Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе

В своей работе учителя физики-математики и классного руководителя я делаю акцент на сохранение здоровья учащихся через учебно- воспитательный процесс, выполняя заказ родителей. Главный результат работы школы - это здоровый и адаптированный в социуме представитель своего народа, ценящий свои корни, с развитым чувством толерантности, самодостаточный и умеющий спроектировать свою дальнейшую жизнь после выхода из школы. Активны...
Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

Для жизни здоровье - это еще не все. Но все остальное без здоровья - ничто.

Елена Малышева - телеведущая.

ЗДОРОВЬЕ - процесс динамической координации энергетических, регуляторных и иммунных функций организма, поддерживающий на необходимом уровне его состояние, то есть внутреннюю среду (гомеостаз), обеспечивающий

мобилизацию функций для эффективной жизнедеятельности в различных условиях бытия (игре, учебе, труде, творчестве, спорте, досуге и др.) и последующее восстановление функциональных резервов.

Такой подход основан на определении, предложенном Всемирной организацией здравоохранения: "Здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей" (ВОЗ, 1982).

Сегодняшнее образование в России достаётся слишком дорогой ценой- ценой

ухудшения здоровья учащихся.

По данным Н.Ф.Герасименко, доктора медицинских наук, профессора, председателя Комитета по охране здоровья Госдумы России, нация теряет интеллект: у 31,5%

подростков психические расстройства, у 33% умственная отсталость и психопатия. Только 54% нынешних 16-летних ребят доживут до пенсионного возраста. Мы на 135-м месте в мире по ожидаемой продолжительности жизни мужчин и на 100 месте - женщин. В США, например, для охраны здоровья поставили рядом понятия "здоровье населения" и "национальная безопасность". А в России прибыль только Сбербанка за 1996 год составила 14 трлн. рублей, это в три раза больше, чем выделено на все здравоохранение России.

По данным Минздрава и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы; основная масса таких детей обучается в обычных классах.

Существуют две причины высокой заболеваемости школьников в России: первая - это нарушение санитарных норм и правил и вторая - несоответствующий технологический процесс преподавания, который приводит к информационной перегрузке.

Только 10-.15% выпускников школ Архангельской области могут считаться здоровыми, число здоровых школьниц уменьшилось в 3,5 раза, у каждого школьника выявляется сочетание нескольких хронических заболеваний. Болезни костно-мышечной системы выросли от 6,1 на тысячу детского населения в 1975г. до 42,2 на тысячу детского населения в 1996г.

По КОМИ республике 5- 6 % обучающихся выходят из стен средней школы здоровыми.

Все педагогические технологии, по данным члена-корреспондента РАМН, зав. кафедрой валеологии МИПКРО профессора Сухарева А.Г. (2002), можно условно разделить на три типа:

- 1 тип - учебно-дисциплинарная технология обучения, в которой преобладает авторская педагогика, и очень часто отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей и творческих проявлений ученика как личности.

2 тип - личностно-ориентированная технология обучения, в которой педагогические действия направлены, главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика.

3 тип - здоровьесберегающая технология обучения. Она характеризуется тем, что образовательный процесс обеспечивает, с одной стороны, усвоение учащимися необходимых знаний, а с другой - включает в себя комплекс специфических мер по сохранению физического и психического здоровья детей.

В таблице 1 представлена классификация педагогических технологий по Сухареву А.Г.

Таблица 1 Классификация педагогических технологий (по Сухареву А.Г., 2002)

технологии признаки

Учебно-дисциплинарная

Личностно-ориентированная

Здоровье-сберегающая

Цель

знание+ послушание

Знание + личность

знание + здоровье

Формы

коллективные и групповые

индивидуальные и групповые

индивидуальные и групповые

Методы

информационно-репродуктивный

проблемно-эвристический, модульный

проблемно-эвристический, модульный

Средства

речевые и письменные

письменно-речевые и электронные

письменно-речевые и электронные

Стиль

Авторитарный

демократический

гуманный

Критерии оценки

успеваемость+ дисциплина

успеваемость+ личность

успеваемость+ здоровье

Современное школьное образование предъявляет большие требования к детям и подросткам, их здоровью, психическим и физическим возможностям. Вот, например, какой объем работы нужно выполнить учащимся средних классов за учебный год .

Показатели объема работы учащихся средних классов:


таблица2

6 класс

7 класс

8 класс.

1700

1900

2500

1200

1400

2000

640

700

940

300

400

900





(по материалам Всероссийского форума "Образование в области здоровья детей и подростков и воспитание здорового образа жизни", Москва, 1999)

Объем работы

Страниц учебных

Страниц доп. литературы Определений

Понятий

При этом надо учесть, что для усвоения учебного материала его приходится читать несколько раз. Установлено, что учебная деятельность у учащихся средних и старших классов занимает 68-77% времени бодрствования.

