Урок по православию. Милосердие

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тушина Татьяна Николаевна

МОУ «СОШ № 66 им. Н.И. Вавилова»

учитель начальных классов.

урок курса ОРКСЭ 4 класс.

Тема: Милосердие и сострадание (урок № 12)

учебник: А.В. Кураев

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: формирование у учащихся чуткого отношения к «ближнему».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

Создать условия для осознания школьниками ценности взаимоотношений с родителями на личностно-значимом уровне.

Продолжить формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности в процессе групповой работы.

Учить выстраивать эти отношения в формате общечеловеческих нравственных ценностей.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Продолжить работу по развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:

  1. Регулятивные: действия оценивания, прогнозирования, саморегуляции.

  2. Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

  3. Познавательные: действия постановки и решения проблемы, анализ, исключение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Раскрыть понятия «милосердие », «сострадание», «ближний», «умиление».

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Организационный момент. + Эмоциональный настрой на урок.


-Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Давайте поприветствуем улыбкой. Давайте послушаем притчу:

Морская звезда

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.
Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего
занятия.
- Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не
изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Дети приветствуют друг друга улыбкой. Слушают притчу.

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Личностные УУД: Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Формулировка темы урока.

- О чем притча?

-Почему мальчик помогал морским звёздам?

-Исходя из заданий, предложенных вам в начале урока, попробуйте определить тему нашего урока, о чем мы с Вами сегодня будем говорить?

- О том как мальчик спасал звёзды.

- Потому, что ему стало их жалко, и он хотел их спасти.

- Мы будем говорить о милосердии и сострадании.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Личностные УУД ( формирование ценностно - смысловых установок: положительное отношение к родителям).

Познавательные УУД: Анализ, исключение по существенному признаку.

Регулятивные действия: прогнозирование.

Постановка проблемы.

- Мы с вами сформулировали основные понятия нашего урока: Милосердие и сострадание

-Какого связующего слова не хватает в этой схеме?

-Попробуйте задать вопрос , исходя из этой схемы.

-Это и будет главный вопрос (проблема) нашего урока.

-Слова «Милосердие и сострадание».

- Примерный ответ: «Чуткое отношение к другим людям»

Познавательные УУД ( действия постановки проблемы .

Коммуникативные УУД: постановка вопросов.

Поиск решения проблемы.

-Для того, чтобы понять, что такое «Милосердие» и «Сострадание», какую работу нам нужно проделать?

Групповая работа.

- Попробуйте сформулировать в группах, что такое «милосердие», а одна группа поработает со словарем. (учебник стр. 42-45)




-Мы вышли на другое слово «Ближний», «Милостыня». Я просила группу найти и его определение.

- Какой возникает вопрос?

- Продолжим работать в группах. Каждая группа поработает с 1 из 3 текстов и попытается «расшифровать», что такое «милосердие». Оцените эти высказывания. Согласны вы с ними или нет? Почему?



- Обобщение: какие еще слова оказались «включены» в понятие «милосердие»? Запись на доске.

Взаимооценка. Я прошу вас назвать тех участников работы, кому вы хотите сказать «Спасибо» и объяснить, за что.

- Нам нужно узнать смысл этих слов и найти их «место» в жизни.

- Это притча и пример из жизни святой Ульяны Муромской, случай из воспоминай В. Марцинсковского.


Дети в группах в ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова.

Обсуждение полученных результатов.

Обращение к словарю.

МИЛОСЕРДИЕ - МИЛОСЕРДИЕ, милосердия, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. ❖ Сестра милосердия, брат милосердия см. сестра, брат. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.

МИЛОСТЫНЯ - МИЛОСТЫНЯ, милостыни, мн. нет, жен. Подаяние нищему, нуждающемуся. Подать милостыню. Просить милостыню. Ждал ее улыбки, как милостыни. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940

Ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Дети по желанию оценивают лучших участников групповой работы.

Общеучебные УУД (владение терминологией).

Личностные УУД ( умение взаимодействовать с другими в группе.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).





Познавательные УУД: обобщение.





Регулятивные: действия оценивания.


Осуществление контроля решения проблемы

- Давайте вспомним наш вопрос - проблему урока « Милосердие - что это, к кому оно может быть обращено?

Еще один важный вопрос «Почему мы должны так поступать?»

-Я предлагаю вам прочитать отрывок из стих. А.С. Пушкина уч. С. 45

Я повторю свой вопрос: «Почему?»

Дети выдвигают свои версии.


Выслушиваются ответы детей, ключевые слова «любовь, к ближнему как к самому себе».

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания).

Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания и самооценивания)

Осуществление коррекции

- На с. 43 учебника вашему вниманию предлагается картина К. Петрова-Водкина «Богоматерь Умиление злых сердец».

Давайте рассмотрим её. Что на ней изображено? Что такое «умиление»?


Учащиеся высказывают своё мнение..

Общеучебные УУД (построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей)

Рефлексия.

И в завершении нашего урока попробуйте ответить на вопрос «Что нужно делать, чтобы стать милосердным?»

Чтение работ.

Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих.

Домашнее задание.

- найти в литературных произведениях примеры, милосердия;

- нарисовать милосердие.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.



© 2010-2022