- Преподавателю
- Классному руководителю
- Настольная книга классного руководителя
Настольная книга классного руководителя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бородина С.Е. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГКОУ СО «Качканарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Составила: Бородина С.Е.
г. Качканар, 2015 год
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
классного руководителя
1.Общие положения.
Настоящая инструкция разработана на основе Закона «Об образовании» № 273 ФЗ от 01.09.2013г., Устава ОУ, правил внутреннего распорядка, Конвенции о правах ребенка и других локальных актов.
Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя из числа более опытных педагогов. Классный руководитель подчиняется директору школы, его заместителям.
Главная функция в должности классного руководителя - защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил.
2.Деятельность классного руководителя в обеспечении здоровья детей.
2.1.Изучает особенности развития детей.
2.2.Совместно с психологом школы отслеживает и сопровождает ребенка.
2.3.Совместно со школьным фельдшером, родителями и учителем по физической культуре составляет личную программу закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ребенку организовать режим жизни.
2.4.Помогает врачам и участвует в диспансеризации учеников.
2.5.Проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев.
2.6.Пропагандирует здоровый образ жизни.
3.Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.
Изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания:
- исходя из единых (школа-семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся,
- осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе класса, школы,
- проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей,
- каждую четверть проводит организационные или тематические родительские собрания.
Классный руководитель должен обладать информацией:
- состояние семейно-бытовых условий ученика,
- состояние его здоровья,
- положение в классе, взаимоотношения со сверстниками, старшими, младшими,
- внешкольные интересы и увлечения учащихся,
- общественные поручения в классе, школе, общественных организациях,
- любимые и нелюбимые предметы, причина отношения к ним ребенка,
- отношение к школе, учителям, родителям, другим взрослым,
- уровень воспитанности учащихся своего класса.
- стремление к самоутверждения.
4.Взаимосвязь классного руководителя с учителями - предметниками.
Классный руководитель в своем классе:
- должен знать ведущие вопросы учебной программы;
- определять с учителем меры по развитию устойчивого интереса к занятиям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;
- посещать уроки в классе с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся;
- вовлекать учащихся в предметные кружки;
- совместно с учащимися активно участвовать в предметных декадах в школе.
5.Работа с классным коллективом.
Классный руководитель:
- организует дежурство класса на переменах по графику школы;
- помогает учащимся выполнять постоянные и разовые поручения;
- прививает навыки трудового воспитания, организуя участие учащихся в генеральных уборках классного помещения, субботниках на закрепленной за классом пришкольной территории;
- привлекает детей к соблюдению и контролю выполнения правил для учащихся;
- контролирует внеурочную занятость учащихся;
- проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры;
- проводит классные часы, организует праздники, выступления на школьных мероприятиях, устраивает встречи с интересными людьми;
- участвует с классом в общешкольных, городских мероприятиях различной направленности;
- расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, прогулки и т.д.,
- перед проведением внеклассной работы вне школы проводит инструктаж по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения;
- проводит профилактическую работу по правонарушениям, курирует семьи и учащихся, состоящих на учете в ПДН;
- проводит исследовательскую и пропагандистскую работу по профориентации учащихся, помогает в выборе профессии, образовательного профессионального заведения;
- курирует дальнейшее устройство учащихся на учебу, работу.
6.Документация классного руководителя.
- раз в год разрабатывает программу воспитательной работы с классом, по итогам ее выполнения составляет аналитическую справку о результатах воспитательного процесса;
- ведет личные дела учащихся, карты сопровождения, портфолио класса и каждого учащегося;
- разрабатывает и курирует программы индивидуального развития учащихся;
- ведет классный журнал;
- раз в неделю проверяет дневники учащихся;
- оформляет уголки (папки) по ППБ, ПДД, ГО и ЧС, технике безопасности в школе и других местах пребывания учащихся;
- оформляет и пополняет уголок класса, социальный паспорт коллектива.