Согласно санитарным нормам домашние задания делаются учащимися с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 часа, во 2 классе - до 1,5 часа, в 3-4 классах - до 2 часов, в 5-6 классах - до 2,5 часов, в 7-8 классах - до 3 часов, в 9-11 классах - до 4 часов (и это после пяти - семи часов работы в школе!). Во многом по этим причинам возникает перегрузка и становятся необходимыми модернизация и оптимизация педагогических технологий и методов обучения.

Но нагрузка должна быть индивидуализирована, рациональна и приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья.

Для этого нужно, прежде всего, определить, какие методы, приемы, формы организации могут быть здоровьезатратными (например, "усвоение любой ценой!"), а какие технологии обеспечивают нужный результат без перегрузки.

1. Здоровьезатратные факторы:

1.1. Нечеткая разработка теоретического обоснования и практическогоприложения понятий: знание, умение, навык, качество, усвоение, освоение. То есть основных показателей развития. Это может приводить к необоснованно завышенным требованиям к объему и уровню усвоения.

1.2.Объективная сложность и объем учебного материала (много новых

понятий и определений, необходимость предварительной подготовки

и т.п.).

1.3.Несоответствие методики обучения уровню способностей, подготовленности, личностным особенностям учащихся.

1.4."Клиповое" построение расписания уроков учебного дня (5-6-7 уроков в день, и все по разным учебным предметам). В состоянии ли ученик за короткие перерывы перестраиваться на другой учебный предмет? Ссылки на полезность смены
видов деятельности в данном случае справедливы лишь частично.

1.5.Трафаретность построения годового учебного плана и распределения в нем учебных предметов, например, по 1-2 урока в неделю в течение всего учебного года- насколько это целесообразно для учащихся разного возраста, не слишком ли
большие промежутки между уроками?

1.6.Негибкая структура, традиционно жесткая схема урока (например, 8 этапов и всегда в одном и том же порядке - почему?).

1.7.Недостаточное знание учителем динамики работоспособности учащихся в ходе учебного процесса (на уроке, в течение дня, недели, четверти, учебного года).

1.8.Недостаточное знание учителем физиологической и психологической сущности обучения и учения, а также "цены" усвоения материала.

1.9.Влияние климатогеографических (табл.3) и других внешних факторов (см. Санитарные нормы), ухудшающих самочувствие, снижающих работоспособность и затрудняющих трудовую или учебную деятельность. При этом необходимо отметить, что в этой схеме (табл.3) не используются данные о магнитных бурях (геомагнитные возмущения), более выраженные изменения гравитационного поля Земли, "периода биологической тьмы" и другие неблагоприятные факторы, отрицательно влияющие на организм человека. Для Севера "период биологической тьмы" - это время, когда солнечное ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли. Ультрафиолетовое голодание возрастает с увеличением широты местности.

Воздействие на человека по отдельности и комплексно неблагоприятных климатогеографических факторов, особенно в "период биологической тьмы", приводит к большой нагрузке всех биологических процессов в организме, а у детей особенно. На это накладывается и все увеличивающаяся учебная нагрузка.

Ориентировочная схема медицинской оценки погодных условий

(по Н.И.Никбергу)

таблица 3

Метеорологические показатели погоды

1-тип погоды благоприя тный

2-тип умеренно благоприя тный

3-тип неблагопр иятный

1.

Межсуточный перепад атмосферного давления (мм.рт.ст.)

ДО 3,75

3,75-7,5

>7,5

2.

Падение атмосферного давления за 3 часа (мм.рт.ст.)

0-0,75

1,5-3,0

>3,0

3.

Межсуточный перепад уличной температуры воздуха (градусов С)

ДО 3,0

3,0-5,0

>5,0

4.

Относительная влажность воздуха (%)

40-70

70-85

>85

5.

Скорость движения воздуха (скорость ветра) (м/сек)

ДО 5,0

5,0-10,0

>10,0

6.

Облачность (баллы)

0-4

8-20

>20

7.

Количество осадков (мм/сут.)

до 5-6

8-20

> 20

1.10. Малая доля самостоятельной работы учащихся на уроке (преобладание ведомого характера учебных действий учеников).

1.11. Информирование учащихся о разноуровневых требованиях к усвоению учебного материала.

1.12.Боязнь учениками проверки и контроля, страх допустить ошибку, услышать резкое замечание, получить плохую оценку, длительное тревожное ожидание вызова или оценки, контрольные работы - все это стрессогенные факторы, действующие почти на каждом уроке! Чтобы снизить тревожность, можно предварительно сообщить ученикам вопросы и предложить обсудить их в парах. Более того, обсудить, какие могут возникнуть ошибки и неточности.

1.13.Ориентация учеников, родителей, учителей, руководителей на так называемую "успеваемость". Иногда можно проводить контроль без оценок, а ученикам предложить самим обнаружить ошибки и неточности и найти верные ответы и решения.

1.14.Обсуждение промахов и оценок ученика лучше проводить в малых группах.

1.15.Программно-ориентированный подход к обучению и его результатам (главное - "пройти" программу и выполнить требования) не позволяет учителю содействовать развитию каждого ученика. Ученик только сам может научить себя и, задача учителя, помочь ему в этом.

