обнял майора. Прежде

Чем в госпиталь уезжать:

- Держись, отец: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!-

Такая уж поговорка

Теперь у Леньки была…

9. Учитель:

Через несколько месяцев на полуостров Рыбачий прибыл К.Симонов, работавший в то время корреспондентом газеты «Красная Звезда». Там он узнал о подвиге И.Лоскутова. Этот рассказ произвел на писателя огромное впечатление. Он за одни сутки написал поэму «Сын артиллериста». Правда, герои носили другие имена. Прототипом лейтенанта Петрова послужил И. А. Лоскутов, прототипом майора Деева Е. С. Рыклис; более того, в поэме указано место действия, соответствующее реальным событиям.

Едва появившись, поэма получила огромную популярность. Тысячи писем приходили к автору: кто же Ленька, где он?

И через 25 лет был найден И. А. Лоскутов. Он продолжал службу на Тихоокеанском флоте. В 1966 году «сын артиллериста» побывал в нашем селе, в родной школе.

10. Рассказ участницы встречи И.А. Лоскутова в родном селе Т.И. Трофимовой:

Мы узнали, что в гости в родное село приедет И.А. Лоскутов и с нетерпением стали жать. Готовили приветствие и костер, собирали цветы и землянику. В нашу школу приехали ребята из соседних сел. И вот «сын артиллериста» в Андреевке! Он встретился с родственниками, побывал в родной школе. А потом был пионерский костер! И.А. Лоскутова приняли в почетные пионеры! Я удостоилась чести повязывать красный галстук нашему славному земляку! (слайд № )

Об этом событии Пермским областным телевидением был снят документальный фильм. (Просмотр документального фильма, продолжительность 10 минут)

11. Учитель:

И.А. Лоскутов служил на Тихоокеанском флоте. Закончил службу в звании полковника. В должности старшего офицера по кадрам в штабе Тихоокеанского флота. Он был награжден четырьмя орденами и девятью медалями. Скончался в 1986 году. Мы гордимся нашим земляком!

Часть экспонатов в Зале Воинской Славы посвящена И.А. Лоскутову. Одна из улиц Андреевки носит имя Лоскутова.

Но на здании, в котором учился Иван Алексеевич, нет мемориальной доски. Я предлагаю вам объединиться в группы и, обсудив, нарисовать макет Мемориальной доски для здания музея, в котором раньше располагалась школа. (По сигналу колокольчика начинают работать).

12. Презентация работы групп.

(Представитель от группы представляет макет Мемориальной доски)

13. Учитель:

Память о войне не стирается и не тускнеет. Это Память народа. Мы будем вечно помнить о тех, кто завоевал мир. (Звучит фрагмент песни А. Пахмутовой «поклонимся великим тем годам»)


© 2010-2022