ПАМЯТКА
Права и обязанности классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
-
Получать регулярно информацию о физическом и психологическом здоровье детей;
-
Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
-
Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
-
Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся;
-
Определять (разрабатывать, создавать) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, родителями учащихся;
-
Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение;
-
Участвовать в работе структур самоуправления;
-
Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, вносить на рассмотрение административного совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;
-
Вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной работы;
-
Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы, руководствуясь единственным требованием «не навреди»;
-
Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы.
Классный руководитель не имеет права:
-
Унижать личное достоинство воспитанников, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;
-
Использовать оценку для наказания ученика;
-
Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;
-
Использовать семью для наказания ребенка;
-
Обсуждать за глаза коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
Классный руководитель обязан:
-
Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе;
-
Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
-
Изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;
-
Фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать о том администрацию;
-
Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
-
Содействовать социальной и правовой защите их прав;
-
Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы;
-
Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных учреждений;
-
Постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.
Классный руководитель должен знать:
- закон РФ «Об образовании» №237 ФЗ от 01.09.2013г.;
- Конвенцию о правах ребенка;
- педагогику; детскую и возрастную психологию, социальную психологию;
- школьную гигиену;
- педагогическую этику;
- школьную гигиену;
- теорию и методику воспитательной работы;
- основы трудового законодательства.
Классный руководитель должен уметь:
- общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
- видеть свои воспитательные цели;
- составить план воспитательной работы в собственном классе;
- организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т.д.;
- организовать и провести родительские собрания;
Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе;
- анализировать собственную деятельность и ее результаты.
ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ
работы классного руководителя
-
Программа воспитательной работы с классом на год.
-
Анализ воспитательного процесса в классе за прошедший год.
-
Классный журнал.
-
Дневники учащихся.
-
Личные дела учащихся.
-
Психолого-педагогические карты развития личности учащихся.
-
Социальный паспорт класса.
-
Портфолио класса и учащихся.
-
Дневник классного руководителя.
-
Папки с разработками воспитательных мероприятий.
-
Список внеурочной занятости учащихся.
-
Список поручений учащихся, органов самоуправления класса.
-
Список учащихся «группы риска».
-
Дневник индивидуальной работой с детьми девиантного поведения.
-
Акты посещения семей учащихся.
-
Сведения о родителях учащихся, список родительского комитета.
-
Перечень тем для бесед с родителями, протоколы родительских собраний.
-
Оформление (пополнение) классного уголка по перечню требований.
-
Оформление уголка (папки) по охране труда, безопасности.
РЕЖИМ РАБОТЫ
классного руководителя
-
Классный руководитель в 1-10 классах назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.
-
Рабочее время классного руководителя определяется в соответствии с п.5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании» №273 ФЗ от 01.09.2013г. - не более 36 часов в неделю. Таким образом классные руководители должны работать не более 6 часов в день при 6ти дневной рабочей неделе.
-
Час классного руководителя (классный час) - один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, экскурсия и т.д.).
-
Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц (из которых одно может быть общешкольным).
-
Количество классных родительских собраний - не менее одного раза в четверть (два собрания в год - тематические).
-
Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании четвертей и по окончании года в форме плана и устного собеседования, возможно анкетирование учащихся.
-
В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
-
В случает если классный руководитель ведет в классе постоянно действующий кружок, данная работа оплачивается дополнительно.
-
С целью организации работы классных руководителей и контроль их работы осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
Самоанализ успешности классного руководителя
Самооценка - основа для саморазвития.
Если не сможете под каждым выражением поставить утвердительное «ДА», у вас еще есть поле для деятельности.
-
Опознайте себя в этих фразах:
- Я строю свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств.
- Моя совместная деятельность с учениками, которой мы заняты в школе, снимает проблему общения.
- Не нахожусь в плену собственных иллюзий относительно эффективности своего влияния на учеников.
- Умею проконтролировать меру достижения задуманного.
- Уважаю духовный мир воспитанников, признаю их свободную субъективную волю, права на несогласие с педагогами и на выбор поведения.
- Учитываю психологическое состояние, в котором находится ребенок.
- Могу установить личный контакт с каждым ребенком.
