- Преподавателю
- Классному руководителю
- Я и Отечество - программа патриотического воспитания учащихся
Я и Отечество - программа патриотического воспитания учащихся
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Оплачко М.Ю. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ Веретьевская СОШ
«Я и Отечество»
Программы тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся 5 - 11 классов
Разработала:
Оплачко Марина Юрьевна -
Учитель МКОУ Веретьевская СОШ
2014
Пояснительная записка
Последнее десятилетие в истории России стало временем крутого перелома, глубоких преобразований экономического и общественного устройства нашей страны. Экономическая реформа, переход к рыночным отношениям, серьезные проблемы и противоречия, возникающие на этом пути, а также широкая наступательная пропаганда в средствах массовой информации «западного» образа жизни и культуры в значительной мере обострили социальные и национальные проблемы, заметно ослабили позиции российского патриотизма.
Мы являемся свидетелями того, как в общественном и особенно молодежном сознании подвергаются переоценке такие понятия, как Отечество, героизм, боевые и трудовые подвиги и традиции, самоотверженность, национальное самосознание, верность долгу, честь и достоинство. Тем самым создается благоприятная среда для роста наркомании, алкоголизма, преступности, что ведет к ослаблению государства, разрушению моральных ценностей.
В этих условиях актуальным становится, как исстари повелось на Руси, поиск общенациональной идеи, объединяющей всех граждан России независимо от возраста и социального положения. Такой идеей всегда была и остается идея патриотизма, любви и преданности своей Родине. И в нынешнее нелегкое для нашей страны время именно патриотизм призван сплотить наших граждан в решении задач возрождения великой России.
По нашему глубокому убеждению, социальное развитие российского общества в XXI в. может успешно происходить только на основе исторической и культурной преемственности поколений. Этот вывод подтверждает и мировой опыт - наиболее высокие темпы развития демонстрируют общества и государства, осуществляющие социальную и технологическую модернизацию на основе традиционных культурно-нравственных ценностей.
Назрела необходимость еще раз остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).
Сегодня, когда многие воспитательные ориентиры изменились, трансформировались, а некоторые изжили себя, классные руководители на ощупь применяют и используют те или иные педагогические приемы и формы, которые, по их мнению, способствуют формированию и развитию патриотических чувств, ответственности за свои слова, гордости за Отечество.
Вот почему патриотическое воспитание является приоритетным направлением государственной политики, проводимой администрацией Воронежской области и органами местного самоуправления.
В нашей школе это направление воспитательной работы также является приоритетным. Поэтому передо мной и возникла проблема создания Программы тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся 5 - 11 классов «Я и Отечество», так как я являюсь классным руководителем 10 класса.
1. Введение
В нашей школе сложилась определенная система внеклассной и внешкольной работы по патриотическому воспитанию, включающая различные формы: уроки мужества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, воинами Российской Армии, экскурсии и походы по местам боев и событий, связанных с историей Великой Отечественной войны, создание школьного музея, музейных экспозиций, проведение поисковых мероприятий, военно-спортивных игр, смотров и конкурсов юнармейцев.
Особое значение в системе патриотического воспитания отводится мероприятиям по формированию у подрастающего поколения устойчивых стереотипов здорового образа жизни, толерантного отношения к окружающим людям независимо от их расовой и национальной принадлежности, работа по усилению борьбы с преступностью и правонарушениями, активно проводится работа по профилактике асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде.
Вопросы патриотического воспитания рассматриваются на семинарах классных руководителей, совещаниях при администрации, педагогических советах.
Сложившаяся система работы требует дальнейшего развития и определения новых подходов, соответствующих требованию времени. Для эффективной реализации «Программы тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся 5 -11 классов», необходимо больше уделить внимания на качественные показатели работы, поскольку воспитание любви к Родине требует ответственности за настоящее и будущее нашего Отечества, его внутреннего развития и роли на международной арене. Необходимо также дальнейшее продолжение работы по методическому обеспечению классных руководителей в вопросах патриотического воспитания школьников.
2. Цели и задачи.
Основной целью данной Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению, формирование высоконравственной личности, уважающей традиции и историческое прошлое нашей Родины, неразрывно связывающей свою судьбу с будущим родного края и страны, готовой выполнять конституционные обязанности.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
-
Повышение ответственности преподавателей за организацию работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
-
Формирование личности, обладающей чувствами национальной гордости и любви к отечеству;
-
Повышение интересов учащихся к истории своей семьи, малой и большой Родины;
-
Привлечение школьников к серьёзным научным исследованиям;
-
Формирование основ духовности у детей и подростков путем приобщения к культуре своего края, национальной и мировой культуре;
-
Создание конкретных условий для проявления патриотизма, гражданственности у школьников, формирования у молодых людей патриотических ценностей, взглядов, идей и убеждений;
-
Воспитание молодежи в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни;
-
Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
-
Формирование гуманистического мировоззрения. Осознание своих прав и прав других людей;
Условно Программу можно разделить на две части:
-
Теоретические занятия (беседы, лекции, доклады, конференции, уроки мужества).
