- Преподавателю
- Классному руководителю
- Проект по патриотическому воспитанию
Проект по патриотическому воспитанию
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кокина С.В. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 81
п. Юловский Сальского района
Инновационный образовательный проект
Память прошлого для России будущего
Разработала Кокина Светлана Владимировна, директор
Как нет человека без самолюбия, -
так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека...
К.Д. Ушинский.
Обоснование актуальности проекта
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В то же время мы видим, как нарастает миграция молодежи из села в город. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический потенциал.
В основных документах образовательной политики России - в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа"- в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.
Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Проведенное среди детей и родителей нашей школы анкетирование показывает:
- у 30 % школьников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию края;
- у 20 % детей отмечается низкий уровень знаний истории села, края;
- 80 % родителей, проживающих в сельской местности, не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости, низкого уровня доходов, низкого культурного и образовательного уровня;
- 60 % родителей затрудняются в знании истории родного края.
Проводя анкеты - опросники среди учеников, можем с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность», и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны.
Поэтому деятельность по гражданско- патриотическому воспитанию является основополагающей в воспитательной системе нашего образовательного учреждения и является частью её образовательной среды, реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности (уроки, кружки, внеклассные и внешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела). В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся. На уроках и внеклассных мероприятиях педагоги стремятся формировать у ребят активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно - критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
Осуществляется взаимодействие коллектива образовательного учреждения с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры в гражданском и патриотическом воспитании молодежи. Проводятся совместные праздники, вечера, конкурсы, концерты. Учащиеся образовательного учреждения ежегодно успешно участвуют в конференциях, конкурсах, фестивалях, соревнованиях разного уровня.
В образовательном учреждении около 25 лет функционирует комплексный школьный музей, в рамках работы которого ведется большая поисковая и просветительская работа по истории, традициям и культуре Донского края. Очень важными для воспитания патриотических чувств являются исторические и краеведческие знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся и помогает воспитывать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Культурное наследие, оставленное предшествующими поколениями, бесценно, поскольку уникально и при утрате невосполнимо. Поэтому в современном мире укрепляется понимание важности сохранения культурно-исторического наследия. Музей открывает широкое поле деятельности для учащихся и педагогов нашей школы и всех неравнодушных к истории нашего края людей.
Накопленный педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 81 п. Юловский опыт гражданско-патриотического воспитания и намеченные ориентиры дают основание для систематизации работы по воспитанию у обучающихся школы гражданского долга, патриотизма - важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, так как наш проект направлен на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что данная тема актуальна.
Новизна проекта состоит во включении в воспитательный процесс школы музейно-педагогических и информационных технологий, в создании системы приобщения ребенка к донской культуре, в создании новых условий для творческого развития учащихся, в расширении воспитательной среды, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей среды обитания детей.
Цель проекта:
Создание системы воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях сельской школы.
Задачи проекта:
-
Приобщить учащихся к изучению прошлого родного края, его традициям и обычаям.
-
Активизировать экскурсионно-исследовательскую работу с учащимися.
-
Определить тематическое планирования по учебным дисциплинам, предусматривающее диффузное включение краеведческого материала в изучаемые разделы и темы программ.
-
Разработать системы творческих и проблемных заданий по разным учебным дисциплинам, реализующих гражданско-патриотическое направление работы школы.
-
Проводить интегрированные уроки на краеведческом гражданско-патриотическом материале.
-
Создать условия для творчества обучающихся сельской школы, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции.
-
Сформировать политико-правовое понимание воинского долга, политических событий, процессов в обществе.
Ресурсное обеспечение проектной деятельности:
Наименование ресурсов
Наличие ресурсов
Кадровые ресурсы
Коллектив педагогов, владеющих навыком музейной педагогики, проектной деятельности, обладающих достаточной квалификацией.
Специалисты организаций-партнеров, привлекае-мые в качестве консультантов научной деятельности учащихся
Информационные ресурсы
Доступ к ресурсам Интернет.
Опыт учителей, использующих музейную педагогику и проектную деятельность
Организационные
- Совет школьного музея.
- Совет старшеклассников.
- Общешкольный родительский комитет.
- Совет школы.
- Администрация Юловского сельского поселения.
Материально-технические ресурсы
- Школьный комплексный музей.
- Рабочие места учителей.
- Мультимедиа проекторы и интерактивные доски.
- Множительная техника.
- Спортивный зал.
- Кабинет ОБЖ.