- Создаю благоприятную атмосферу общения - соучастия и взаимную симпатию.
- Свое педагогическое требование довожу до логического конца.
- Мое требование к ученику связано с уважением к нему и носит мажорный характер.
- Применяю этикет как традиционную форму поведения.
- Опираясь на положительные качества, достоинства ученика, повышающего его самооценку, самоуважение.
- Признаю право ученика на автономность, на свой обособленный мир.
- Не боюсь идти на компромисс.
- Обладаю этической чуткостью и психологической зоркостью, актерским мастерством.
- Соблюдаю принцип равенства и сотрудничества с детьми.
- Определите свой стиль общения с детьми:
* авторитарный;
* снисходительно-добродушный;
* раздражительный;
* воспитанно-деликатный;
* благожелательный;
* лицемерный;
* мнительный;
* простосердечный;
* придирчивый;
* интеллигентный.
Джонни Старк, известный продюсер, выделял 4 качества, помогающие человеку стать популярным:
-
Дар природы,
-
Голова на плечах,
-
Уважение к людям,
-
Умение работать над собой.
Круг обязанностей классного руководителя
-
Организационная работа.
-
Ведение журнала
-
- списки;
- страница Содержание;
- сведения об обучающихся и их родителях;
- кружки, секции;
- страница посещаемости;
- страница здоровья;
- заполнение личных дел учащихся.
1.2 Организация регламента деятельности классного руководителя
- распределение поручений в классе;
- организация дежурства по кабинету, школе;
- внешний вид учащихся;
- организация питания;
- вопрос обеспечения к учебному году.
II. Работа с родителями.
2.1 Привлечение родителей к родительскому собранию.
2.2 Проведение родительских собраний.
2.3 Влияние на общение ребят с родителями.
2.4 Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеурочной деятельности.
2.5 Индивидуальная работа с родителями (семьями).
III. Учебная деятельность.
3.1 Контроль за посещаемостью.
3.2 Забота о заболевших, пропустивших много уроков по болезни, организация помощи.
3.3 Создание благоприятной для учебы обстановке в детском коллективе.
3.4 Взаимосвязь с другими учителями - предметниками.
3.5 Работа с дневниками: проверка, заполнение, роспись.
3.6 Контакт с родителями по поводу успеваемости учеников.
3.7 Создание условий для комфортного психологического климата в детском коллективе.
3.8 Развитие умения организовывать и осуществлять общественно-полезный труд.
3.9 Забота о кругозоре: экскурсии, посещение библиотеки и др.
IV. Внеурочная деятельность.
4.1 Организация каникулярной деятельности.
4.2 Организация участия класса в школьных делах.
4.3 Вовлечение в общественно-полезную деятельность, нужную сверстникам, родителям в школе.
4.4 Охрана и укрепление здоровья.
4.5 Проведение классного часа.
4.6 Поиск интересных, эффективных методов и форм работы с классным коллективом.
4.7 Развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом за поручения. Контроль за порученным делом, доведение до конца.
4.8 Создание благоприятного микроклимата в классе, формирование межличностных отношений.
Памятка классному руководителю по работе с дневниками
Дневник учащегося - это один из основных документов, подтверждающих принадлежность учащегося к данному образовательному учреждению и отражающий успеваемость.
Дневник - это своего рода посредник между учениками, учителями-предметниками, классным руководителем и родителями.
Классный руководитель:
- оказывает помощь в заполнении первых страниц дневника: ФИО, класс, адрес, номер телефона и другие сведения.
- проверяет дневник на заполняемость и аккуратность ведения.
- проверяет и ставит свою роспись в конце недели.
- выставляет отметки за четверть, год.
- следит за обратной связью от родителей: вовремя поставленная роспись родителей, ответы на заданные письменные вопросы.
- фиксирует опоздания и пропуски ученика без уважительной причины.
Список литературы
-
Левит М.В. Как сделать хорошую школу? /Практикоориентированное пособие по проектированию и управлению школой. Часть I./Центр «Педагогический поиск», М., 2000г.