Настольная книга классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГКОУ СО «Качканарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»









НАСТОЛЬНАЯ КНИГА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ





Составила: Бородина С.Е.














г. Качканар, 2015 год

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

классного руководителя

1.Общие положения.

Настоящая инструкция разработана на основе Закона «Об образовании» № 273 ФЗ от 01.09.2013г., Устава ОУ, правил внутреннего распорядка, Конвенции о правах ребенка и других локальных актов.

Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя из числа более опытных педагогов. Классный руководитель подчиняется директору школы, его заместителям.

Главная функция в должности классного руководителя - защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил.

2.Деятельность классного руководителя в обеспечении здоровья детей.

2.1.Изучает особенности развития детей.

2.2.Совместно с психологом школы отслеживает и сопровождает ребенка.

2.3.Совместно со школьным фельдшером, родителями и учителем по физической культуре составляет личную программу закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ребенку организовать режим жизни.

2.4.Помогает врачам и участвует в диспансеризации учеников.

2.5.Проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев.

2.6.Пропагандирует здоровый образ жизни.

3.Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.

Изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания:

- исходя из единых (школа-семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся,

- осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе класса, школы,

- проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей,

- каждую четверть проводит организационные или тематические родительские собрания.

Классный руководитель должен обладать информацией:

- состояние семейно-бытовых условий ученика,

- состояние его здоровья,

- положение в классе, взаимоотношения со сверстниками, старшими, младшими,

- внешкольные интересы и увлечения учащихся,

- общественные поручения в классе, школе, общественных организациях,

- любимые и нелюбимые предметы, причина отношения к ним ребенка,

- отношение к школе, учителям, родителям, другим взрослым,

- уровень воспитанности учащихся своего класса.

- стремление к самоутверждения.

4.Взаимосвязь классного руководителя с учителями - предметниками.

Классный руководитель в своем классе:

- должен знать ведущие вопросы учебной программы;

- определять с учителем меры по развитию устойчивого интереса к занятиям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;

- посещать уроки в классе с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся;

- вовлекать учащихся в предметные кружки;

- совместно с учащимися активно участвовать в предметных декадах в школе.

5.Работа с классным коллективом.

Классный руководитель:

- организует дежурство класса на переменах по графику школы;

- помогает учащимся выполнять постоянные и разовые поручения;

- прививает навыки трудового воспитания, организуя участие учащихся в генеральных уборках классного помещения, субботниках на закрепленной за классом пришкольной территории;

- привлекает детей к соблюдению и контролю выполнения правил для учащихся;

- контролирует внеурочную занятость учащихся;

- проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры;

- проводит классные часы, организует праздники, выступления на школьных мероприятиях, устраивает встречи с интересными людьми;

- участвует с классом в общешкольных, городских мероприятиях различной направленности;

- расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, прогулки и т.д.,

- перед проведением внеклассной работы вне школы проводит инструктаж по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения;

- проводит профилактическую работу по правонарушениям, курирует семьи и учащихся, состоящих на учете в ПДН;

- проводит исследовательскую и пропагандистскую работу по профориентации учащихся, помогает в выборе профессии, образовательного профессионального заведения;

- курирует дальнейшее устройство учащихся на учебу, работу.

6.Документация классного руководителя.

- раз в год разрабатывает программу воспитательной работы с классом, по итогам ее выполнения составляет аналитическую справку о результатах воспитательного процесса;

- ведет личные дела учащихся, карты сопровождения, портфолио класса и каждого учащегося;

- разрабатывает и курирует программы индивидуального развития учащихся;

- ведет классный журнал;

- раз в неделю проверяет дневники учащихся;

- оформляет уголки (папки) по ППБ, ПДД, ГО и ЧС, технике безопасности в школе и других местах пребывания учащихся;

- оформляет и пополняет уголок класса, социальный паспорт коллектива.



