1.16.Домашнее задание часто выдается в самом конце урока ("под звонок"), когда уже нет времени проинструктировать о его выполнении, объяснить, да и ученики уже не воспринимают.

1.17.Монотонность учебного процесса. Казалось бы, такое разнообразие учебных предметов, учебного материала!.. Однако постоянный режим, распорядок, расположение, одни и те же лица, действия могут утомлять, вызывать скуку, потерю интереса, ослабление внимания. Исследования психологов показали, что уже на втором-третьем уроках учащиеся начинают испытывать приступы сонливости (Кобяков 1998).

1.18.Ежедневно повторяющаяся многочасовая статическая поза - причина многих дефектов развития и нарушений здоровья.

1.19.Очень большая зрительная нагрузка: много чтения и письма при незначительной амплитуде движений глаз по строчкам и ослабление способности зрачка изменять свою кривизну (аккомодация), что ухудшает кровоснабжение глаза и
вызывает появление близорукости (миопии), а также способствует прогрессирующему развитию сутулости и "синдрома склоненной головы".

1.20.Неблагоприятные взаимоотношения учителя и учеников, которые могут возникать по различным причинам и вызывать угнетенное или агрессивное состояние разной степени выраженности и длительности, либо неверие в свои силы и равнодушие. Развивающееся негативное отношение резко снижает эффективность учебного процесса, при этом наиболее страдающей стороной является учащийся.

1.21.Повышение среднего возраста учителей и снижение уровня их здоровья. По некоторым учебным предметам давно уже отмечается низкий уровень обновления учительских кадров.

2. Здоровьесберегающие педагогические технологии:

Предлагаемые здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на три категории:

  • выполнимые в существующих условиях,

  • трудно выполнимые, требующие прежде освобождения от некоторых педагогических штампов и стереотипов, специальной подготовки учителя и учащихся и изменения условий,

  • почти невыполнимые в существующих условиях, рассматриваемые лишь в проекте, требующие значительного изменения организации учебного процесса.

2. 1. Выполнимые технологии

  • 2.1.1.Разнообразие и адекватность приемов установления и поддержания контакта и педагогического общения. Желательно обращать на это внимание при анализе и самоанализе уроков и отрабатывать на занятиях-тренингах.

  • 2.1.2.Находить привлекательную мотивацию (кроме оценок) и способствовать активной самореализации (Не зря считается, что "1 мотивация = 10 угрозам + 2 нажимам + 10 напоминаниям").

  • 2.1.3.Проводить выявление "зоны ближайшего развития" (ЗБР) по теме, что послужит настройкой и позволит уточнить ориентированность учащихся в материале и вместе с ними сформулировать тему урока.

  • 2.1.4.Вместе с учащимися сформулировать цель урока и предложить им определить задачи, которые надо решить для достижения цели. Можно предложить 3-4 варианта формулировки цели на выбор (если человек выбирает сам, то и выполняет он с большей охотой).

  • 2.1.5.Проверка домашнего задания обычно проводится в начале урока, где ее можно сочетать с выявлением ЗБР. Однако проверку можно проводить и перед практической частью, и перед выдачей следующего домашнего задания.

  • 2.1.6.Сообщение о домашнем задании не должно оставляться на самый конец урока, лучше это делать либо перед сообщением нового материала, либо в ходе
    обобщения, либо перед практическим (закрепляющим) этапом. Полезно также объявлять в задании для классной и домашней работы заведомо большее количество упражнений, например 15 (из них 5 сложнее, 5 проще), предоставив ученикам самим выбрать 10 для выполнения.

  • 2.1.7.Чаще использовать работу в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (по 2-4 человека). Для всех групп может быть одно задание, но могут быть и разные, дополняющие друг друга. Представляет результат работы один из группы, остальные - отвечают на вопросы или дополняют, приводят примеры, показывают ход рассуждений.

  • 2.1.8.При выполнении заданий, ответах, при некоторых контрольных работах, вероятно, можно отдельным ученикам разрешать использование вспомогательных средств - конспекта, листа опорных сигналов.

  • 2.1.9.В ходе урока для повышения интереса и активизации познавательной деятельности полезно проводить текущий контроль внимания, оперативной памяти,
    понимания и даже предвидения (антиципации)- о чем пойдет речь дальше, что может получиться и т.п.

  • 2.1.10.Снижает напряженность учащихся знание ими критериев требуемого уровня усвоения материала.

  • 2.1.11. Структуру уроков желательно делать достаточно вариативной и гибкой в соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и особенностям класса, даже учитывать день недели, месяц, каким по счету является урок в этот день. То есть все те факторы, от которых зависит работоспособность учащихся, а она меняется в процессе урока (табл.6).

Таблица 6 Работоспособность учащихся 5-7кл (по В.Кобякову, 1998)

Интервал урока, мин.

