- Преподавателю
- Классному руководителю
- Памятка по педагогике на тему Игры на мотивацию младших школьников
Памятка по педагогике на тему Игры на мотивацию младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колесник В.П. |
Дата | 27.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Среднего Профессионального Образования
Ейский Педагогический колледж
Краснодарского Края
Игры на повышение мотивации
у младших школьников
Выполнила студентка
Группы Ш-22
Колесник Валентина
г.Ейск
2015 год
Введение
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:
-
Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры - посилен для всех детей.
-
Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
-
В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.
-
Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
-
Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например составляют узор по образцу и др.
-
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например игра "Определи курс движения самолета".
-
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например игра "Контролеры".
-
Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например игра "Числа-перебежчики".
-
Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре "Угадай-ка" дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.
Дидактические игры
"Попугайчики"
Цель: развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции.
Учитель начинает игру словами:
Мы - не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы - попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.
Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.
"Добавь следующее"
Цель: игра для развития речи и памяти.
Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:
-
Слон.
-
Слон, тигр.
-
Слон, тигр, лев и т. д.
"Кто у нас самый зоркий?"
Цель: Игра нацеливает на тренировку внимания и памяти
Игра начинается со слов:
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!
Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком (кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?).
"Художник"
Цель: Развивает внимание, наблюдательность и речь детей
Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:
Нарисую я портрет,
Только чей - пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?
Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.
«Опиши цветок»
Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребёнок из первой группы пишет на доске качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.
Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идёт речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.
"Числа-перебежчики"
Для этой игры учитель делит класс на три команды (по рядам). По пять учеников от каждой команды получают карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение, например 2 + 8 = 10. Учитель предлагает "числам" (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими же числами. Дети составляют другой "живой" пример на сложение, например 8 + 2 = 10. Все примеры, составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары примеров дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.
"Определи курс движения самолета"
учитель обращается к детям: летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет. Я буду выполнять роль летчика-командира, а вы - роль летчиков-курсантов.
Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием:
-
Расшифровать номера городов (решить примеры).
-
Назвать номера городов по порядку от меньшего к большему.
-
Показать линиями путь движения самолета.
-
Назвать по порядку города, над которыми летел самолет.
«Как мы спасаем лес»
Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны написать план спасения леса от пожара. Это задание дети могут выполнять группами. Побеждает тот, чей план лучше.
Ситуации могут быть самыми разными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т.д.
игра «Этажи леса»
Попросите детей представить, что лес - это многоэтажный дом. Каждый ребёнок должен написать сочинение на тему: "Кто на каком этаже живёт". Дети могут нарисовать многоэтажный дом и расселить в нём обитателей леса. Побеждает самый интересный многоэтажный дом. Затем дети должны рассказать другим о своём многоэтажном лесном доме и объяснить, почему они решили поселить тех или иных обитателей леса на разные этажи дома.
Это задание дети могут выполнять группами.
После того как дети выполнят это задание, задайте им вопросы:
- Что вы предпримите, если на первом этаже вашего дома случится пожар?
- Если зальёт верхний этаж дома?
- Если сломается одна из стен дома?
- Если дома будет очень холодно?
- Если в доме не будет воды?
- Если жители разных этажей дома перессорятся между собой?
- Если в дом зайдут нежданные гости?
Попросите детей написать план спасения жителей лесного дома в той или иной ситуации.
«Откроем замочек ключиком»
Цель: знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков
У каждого учащегося ключик, на котором расположены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрическим фигур. В дальнейшем можно модернизировать эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках - ответы к этим примерам.
"Чудесный мешочек"
Обычно мешочек приносит кто-либо из сказочных героев. В этот мешочек помещаются буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на магнитную доску, составляют из них слова. Иногда можно дать дополнительное задание: произвести слого-буквенный анализ или придумать предложение с этим словом.
«Иду в гости»
Цель: Даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные - это «гости», жёлтые - это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.
«Слоговая арифметика»
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительные внимание и память.
1. Бал + кон =? 1. Пирог - ог =?
1. Гори + зонт =? 2. Балка - ка =?
2. Бар + бос =? 3. Парад - ад =?
3. Маска + рад =? 4. Конкурс - курс=?
4. Рак + ушки =? 5. Мышьяк - як =?
«Путаница»
Цель: Учить детей правильно составлять предложения
1. В пруду утки купались
2. Лужайка играл на Жора
3. Овца пасет Мишу на лугу
4. Прятки играют в девочку
«Анаграмма» (спрятанное слова)
Цель: развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
Составьте слова, переставив буквы.
ИСАЛ---
ЕСОН---
КОПСЕ---
ОГОЛАВ---
АБАРН---
ОСОКЛ---