Воспитательное занятие Этикет на каждый день (6 класс)

Занятие является частью системной работы по нравственному воспитанию в соответствии с разработанной программой «Человек, будь Человеком.»Цели проведения занятия: повысить уровень знаний по этикету, опираясь на уже известные детям сведения; выработка умений выстраивать отношения с людьми; воспитание постоянной потребности культурного поведения.Занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательное занятие: « ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ».

цели:

*повысить уровень знаний по этикету, опираясь на уже известные детям

сведения;

*выработка умений выстраивать отношения с людьми;

*воспитание постоянной потребности культурного поведения.

Оборудование:

карточки - знаки;

этический словарь «Азбука мудрости».

Ход занятия:

*вступительное слово воспитателя (восприятие, осмысление, осознание темы);

*блок информации необходимой для анализа ситуаций нравственного выбора;

*анализ ситуации индивидуально, обсуждение и обоснование выбора;

*подготовка учащихся к самостоятельной формулировке правил поведения;

*применение наглядности ( запись правил на доске учащимся);

*работа в этическом словаре «Азбука мудрости»;

*итог занятия;

*задание на дом: напишите мини - сочинение рассуждение по теме :

«Этикет на каждый день».

Подготовка к восприятию темы.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить

/ ответы детей / о правилах хорошего тона, поведении в обществе.

??? Что такое « ЭТИКЕТ»? / это свод правил поведения в обществе./

В 17 в. на одном из пышных приемов французского короля Людовига - 14 гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек - « этикеток» - и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран мира.

Восприятие, осмысление, осознание темы.

Воспитатель: Сегодня мы побываем в гостях у журнала «Этикет на каждый день». Страницами этого журнала будут:

1.«Здравствуйте и привет».

2.«В гостях - не дома».

3.«В театре».

Итак, мы начинаем! Наша первая страница: « Здравствуйте и привет». Каждый день, заходя в класс, я вам говорю легко и привычно - «Здравствуйте ребята!», а вы также легко мне отвечаете - «Здравствуйте!».

Но представляю ваше удивление, если бы я сказала: «Ели вы сегодня?», или «Здоров ли ваш скот?». А ведь это тоже приветствие. Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд кажется, немножко смешно. Но в самом деле , что составляло основу жизни монголо - кочевника в старые времена? Его стадо. Здорово животное хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот от хвори или голода - и у людей голод и смерть. По- разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком.

??? Назовите приветствия, которыми люди пользуются при встречи?

/ Здравствуйте, чао, салам алейкум, хау ду ю ду , салют !

А движения, жесты которыми обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланяются в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом / били челом /, третьи подносили руку ко лбу и сердцу , четвертые прикасались носами, пятые показывали языки. Офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли, словно подрубленную, голову на грудь. Дамы приседали в глубоком реверансе.

Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Словом всего не перечислишь, да и сейчас посмотрите вокруг... Прошли военные отдали честь, встретились двое мужчин, обменялись рукопожатием. Другие, увидев друг друга издалека приветственно помахали, девчонки встретившись обнялись, поцеловались, протараторили и разбежались. Вы видите, что все люди по разному отмечают встречу друг с другом. И все-таки общее тут есть!

Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот, что обозначает обыкновенное, простое - ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Воспитатель: А сейчас ребята ответьте на вопросы.

1.Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Кто подает первым руку?

2.Кто здоровается первым ,если встретились мальчик и девочка? Кто подает первым руку?

3.Кто здоровается первым? если встретились два мальчика? Кто подает первым руку?

4.Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? Приведите примеры.

НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ДАННЫХ СИТУАЦИЯХ.

СИТУАЦИЯ 1.

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

СИТУАЦИЯ 2.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья, Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

СИТУАЦИЯ 3.

С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

СИТУАЦИЯ 4.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них увидели своего классного руководителя и проходя мимо говорите: «Здравствуйте, Игорь Семенович». Все ли в порядке в данной ситуации?

Ответы:

1.Первый здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой, но руку они первыми не подают. Из двух людей одного возраста и положения первым здоровается тот, кто лучше воспитан. Если твой товарищ поздоровался с кем - ни будь, следует поздороваться и тебе.

Приветствовать людей, с которыми ты часто встречаешься / продавца в булочной, почтальона, жильца из соседнего подъезда, учителя который преподает в другом классе/, даже если ты с ними не знаком, обязательно.

2.Увидев знакомых в автобусе, в читальном зале, на другой стороне улицы, их приветствуют, если они вас заметили. Кричать, конечно не следует. Слова заменяются жестом, улыбкой, поклоном.

3.Олег поступил невежливо. Надо было сказать общее «Здравствуйте».

В ходе обсуждения дети формулируют правила поведения при встрече.

1.ПРАВИЛО: НЕ ЗАБЫВАТЬ О ПРИВЕТСТВИИ ПРИ ВСТРЕЧЕ С РОДНЫМИ, ЗНАКОМЫМИ И ДРУЗЬЯМИ. / записать на доску /

Воспитатель: Мы переворачиваем нашу первую страницу. И начинаем вторую « В гостях - не дома».