Усвоение

информации, %

1 - 4

6

5 - 2 4

8 0

2 5 - 3 4

5 0

3 5 - 4 5

6

Как видно из таблицы, уже через 25 минут от начала урока способность к восприятию и усвоению резко снижается. В младших классах и того меньше - 15-20 минут. Следовательно, именно в это время необходимо сделать паузу, пассивно посидеть и помолчать, закрыв глаза, провести физкультминутку, гимнастику для глаз и шеи, эмоциональную разрядку. После этого можно перейти к вопросам учеников, обсуждению, практической работе, выдаче задания и инструктажу, закреплению, ответам на вопросы.

2.1.12.Подведение итогов урока проводится на последних 4-5 минутах и, лучше всего, совместно с учениками. Формы могут быть разными: краткие выводы, самое главное, в средних и старших классах можно предложить придумать эпиграф к уроку (или даже эпиграмму) и затем отметить наиболее подходящие к теме и самые остроумные. Ученикам можно дать задание: выписать или подчеркнуть новые термины, новые понятия, с которыми они познакомились на уроке.

2.1.13.Проведение контрольных работ (диктантов, сочинений, решения задач и т.п.) всегда вызывают волнение, повышенное возбуждение, иногда страх. Определенное
возбуждение необходимо, оно мобилизует внимание, память. Однако при слишком сильном волнении, страхе парализуется воля, ученик не может сконцентрироваться, действия становятся хаотичными.

Учителю можно рекомендовать перед началом

контрольной работы - кратко напомнить, какому разделу или теме посвящена работа, порядок выполнения, прежде чем начать выполнение, за 1-2 минуты вспомнить и продумать материал нужного раздела. Только не надо лишний раз напоминать об ответственности и пр.; в ходе выполнения работы оказывать тихую индивидуальную поддержку, при обнаружении списывания тихо изъять источник (кстати, потом
можно выяснить причину - незнание материала, неуверенность или страх получить низкую оценку, грозящую неприятностями). При сообщении о результатах работы можно указать на общие итоги, разделы материала, в которых выявились недоработки, можно похвалить лучшие работы, но, наверное, не стоит прилюдно обсуждать персональные оценки и ошибки. Кстати, хорошо известно, что ошибки бывают от незнания и по невнимательности. Причины разные, но и цена неодинаковая.

2.1.14.В процессе урока о появлении утомления и усталости свидетельствуют следующие признаки:

  • частая смена позы, потягивание

  • встряхивание рук

  • зевота, закрывание глаз

  • подпирание головы, остановившийся взгляд

  • ненужное перекладывание предметов

  • разговор с соседом

- увеличение количества ошибок, невосприятие вопроса, задержки с ответом

- частое подглядывание на часы в ожидании конца урока.

При появлении таких признаков можно изменить интонацию и громкость речи, привлечь внимание учеников указанием, привести яркий или неожиданный пример(они должны быть подготовлены заранее), сделать эмоциональную паузу или провести физкультминутку.

2.1.15.При длительной сидячей позе у детей могут развиваться явления гиподинамии. Есть дети (особенно в младших классах) двигательно - активные от природы, непоседы, им трудно долго усидеть на месте; есть дети с начинающимся ревматизмом, для них неподвижность вообще невозможна, каждые 1-2 минуты у них непроизвольно меняется поза; при длительном сидении ухудшается кровообращение в ногах (ноги "затекают"), мышцы спины, шеи утомляются, возникает сутулая поза с низко склоненной головой. При этом внутренние органы грудной клетки и брюшной полости оказываются как бы сдавленными (сердце, легкие, желудок), им трудно нормально функционировать. У ученика возникает

должны быть подготовлены заранее), сделать эмоциональную паузу или провести физкультминутку.

2.1.15.При длительной сидячей позе у детей могут развиваться явления гиподинамии. Есть дети (особенно в младших классах) двигательно - активные от природы, непоседы, им трудно долго усидеть на месте; есть дети с начинающимся ревматизмом, для них неподвижность вообще невозможна, каждые 1-2 минуты у них непроизвольно меняется поза; при длительном сидении ухудшается кровообращение в ногах (ноги "затекают"), мышцы спины, шеи утомляются, возникает сутулая поза с низко склоненной головой. При этом внутренние органы грудной клетки и брюшной полости оказываются как бы сдавленными (сердце, легкие, желудок), им трудно нормально функционировать. У ученика возникает потребность выпрямиться, потянуться, зевнуть. Следовательно, надо обеспечить хотя бы небольшую, на организованную двигательную

должны быть подготовлены заранее), сделать эмоциональную паузу или провести физкультминутку.

