Система педагогических мероприятий нравственного воспитания З. Ф. Бондаренко Н. Ж. Юсупова

Выступление на педчтениях «Система педагогических мероприятий нравственного воспитания» З.Ф. Бондаренко              Н.Ж.Юсупова Муниципальное казенное образовательное учреждение «Александровская cредняя общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области  « Мы знаем ,кто мы есть, но мы не знаем, кем мы будем»  У.Шекспир. «Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к до...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педчтениях «Система педагогических мероприятий нравственного воспитания»

З.Ф. Бондаренко Н.Ж.Юсупова

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Александровская cредняя общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области

« Мы знаем ,кто мы есть, но мы не знаем, кем мы будем»

У.Шекспир.

«Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению,совету,напутствию». В.А.Сухомлинский

«Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть» В.А.Сухомлинский

Во все времена, воспитание человека было и останется основной задачей . От воспитанности человека зависит дальнейшая его жизнь и жизнь других людей, рядом с ним находящихся. Общество возлагает большие надежды в деле воспитания на школу, так как дети большую часть времени проводят в школе, со своими сверстниками и учителями.

Сухомлинский является одним из первых педагогов, создавшим оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

Понятие нравственности.

Воспитание для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».

Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни. Но духовности и нравственности нельзя научить. Она «внутри» каждого человека, и поэтому подлинное мастерство воспитания, считал педагог, состоит в развитии нравственных чувств у ребенка таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу, и испытывал от этого радость.

Сухомлинский указывал на важность для развития нравственных чувств такой особенности младшего возраста, как повышенная эмоциональная восприимчивость детей. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств - сочувствия, сострадания, отзывчивости. И продолжать развивать эти чувства на протяжении всего времени обучения в школе. Мы можем привести достойные примеры участия детей в акциях: «Ветеран живет рядом»,»Добро», «Спасибо деду за победу»; классные часы по толерантности, о дружбе и товариществе; мероприятия, посвященные Афганской войне, Бородинской битве, Сталинградской битве.

Реализуя на практике идеи гуманистического воспитания, В.А. Сухомлинский разработал творческие подходы к методике этого процесса, которые в значительной мере предвосхитили тенденции современной гуманистической педагогики. «Чтобы стать настоящим воспитателем, надо отдавать детям свое сердце», - это залог успеха талантливого педагога мирового класса Василия Александровича Сухомлинского.

Задачи и принципы нравственного воспитания

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Главной целью воспитания В. А. Сухомлинский считал всестороннее развитие личности. Из системы взглядов В. А. Сухомлинского на школьное воспитание можно сделать вывод: главной задачей школы является воспитание человека, который бы в любой области, полезной для общества, смог подняться на наивысшую ступень гражданственности. Роль человека в общественном прогрессе определяется не его профессией самой по себе, а идейным и нравственным смыслом его деятельности. Многие годы ушли у педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского на то, чтобы сформулировать мировоззренческие задачи и принципы воспитания.

Читая опыт работы Сухомлинского в Павлышской средней школе можно выделить такие задачи нравственного воспитания:

1. последовательно приобщить воспитанников к нравственным нормам общества;

2. формировать положительный опыт самих детей и нравственный опыт;

3. направлять сознание, чувства, поведение на овладение и реализацию принципов морали;

4. формирование нравственного обмена личности.

Его работы дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов, но и о целостности всего его педагогического мышления.

Кроме задач, В.А. Сухомлинский формулирует принципы нравственного воспитания, основные из которых:

1. забота о возвышении человеческого достоинства - главное в воспитании;

2. педагог не только открывает мир перед учеником, но и утверждает его в этом мире;

3. следует не сообщать истину ребенку, а учить ее открывать;

4. в природе вечный источник детского разума;

5. учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь;

6. нравственным путеводным огоньком педагог становится не тогда, когда он на каждом шагу изрекает истины, а когда его отношение к человеку - маленькому школьнику, является образцом, вершиной нравственности.

Формы и методы нравственного воспитания

Формы, методы, приемы нравственного воспитания В.А. Сухомлинского пронизывают всю педагогическую деятельность, о которой он рассказывает в своих трудах.