-
Практические занятия.
Программа предусматривает следующие формы работы:
-
Массовые - тематические классные часы, конференции, викторины, игры;
-
Групповые - экскурсии, походы;
-
Индивидуальные - изучение литературы, работа с документами архива, музея, записи воспоминаний, подготовка докладов, рефератов.
-
Основные направления реализации Программы.
Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
-
Гражданско-правовое:
-
Проведение конкурса на лучшее исследование истории государственной символики России «Символы нашего государства»;
-
Организация и проведение круглых столов по тематическим направленностям - «Твои права», «Закон и правопорядок»;
-
Участие в конкурсах рисунков «Будущее России».
-
-
Духовно-нравственное:
-
Организация семейных праздников светского и церковного календаря;
-
Обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха;
-
Проведение акций милосердия, посвященных Дню пожилого человека, Дню матери;
-
Увековечивание имён героев в акции «Звезда Отечества» (обновление звёзд на домах ветеранов Великой Отечественной войны, солдатских вдов и тружеников тыла);
-
Участие в акциях «Подарок ветерану», «Поздравление с Днем Победы»;
-
Организация и проведение классных часов по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности, беспризорности и безнадзорности.
-
Историко-краеведческое:
-
Проведение исследовательских работ по выявлению своего родословия;
-
Поисковые и познавательные операции, экспедиции по родному краю;
-
Экскурсионные поездки, путешествия.
-
Военно-патриотическое:
-
Участие в школьном месячнике военно-патриотической работы;
-
Участие в соревнованиях «Безопасное колесо», «А ну-ка, парни!», в военизированных эстафетах;
-
Анкетирование среди школьников и их родителей по вопросам призыва на военную службу;
4. Ожидаемые результаты.
1). Формирование навыков самостоятельной творческой деятельности;
2). Ведение исследовательских работ;
3). Освоение научных методов поиска, обработки и использования информации;
4). Формирование устной и письменной речи;
5). Получение глубоких знаний по истории семьи, края. Страны;
6). Развитие умения выступать публично, защищать и аргументировать свою точку зрения.
7). В процессе её реализации школьники должны получить глубокие знания по истории на основе самостоятельно собранного материала из разных источников, приобрести умения и навыки исследовательской работы.
Нравственно-духовные (качественные) параметры:
- повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;
- обеспечение заинтересованности учащихся в снижении социальной напряженности в обществе;
- проявление мировоззренческих установок на готовность молодежи к защите Отечества;
- снижение уровня правонарушений в подростковой и молодежной среде;
Количественные параметры - это количество:
- детей, занимающихся краеведческими поисками, участвующих в экспедициях, походах по родному краю;
- участий в выставках, творческих конкурсах, фестивалях и слётах по патриотической тематике;
- проведенных военно-спортивных игр, конкурсов, смотров и т.д.;
- проведенных мероприятий военно-шефской работы;
- детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания.
Конечным результатом реализации программы должны стать положительная динамика роста патриотизма среди учащихся, обеспечение на её основе благоприятных условий для повышения духовного и культурного уровня подрастающего поколения.
Примерная тематика классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию
5 класс
-
Памятные даты моей семьи - I четверть.
-
Начальные понятия родословия - I четверть.
-
Корни российских фамилий - I четверть.
-
Мой семейный архив - I четверть.
-
Вредные привычки. Как от них избавиться? - I четверть.
-
Мои права и обязанности - II четверть.
-
Символы нашего государства - II четверть.
-
Великая Отечественная в истории моей семьи - III четверть.
-
Мой край в годы войны - III четверть.
-
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» - IV четверть.
-
День Победы в истории моей семьи - IV четверть.
-
Подарок ветерану - IV четверть.
6 класс
-
Памятные даты моего края - I четверть.
-
Виды родословий - I четверть.
-
Составляем генеалогические таблицы - I четверть.
-
Мы за здоровый образ жизни - I четверть.
-
Наш российский гимн, герб, флаг - II четверть.
-
Семейный праздник Новый год - II четверть.
-
«Что такое святки» - II четверть
-
«Гайдар шагает впереди» - III четверть.
-
Они нас защищали - III четверть.
-
Село наше родное в годы войны - III четверть.
-
Кто такие тимуровцы? - III четверть.
-
«Что я знаю о наркотиках?» - IV четверть.
-
Азбука нравственности - IV четверть.
7 класс
-
Памятные даты моей страны - I четверть.
-
Обычаи и традиции моей страны - I четверть.
-
Великие спортсмены моей страны - I четверть.
-
Составляем генеалогическое досье на себя и членов своей семьи -
I четверть.