ПАМЯТКА

Права и обязанности классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

  • Получать регулярно информацию о физическом и психологическом здоровье детей;

  • Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

  • Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

  • Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся;

  • Определять (разрабатывать, создавать) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, родителями учащихся;

  • Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение;

  • Участвовать в работе структур самоуправления;

  • Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, вносить на рассмотрение административного совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;

  • Вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной работы;

  • Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы, руководствуясь единственным требованием «не навреди»;

  • Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы.

Классный руководитель не имеет права:

  • Унижать личное достоинство воспитанников, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;

  • Использовать оценку для наказания ученика;

  • Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

  • Использовать семью для наказания ребенка;

  • Обсуждать за глаза коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Классный руководитель обязан:


  • Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе;

  • Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

  • Изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;

  • Фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать о том администрацию;

  • Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

  • Содействовать социальной и правовой защите их прав;

  • Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы;

  • Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных учреждений;

  • Постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.

Классный руководитель должен знать:

- закон РФ «Об образовании» №237 ФЗ от 01.09.2013г.;

- Конвенцию о правах ребенка;

- педагогику; детскую и возрастную психологию, социальную психологию;

- школьную гигиену;

- педагогическую этику;

- школьную гигиену;

- теорию и методику воспитательной работы;

- основы трудового законодательства.

Классный руководитель должен уметь:

- общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

- видеть свои воспитательные цели;

- составить план воспитательной работы в собственном классе;

- организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т.д.;

- организовать и провести родительские собрания;

Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе;

- анализировать собственную деятельность и ее результаты.








ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ

работы классного руководителя


  1. Программа воспитательной работы с классом на год.

  2. Анализ воспитательного процесса в классе за прошедший год.

  3. Классный журнал.

  4. Дневники учащихся.

  5. Личные дела учащихся.

  6. Психолого-педагогические карты развития личности учащихся.

  7. Социальный паспорт класса.

  8. Портфолио класса и учащихся.

  9. Дневник классного руководителя.

  10. Папки с разработками воспитательных мероприятий.

  11. Список внеурочной занятости учащихся.

  12. Список поручений учащихся, органов самоуправления класса.

  13. Список учащихся «группы риска».

  14. Дневник индивидуальной работой с детьми девиантного поведения.

  15. Акты посещения семей учащихся.

  16. Сведения о родителях учащихся, список родительского комитета.

  17. Перечень тем для бесед с родителями, протоколы родительских собраний.

  18. Оформление (пополнение) классного уголка по перечню требований.

  19. Оформление уголка (папки) по охране труда, безопасности.























РЕЖИМ РАБОТЫ

классного руководителя


  1. Классный руководитель в 1-10 классах назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.

  2. Рабочее время классного руководителя определяется в соответствии с п.5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании» №273 ФЗ от 01.09.2013г. - не более 36 часов в неделю. Таким образом классные руководители должны работать не более 6 часов в день при 6ти дневной рабочей неделе.

  3. Час классного руководителя (классный час) - один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, экскурсия и т.д.).

  4. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц (из которых одно может быть общешкольным).

  5. Количество классных родительских собраний - не менее одного раза в четверть (два собрания в год - тематические).

  6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании четвертей и по окончании года в форме плана и устного собеседования, возможно анкетирование учащихся.

  7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

  8. В случает если классный руководитель ведет в классе постоянно действующий кружок, данная работа оплачивается дополнительно.

  9. С целью организации работы классных руководителей и контроль их работы осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.



















Самоанализ успешности классного руководителя

Самооценка - основа для саморазвития.

Если не сможете под каждым выражением поставить утвердительное «ДА», у вас еще есть поле для деятельности.

  1. Опознайте себя в этих фразах:

- Я строю свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств.

- Моя совместная деятельность с учениками, которой мы заняты в школе, снимает проблему общения.

- Не нахожусь в плену собственных иллюзий относительно эффективности своего влияния на учеников.

- Умею проконтролировать меру достижения задуманного.

- Уважаю духовный мир воспитанников, признаю их свободную субъективную волю, права на несогласие с педагогами и на выбор поведения.

- Учитываю психологическое состояние, в котором находится ребенок.

- Могу установить личный контакт с каждым ребенком.

