Я и Отечество - программа патриотического воспитания учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Веретьевская СОШ















«Я и Отечество»


Программы тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся 5 - 11 классов













Разработала:

Оплачко Марина Юрьевна -

Учитель МКОУ Веретьевская СОШ







2014


Пояснительная записка


Последнее десятилетие в истории России стало временем крутого перелома, глубоких преобразований экономического и общественного устройства нашей страны. Экономическая реформа, переход к рыночным отношениям, серьезные проблемы и противоречия, возникающие на этом пути, а также широкая наступательная пропаганда в средствах массовой информации «западного» образа жизни и культуры в значительной мере обострили социальные и национальные проблемы, заметно ослабили позиции российского патриотизма.

Мы являемся свидетелями того, как в общественном и особенно молодежном сознании подвергаются переоценке такие понятия, как Отечество, героизм, боевые и трудовые подвиги и традиции, самоотверженность, национальное самосознание, верность долгу, честь и достоинство. Тем самым создается благоприятная среда для роста наркомании, алкоголизма, преступности, что ведет к ослаблению государства, разрушению моральных ценностей.

В этих условиях актуальным становится, как исстари повелось на Руси, поиск общенациональной идеи, объединяющей всех граждан России независимо от возраста и социального положения. Такой идеей всегда была и остается идея патриотизма, любви и преданности своей Родине. И в нынешнее нелегкое для нашей страны время именно патриотизм призван сплотить наших граждан в решении задач возрождения великой России.

По нашему глубокому убеждению, социальное развитие рос­сийского общества в XXI в. может успешно происходить только на основе исторической и культурной преемственности поколе­ний. Этот вывод подтверждает и мировой опыт - наиболее высо­кие темпы развития демонстрируют общества и государства, осу­ществляющие социальную и технологическую модернизацию на основе традиционных культурно-нравственных ценностей.

Назрела необходимость еще раз остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить совре­менному ребенку чувство патриотизма, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).

Сегодня, когда многие воспитательные ориентиры изменились, трансформировались, а некоторые изжили себя, классные руководители на ощупь применяют и используют те или иные педагогичес­кие приемы и формы, которые, по их мнению, способствуют фор­мированию и развитию патриотических чувств, ответственности за свои слова, гордости за Отечество.

Вот почему патриотическое воспитание является приоритетным направлением государственной политики, проводимой администрацией Воронежской области и органами местного самоуправления.

В нашей школе это направление воспитательной работы также является приоритетным. Поэтому передо мной и возникла проблема создания Программы тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся 5 - 11 классов «Я и Отечество», так как я являюсь классным руководителем 10 класса.

1. Введение


В нашей школе сложилась определенная система внеклассной и внешкольной работы по патриотическому воспитанию, включающая различные формы: уроки мужества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, воинами Российской Армии, экскурсии и походы по местам боев и событий, связанных с историей Великой Отечественной войны, создание школьного музея, музейных экспозиций, проведение поисковых мероприятий, военно-спортивных игр, смотров и конкурсов юнармейцев.

Особое значение в системе патриотического воспитания отводится мероприятиям по формированию у подрастающего поколения устойчивых стереотипов здорового образа жизни, толерантного отношения к окружающим людям независимо от их расовой и национальной принадлежности, работа по усилению борьбы с преступностью и правонарушениями, активно проводится работа по профилактике асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде.

Вопросы патриотического воспитания рассматриваются на семинарах классных руководителей, совещаниях при администрации, педагогических советах.

Сложившаяся система работы требует дальнейшего развития и определения новых подходов, соответствующих требованию времени. Для эффективной реализации «Программы тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся 5 -11 классов», необходимо больше уделить внимания на качественные показатели работы, поскольку воспитание любви к Родине требует ответственности за настоящее и будущее нашего Отечества, его внутреннего развития и роли на международной арене. Необходимо также дальнейшее продолжение работы по методическому обеспечению классных руководителей в вопросах патриотического воспитания школьников.


2. Цели и задачи.


Основной целью данной Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению, формирование высоконравственной личности, уважающей традиции и историческое прошлое нашей Родины, неразрывно связывающей свою судьбу с будущим родного края и страны, готовой выполнять конституционные обязанности.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

  • Повышение ответственности преподавателей за организацию работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

  • Формирование личности, обладающей чувствами национальной гордости и любви к отечеству;

  • Повышение интересов учащихся к истории своей семьи, малой и большой Родины;

  • Привлечение школьников к серьёзным научным исследованиям;

  • Формирование основ духовности у детей и подростков путем приобщения к культуре своего края, национальной и мировой культуре;

  • Создание конкретных условий для проявления патриотизма, гражданственности у школьников, формирования у молодых людей патриотических ценностей, взглядов, идей и убеждений;

  • Воспитание молодежи в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни;

  • Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

  • Формирование гуманистического мировоззрения. Осознание своих прав и прав других людей;

Условно Программу можно разделить на две части:

  1. Теоретические занятия (беседы, лекции, доклады, конференции, уроки мужества).