Педагог считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей. С этим мы полностью согласны: дети готовы ходить в походы хоть каждый день, и не думайте, что мы идем просто так- дети вместе поют песни, играют, находят интересные экспонаты и проявляют интерес ко всему, что видят. Мы ездили на Волгу, совершили велопоходы на « 5 прудов», ездили за боярышником , желудями и грибами, совершили экскурсию в лиман Пришиб, ездили на озеро Эльтон. Посетили районный краеведческий музей, музей космонавтики в Г.Николаевск.

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Его школа являлась школой-лабораторией по разработке важнейших вопросов обучения и воспитания сельских школьников, умелому сочетанию умственного и нравственного, трудового и эстетического воспитания, формированию лучших качеств гражданина своего Отечества, пробуждению у детей чувства сострадания к другим детям, родителям, всему человечеству.

В каждой школе крепчайшим образом всё должно быть увязано в одно и всё подчинено высшим задачам: развить ум ребенка, научить ребенка, вырастить его человеком добрым, чутким к людям и любящим свою Родину,- одним словом, дать ему счастье.

В психологии общепризнанным является тот факт, что развитие нравственных чувств может происходить двояко: путем опосредованного влияния на эмоциональную сферу (через воздействие на личность в целом) и путем непосредственного воздействия на эмоциональною сферу. Последнее осуществляется с помощью использования специальных эмоционально-ценностных для воспитанника средств- эмоциональных стимулов. Дети участвуют в художественной самодеятельности, конкурсах, спортивных состязаниях.

Процесс развития нравственных чувств осуществляется им преимущественно путем непосредственного влияния на эмоциональную сферу ребенка через ее актуализацию. Под актуализацией эмоциональной сферы понимается процесс, в результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно-значимыми для индивида не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне. Актуализировать эмоциональную сферу - значит создать обстоятельства, при которых обостряется восприятие нравственной идеи или поступка. Реализация эмоционального стимулирования нравственных чувств нашла свое отражение во всех компонентах педагогической системы В.А. Сухомлинского.

В процессе эстетического воспитания это выразилось в использовании игры; эмоционально-образного стимула в различных его модификациях, как репродуктивной (произведения искусства, художественная литература, музыка), так и творческой (художественное, литературное, музыкальное творчество воспитанников); красоты природы кик источника нравственного самосовершенствования.

В процессе этического просвещения этот подход воплотился в применении проблемно-поискового (диспуты, дискуссии) и эмоционально-образного (проведение этических бесед в яркой, эмоционально-значимой для ребенка форме) стимулов.*Удачу принесет классный час, проведенный совместно с родителями. Дети в восторге, когда родители отвечают на вопросы, хвалят своих детей и в заключении участвуют в спортивных состязаниях; нравятся тренинги на сплочение коллектива; чаепития по поводу дня рождения и в праздники с обязательными элементами игры.

В процессе трудовой деятельности эмоционально-ценностное значение имел эстетический, творческий характер общественно-полезного труда учащихся, стимулирующий их положительные переживания.

Впервые в истории педагогики советского периода В.А. Сухомлинский целенаправленно обратился к идее развития эмоциональной сферы ребенка, его душевной жизни, в частности, такого ее ключевого компонента как нравственные чувства. Если ребенок, глядя на чудесный закат дневного светила, не восхитился этой картиной, то постепенно у него охлаждается любовь к природе, а потом и к людям, говорил Сухомлинский.

Идеи Сухомлинского представляют собой целый комплекс, систему, в которой нет главного и второстепенного, и потому отдельно взятое практическое предложение может и не сработать, может оказаться неприменимым в школе, если не следовать и всем другим советам педагога.

Ну, скажем, хорошая, прогрессивная, здравому смыслу отвечающая мысль Сухомлинского - не ставить плохих отметок в начальной школе и не ставить их даже и до восьмого класса, чтобы всякая отметка была наградой, поощрением и никогда - наказанием. Стоит немножко подумать, и обязательно согласишься с этой глубокой педагогической мыслью.

Успех - вот первопричина радости в учении! Поэтому задача учителя стараться оценивать не знания, а успех, победу, преодоление трудностей в учении.

Литература: В.А. Сухомлинский Павлышская средняя школа. - М.: Просвещение, 1979.с. 183

В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям», Киев, «Радянська школа», 1973 год.



© 2010-2022