Классный час Языковая скверна

Методическая разработка классного часа «Языковая скверна» рассматривает ряд вопросов откуда пришла к нам нецензурная брань, о причинах употребления и последствиях сквернословия. Во всем мире известно, что русский язык – один из самых богатых и выразительных языков. И поэтому очень  печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие люди отказываются от этого бесценного достояния и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью. Наскольк...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка

классного часа по теме «Языковая скверна»

Бондаренко О.А., преподаватель ГПОУ «СИК»


«Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены»

Жак Жак Руссо

Введение

Методическая разработка классного часа «Языковая скверна» рассматривает ряд вопросов, откуда пришла к нам нецензурная брань, о причинах употребления и последствиях сквернословия. Во всем мире известно, что русский язык - один из самых богатых и выразительных языков. И поэтому очень печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие люди отказываются от этого бесценного достояния и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи - нецензурной бранью. «Матом» сегодня разговаривают взрослые мужчины и женщины, молодые люди, школьники; «мат» доносится с экранов телевизоров, бранными словами нередко общаются в социальных сетях Интернета.

«Мертвенность идет от мата и умертвляет окружающее. Дети, вырастающие в такой среде, развиваются ущербными психически, умственно, культурно. Культура в диком поле словесного чертополоха не может нормально развиваться и деградирует. Сквернословие, прежде всего, разрушает личность. Теряется оригинальное, выражающееся. Оно настроено на заурядность, и стремиться подогнать под нее, сделать серой массой. Оно лишает мысль полета. Но самое ужасное зло: сквернословие порождает безымянность» 1

Насколько засорена сквернословием речь наших студентов? Так ли безобидна эта вредная привычка? Размышления над этими вопросами подтолкнули к теме классного часа «Языковая скверна» целью, которой является воспитание культуры речи, побуждение молодых людей к отказу от сквернословия.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием "сквернословие".

  2. Сформировать у студентов представление о вредном воздействии сквернословия на физическое и духовное здоровье человека.

  3. Научить анализировать действия участников общения.

Форма проведения классного часа: беседа

Оснащение: компьютер, проектор, презентация, выполненная в программе MS Office Power Point 2007, карточки с заданиями, доска, маркеры.

План классного часа «Языковая скверна»

  1. Организационный момент. Приветствие студентов. Определение темы

  2. Актуализация знаний.

  3. Основная часть

  4. Практический блок

  5. Рефлексия

  6. Заключительная часть.


Ход классного часа:

  1. Организационный момент. Приветствие студентов. Определение темы

-Добрый день, ребята! Тема нашего классного часа «Языковая скверна». «Почему?» - спросите вы. Злободневная тема. Гуляя со своей дочерью по городу или добираясь, домой в автобусе, очень часто слышишь от людей, чаще всего молодых людей, нецензурные выражения (разговор с другом, разговор по телефону и т.д.) В такие моменты хочется закрыть уши себе и своему ребенку, чтобы всего этого не слышать.

2. Актуализация знаний.

-Нецензурные выражения - это хороший тон? Как вы считаете?

-Что такое нецензурные слова?

-Послушайте, что об этом сообщает словарь …(информация из словаря)

«Принято считать, что нецензурные выражения в русский язык проникли во времена татаро-монгольского ига. На территорию Древней Руси обрушилась орда необузданных кочевников, которые творили то, что обычно делают завоеватели, причем завоеватели полудикие, с примитивной культурой, с чисто животными инстинктами. Они грабили, убивали, насиловали женщин. Не случайно матерные выражения содержат в себе смысл действия самовольного насильника, который ничем не ограничен в своей первобытной дикости».

-Какие синонимы вы можете назвать понятию «языковая скверна»? (Брань, мат, нецензурная речь, ругань, сквернословие).

3. Основная часть

-Я хочу рассказать вам притчу о мудром Эзопе.

Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете». Хозяин велел позвать Эзопа.

-Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.

Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Её приподнимают, а там лежит язык.

-Эзоп, ты же принес язык?

-А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви; языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».

Через некоторое время кто-то подсказал хозяину: «Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете». Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык. Удивлению гостей нет предела.

- Эзоп, ты же принес язык!

-А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».

Задание студентам:

-Попробуйте «свернуть» смысл всей притчи или одной ее части до пословицы, крылатой фразы, песенной или стихотворной строки (5-7 мин).

- Какие вы точные слова вспомнили о языке! Можно я тоже приму участие? (варианты: язык мой - враг мой; доброе слово и кошке приятно; слово-серебро, молчание-золото и т.д.)