2.1.15.При длительной сидячей позе у детей могут развиваться явления гиподинамии. Есть дети (особенно в младших классах) двигательно - активные от природы, непоседы, им трудно долго усидеть на месте; есть дети с начинающимся ревматизмом, для них неподвижность вообще невозможна, каждые 1-2 минуты у них непроизвольно меняется поза; при длительном сидении ухудшается кровообращение в ногах (ноги "затекают"), мышцы спины, шеи утомляются, возникает сутулая поза с низко склоненной головой. При этом внутренние органы грудной клетки и брюшной полости оказываются как бы сдавленными (сердце, легкие, желудок), им трудно нормально функционировать. У ученика возникает потребность выпрямиться, потянуться, зевнуть. Следовательно, надо обеспечить хотя бы небольшую, на организованную двигательную активность, например, физкультминутку на 20-й - 25-й минуте урока (см. табл.2), а во второй половине урока давать задание работать в парах переменного состава, то есть поворачиваться к ученикам, сидящим сзади, можно разрешить подсказывать с помощью жестов ("рисовать" в воздухе рукой буквы или цифры).

2.1.16.Очень большая нагрузка приходится на зрение (табл.1). Для профилактики применяется ряд мер: улучшение освещения, функциональная окраска помещения, гимнастика для глаз и шеи и др. Но, при этом надо учитывать следующее: закрывать глаза руками и массаж закрытых век пальцами лучше не делать, так как руки и пальцы у учеников в школах не идеальной чистоты.

Офтальмотренажер (овал с двумя кругами внутри), который в некоторых школах помещают над классной доской, практически бесполезен, так как амплитуда движений глаз при расстоянии 3-10 метров не превышает амплитуды движений при обычном чтении книги. Более эффективны другие упражнения:

-поставить локти на стол (парту), пальцы соединить и упереться в них подбородком, не двигая головой обвести взглядом контур классной доски по 3 раза в одну и другую
сторону;

  • в той же позе обвести взглядом контур стены (вверх от пола - вдоль потолка - вниз до пола - вдоль пола) по 3 раза в каждую сторону;

  • последовательно: доска - стена - поверхность своего стола (парты) - всю серию по три раза в каждую сторону. В этом упражнении сочетаются и дальнее зрение и ближнее;

  • -Такое же упражнение для шеи: двигая головой обвести кончиком своего носа контуры доски, стены, стола;

- если по стенам развешены различные плакаты, таблицы и т.п. Дать задание найти взглядом и посчитать, сколько имеется определенных букв или цифр, или фигур. Здесь будут сочетаться и движения глаз, и движения головы.

Эмоционально выполняется и такая серия движений головой:

- в ответ на вопрос 3-5 раз наклонить голову вперед ,как бы утверждая: "Да-да-да-да-да!";

- в ответ на следующий вопрос поворачивать голову вправо и влево ("Нет-нет-нет-нет-нет"),

-на замечание наклонять голову к правому и левому плечу ("Ай-яй-яй-яй-яй!).

2.1.17. В самом начале урока в зависимости от характера предстоящих учебных действий полезно проводить небольшую(10-15 секунд) разминку (настройку): для зрения - поисковые движения глаз, различение цвета, размера; для слуха - различение слов, акцентов, тихой речи;

для речевого аппарата - произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо и громко, с различной акцентировкой (это часто применяется на уроках иностранного языка);

для кистей и пальцев - сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах;

настройка (мобилизация) памяти - назвать номера страниц или параграфов учебника, фамилию автора и т.п.

2.1.18.В учительской полезно было бы иметь стенд с информацией о количестве уроков, пропущенных учениками по болезни за каждый месяц. И то же - учителями.

2.1.19.В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами в школах на уроках с 1 по 8 классы включительно необходимо проводить физкультпаузы по 5 минут для профилактики гиподинамии и длительных статических нерациональных поз, приводящих к дефектам осанки и зрения. Эти здоровьесберегающие технологии особенно важны в условиях Севера, особенно в период "биологической тьмы" (осень-зима), когда двигательная активность детей резко снижается, ухудшается физическая и умственная работоспособность, быстрее наступает состояние утомления.

Проведение физкультминутки в середине урока позволяет несколько снизить напряжение внимания и других мыслительных процессов. Такая двигательная пауза, безусловно, полезна. Но здесь может возникнуть и отрицательный эффект переключение сознания на двигательную активность длительностью более трех-четырех минут приводит к тому, что последующее переключение внимания снова на учебный материал происходит с большими усилиями и требуется время на врабатывание. Часть класса включается в учебный процесс медленно, поэтому учителю очень сложно продолжать урок. И у учителя и у учеников возникает излишнее напряжение - приходится снова мобилизовать внимание и настраиваться на познавательные действия. Затрачивается время урока, и учитель может не успеть изложить материал, провести опрос и другие запланированные действия. Для избегания потерь времени, сил, а также, чтобы не снижать и без того минимальную двигательную активность, можно рекомендовать "скрытые физкультпаузы" - когда все ученики двигаются, у всех учеников тренируется аппарат аккомодации глаз. Проведение таких "скрытых физкультпауз" длительностью не более одной - двух минут позволяет использовать обстановку класса и действия учителя для вызова естественной двигательной активности учащихся, связанной непосредственно с познавательным процессом, не отвлекая внимания учеников на процесс выполнения физических упражнений.

Известно, что в обычном классе парты (столы) располагаются в три ряда. Проходы между столами (двухместными) должны быть не менее 50-70см. Таким же должно быть расстояние от крайних рядов парт до боковых стен, а последние столы от задней стены должны находиться на расстоянии 70-100см. Таким образом, учитель во время урока может передвигаться по классу.

