Классный час на тему Толерантность

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий классного часа «Урок толерантности»

Цель: формирования толерантного сознания учащихся.

Задачи:

Знакомство с основными понятиями и принципами толерантности;

Развитие навыков толерантного общения;

Создание условий для процесса осознания значимости своей личности.

Предварительная подготовка.

Учитель: подбирает теоретический материал, видеосюжет, готовит мультимедийную презентацию, готовит для каждого учащегося рабочую тетрадь для занятия.

Дети:

Оформления класса: проектор, компьютер, парты расставлены по группам, тема написана на доске, доска пока закрыта, у каждого учащегося на столах есть рабочая тетрадь для проведения занятия, альбомы, карандаши, магниты на доске, на полу в центре класса нарисован большой круг.

Ход классного часа:

  1. Мотивация познавательной деятельности (стихотворение Андрея Усачева «Гномик»). (Слайд 2)

У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.
- Ха-ха! Хо-хо-хо! - стал смеяться народ
- Вот чучело! - каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.

Беседа:

-Как вы думаете, в чем глубинный смысл этого стихотворения? Почему гном сбрил бороду? Правильно ли он сделал? А правы ли были горожане, которые смеялись над гномом?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? (угадывание темы)

Итак, тема нашего классного часа - терпимость к непохожим на нас людям (открываем доску с записанной заранее темой).

(Слайд 3,4)Сегодня необычный классный час. И его необычность не только в том, что парты расставлены не так как надо, что присутствует много гостей, а в том, что сегодня классный час называется уроком, и работать мы будем как на уроке. Записываем тему занятия.

На разных языках- толерантность имеет свое понятие, но все же оно несет единый смысл! (Слайд 5)


  1. Личностное целеполагание. Выбор учащимися целей занятия.

И, как на любом занятии, давайте определим его цели: чем мы сегодня будем заниматься и для чего? Важность заявленной проблемы несомненна: проблема во взаимоотношениях существуют и в нашем классе, и в нашей школе, и в нашей родной деревне. И дело здесь не только и не столько в различии людей по национальным признакам, но и в различии внешности, темперамента, взглядов на жизнь. Мы все разные, непохожие друг на друга, но разве это повод для конфликтов? Чтобы вам было легче определиться с целями, посмотрите небольшой видеосюжет (видеосюжет «Народов много, а страна одна»).(Слайд 7)

Итак, выбираем цели занятия и записываем их в рабочую тетрадь в порядке личной значимости:

Узнать, что такое толерантность;

Выяснить, насколько я толерантный человек;

Узнать мнение одноклассников о терпимости и доброте к чужим людям;

Показать своим одноклассникам свои знания по этой проблеме;

Найти пути решения проблемы толерантности в нашем классе; (слайд 8)


  1. Самостоятельная проба - работа в группах.

Послушайте отрывок из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»(Слайд 9)

« Никогда не забуду и не хочу забыть, как было со мной в Сталинграде… Самые-самые бои. Тащу я двух раненых. Одного протащу - оставлю. Потом другого. И так тащу их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих… высоко отбиты ноги, они истекают кровью.
И вдруг, когда я подальше от боя отползла, меньше стало дыма, я обнаружила, что тащу одного нашего танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши гибнут, а я немца тащу. Там, в дыму, не разобралась, одежда на них полусгоревшая, они оба стонут, они же не разговаривают. Никак не разберешь. А тут я разглядела, что чужой комбинезон, все другое. Я потащила нашего раненого и думаю: «Возвращаться за немцем или нет?» А уже близко осталось тащить. И я знаю, что если его оставлю, то он через несколько часов умрет. Он истечет кровью… И я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих…»

Вопросы для обсуждения в группах: Как вы оцениваете действия медсестры? Как вы поступили бы на ее месте? (5 минут для работы). Не забывайте, что действие рассказа происходило во время Великой Отечественной войны, когда все советские люди ненавидели фашистов, и за малейшее к ним снисхождение можно было загреметь под трибунал.

Опрос представителей групп.

4. Спасибо. А теперь давайте поиграем. Игра «Домино».

Правила игры: первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или сидеть на полу, и т.д.

Обсуждение:

• Что вы чувствовали, пока ждали, что к вам кто-нибудь «прицепится»?

• Старались ли вы называть самые распространенные характеристики или, наоборот, вам хотелось чем-то выделиться?

• Что нового вы узнали друг о друге?

• Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на вас?

• Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то на вас не похож?

• Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?


  1. Мозговой штурм. Обратите внимание на слайды. Здесь я подобрала высказывания мудрых людей о толерантности, о доброте, о взаимопонимании между разными людьми.

Попробуйте и вы сформулировать хотя бы один принцип толерантности. (работа в группах, 5 минут). Опрос представителей групп.(Слайд 11)

Творческое задание. Задание: возьмите листок, сложите его пополам, оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам, снова оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам и ещё раз оторвите верхний правый угол. Разверните листок и покажите своё произведение одноклассникам. (снежинки крепятся магнитами на доску).

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

Согласитесь, если бы все снежинки были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным.

  1. А теперь выясним, насколько вы толерантны. Посмотрите на слайд, как часто вы высказываетесь подобным образом? Оцените свой уровень толерантности.

Низкий уровень толерантности

Средний уровень толерантности

Высокий уровень толерантности

"терпеть не могу этого человека", "он меня раздражает своим присутствием", "меня трясет от него", "меня все в нем возмущает".

"не все я принимаю в этом человеке", "иногда он невыносим", "кое-что меня в нем раздражает"

"мне очень нравится этот человек", "с этим человеком легко общаться".


  1. Чтобы быть терпимым к другому человеку, нужно знать о его хороших качествах. Давайте попробуем представить себя друг другу. Поиграем в «имена». В течение 1 минуты напишите три прилагательных, начинающихся на первую букву вашего имени. Ответы детей.

  2. Рефлексия. Обратите внимание на свои первые записи в рабочих тетрадях о целях занятия. Запишите напротив каждой цели, достигли ли вы ее?

  3. Рефлексия. Напоследок еще одна игра. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка - данное слово, вторая строчка - два прилагательных к этому слову, третья строчка - три глагола к данному слову, четвертая строчка - короткое предложение об этом слове, пятая - слово-ассоциация. Например, ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; Ребенок - это маленькое солнышко, Радость.

Предлагаю вам для игры слово «друг». Опрос детей.

В заключении я хотела бы вспомнить одну известную, восточную притчу. Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.

Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:

- Дай-ка я над ним посмеюсь!

Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:

- Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих - мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:

- Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит: - Все в руках твоих!

Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное вашими руками, принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.

© 2010-2022