- Создаю благоприятную атмосферу общения - соучастия и взаимную симпатию.

- Свое педагогическое требование довожу до логического конца.

- Мое требование к ученику связано с уважением к нему и носит мажорный характер.

- Применяю этикет как традиционную форму поведения.

- Опираясь на положительные качества, достоинства ученика, повышающего его самооценку, самоуважение.

- Признаю право ученика на автономность, на свой обособленный мир.

- Не боюсь идти на компромисс.

- Обладаю этической чуткостью и психологической зоркостью, актерским мастерством.

- Соблюдаю принцип равенства и сотрудничества с детьми.

- Определите свой стиль общения с детьми:

* авторитарный;

* снисходительно-добродушный;

* раздражительный;

* воспитанно-деликатный;

* благожелательный;

* лицемерный;

* мнительный;

* простосердечный;

* придирчивый;

* интеллигентный.

Джонни Старк, известный продюсер, выделял 4 качества, помогающие человеку стать популярным:

  • Дар природы,

  • Голова на плечах,

  • Уважение к людям,

  • Умение работать над собой.











































Круг обязанностей классного руководителя

  1. Организационная работа.

    1. Ведение журнала

- списки;

- страница Содержание;

- сведения об обучающихся и их родителях;

- кружки, секции;

- страница посещаемости;

- страница здоровья;

- заполнение личных дел учащихся.

1.2 Организация регламента деятельности классного руководителя

- распределение поручений в классе;

- организация дежурства по кабинету, школе;

- внешний вид учащихся;

- организация питания;

- вопрос обеспечения к учебному году.

II. Работа с родителями.

2.1 Привлечение родителей к родительскому собранию.

2.2 Проведение родительских собраний.

2.3 Влияние на общение ребят с родителями.

2.4 Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеурочной деятельности.

2.5 Индивидуальная работа с родителями (семьями).

III. Учебная деятельность.

3.1 Контроль за посещаемостью.

3.2 Забота о заболевших, пропустивших много уроков по болезни, организация помощи.

3.3 Создание благоприятной для учебы обстановке в детском коллективе.

3.4 Взаимосвязь с другими учителями - предметниками.

3.5 Работа с дневниками: проверка, заполнение, роспись.

3.6 Контакт с родителями по поводу успеваемости учеников.

3.7 Создание условий для комфортного психологического климата в детском коллективе.

3.8 Развитие умения организовывать и осуществлять общественно-полезный труд.

3.9 Забота о кругозоре: экскурсии, посещение библиотеки и др.

IV. Внеурочная деятельность.

4.1 Организация каникулярной деятельности.

4.2 Организация участия класса в школьных делах.

4.3 Вовлечение в общественно-полезную деятельность, нужную сверстникам, родителям в школе.

4.4 Охрана и укрепление здоровья.

4.5 Проведение классного часа.

4.6 Поиск интересных, эффективных методов и форм работы с классным коллективом.

4.7 Развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом за поручения. Контроль за порученным делом, доведение до конца.

4.8 Создание благоприятного микроклимата в классе, формирование межличностных отношений.











Памятка классному руководителю по работе с дневниками


Дневник учащегося - это один из основных документов, подтверждающих принадлежность учащегося к данному образовательному учреждению и отражающий успеваемость.

Дневник - это своего рода посредник между учениками, учителями-предметниками, классным руководителем и родителями.

Классный руководитель:

- оказывает помощь в заполнении первых страниц дневника: ФИО, класс, адрес, номер телефона и другие сведения.

- проверяет дневник на заполняемость и аккуратность ведения.

- проверяет и ставит свою роспись в конце недели.

- выставляет отметки за четверть, год.

- следит за обратной связью от родителей: вовремя поставленная роспись родителей, ответы на заданные письменные вопросы.

- фиксирует опоздания и пропуски ученика без уважительной причины.








Список литературы

  1. Левит М.В. Как сделать хорошую школу? /Практикоориентированное пособие по проектированию и управлению школой. Часть I./Центр «Педагогический поиск», М., 2000г.


© 2010-2022