- Знаете, мне кажется, если бы эта притча родилась в наше время, то она могла бы заканчиваться так: «…языком мы произносим слово «раб», языком мы произносим нецензурные слова».

-Готовясь к встрече с вами, я пролистала книгу В.С.Миловского «Об экологии слова». Книга написана верующим человеком и отражает взгляд церкви на эту проблему. Вот что пишет автор:

«Напрасно юные и совсем уже юные мальчики считают мат признаком силы, мужественности, удали, как говорят «крутости». Большое зло скрывается в этих бессмысленных, противно - вульгарных «выражениях», кои и выражают лишь темноту и злобность. Напрасно считают некие ученые и прочие обыватели, что на Руси так заведено, что ей без «выражений» никак нельзя. Да еще и гордятся, и что иностранцы, не зная русского языка, вовсю матерятся, предпочитая мат другим ругательствам. А в наше время мат проник уже и в художественную литературу, которая решила, что без этого ей не выжить.

Сам по себе мат вне языка ничего не значит. Он лишь паразитирует на языке, который отлично обходиться без него: «В войне и мире», например, есть все, но нет мата, то же и в «Тихом Доне».

Мертвенность идет от мата и умертвляет окружающее. Дети, вырастающие в такой среде, развиваются ущербными психически, умственно, культурно. Культура в диком поле словесного чертополоха не может нормально развиваться и деградирует.

Сквернословие, прежде всего, разрушает личность. Теряется оригинальное, выражающееся. Оно настроено на заурядность, и стремиться подогнать под нее, сделать серой массой. Оно лишает мысль полета. Но самое ужасное зло: сквернословие порождает безымянность. Для сквернословов не требуется знать и величать по имени - отчеству. Какое отчество, когда даже имя заменяется кличкой, а то и вовсе человек никак не называется, он уже становится безымянным. Безымянность сродни безликости. Безличное стадо, безликая масса, безликая тьма. И, как имя связано с ликом, светом, созиданием, так безымянность раздирает ткань бытия, обрекая на погибель. Матерщина насаждает именно безымянность».

-Нецензурная речь недопустима и ее использование запрещено даже законом - статья 20.1 Уголовного кодекса, «Мелкое хулиганство». Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах и другие подобные действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан. Влечет наложение штрафа в размере от 500до 1000 рублей. В случае если по обстоятельствам дела с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет недостаточным - административный арест на срок до 15 суток.

- Мною было проведено небольшое исследование - было опрошено 50 человек в нашем колледже, и вот какие результаты у меня получились:


  1. Пользуетесь ли вы нецензурными словами?

Ответы: Да, часто-26 человек

Иногда-20 человек

Никогда- 4 человека

Классный час Языковая скверна


Рис. 1

  1. При каких обстоятельствах?
    Ответы:

Нервничаю, психую - 16
Выпиваю - 22

Классный час Языковая скверна


Рис.2


  1. Можно ли использовать в речи нецензурные выражения?
    Ответы:

Нет - 16

Да-34

Классный час Языковая скверна


Рис. 3


  1. Почему люди используют нецензурные выражения?
    Ответы:

Для убедительности -10

Привычка - 15
Для связки слов - 13

Классный час Языковая скверна



Рис.4

Вопросы студентам:

  1. Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения для связки слов? Как им преодолеть эту привычку?

  2. Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения для убедительности речи? Что им надо развивать? Что этому может помочь?

  3. Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения, когда "психуют"? Как научиться "не психовать"? Где этому учат?

  4. Почему некоторые матерятся, когда выпьют? Означает ли это, что они хорошо воспитаны, коль в трезвом виде не матерятся?

  5. Чем бы вы объяснили тот факт, что большинство ваших сверстников допускают использование нецензурных выражений в речи?

-А как вы думаете, каковы причины, заставляющие вас произносить нецензурные слова?
Причины (перечисляют студенты):

  1. модно

  2. с целью равноправия

  3. самовыражение (привлечь внимание)

  4. с целью психологической разрядки

  5. с целью обругать человека

  6. считается признаком взрослости

Прошу вас ответить на вопрос: "Каковы возможные последствия того, что человек использует в речи мат? ":

  1. для отношений этого человека с другими людьми;

  2. для внутреннего самоощущения;

  3. для отношений с противоположным полом;

  4. для профессионального авторитета;

  5. для развития интеллекта.

(Студенты отвечают)

Итак, употребление нецензурной речи может привести к отрицательным для личности последствиям: замедляется развитие интеллекта (зачем думать, подбирать слова), нарушаются отношения с окружающими людьми.