Действительно, при проверке домашних заданий, при практических занятиях, контрольной работе, учитель действительно ходит между рядами, проверяет, подсказывает, делает замечания. Однако ученикам при этом часто не разрешается даже голову повернуть. Когда же учитель, находясь у лицевой стены класса (за своим столом, у доски или карты), излагает новый материал, ученики опять-таки сидят в вынужденной позе и смотрят только вперед.

Повысить двигательную активность учащихся во время урока можно не только физкультпаузами и гимнастикой для глаз. Это можно сделать, не прерывая, хода урока, а используя возможности оснащения класса и свободы передвижения учителя и учащихся. Желательно также, чтобы на боковой и на задней стенах класса были повешены еще одна- две классные доски (как это было в классе у В.Ф.Шаталова). Размещены плакаты, карты и другие необходимые средства наглядности.

Вариант 1. В начале урока при проверке домашнего задания или повторения у классных досок или карт и т.п. могут работать сразу 5-6 или больше учеников. На 10-15-й минуте урока при изложении учитель может пройти к доске или карте на боковой стене, через 2-3 минуты - снова вернуться к своему столу, и так несколько раз. На 20-25-й минуте - пройти вдоль другого ряда к доске или таблице на задней стене. Следя за учителем, читая записи на разных досках, учащиеся вынуждены будут поворачивать головы и верхнюю часть туловища то в одну, то в другую сторону.

Благодаря этому позвоночник, мышцы спины, брюшного пресса, шеи и плечевого пояса будут освобождаться от статического напряжения, улучшится кровообращение, а следовательно, и работоспособность. Кроме того, активизируются следящие движения глаз, частый перевод взгляда от стен на тетрадь или книгу тренирует способность хрусталика к изменению кривизны (аккомодации), что является профилактикой миопии (близорукости).

Кстати, такие "прогулки" по классу во время урока для здоровья учителя также полезны. Кроме того, следящие повороты головы и туловища могут служить для учителя своеобразным сигналом о познавательной активности - если несколько учеников (5-6) перестали поворачиваться вслед за учителем или не следят за информацией - это сигнал для учителя о необходимости внести коррективы в собственное изложение с целью активизировать внимание учащихся.

Вариант 2. Можно в классе развесить наглядные пособия по теме урока на стены класса. При этом, цифры, буквы и рисунки должны быть крупными яркими, чтобы школьнику не надо было напрягать зрение (на мелкое изложение наглядного пособия) - главная задача - тренировка аппарата аккомодации. Так, учитель на 10-15 минуте обращается к наглядному пособию, находящемуся в правом дальнем углу класса. Школьники при этом поворачиваются через левое плечо (разворачиваются поясничный, грудной и шейный отделы позвоночника; аппарат аккомодации перестраивается на другое расстояние). Работая с этим наглядным пособием 2-3 минуты, учитель обращается к классной доске. Затем на 25-30 минуте урока учитель обращается к наглядному пособию в левом дальнем углу класса от классной доски. Школьники при этом поворачиваются через правое плечо. Положительный момент - это гимнастика для позвоночника (повороты вправо и влево) и для глаз (переключение аппарата аккомодации на разные расстояния: расстояние до учителя у классной доски, расстояние от глаз до тетрадки или учебника на столе, расстояние до наглядного пособия в разных местах класса).

При этом учитель отмечает для себя эффективность проведения урока, например: на 15 минуте за учителем не развернулось два школьника, а на 30 минуте - пять школьников - значит, интерес к уроку снизился, и наоборот - если на 15 минуте не развернулось за учителем пять школьников, а на 30-й минуте все развернулись за учителем, - значит, интерес к учебному материалу и эффективность урока повысились.

Вариант 3. В младших классах можно использовать прием с воздушным шариком на 15 и 30 минутах. Задается вопрос и в класс бросается шарик, кто знает - ловит и говорит ответ, кто не знает - тот отталкивает шарик. Вопросы задаются по теме урока, и сознание школьников не отрывается от темы урока. При этом разнообразные движения и переключение аппарата аккомодации создают эффект физкультминутки. Уставшие или больные ученики, а также ученики отвлекшиеся участвовать в такой игре не будут, и для учителя это также будет ценная информация и об учениках, и о состоянии школьников.

Вариант 4. По ходу урока можно использовать прием - хлопки в ладоши за хороший ответ. Это приводит к массажу активных биологически точек на руках. Очень важно, чтобы на уроке работала и левая рука (а у левшей - правая): можно задавать вопросы или задания с поднятием руки, меньше задействованной на уроке.

Очень эмоционально проходит подсказка жестами, например, "нарисовать" в воздухе рукой букву или цифру. Робота обеими руками обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, а также оказывает благотворное влияние на функционирования обоих полушарий головного мозга.

