Роль художественного образования в сохранении и развитии национальной культуры

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль художественного образования в сохранении и

развитии национальной культуры


Ярных В.В.

МБОУ «Козинская средняя общеобразовательная школа», Грайворонский район,

Мы живем во время, когда рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас на многое мы начинаем смотреть по-другому, многое заново открываем, многое переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому. Необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Сейчас важно обеспечить художественное образование и воспитание подрастающего поколения на национальной основе, противостоять бездуховности.

Образовательный процесс в современной школе предполагает интеграцию человека в окружающую социальную среду, его приобщение к ценностям своего народа. При всем многообразии функций образования его основой должно быть возрождение и передача молодым гражданам нашей страны традиций и опыта прошлого.

В своё время была утрачена связь между поколениями. Даже сельская молодёжь относится к народной песне, игре, танцу, обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и никому не нужного. Но без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с детства. Каждый человек должен знать историю того уголка страны, в котором он живёт. Совсем немногие традиции, обычаи, одежда, языковые особенности жителей юго-запада Грайворонского района, где находится село Козинка, без изменений дошли до наших дней лишь в некоторых семьях. Хранителями традиций являются участники народного ансамбля «Козинские напевы» сельского модельного Дома культуры Северина А.Н., Борисенко Г.А., Костенко З.Т., в семьях которых обычаи и обряды передаются из поколения в поколение.

Совместная деятельность социальных партнёров нашей школы, привлечение детей к сбору, бережному хранению, изучению этнических традиций помогает решать проблему сохранения и передачи культурного наследия будущим поколениям. В условиях муниципальной инновационной площадки «Школа как ресурсный центр развития культурно-образовательного пространства сельского социума», действующей на базе МБОУ «Козинская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района, в 2014 году завершается эсперимент «Проектирование содержания непрерывного художественно-эстетического образования в условиях реализации ФГОС нового поколения». В целях сохранения единого социокультурного пространства в условиях реализации эксперимента при Козинском сельском модельном Доме культуры организованы занятия кружковых объединений «Плетеница» по изготовлению оберегов, кружка народного танца «Чеботуха». На базе Козинской средней общеобразовательной школы младшие школьники на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества «Чудесные мгновения» изучают особенности национальной вышивки и изготовления народных кукол-перевёртышей, на занятиях кружка «Народные традиции и обычаи» школьники знакомятся с традициями и народными играми жителей села Козинка. Воспитатели дошкольной группы работают с воспитанниками по программе художественно-эстетического образования «Цветные ладошки».

Результаты работы в данном направлении демонстрируются в виде театрализованных представлений, в которых принимают участие учителя, обучающиеся, участники народного ансамбля «Козинские напевы» сельского модельного Дома культуры. В настоящее время восстановлены такие обряды, как свадебный и «досвитки».

Но молодое поколение должно знать не только культуру своего региона, но и этнокультуру различных народов нашей страны. Знакомство с особенностями художественной культуры народов других регионов России происходит в рамках внеурочной деятельности по программе «Праздники, традиции и ремёсла народов России», которая предусмотрена ФГОС нового поколения.

Рабочие программы по предметам художественно-эстетического направления дополнены этнокультурными элементами.

Личность, знающая культуру своего региона, своего народа, будет воспринимать другую культуру, как равноправную и самоценную. Работа педагогов в данном направлении позволит развивающейся личности современного школьника формировать чувство толерантности, участвовать в межкультурной коммуникации, общаться с представителями других культур.


© 2010-2022