Финансовые ресурсы
- Бюджетные средства.
- Пожертвования благотворителей.
Партнеры проекта
Проект реализуется во взаимодействии с учреждениями образования, культуры, индивидуальными предпринимателями, работающими на территории поселения, района.
Среди наиболее активных партнеров можно выделить:
1. Администрация Юловского сельское поселение.
2. МБУК Юловская поселковая библиотека.
3. МБУК СДК п. Юловский.
4. Управление образования Сальского района.
5. ОАО «Южное».
6. ОАО «Победа».
7. МБОУ СОШ № 59 п. Белозерный.
8. МБОУ СОШ № 82 п. Степной Курган.
Целевая аудитория
Количество
Возраст
Социальный статус
Учащиеся 1-4 классов
110
6-10 лет
Учащиеся
Учащиеся 5-9 классов
137
11-15 лет
Учащиеся
Учащиеся 10-11 классов
15
16-18 лет
Учащиеся
Выпускники школы разных лет
50
Рабочие, служащие, интеллигенция
Родители обучающихся
100
Жители села
60
Принципы гражданско-патриотического воспитания:
-
гуманистический (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью);
-
природосообразный (учет в работе с детьми половозрастных, психофизиологических особенностей учащихся);
-
культуросообразный (опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, а также на достижения мировой культуры);
-
деятельностный (организация ведущей для данного возраста деятельности);
-
средовый (учет, использование в процессе воспитания окружающей среды: семьи, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и другого окружения ученика);
-
дифференцированный (отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельности).
Направления работы и формы реализации проекта.
Организационно-методическая деятельность:
- Проведение методических семинаров с учителями-предметниками и классными руководителями.
- Участие в заседаниях МО по вопросу организации урочной, внеурочной и внеклассной деятельности.
- Планирование и проведение традиционных общешкольных мероприятий.
- Организация и проведение выборов школьного самоуправления.
- Организация и проведение концертов, посвященных знаменательным датам.
Информационно-пропагандистская деятельность:
- Оформление тематических уголков по государственной символике, краеведению, патриотическому воспитанию в рекреациях школы, кабинетах истории, литературы, в библиотеке школы.
- Выпуск стенгазет, плакатов и бюллетеней.
- Создание экспозиций школьного музея.
- Выпуск календаря знаменательных дат в кабинете истории.
- Проведение открытых уроков, ролевых игр по теме «Выборы» с приглашением главы местного самоуправления и депутатов.
- Оформление книжных тематических выставок.
Поисково-исследовательская деятельность:
-Организация исследовательской деятельности и участие в краеведческих конференциях истории родного края .
-Организация и проведение конкурсов сочинений и рисунков «Мой край родной».
-Проведение исследований по созданию бюллетеней о традициях и обычаях Донского края.
Нравственно-гражданская деятельность:
- Организация и проведение операций «Забота» и «Ветеран живет рядом» по оказанию помощи ветеранам трудового фронта, престарелым и одиноким жителям поселка.
- Уборка территории школы и памятника погибшим воинам.
- Оказание шефской помощи ветеранам.
- Проведение деловой игры «Выборы» по выборам главы сельского поселения.
Туристко-краеведческое-экологическая деятельность:
- Организация турпоходов, экскурсий по историческим местам Ростовской области, Сальского района и поселка Юловский .
- Создание исследовательских групп учащихся с целью изучения экосистемы, истории школы, лингвистического краеведения и т.п.
Эстетическое направление, организация досуга учащихся:
- Участие в сельских концертах, посвященных календарным датам.
- Участие в работе выставок декоративно-прикладного творчества.
Изучение и привитие народных традиций:
- Проведение классных часов и бесед по изучению традиций и обычаев Донской земли.
- Проведение тематических уроков русского языка и литературы, истории, географии, технологии, ИЗО, МХК.
- Посещение экспозиций школьного музея с целью ознакомления с культурными традициями родного края.
Политико-правовая деятельность.
- Изучение российской, областной, районной символики.
- Изучение прав человека и прав ребенка.
- Организация и проведение работы по изучению избирательного права.
Основное содержание процесса гражданско-патриотического образования
Для педагогов:
-
повышение квалификации и методическая подготовка педагогических работников по освоению философии содержания гражданско-патриотического образования;
-
разработка программ самообразования;
-
совершенствование педагогического мастерства, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
-
ориентация молодых специалистов на принятие традиций школы;
-
определение собственной гражданской позиции, предполагающей уважение к основам конституционного строя, систему ценностей, основанную на толерантности.
