Памятка по педагогике на тему Игры на мотивацию младших школьников

Мною представленна памятка, которую можно распечатать в виде книжечки, на тему "Игры на мотивацию младших школьников". Здесь представленно 15 игр на повышение мотивации, каждый учитель, заглянув сюда, может взять примерную игру на любой урок, чтоб детям было интереснее усваивать новый материал. Так же присутствует введение, в котором можно узнать, что такое дидактическая игра, так же представленны принципы, которых необходимо придерживаться, чтобы игры выполняла цель развития интереса к учебе.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Среднего Профессионального Образования

Ейский Педагогический колледж

Краснодарского Края







Игры на повышение мотивации

у младших школьников











Выполнила студентка

Группы Ш-22

Колесник Валентина







г.Ейск

2015 год

Введение

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры - посилен для всех детей.

  2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

  3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

  4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например составляют узор по образцу и др.

  2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например игра "Определи курс движения самолета".

  3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например игра "Контролеры".

  4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например игра "Числа-перебежчики".

  5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре "Угадай-ка" дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.

Дидактические игры

"Попугайчики"

Цель: развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции.

Учитель начинает игру словами:

Мы - не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы - попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

"Добавь следующее"

Цель: игра для развития речи и памяти.

Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:

  1. Слон.

  2. Слон, тигр.

  3. Слон, тигр, лев и т. д.

"Кто у нас самый зоркий?"

Цель: Игра нацеливает на тренировку внимания и памяти

Игра начинается со слов:

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!

Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком (кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?).

"Художник"

Цель: Развивает внимание, наблюдательность и речь детей

Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,
Только чей - пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?

Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.


«Опиши цветок»


Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребёнок из первой группы пишет на доске качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.

Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идёт речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.



"Числа-перебежчики"

Для этой игры учитель делит класс на три команды (по рядам). По пять учеников от каждой команды получают карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение, например 2 + 8 = 10. Учитель предлагает "числам" (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими же числами. Дети составляют другой "живой" пример на сложение, например 8 + 2 = 10. Все примеры, составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары примеров дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.

"Определи курс движения самолета"

учитель обращается к детям: летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет. Я буду выполнять роль летчика-командира, а вы - роль летчиков-курсантов.

Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием:

  1. Расшифровать номера городов (решить примеры).

  2. Назвать номера городов по порядку от меньшего к большему.

  3. Показать линиями путь движения самолета.

  4. Назвать по порядку города, над которыми летел самолет.


«Как мы спасаем лес»

Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны написать план спасения леса от пожара. Это задание дети могут выполнять группами. Побеждает тот, чей план лучше.

Ситуации могут быть самыми разными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т.д.

игра «Этажи леса»

Попросите детей представить, что лес - это многоэтажный дом. Каждый ребёнок должен написать сочинение на тему: "Кто на каком этаже живёт". Дети могут нарисовать многоэтажный дом и расселить в нём обитателей леса. Побеждает самый интересный многоэтажный дом. Затем дети должны рассказать другим о своём многоэтажном лесном доме и объяснить, почему они решили поселить тех или иных обитателей леса на разные этажи дома.

Это задание дети могут выполнять группами.

После того как дети выполнят это задание, задайте им вопросы:

- Что вы предпримите, если на первом этаже вашего дома случится пожар?

- Если зальёт верхний этаж дома?

- Если сломается одна из стен дома?

- Если дома будет очень холодно?

- Если в доме не будет воды?

- Если жители разных этажей дома перессорятся между собой?

- Если в дом зайдут нежданные гости?

Попросите детей написать план спасения жителей лесного дома в той или иной ситуации.

«Откроем замочек ключиком»

Цель: знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков

У каждого учащегося ключик, на котором расположены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрическим фигур. В дальнейшем можно модернизировать эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках - ответы к этим примерам.



"Чудесный мешочек"

Обычно мешочек приносит кто-либо из сказочных героев. В этот мешочек помещаются буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на магнитную доску, составляют из них слова. Иногда можно дать дополнительное задание: произвести слого-буквенный анализ или придумать предложение с этим словом.





«Иду в гости»

Цель: Даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные - это «гости», жёлтые - это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.





«Слоговая арифметика»

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительные внимание и память.

1. Бал + кон =? 1. Пирог - ог =?

1. Гори + зонт =? 2. Балка - ка =?

2. Бар + бос =? 3. Парад - ад =?

3. Маска + рад =? 4. Конкурс - курс=?

4. Рак + ушки =? 5. Мышьяк - як =?

«Путаница»

Цель: Учить детей правильно составлять предложения

1. В пруду утки купались

2. Лужайка играл на Жора

3. Овца пасет Мишу на лугу

4. Прятки играют в девочку

«Анаграмма» (спрятанное слова)

Цель: развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

Составьте слова, переставив буквы.

ИСАЛ---

ЕСОН---

КОПСЕ---

ОГОЛАВ---

АБАРН---

ОСОКЛ---



© 2010-2022