Вариант 5. В средних и старших классах может эффективно проходить работа в малых группах. В самом начале урока надо быстро и аккуратно состыковать столы по два так, чтобы пары учеников сидели лицом друг к другу, но боком к лицевой стороне класса (к доске). Учитель и ученики должны иметь возможность свободно передвигаться, меняться местами, от одной группы к другой, к доске или наглядному пособию (чтобы классная доска была то справа, то слева).

2.1.20. Важно учитывать особенности познавательных процессов у мальчиков и девочек, юношей и девушек. В разном возрасте у них разное восприятие одинаковой информации, разное отношение и целевые установки. Это проявляется уже в раннем детстве, а в школьном возрасте все более углубляется. Юноши готовятся к овладению мужскими профессиями, к карьере, к жизненному успеху. Девушки тоже не без амбиций, но профессиональный выбор, карьерные возможности у них значительно меньше. И они раньше юношей думают о достойном (хорошо бы и счастливом) браке, о семье. Для большинства юношей эта перспектива несколько туманна. Но ведь будет и семья, будут и дети, которых надо и учить, и воспитывать. Полезно было бы учащимся старших классов иногда давать задания подготовить и показать, как будут читать своему ребенку стихотворение или сказку. Как объяснят сложение, деление, таблицу умножения, расскажут о солнце, луне, звездах, о хороших людях, о здоровье, научат делать зарядку, играть с мячом, как вести себя с другом или подругой, побеседуют о кинофильме и его героях и о многом другом, что сами когда-то учили в школе и попробовали в жизни.

KomiOnline.Ru сообщает:

«Управление Роспотребнадзора по Коми, со ссылкой на данные Минздрава региона, отмечает, что за время пребывания в образовательном учреждении состояние здоровья детей и подростков резко ухудшается. Об этом говорится в докладе ведомства за 2011 год.

Как следует из документа, за период обучения в школе увеличивается количество детей с нарушением зрения в 3,9 раза, со сколиозами в 10,6 раза, с нарушением осанки - 2,8 раза.

Удельный вес нарушений у детей, выявленных на профилактических осмотрах

за период 2009 -2011 годы (на 100 осмотренных)

до поступления в школу

перед окончанием школы

2009

2010

2011

2009

2010

2011

снижение зрения

6,6

6,4

7,2

28,9

28,4

27,9

нарушение осанки

10,0

11,6

8,0

23,2

21,1

22,4

сколиоз

0,8

0,8

0,6

7,0

7,4

6,4

Влияние на здоровье школьников оказывает организация учебы, которая ведется по различным вариантам образовательных программ. Многие из них делают процесс обучения очень интенсивным: увеличивается учебная нагрузка, а физическая активность детей в это же время снижается. «Рабочий день» школьников в начальных классах достигает шести часов, в старших - до 15 часов. Нехватку времени подростки компенсируют сокращением сна и уменьшением двигательной активности. В результате до 75 процентов школьников страдают гиподинамией, 40-55 процентов очень утомляются к концу учебной недели, еще у 60-63 процентов отмечается изменение артериального давления, как правило, по гипертоническому типу»

Первичная заболеваемость детей и подростков (на 1000 детей), по данным министерства здравоохранения Коми

наименование

дети

подростки

2010 год

2011 год

2010 год

2011 год

всего

2673,4

2741,5

1767,7

1879,5

инфекционные и паразитарные болезни

107,2

115,5

61,5

60,3

болезни органов дыхания

1725,9

1750,1

868,9

920,1

болезни кожи и подкожной клетчатки

141,4

145,8

111,2

130,9

болезни костно-мышечной системы

51,6

56,9

91,2

102,5

болезни пищеварительной системы

113,3

113,9

61,6

60,7

болезни мочеполовой системы

46,5

51,2

109,2

122,9

травмы и отравления

126,1

143,7

172,0

189,4

Современные подростки по уровню физического развития в целом, отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия.

Продолжительность «рабочего дня» школьника определяется учебным планом и регулируется уже упоминавшимися нормами.

Класс

Максимально допустимая нагрузка на ученика (в академических часах)

Максимально допустимое время выполнения домашнего задания

Общее учебное время ученика

1

Не более 4 уроков

-

4 часа

2

Не более 5 уроков

1,5 часа

6,5 часов

3

Не более 5 уроков

1,5 часа

6,5 часов

4

Не более 5 уроков

2 часа

7 часов

5

Не более 6 уроков

2 часа

8 часов

6

Не более 6 уроков

2,5 часа

8,5 часов

7

Не более 7 уроков

2,5 часа

9,5 часов

8

Не более 7 уроков

2,5 часа

9,5 часов

9

Не более 7 уроков

До 3,5 часов

10,5 часов

10

Не более 7 уроков

До 3,5 часов

10,5 часов

11

Не более 7 уроков

До 3,5 часов

10,5 часов

«Проанализировав эти данные, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ними 12-летний подросток, действительно, вынужден трудиться полный рабочий день наравне со взрослым, а ведь эти нормы установлены отнюдь не образовательным учреждением».