Для учеников:
-
освоение системы ценностей, основанной на признании многообразия мира и толерантности;
-
участие в общественной жизни школы;
-
умение давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры.
Структура гражданско-патриотического образования
Внедрение инновационной и экспериментальной работы:
-
внедрение инновационных технологий;
-
участие в профессиональных и творческих конкурсах различного уровня.
Профориентационная работа:
-
введение элективных курсов;
-
организация профориентационной работы через учебные предметы и внеурочную деятельность;
-
реализация программы профориентационных классных часов;
-
ведение портфолио учащихся;
-
реализация программы «Одаренные дети»
Активизация дополнительного образования и внеурочной деятельности:
-
создание военно-патриотического клуба «Орленок»;
-
работа школьного комплексного музея;
-
проведение культурных мероприятий (посещение театров, музеев, библиотек и др.);
-
деятельность кружков и секций;
-
развитие системы детского ученического самоуправления;
-
участие в акциях социального характера;
-
участие в волонтёрском движении;
-
реализация программы «Мы растим таланты».
Гражданско-патриотическое становление учащихся через урочную деятельность:
-
Составление учебного плана с учетом выбранного направления деятельности ОУ;
-
Ориентация учебных рабочих программ на изучение вопросов гражданско-патриотического образования.
Механизм реализации программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ СОШ № 81 п. Юловский, а также тесное сотрудничество с Администрацией поселения, сельской библиотекой, сельским Домом культуры, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о муниципальных, областных, всероссийских конкурсах
Ожидаемые результаты внедрения программы
Ожидаемые результаты внедрения Проекта, осуществляемого на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами:
Нравственно-духовные параметры
-
Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
- качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- деятельность детско-юношеской организации;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Социальная и воспитательная значимость ожидаемых результатов
В школе как в образовательной системе: -создание системы гражданско-патриотического воспитания; - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей; - в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
I этап - организационно подготовительный
2012-2013 учебный год
-
Обоснование актуальности избранной темы.
-
Формирование проблемы, определение целей, задач проекта.
-
Определение принципов, направлений, научных и педагогических идей работы.
-
Определение целевых показателей индикаторов, отражающих стратегию развития школы. Разработка программ учебно-исследовательских сессий краеведческого характера.
-
Разработка программ элективных курсов и курсов по выбору.
-
Проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса.
-
Распределение функциональных обязанностей участников проекта, внедрение психолого-педагогических диагностик гражданско-патриотического образования.
-
Определение материально-технической базы, учебно-методического обеспечения проекта.
-
Определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов.
II этап - практический
2013-2014; 2014-2015, 2015-2016 учебные года
-
Накопление банка данных.
-
Работа по новым тематическим планам.
-
Создание клубов «Орлёнок», «Добрый Дом».
-
Апробация новых методик, применение современных педтехнологий, активных форм, способов, видов работы по гражданско-патриотическому образованию школьников в социуме.
-
Работа методического семинара по проблеме:
-
на муниципальном уровне
семинар для заместителей директоров по воспитательной работе (2016 г.)
-
на школьном уровне
семинар для учителей начальных классов (ноябрь, 2013 г.)
семинар для классных руководителей 5-8 классов (декабрь, 2015г.)
семинар для классных руководителей 9-11 классов (февраль, 2017 г.)
-
Разработка и внедрение современных методик всестороннего изучения системы работы по гражданско-патриотическому образованию.
-
Ознакомление с содержанием программы по гражданско-патриотическому образованию школьников и методикой её внедрения и вовлечение в совместную учебную и внеклассную деятельность родителей.
-
Внедрение системы учебно-исследовательских отчетов краеведческого характера, системы экскурсионной работы.
-
Изучение и обобщение передового педагогического опыта.
-
Работа с кадрами, повышение их квалификации посредством развития методической службы.
-
Анализ промежуточных результатов.
-
Информирование всех участников проекта о ходе инновационной работы
работы.
III этап - аналитический
2016-2017 учебный год
-
Анализ и обобщение опыта результатов проекта.
-
Обобщение и распространение опыта работы учителей.
-
Совместная работа с коллективами других школ по внедрению отдельных направлений проекта.
-
Формирование банка данных по итогам работы.
-
Представление отчёта о проделанной работе.
-
Проведение итоговой конференции.
-
Информирование педагогов, родителей и учащихся о результатах реализации проекта.