Вы никогда не задумывались, а зачем люди ходят в гости? На это, наверное, есть много причин. Во-первых, очень приятно когда, увидев тебя, кто ни будь, обрадуется и тепло улыбнется. Во- вторых собираются в гостях разные люди говорят о том, о сем и всем польза: узнали новости, обсудили события. И еще - привыкли люди делиться хорошим друг другом. Вот поэтому с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. И за это время выработались определенные представления о том, как вести себя хозяину и как гостю. Давайте обсудим такую ситуацию.

«После соревнований Игорь сказал Вите: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в 6 . Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем.

  • Ладно, - ответил Виктор, - приду. Часов в 7 Игорь уже перестал ждать товарища . Вдруг резко раздался звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

  • Привет, - сказал Витя.- Это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрый плащ и шапку в кресло и огляделся:

- А у вас ничего. Подходяще. Что это? - и он схватил модель парусника с письменного стола.

- Это отцу подарили. На память.

-Здорово сделано. А мачты из дерева, что ли? - Витя нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

- Здорово сделано. А это где покупали? - поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картину на стене. - Что за барахло в доме держите?

- На его лице явно выразилось презрение к вкусам хозяина.

Зато туалетный столик вызвал у него интерес. Он взял флакончик духов и вылил на голову почти половину, взял пудру и дунул. Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу .

Тот критически осмотрел стакан с чаем , вазочку с вареньем , сахарницу и потянул к себе ручку холодильника .

-Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селедка что ли ? И селедку давай. Я знаешь, как соленое люблю.

Наевшись и напившись вдоволь, Виктор взялся за шапку.

-Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как - ни будь.

Воспитатель: А теперь ребята я вам предлагаю назвать ошибки, которые допустил Витя. / Неприлично долго звонить. Бросил вещи мокрые. Без разрешения взял дорогую сердцу вещь. Сломал. Задавал неприличные вопросы. Говорил неприятные вещи, обижал хозяина дома.

??? Ребята, правильно ли вел себя хозяин? ( Да)

??? Каким должен быть хозяин? ( Приветливым, внимательным, тактичным, воспитанным ).

??? Правильно ли вел себя гость? ( Нет).

???Каким он должен быть? (культурным, уважать хозяина, не надоедать).

Давайте сформулируем правила поведения в гостях.

2. ПРАВИЛО: УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ХОЗЯИНУ ДОМА.

(записать на доске ).

А теперь давайте решим задачки.

ЗАДАЧА 1 .

Должен ли быть включен телевизор во время приема гостей?

а) да, особенно если он японский;

б) недопустимо включать;

в) можно, если идет передача, интересующая большинство.

ЗАДАЧА 2.

Вы опоздали, и гости уже сидят за столом. Как в этом случае себя вести?

а) следует поочередно обойти всех гостей, поздороваться и пожать руку;

б) пройти к месту за столом и занять его, как ни в чем не бывало;

в) поздороваться с хозяином и извиниться за опоздание.

ЗАДАЧА 3.

Как поступить, чтобы вычерпать суп до последней ложки?

а) наклонить тарелку к себе;

б) от себя;

в) не жадничайте - оставьте последнюю ложку на дне тарелки.

И последняя страничка нашего журнала «В ТЕАТРЕ».

Послушайте стихотворение « В театральном буфете». Г.Остера.

Посещайте почаще, театральный буфет.

Там пирожные с кремом, с пузырьками вода

Как дрова на тарелках шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно пить молочный коктейль,

Не просите билеты на балкон и партер,

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра, унесите с собой

Под трепещущим сердцем,

В животе, бутерброд.

??? Как вы думаете, придя в театр так и нужно себя вести? (ответы)

А теперь давайте прослушаем ситуацию и обсудим ее.

«Прозвенел звонок, в зале погас свет, началось представление. Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали актеры. Немного посмотрев на игру актеров, дожевал свою шоколадку, которую он долго и шумно разворачивал.

Васечкин зевает и желает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда мальчик, этого не делай».

Воспитатель: Ребята назовите ошибки, которые допустил Васечкин.

А теперь давайте сформулируем правила поведения в театре

3.ПРАВИЛО: ВЕСТИ СЕБЯ КУЛЬТУРНО В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ.

Итог занятия:

Вот и подошла к концу наша последняя страничка, давайте еще раз все вместе повторим правила поведения.

Воспитатель: Ребята посмотрите на эти знаки и скажите какое они обозначают настроение? ( хорошее настроение, плохое, веселое ).

Воспитательное занятие Этикет на каждый день (6 класс)Я думаю, если мы научимся быть внимательными, приветливыми, научимся уважать друг друга, то у всех у нас будет хорошее и даже веселое настроение.

Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия вы будете еще более воспитанными, культурными и вежливыми.





© 2010-2022