  2. Практические занятия.

Программа предусматривает следующие формы работы:

  • Массовые - тематические классные часы, конференции, викторины, игры;

  • Групповые - экскурсии, походы;

  • Индивидуальные - изучение литературы, работа с документами архива, музея, записи воспоминаний, подготовка докладов, рефератов.


  1. Основные направления реализации Программы.

Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:

  1. Гражданско-правовое:

    • Проведение конкурса на лучшее исследование истории государственной символики России «Символы нашего государства»;

    • Организация и проведение круглых столов по тематическим направленностям - «Твои права», «Закон и правопорядок»;

    • Участие в конкурсах рисунков «Будущее России».

  2. Духовно-нравственное:

  • Организация семейных праздников светского и церковного календаря;

  • Обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха;

  • Проведение акций милосердия, посвященных Дню пожилого человека, Дню матери;

  • Увековечивание имён героев в акции «Звезда Отечества» (обновление звёзд на домах ветеранов Великой Отечественной войны, солдатских вдов и тружеников тыла);

  • Участие в акциях «Подарок ветерану», «Поздравление с Днем Победы»;

  • Организация и проведение классных часов по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности, беспризорности и безнадзорности.

  1. Историко-краеведческое:

  • Проведение исследовательских работ по выявлению своего родословия;

  • Поисковые и познавательные операции, экспедиции по родному краю;

  • Экскурсионные поездки, путешествия.

  1. Военно-патриотическое:

  • Участие в школьном месячнике военно-патриотической работы;

  • Участие в соревнованиях «Безопасное колесо», «А ну-ка, парни!», в военизированных эстафетах;

  • Анкетирование среди школьников и их родителей по вопросам призыва на военную службу;

4. Ожидаемые результаты.

1). Формирование навыков самостоятельной творческой деятельности;

2). Ведение исследовательских работ;

3). Освоение научных методов поиска, обработки и использования информации;

4). Формирование устной и письменной речи;

5). Получение глубоких знаний по истории семьи, края. Страны;

6). Развитие умения выступать публично, защищать и аргументировать свою точку зрения.

7). В процессе её реализации школьники должны получить глубокие знания по истории на основе самостоятельно собранного материала из разных источников, приобрести умения и навыки исследовательской работы.

Нравственно-духовные (качественные) параметры:

- повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;

- обеспечение заинтересованности учащихся в снижении социальной напряженности в обществе;

- проявление мировоззренческих установок на готовность молодежи к защите Отечества;

- снижение уровня правонарушений в подростковой и молодежной среде;

Количественные параметры - это количество:

- детей, занимающихся краеведческими поисками, участвующих в экспедициях, походах по родному краю;

- участий в выставках, творческих конкурсах, фестивалях и слётах по патриотической тематике;

- проведенных военно-спортивных игр, конкурсов, смотров и т.д.;

- проведенных мероприятий военно-шефской работы;

- детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания.

Конечным результатом реализации программы должны стать положительная динамика роста патриотизма среди учащихся, обеспечение на её основе благоприятных условий для повышения духовного и культурного уровня подрастающего поколения.


Примерная тематика классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию

5 класс

  1. Памятные даты моей семьи - I четверть.

  2. Начальные понятия родословия - I четверть.

  3. Корни российских фамилий - I четверть.

  4. Мой семейный архив - I четверть.

  5. Вредные привычки. Как от них избавиться? - I четверть.

  6. Мои права и обязанности - II четверть.

  7. Символы нашего государства - II четверть.

  8. Великая Отечественная в истории моей семьи - III четверть.

  9. Мой край в годы войны - III четверть.

  10. «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» - IV четверть.

  11. День Победы в истории моей семьи - IV четверть.

  12. Подарок ветерану - IV четверть.

6 класс

  1. Памятные даты моего края - I четверть.

  2. Виды родословий - I четверть.

  3. Составляем генеалогические таблицы - I четверть.

  4. Мы за здоровый образ жизни - I четверть.

  5. Наш российский гимн, герб, флаг - II четверть.

  6. Семейный праздник Новый год - II четверть.

  7. «Что такое святки» - II четверть

  8. «Гайдар шагает впереди» - III четверть.

  9. Они нас защищали - III четверть.

  10. Село наше родное в годы войны - III четверть.

  11. Кто такие тимуровцы? - III четверть.

  12. «Что я знаю о наркотиках?» - IV четверть.

  13. Азбука нравственности - IV четверть.

7 класс

  1. Памятные даты моей страны - I четверть.

  2. Обычаи и традиции моей страны - I четверть.

  3. Великие спортсмены моей страны - I четверть.

  4. Составляем генеалогическое досье на себя и членов своей семьи -

I четверть.

  1. Российская символика. Что мне известно? - II четверть.

  2. Что такое Конституция? - II четверть.