-
Российская символика. Что мне известно? - II четверть.
-
Что такое Конституция? - II четверть.
-
Пионеры-герои. Кто они? - III четверть.
-
«Военной песни негасимый свет» - III четверть.
-
Годы войны в школьном музее - III четверть.
-
Основы нравственности - IV четверть.
-
Суд над сигаретой - IV четверть.
-
Этот День Победы - IV четверть.
8 класс
-
Герб моей семьи. Каким он может быть? - I четверть.
-
Что такое нравственность? - I четверть.
-
Составляем родословное древо - I четверть.
-
Я могу, я должен - II четверть.
-
Конвенция ООН о правах ребёнка - II четверть.
-
Закон есть закон - II четверть.
-
Песни военных лет - III четверть.
-
История нашей армии - III четверть.
-
Деревенское подворье - III четверть.
-
Алкоголь. Табакокурение. - IV четверть.
-
Права человека - IV четверть
-
Мы помним о Вас - IV четверть.
9 класс
-
Правовая оценка современных неформальных молодёжных движений -
I четверть.
-
Великие люди Острогожского района - I четверть.
-
Алкоголизм, подростки и закон - I четверть.
-
Право на образование - II четверть.
-
День Матери - II четверть.
-
Деревенька моя - III четверть.
-
Афганистан - незаживающая рана - III четверть.
-
Защитник отечества. Какой он? - III четверть.
-
Им нужна наша помощь - III четверть.
-
Десять заповедей человечности - IV четверть.
-
Мы за мир во всём мире - IV четверть
-
Чью старость ты утешил? - IV четверть
10 класс
-
Чувство милосердия вечно - I четверть.
-
Мораль и аморальные поступки - I четверть.
-
Националистские и ассоциативные молодёжные группировки -
I четверть.
-
Как противостоять вовлечению в секту? - II четверть.
-
Летопись моего села - II четверть.
-
Школа территории здоровья - II четверть.
-
«Памяти павших будьте достойны…» - III четверть.
-
Солдаты в моей родословной - III четверть.
-
«Горячие точки» нашей родины - III четверть.
-
Хрусталики души - IV четверть.
-
Проблема наркомании в России - IV четверть.
-
«Россия, Русь! Храни себя, храни» - IV четверть.
11 класс
-
Достопримечательности г.Острогожска - I четверть.
-
Юридическая квалификация хулиганства - I четверть.
-
Мы - Россияне - I четверть.
-
Категория справедливости в морали и праве - II четверть.
-
Личность и коллектив - II четверть.
-
Моральные суждения школьников - II четверть.
-
Служба ратная, служба солдатская - III четверть.
-
Сороковые - роковые - III четверть.
-
Боевая слава отцов - крылья сыновей - III четверть.
-
Преступность: наследственность и среда? - IV четверть.
-
Права и обязанности студентов - IV четверть.
-
Особенности трудоустройства несовершеннолетних - IV четверть.
Насыщенность, разнообразие, широкий спектр планируемых мероприятий сами по себе не гарантируют получение их главного результата - изменений в сознании, личностных установках детей, подростков и молодежи. Очень важно сегодня, чтобы масштабность, разноплановость, насыщенность работы, проводимой в образовательных учреждениях, избавлялась от элементов демонстративности, заорганизованности, формализма. Чтобы в ней больше было искренности, человечности, душевности и естественности. Только тогда результатом ее станет самое важное: рост гражданского самосознания, гордость за нашу историю, за свою малую родину, за односельчан, выстоявших в огне войны, за наше героическое прошлое, потребность стать активным участником возрождения Отечества и его защитником.
Библиография
-
Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006 - 2011 годы. Воронеж, 2005
-
План мероприятий по реализации областной программы «Патриотическое воспитание граждан Воронежской области на 2007-2010 годы» и областной Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 годы в области патриотического воспитания. Острогожск, 2007.
-
Т.А. Касимова, Д.Е.Яковлев. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. Москва 2005.
-
Н.И. Дереклеева. Справочник классного руководителя 5-11 класса. Москва 2004.
-
Н.И. Дереклеева, М.Ю.Савченко, И.С.Артюхова. Справочник классного руководителя 10 -11 класса. Москва 2005.
-
Е.П.Сгибнева, Т.Б. Солдатова. Классные часы в 10-11-х классах. Ростов-на-Дону, 2007.
-
Н.Ф.Дик. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов-на-Дону, 2006.
Приложение
-
«Гайдар шагает впереди» - сценарий внеклассного мероприятия - принимал участие в районном конкурсе «Гайдар. Время. Мы». 2007 год.
-
«Что такое святки»- сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 - 7 классов (районный конкурс «Русь православная»)
-
Презентация «Патриотическая работа в МКОУ Веретьевская СОШ занявшая 3 место в конкурсе «Равнение на героев» районной военно-спортивной игры «Победа»