Увеличение количества уроков физкультуры в школах, игры на переменах и другие физнагрузки все равно не дают детям достаточной двигательной активности. В младших классах его дефицит составляет 35-40 процентов, а у старшеклассников уже 75-85 процентов.

Проблема здоровья школьников должна решаться всеми заинтересованными структурами, а также созданием новых нормативных документов и законодательной базы.

3. Список литературы

1. О работе экспериментальных общеобразовательных
учреждений по направлению "Здоровьесберегающие технологии" / Инстр.письмо МО РФ №13-51-104/13 от 26.08.2002 г.

2. Апанасенко Г.Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы // Теория и практика физической культуры. - 2001.- N 6.

3. Алферов В. Дорогу социальной медицине // Медицинская газета. - № 64. - 1885. - 29 августа (об индивидуальном здоровье).

4. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Фербер Д.А. Функциональное созревание мозга и адаптация к школе // Материалы 18-съезда физиологического общества им. И.П.Павлова. - Казань, 2001.- С. 477-478.

5.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности / Серия "классики науки". - М., 1990.

6.Гневашева Т.В.Состояние здоровья детей и основные направления деятельности органов и учреждений здравоохранения Архангельской области // Развитие и здоровье детей Европейского Севера: проблемы и решения.- Архангельск,1997.- С. 11-17.

7. Границкая А.С. Научить думать и действовать.- М.: Просвещение,1991.

8. Дзятковская Н.Е. Здоровьесберегающее образовательное пространство // Пед.образование и наука.- 2002. - № 3.

9. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психология формирования специальных навыков действия в нестандартных ситуациях полета // Космическая биология и авиакосмическая медицина. -1978.

10. Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. - М., 1987.

11. Кобяков В. Сорок пять или тридцать пять? Так ли уж эффективная традиционная продолжительность урока // Директор школы.- 1998.- №5.

12.Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе.- СПб., 1992.

13.Ланг Андерсен, Рутенфранц Дж., Мазирони, Селиджер Привычная физическая активность и здоровье // Региональное бюро ВОЗ.- Копенгаген,1982. -199 с.

14.Образование в области здоровья детей и подростков и воспитание здорового образа жизни: Материалы Всероссийского форума. - М., 1999.

15 . Недоукина А.Е., Касаткин В.Н. Опыт создания федеральной программы обучения для учащихся 1-11 классов // Школа здоровья. - 2002. - № 2.

16. Образование и здоровье // Вестник образования. - 2002. - № 12.

17. Петленко В.П. Валеология - перспективное научно- педагогическое направление ХХ1 века // Теория и практика физической культуры. - 2001.- № 6.

18.Сенников С.А., Школа - важнейшее звено в укреплении здоровья детей // Школа здоровья. - 2002. - № 9.

19.Смирнов М.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М., 2002.

20. Разработки к курсовым, контрольным и самостоятельным работам слушателей по валеологии / Сухарев А.Г., Каневская Л.Я., Стан В.В. и др - М., 2002. - 71 с.

21.Тобес Б. (Brigit С.A. Toebes). Право на здоровье: теория и практика / Пер. с англ.- М.: Устойчивый мир, 2001.

22.. Хутиев Т.В., Антомонов Ю.Г., Котова А.В., Пустовойт О.Г. Управление физическим состоянием организма.- М.:Медицина,1991.

23. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред.проф. С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988.

24. Школа Е.О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разноуровневых программ в современной школе: Автореф. дис…канд.биол.наук. - СПб, 1997.

25. Щедрина А.Е. Индивидуальное здоровье - основное понятие валеологии: Материалы Всеросс. научной конференции "Проблемы педагогической валеологии". - СПб., 1995

26. KomiOnline.Ru

Программа нашего воспитания - поддержка проекта «Стратегия развития воспитания в Российской федерации до 2025 года»

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Ермаков Артём -вольная борьба

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Ванеев Константин - картинг.

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Победитель конкурса «Улыбка кадета» - Мишарин Олег

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Защита проекта Тарасовой Дарьей

«Правильно ли мы питаемся?»

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Защита проекта Охотниковой Виолеттой «Показатели здоровья кадета в школьной системе здоровьесбережения»

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Классный час «Быть здоровым - здорово!»

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Наша встреча с композитором Крылатовым

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Классный час в 9 классе

«Курить, или не курить?»

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Участники «Новогоднего фейерверка»

в музее Дьяконова.

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Интерактивные игры на уроках физики.

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Кабинет физики - основа всего.

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Акция МВД РК «Попробуй жить». Семья Ванеевых - победители в номинации «На что мы тратим жизнь»

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

Общение с ветеранами и уход за обелиском - святое для кадета.

Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.Публикация Основы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.Победители в номинации «Исследовательский характер работы» в пятых гимназических чтениях.

Здоровьесбережение в школе- это активный образ жизни учителя и учащихся, участие в делах класса, школы, района, республики, России. Это проектная деятельность на уроках и во внеурочное время и плодотворная совместная работа в системе «Ученик - учитель - родитель -школа -социум»


© 2010-2022