  3. Пионеры-герои. Кто они? - III четверть.

  4. «Военной песни негасимый свет» - III четверть.

  5. Годы войны в школьном музее - III четверть.

  6. Основы нравственности - IV четверть.

  7. Суд над сигаретой - IV четверть.

  8. Этот День Победы - IV четверть.

8 класс

  1. Герб моей семьи. Каким он может быть? - I четверть.

  2. Что такое нравственность? - I четверть.

  3. Составляем родословное древо - I четверть.

  4. Я могу, я должен - II четверть.

  5. Конвенция ООН о правах ребёнка - II четверть.

  6. Закон есть закон - II четверть.

  7. Песни военных лет - III четверть.

  8. История нашей армии - III четверть.

  9. Деревенское подворье - III четверть.

  10. Алкоголь. Табакокурение. - IV четверть.

  11. Права человека - IV четверть

  12. Мы помним о Вас - IV четверть.

9 класс

  1. Правовая оценка современных неформальных молодёжных движений -

I четверть.

  1. Великие люди Острогожского района - I четверть.

  2. Алкоголизм, подростки и закон - I четверть.

  3. Право на образование - II четверть.

  4. День Матери - II четверть.

  5. Деревенька моя - III четверть.

  6. Афганистан - незаживающая рана - III четверть.

  7. Защитник отечества. Какой он? - III четверть.

  8. Им нужна наша помощь - III четверть.

  9. Десять заповедей человечности - IV четверть.

  10. Мы за мир во всём мире - IV четверть

  11. Чью старость ты утешил? - IV четверть

10 класс

  1. Чувство милосердия вечно - I четверть.

  2. Мораль и аморальные поступки - I четверть.

  3. Националистские и ассоциативные молодёжные группировки -

I четверть.

  1. Как противостоять вовлечению в секту? - II четверть.

  2. Летопись моего села - II четверть.

  3. Школа территории здоровья - II четверть.

  4. «Памяти павших будьте достойны…» - III четверть.

  5. Солдаты в моей родословной - III четверть.

  6. «Горячие точки» нашей родины - III четверть.

  7. Хрусталики души - IV четверть.

  8. Проблема наркомании в России - IV четверть.

  9. «Россия, Русь! Храни себя, храни» - IV четверть.


11 класс

  1. Достопримечательности г.Острогожска - I четверть.

  2. Юридическая квалификация хулиганства - I четверть.

  3. Мы - Россияне - I четверть.

  4. Категория справедливости в морали и праве - II четверть.

  5. Личность и коллектив - II четверть.

  6. Моральные суждения школьников - II четверть.

  7. Служба ратная, служба солдатская - III четверть.

  8. Сороковые - роковые - III четверть.

  9. Боевая слава отцов - крылья сыновей - III четверть.

  10. Преступность: наследственность и среда? - IV четверть.

  11. Права и обязанности студентов - IV четверть.

  12. Особенности трудоустройства несовершеннолетних - IV четверть.

Насыщенность, разнообразие, широкий спектр планируемых мероприятий сами по себе не гарантируют получение их главного результата - изменений в сознании, личностных установках детей, подростков и молодежи. Очень важно сегодня, чтобы масштабность, разноплановость, насыщенность работы, проводимой в образовательных учреждениях, избавлялась от элементов демонстративности, заорганизованности, формализма. Чтобы в ней больше было искренности, человечности, душевности и естественности. Только тогда результатом ее станет самое важное: рост гражданского самосознания, гордость за нашу историю, за свою малую родину, за односельчан, выстоявших в огне войны, за наше героическое прошлое, потребность стать активным участником возрождения Отечества и его защитником.

Библиография


  1. Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006 - 2011 годы. Воронеж, 2005

  2. План мероприятий по реализации областной программы «Патриотическое воспитание граждан Воронежской области на 2007-2010 годы» и областной Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 годы в области патриотического воспитания. Острогожск, 2007.

  3. Т.А. Касимова, Д.Е.Яковлев. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. Москва 2005.

  4. Н.И. Дереклеева. Справочник классного руководителя 5-11 класса. Москва 2004.

  5. Н.И. Дереклеева, М.Ю.Савченко, И.С.Артюхова. Справочник классного руководителя 10 -11 класса. Москва 2005.

  6. Е.П.Сгибнева, Т.Б. Солдатова. Классные часы в 10-11-х классах. Ростов-на-Дону, 2007.

  7. Н.Ф.Дик. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов-на-Дону, 2006.

Приложение

  1. «Гайдар шагает впереди» - сценарий внеклассного мероприятия - принимал участие в районном конкурсе «Гайдар. Время. Мы». 2007 год.

  2. «Что такое святки»- сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 - 7 классов (районный конкурс «Русь православная»)

  3. Презентация «Патриотическая работа в МКОУ Веретьевская СОШ занявшая 3 место в конкурсе «Равнение на героев» районной военно-спортивной игры «Победа»


© 2010-2022