Наука предупреждает. В Институте управления Российской академии наук группой ученых, под руководством видного молекулярного биолога П.П.Гаряева, проводятся исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: что же происходит сегодня с родом человеческим?

С помощью аппаратуры, разработанной в лаборатории, ученые пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь! И более того, под воздействием человеческой речи эти молекулы - ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. А это значит, что каждый человек своей речью влияет на собственную жизненную программу!

Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат - бранные слова, несущие разрушительный заряд, - его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причем до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, - отсюда все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.

С древних времен мудрые люди знали о великом значении слова, и только сейчас наука подтвердила и объяснила нам, почему слова Светлой молитвы, наполненные верой, надеждой и любовью, приносят здоровье и спасение. То есть слово - инструмент обоюдоострый. Человек строит себя, свое будущее, свой генетический аппарат сам. Слово есть результат мышления. То есть: каков мыслитель, таков и результат.

Теперь подумаем: что можно построить из мата? Какие силы и образы мы привлекаем содержанием этих "слов"? Только хаос и разрушение себя и окружающих. Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному излучению мощностью в тысячи рентген! Наука предупреждает, что каждое слово, сказанное или воспринятое нами, воздействует на нас явно и скрыто, поэтому убережем себя и окружающих от бранных слов, несущих разрушение и смерть. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

Приведу такой пример, воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученые сделали вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Предлагаю вам посмотреть какую структуру имеют ДНК воды, над которой были произнесены слова разные по содержанию.

Классный час Языковая скверна

Ангел

Дьявол

Рис. 5 Структура ДНК воды

Классный час Языковая сквернаКлассный час Языковая скверна

Рис. 6 Вода слов «ты меня достал»


Рис.7 Вода слов «Любовь и благодарность»


Пусть наши мысли и слова всегда будут чистыми!


  1. Практический блок


  • Итак, терпимость окружающих способствует засоренности речи матом, но некоторые все же пытаются одернуть друзей, близких. Одна девушка пишет в газету: "Никак не могу отучить своего друга от грубых и нецензурных выражений. Он нисколько не стесняется при мне и моих подружках может сказать такое, что становится тошно и мерзко на душе. Как перевоспитать его? Он говорит, что ничего тут зазорного нет, что он просто для связки слов некоторые выражения употребляет. А я не кисейная барышня, подумаешь, дескать, рабочий человек сказал "крепкое словцо".

Задание студентам - Напишите письмо - ответ этой девушке. (5 мин.)


  1. Рефлексия

- Будем подводить итоги нашего занятия. Я предлагаю вам опустить голову, закрыть глаза. Сейчас я зачитываю утверждения, и, если вы согласны с ними, то поднимите руку.


Язык мой - друг мой, язык мой - враг мой

Можно научиться совладению со своими отрицательными переживаниями без мата.
Речевая культура многим не по плечу.
Скверные слова мне лично неприятны.
Мату много лет, спасения от него - нет.

Каждый может добиться чистоты и уважительности своей речи.
Можно матом покрывать и при этом уважать.
Я голосую за красивую, добрую и понятную речь без мата.
Лучше материться, чем молча злиться.

Сквернословие можно потерпеть, не замечать.

Спасибо, всем, поднимите голову и откройте глаза.

Хотите знать, каково обобщенное мнение нашей группы?

... человек заявили о негативном отношении к мату и своей вере в его исчезновение, остальные пока сомневаются в успешной борьбе со сквернословием.

Может быть, им помогут изменить свою точку зрения слова А.С. Макаренко: «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительной человеческой красоте...»


  1. Заключительная часть. Выводы.

-Наше занятие подошло к концу. Послушайте, пожалуйста, замечательные стихи Э.Асадова. (Читает наизусть студентка)

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно.
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять
Что слово «мат» идет от слова «мать»
Сквернейшее от самого святого!
Неужто в правду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну, как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословом всяческого рода
Пора сказать сурово, наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звание людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей?

Список литературы:

1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./- М.ЭЛПИС, 2005. с. 721, с. 411

2. Вирус сквернословия. Школьный психолог/октябрь 2008, № 20

3. Э. Асадов. Избранное. Издательский дом: Русич, 2000

  1. dnkworld.ru/foto-dnk-molekula-dnk-foto.html- Фотографии ДНК воды

  2. zakonrf.info/koap/20.1/- кодексы и законы РФ- правовая навигационная система

  3. В.С.Миловский. Об экологии слова. Калининград, 2002

  4. Петрова Н. Спасти детей// Воспитание школьников. 1994.№2 С.20-24.

1 В.С.Миловский «Об экологии слова»

15



© 2010-2022