Программа элективного курса Познай себя

Введение курса «Познай себя», как вариативной части учебного плана Школы, обусловлено тем, что учащимся 8–х классов необходимо определится в выборе предпрофиля, а затем и профиля обучения и позволит учащимся достигнуть не только уровня образованности, но и  вы­явить индивидуальные психологи­ческие качества личности и оп­ределить уровень цен­ностно-нравственной   ориентации. Элективный курс «Познай себя» позволит создать систему педагогической, психологической, информационной и организационной по...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Познай себя»

Диагностика учащихся с целью выявления профессиональных предпочтений, способностей и склонностей

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Если ребенку вовремя не предоставить возможность и время для выбора «близкой сердцу» деятельности, будущая работа грозит превратиться для молодого специалиста в каторжный труд.

Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка.

В настоящее время проблема самоопределения школьников актуальна как никогда, так как учащиеся совершают свой выбор часто интуитивно, под влиянием случайных факторов (исходя из общественного престижа, зависимости от материального обеспечения профессии или из-за поверхностного интереса, навеянного фильмом, литературой, телепередачей).

Современная ситуация в экономике Абхазии обусловила увеличение численности неработающей и неучащейся молодежи. В настоящее время предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Как показывает опыт передовых стран, одним из средств борьбы с массовой безработицей является профессиональная ориентация в школе. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего непрестижные трудовые места. В связи с этим возникла необходимость активизировать деятельность учащихся в профессиональном самоопределении как основе будущего трудоустройства.

Введение курса «Познай себя», как вариативной части учебного плана Школы, обусловлено тем, что учащимся 8-х классов необходимо определится в выборе предпрофиля, а затем и профиля обучения и позволит учащимся достигнуть не только уровня образованности, но и выявить индивидуальные психологические качества личности и определить уровень ценностно-нравственной ориентации.

Элективный курс «Познай себя» позволит создать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующую их самоопределению по завершению основного общего образования, оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях.

Программа курса «Познай себя» ориентирована на применение широко комплекса психологического тестирования, анкетирование, самоанализа, упражнений, тренингов.

Изучение данного курса тесно связано с работой классного руководителя, работой Научного общества учеников «Прометей».

При диагностике школьников будет применен следующий алгоритм:

определить ведущий способ мышления

протестировать на двух-трёх профориентационных опросниках

определение типа мышления - психогеометрический тест

методика Е.О.Климова (видов деятельности)

определение темпераментальной структуры личности ученика.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать: типы мышления человека; темпераментную структуру личности, понимать вопросы определения типов профессий, вести самонаблюдения, важные для психологического самоконтроля.

Программа предусматривает чтение установочных лекций, проведение тестирований, тренингов, составление психологического портрета ученика.

Программа курса «Познай себя» общим объемом 25 часов лекционно- практических занятий изучается в течении года.

Работа по формированию профессионального самоопределения учащихся разделена на несколько периодов:

I период - 2011-2012 гг - предполагает выявление проблем, выбор методов и средств их решения, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения;

II период - 2012-2013 гг - формирующий, период реализации комплекса организационно-педагогических условий профессионального самоопределения учащихся (элективные курсы предпрофильной подготовки).

Направления деятельности по профориентации:

просвещение

Разработка и проведение элективных занятий

Проведение бесед о значимости профориентации

психодиагностика

Организация тестирования на компьютерах на профессиональную пригодность

Проведение тестирования учащихся по анкете «Ориентация»

Выявление интересов учащихся средних классов по «Анкете интересов»

коррекция

Организация тренинга

Проведение индивидуальных консультаций

Организация дискуссий для решения возникающих проблем по выбору профессии

Содержание курса

Блок « Психодиагностика»

Тест Люшера. Основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием; может дать глубокую и обширную, свободную от сознательного контроля испытуемого характеристику его внутренних диспозиций. Цель - самодиагностика и коррекция своего психологического состояния; анализа внутреннего состояния подростков.

Методика «Цветовая социометрия». Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

Психогеометрический тест С. Деллингер. Приём аналитического подхода к исследованию личности. Деллингер указывает на два базовых источника, являющихся теоретической предпосылкой психогеометрии: во-первых, это учение о психологических типах Карла Густава Юнга и, во-вторых, это представление о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга. Цель - расширит представления о самом себе; идентифицируя (соотнося) себя с геометрической фигурой, узнать о своих доминирующих чертах характера и особенностях поведения.

Определение преобладающего типа темперамента. Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них. Цель - определение преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов.

Используются методы идентификации А. Белова и опросник Айзенка.

Тип мышления. Подростковый вариант теста Кеттелла 12-18 лет.

Тип мышления - это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

С помощью этих тестов можно оценить уровень развития некоторых общих способностей. Однако существуют способности, наличие или отсутствие которых может определить только специалист. Это специальные способности - артистические, литературные, математические, лингвистические, музыкальные, - определяющие успешность в конкретных видах деятельности. Цель - узнать свой тип мышления и некоторые особенности коммуникативной сферы.

Тест по определению уровня коммуникабельности.

Тест «Измерение мотивации достижения» (А. Мехрабиан) для измерения мотивации достижения (ТМД), предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у школьников.

Тест для выявления интересов учащихся.

Тест по выявлению мотивов выбора профессии.

Активизирующая профориентационная методика Н. Пряжникова. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора. Так же как и другие активизирующие опросники, методика «Будь готов!» ни в коем случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Ее главная цель - активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует успешности самоопределения.

Цель методики - повысить у школьников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Методика тестирования Йовайши позволяет определить склонности человека к тому или иному роду деятельности.

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Блок «Коррекция». Программа социально-психологического игрового тренинга.

Взаимодействуя с существующими общественными ценностями в жизни, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. Несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами формирует в сознании ребенка негативное отношение как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Начинаются трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам осложненного поведения.

В условиях тренинговых занятий возникает возможность моделирования новых форм поведения подростка в специально создаваемой воспитательной среде. Целью тренингов является восстановление позитивного отношения к самому себе и окружающему миру, если они были утрачены или пошатнулись в семье или в школе.

Данная программа предполагает решение следующих задач:

  • вооружить подростков системой понятий и представлений, необходимых для анализа собственного поведения, группового взаимодействия, социально-психологических ситуаций;

  • дать возможность познать свои слабые и сильные стороны во взаимодействии с другими людьми;

  • формировать умение организовывать оптимальное общение, контролировать эмоциональную и поведенческую реакцию;

  • развивать навыки рефлексии и обратной связи.


© 2010-2022